Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165770888
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 1585
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

ИТОГИ КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ

РАБОТ УЧАЩИХСЯ

«БУДУЩИЕ ЛОМОНОСОВЫ» 

Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Будущие Ломоносовы» включён в Перечень олимпиад Министерства просвещения Российской Федерации (Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2023/2024 учебный год, в соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ №649 от 31 августа 2023 г. (п. 345).

Конкурс проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, в рамках проекта Образовательного кластера Калужской области "ПРО проекты. Школа проектной и исследовательской деятельности".

Участники конкурса: школьники 5–11 классов.

Конкурс проводился в целях реализации Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г. № 474, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждённой Президентом Российской Федерации 3.04.2012 г., Концепции развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г., «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р, и постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».

На конкурс принимались исследовательские и проектные работы учащихся по направлениям:

  • Научно-технические разработки: программные разработки; программные продукты для образования, науки, техники, экономики, сельского хозяйства, искусства; интернет-сайты; разработки в области технического творчества, изобретательства; нанотехнологий; робототехники.
  • Исследовательские работы в области естественных наук: астрономия и космонавтика; биология, медицина; география; математика; физика; химия; экология.
  • Исследовательские работы в области гуманитарных наук: искусствоведение, история, культурная антропология, военная история, краеведение, культурология; лингвистика (русский, английский языки); литературоведение; педагогика и психология; право; экономика.

Конкурс был направлен на создание условий для формирования исследовательского и проектного мышления, развития научной и социальной активности детей и молодежи, для развития у школьников интереса к знаниям и применению их на практике.

При подготовке исследовательских и проектных работ учащиеся смогли глубже изучить выбранную предметную область через раскрытие темы своей работы.

Конкурс вызвал интерес в образовательных учреждениях не только Калужской области, но и других регионов. Это подтверждает общественную значимость конкурса в вопросах всестороннего развития школьников.

В конкурсе участвовали 68 школьников. Наибольшее количество работ на конкурс было прислано из образовательных учреждений Калуги и Обнинска.

Выводы по результатам конкурса

Экспертный совет конкурса отмечает необходимость привлечения большего числа школьников и наставников из других регионов Калужской области, активизации проектной и исследовательской работы в образовательных учреждениях региона.

Необходимо усилить работу с педагогами-наставниками из ОУ Калужской области по организации проектной и исследовательской работы, т.к. при анализе работ в значительном их количестве (более половины!) есть признаки смешения жанров исследования и проекта.

Самой востребованной стали направления гуманитарных наук и культурологии (28 работ), «Медицина, биология, экология» (14 работ).

Основные критерии оценки исследовательских работ участников и результаты:

• исследовательский характер работы (лишь 22 работы соответствуют всем требованиям по этому критерию);
• элементы новизны исследования (только десятая часть от общего числа отличается действительной новизной);
• актуальность работы, практическая и /или/ теоретическая значимость (менее половины работ соответствует этому критерию);
• грамотность и логичность изложения (около 40 работ);
• анализ литературы по теме (самое слабое место в работах);
• личный вклад автора в исследование (в 15 работах верно отражен этот критерий).

Примеры лучших исследовательских работ

Отдельно хочется отметить как самые лучшие исследования следующие работы:

  • Титов Федор, МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги, НСП "Дом детского творчества", наставник Виденина Галина Юрьевна, «Моя Калуга. Тайны глиняных свистулек»
  • Белоусова Екатерина, МБОУ "СОШ № 11" имени Подольских курсантов, Обнинск, наставник Рассказова Марина Михайловна, Экология. работа «Особенности произрастания и репродуктивных стратегий отдельных видов адвентивной флоры Калужской области в фитоценозах города Обнинска»
  • Федосов Денис, МКОУ "Средняя школа №4", Людиново, наставник Хрусталева Людмила Валерьевна, химия, работа «Исследование чипсов и их воздействие на организм человека »

Основные критерии оценки проектов:

• обоснование, актуальность выбранной темы;
• замысел, идея, оригинальность решения проблемы (креативность проекта);
• полученные результаты, практическая, социальная значимость работы;
• степень самостоятельности при реализации проекта.

Примеры лучших проектных работ

  • Осипчук Ксения, МБОУ "Гимназия", Обнинск, наставник Дериглазова Светлана Николаевна, проект «Спортивный костюм».
  • Круглова Александра, МБОУ "Гимназия", Обнинск, Дериглазова Светлана Николаевна, проект «Броши ручной работы».
  • Сашина Елизавета, МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" города Калуги, наставник Шепелева Светлана Николаевна, проект «Создание роликов в стиле перекладной анимации - Стоп моушн для формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей 6-7 лет».

Экспертный совет отмечает, что необходимо более активно продвигать именно проектную работу в школах Калужской области, т.к. многие ребята проявляют большую социальную активность, у них есть хороший потенциал для реализации своих проектов. Например, девочки из обнинской гимназии Осипчук Ксения и Круглова Александра планируют со временем развить свои проекты, превратив их в малый бизнес.

Тем не менее, наряду с достоинствами были выявлены и недостатки. Так, значительное количество конкурсных работ соответствуют лишь ряду требований конкурса (примерно треть). Более половины присланных на конкурс исследований и проектов нуждается в какой-либо незначительной корректировке: в улучшении структуры, усилении практической части. Наиболее «слабым» звеном является построение гипотезы, анализ полученных данных, а для проектных работ – усиление социальной значимости. Не все ребята смогли качественно проанализировать и представить результаты диагностической, экспериментальной или опытной работы.

В качестве положительных моментов следует отметить:

  • высокую познавательную мотивацию школьников к выполнению исследований и проектов;
  • разнообразие тематики;
  • стремление к соблюдению требований по оформлению работ;
  • Конкурс исследовательских и проектных работ «Будущие Ломоносовы» продемонстрировал в целом средний уровень качества работы педагогов-наставников.