Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165210292
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 1635
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «НАСТАВНИКИ БУДУЩИХ ЛОМОНОСОВЫХ»

Завершился Всероссийский конкурс «Наставники будущих Ломоносовых», который является составляющей частью проекта «Школьные ботаны – будущие Ломоносовы».
Проект проводился при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. (Аккаунты Фонда в социальных сетях:
https://vk.com/pfci.grants; https://t.me/pfci_grants; https://ok.ru/group/60241873076373).
Организатор конкурса – Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего».
В мире современных технологий кино является не просто видом синтетичного искусства для наших детей и подростков, оно оказывает мощнейшее влияние на их личностное и интеллектуальное развитие, воздействует на них в психологическом, социальном и эмоциональном плане. Конкурс проводится с использованием специально созданного в рамках проекта фильма-киноурока «Школьные ботаны».
Киноурок «Школьные ботаны» нацелен на формирование у школьников тех нравственных качеств личности, которые непосредственно связаны с процессами познания, с выбором своей роли в обществе, с самооценкой собственных поступков, с определением своего отношения к другим людям, к последствиям своих решений для человека и общества. Любовь к знаниям, ответственность, целеустремленность, способность увлечь других своими идеями, взаимопонимание, умение преодолевать трудности – все эти качества хотел бы каждый педагог видеть в своих учениках. Этот фильм выполняет точно определенные педагогические функции: иллюстрируют духовно-нравственные ценности познания как объект внимания детей; инициирует социально-психологическую активность школьников; в увлекательной интерактивной форме наглядно рассказывает о стремлении юных талантов к высоким идеалам, любви к знаниям и уважении к одаренным, интеллектуальным сверстникам.
Киноискусство расширяет свои границы и стремится показать, как мотивация к познанию, вовлеченность в интеллектуальную деятельность могут быть применены для целей развития и воспитания школьников. А наука, в свою очередь, использует киноискусство как инструмент визуализации познавательного интереса, открытий, как дополнительный канал популяризации знаний.
Перед тем, как педагоги прислали свои конкурсные работы для оценки экспертной комиссией, они посмотрели вместе со своими учениками фильм «Школьные ботаны». Он вдохновил участников на создание работ, некоторые из которых признаны наиболее интересными.
НОМИНАЦИИ И ТЕМЫ КОНКУРСА
I. Воспитательные и интеллектуально-творческие образовательные практики на основании фильма «Школьные ботаны»
• Беседа-импровизация. Обсуждение фильма «Школьные ботаны».
Цель мероприятия в том, чтобы как можно больше зрителей свободно высказали свое мнение о фильме и ответили на разные вопросы. Каков замысел авторов? Как лично ты воспринял содержание фильма? Как бы ты поступил на месте героев в данной ситуации? Могло бы произойти такое в твоем классе?
Почему?
• Выставка в стиле science art (сайнс-арт). После просмотра фильма можно предложить ребятам поделиться своими исследовательскими идеями, рассказать об интеллектуальных хобби (например, чтение, скорочтение, разгадывание или составление кроссвордов, увлечение историей или раскапывание уникальных фактов в ней, коллекционирование соответствующих предметов, событий, познавательные экскурсии и т.д.).
Задача этого мероприятия – перекинуть своего рода мостик от увиденного в фильме – непосредственно к зрителям-школьникам, к развитию их интересов и способностей.
• Диспут «Легко ли быть ботаном?» Цель мероприятия – организация взаимодействия ребят, создание условий для рассуждения, высказывания мнений, поиска ответов на вопросы, связанные со статусом одаренного ребёнка. Верно ли, что ботаном зовут того, кто в своей жизни неправильно расставляет приоритеты? Правда ли, что ботаны пренебрегают коллективом и общением? В чём отличие традиционного понимания слова «ботаны» от увиденного в фильме? Любят ли ботанов одноклассники? Почему?
Знаете ли вы людей, кто очень хорошо учится, но ботаном не прослыли, потому что успевали всё, и умели учёбу иногда «задвинуть» за компанию с коллективом. Согласны ли с высказыванием: «Быть ботаном – это определённые проблемы личности»?
• Информ-досье «Из ботанов – в Ломоносовы». Это просветительское мероприятие, направленное на популяризацию ценностей науки, наукоёмких профессий. После просмотра фильма ученики готовят сообщения, биографические материалы, короткие презентации (6-10 слайдов) о людях, которые интересовались наукой, познанием с самого детства. Как сложилась их жизнь? Каким было детство этих людей – возможно, ещё с ранних лет они испытывали острый интерес к познанию, открытиям?
• Конкурс сиквелов. Сиквел – это прямое продолжение фильма, вторая его часть. Творческое мероприятие, посвящённое будущей жизни героев фильма. После просмотра фильма ребята придумывают его продолжение, короткие сценарии-истории. Как сложилась судьба героев (одного или нескольких, по выбору)? Как повлияла история, показанная в фильме, на выбор жизненного пути? Лучший сценарий выбирается общим решением участников и поощряется педагогом (на его усмотрение).
• Заседание клуба кинолюбителей «Ботаны – среди нас». Цель – популяризация интеллектуально одарённых учащихся средствами кино.
Педагог организует обсуждение событий фильма в сочетании с представлением одарённых детей вашей школы, их побед и достижений. Хорошо, если юные таланты расскажут о своих исследовательских и проектных работах, о том, как складываются их отношения с окружающими, кто и как им помогает и т.д.
• Конкурс рецензий на фильм «Школьные ботаны». Предложите своим ученикам написать отзыв на просмотренный фильм. Какие чувства он вызвал? Поделитесь своим мнением о героях фильма. Понравилась ли игра актёров? Почему? Хочется что-либо изменить в фильме? Что именно?
• Командные интеллектуально-творческие игры, способствующие развитию качеств будущих Ломоносовых. Фильм «Школьные ботаны» может стать для многих ребят своеобразным триггером, который приведёт в активное действие интеллектуально-личностные процессы, вызовет интерес к познанию, к занятиям исследовательской работой. Интеллектуально-творческие игры – это хороший мотиватор для закрепления и развития этих процессов.
• Организация и создание видеороликов «Ботаны из нашей школы – будущее науки». Ребята создают короткие (1-3-минутные) ролики, рассказывающие об учениках своей школы, увлечённых наукой. Эта творческая социальная практика поможет повышению статуса школьников, увлечённых знаниями, исследовательской работой, укреплению их роли в жизни нашей страны, в развитии науки и культуры.
• Классные часы, индивидуальные и групповые беседы (по усмотрению педагогов - по темам, связанным с популяризацией науки, культуры и увлечённых ими людей).
В соответствии с тем, что значительно вырос общий уровень конкурсных работ, экспертный совет к выбору лучших работ подходил очень тщательно и учитывал следующие критерии:
- соответствие материала заявленной теме;
- актуальность реализованного проекта или рассматриваемой темы;
- новизна, наличие интересных находок, оригинальность, творческий подход;
- методическая ценность представленного материала;
- практическая ценность материала, возможность его применения другими педагогами;
- четкость и ясность изложения материала, умение увлечь читателя содержанием;
- соответствие требованиям к оформлению конкурсных работ.
Предлагаем познакомиться с авторами и конкурсными работами, которые рекомендованы экспертным советом для размещения в журнале «Академиан».
Экспертный совет конкурса отмечает большой воспитательный и развивающий потенциал фильма «Школьные ботаны».
Предлагаем познакомиться с наиболее интересными конкурсными работами и их авторами.

«ВЛИЯНИЕ ФИЛЬМА НА УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ», О.В. Фадеева, МАОУ "Лицей №4", Чебоксары. Очень интересная работа педагога, искренне любящего детей и заботящегося о них. Описано влияние фильма на детей начальной школы разного возраста. Вот что пишет автор: «Фильм «Школьные ботаны» у ребят вызвал разные эмоции. Первоклассники, в основном, увидели в этом фильме историю победы! Наши победили – молодцы! И в беседе только через наводящие вопросы, разбирались в том, что это и про них тоже. Страх быть не понятым, что кто-то не пустит, будут смеяться... Но вместе пришли к выводу, что люди разные, все имеют свои возможности, что многого друг о друге не знаем, значит нужно собираться в команды, развиваться и поддерживать друг друга... Второклассники - заряд бодрости получили – началась активность. Обучающихся третьих классов сделали для себя иные выводы. Вероятно, из-за возрастных особенностей, ребята высказывали больше опасений, что такое может быть только в кино, что маленьких не берут в компанию со взрослыми, а учителя всегда лучше выберут тех, кто, по их мнению, дол-жен выступать... Для 4-классников оказалось важно, чтобы тебя заметил тот человек, который тебе нравится!» Многие ребята после фильма подали заявки на участие в разных конкурсах.

ЭССЕ «КИНОУРОКИ – НОВЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ», Т.А. Бруцкая, МБУ ДО «ДДТ», Норильск. Растущий интерес к киноурокам, по мнению автора, связан с потенциалом, который заложен в киноискусстве. Через образ, созданный в ходе киноповествования можно решать задачи профориентирования, предупреждать нравственные болезни общества, формировать культуру безопасности или развивать инклюзивные идеи. Заложенный в кино ресурс способен оказать психологическое и со-циальное влияние на подрастающее поколение. Являясь мощным орудием воздействия на общество кино, может и должно выполнять функции не только развлекательного, но и стратегического значения, связанные с воспитанием гражданской позиции, формированием личностных умений, познавательных способностей. задача педагога как наставника будущих Ломоносовых – использовать потенциал инновационной технологии, способ-ствующий воспитанию внутренних, духовных качеств личности. При этом, способствовать созданию и развитию индустрии образовательного, воспитательного и социализирующего детского кино- и медиа, направленного на усиление России.

ЭССЕ «ДЕТСТВО ВОСПРИИМЧИВО К ВЛИЯНИЮ КИНООБРАЗОВ», Н.Л. Грибанцева, МБОУ «Арьёвская СОШ» Нижегородской области.. В эссе автор анализирует специфику современных фильмов для подростков и описывает реакцию детей на фильм: «Фильм дал им почву для размышлений, и даже эти несколько месяцев учебы после просмотра фильма «Школьные ботаны» стали показательными. «Отличники» стали охотнее объединяться ради общего дела, стали терпимее к мнению друг друга. Примером может служить быстрый сбор команды нашего класса для участия в региональном естественнонаучном турнире. Не пришлось никого уговаривать, разделять «обязанности» в команде и т.п. Дети сами проанализировали свои сильные стороны, навыки и умения партнеров по команде, и в зависимости от этого поделили работу по подготовке к турниру и выполнили все задачи вовремя с малейшими моими корректировками. Самым приятным было то, что никто не «тянул одеяло на себя», хотя ранее с этим мне приходилось бороться, так как возникали конфликтные ситуации. Всё это радует».

«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ НА ОСНОВАНИИ ФИЛЬМА «ШКОЛЬНЫЕ БОТАНЫ». БЕСЕДА-ИМПРОВИЗАЦИЯ», А.В. Макова, МОАУ "Восточненская СОШ", Восточный. Анастасия Васильевна пишет: «Фильм «Школьные ботаны» у ребят вызвал только положительные эмоции. Учащиеся 9 класса стоят на пути выбора будущей профессии, выбора своего жизненного пути. Фильм ещё раз напомнил учащимся, что только командная работа поможет добиться высоких результатов... Над ботанами, правда, все посмеиваются, потому что они не похожи на других, кажутся смешными, или наоборот незаметными. Но у них есть дело, которое им нравится и, если поставить цель, нужно идти к ней. И не бояться мнения окружающих». Ещё учащиеся 9 класса отметили, что очень бы хотели быть похожими на героев фильма. Интересным оказалось, что ребят заинтересовал факт участия в статусных конкурсах. Возникали вопросы: где готовиться, есть ли у нас подобные конкурсы? И, конечно, мимо не прошла уже тема «подмены» команды на более «стильных и представительных». Ведь «ведя» этих детей до 9 класса, мы старались «готовить их ко взрослой жизни». Как важно и приятно и нам, учителям, слышать, как эти дети приходят и говорят с гордостью, что они заняли, например, 1 место научно-практической конференции, что они – лучшие! Все это стимулирует ребят к дальнейшим проектам, участию в конкурсном движении школы, района, страны».

«КАК ПОМОЧЬ СВОИМ УЧЕНИКАМ СТАТЬ НАСТОЯЩЕЙ КОМАНДОЙ?», А.С. Неверова, «МБНОУ «Гимназия №17», Новокузнецк. Педагог считает, что в короткометражном фильме Елены Дубровской «Школьные ботаны» раскрыт смысл того, что если ученикам дать возможность показать свои сильные стороны (при этом, если они будут чувствовать, что в них верят), а также дать силу воли самостоятельности принимать решения в ходе командной работы, то результат не заставит себя долго ждать.

«СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА РАСКРЫВАЕТСЯ В КИНОУРОКЕ «ШКОЛЬНЫЕ БОТАНЫ» ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЕ «ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ», Н.В. Нерощина, ГАУДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко», Оренбург. Фильм побудил педагога к размышлениям о сути понятия «целеустремленность». Природный талант имеет решающее значение в становлении ученого. Однако для того, чтобы этот талант проявился, постоянно развивался и давал результаты, необходимо приложить еще много труда по изучению методологии и приобретению навыков исследовательской деятельности. Наука, как и всякая область знаний, за свою многовековую историю выработала множество приемов, которые позволяют стимулировать творческий процесс. Творческие способности включают в себя нетрадиционное мышление и видение того, что не укладывается в рамки общепринятых понятий, умение мысленным взором охватить всю проблему целиком и сформулировать задачу, а также ассоциативную память и другие психоэмоциональные и характерологические свойства личности.

«НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ. УРОКИ КИНО И ЖИЗНИ. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ В КОМАНДЕ СЛОЖНЫХ, НЕПРИВЫЧНЫХ ЗАДАЧ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)», С.Е. Осипова, МАОУ «Гимназия №3», Пермь. Автор делится своим ценным опытом, как на примере героев фильма, простых школьников из небольшого города, ребята видят реальные ситуации, проблемы, способы их решения и простраивают параллели в своей жизни.

«ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЗДАНИЕ ВИДЕОРОЛИКОВ «БОТАНЫ ИЗ НАШЕЙ ШКОЛЫ – БУДУЩЕЕ НАУКИ», Е.В. Понуркина, МБОУ ТЛИ №128, Новосибирск. В работе описана одна из интересных социальных практик на основе фильма: «Мои ребята из школьного НОУ «Идея», председателем которого я являюсь, создали пока только четыре коротких (1-3-минутные) ролика, рассказывающих об учениках нашего лицея, увлечённых наукой. В дальнейшем мы обязательно продолжим организацию и создание видеороликов на данную тему. Эта творческая социальная практика поможет повышению статуса школьников, увлечённых знаниями, исследовательской работой, укреплению их роли не только в нашем в лицее, но и в жизни нашей страны, в развитии науки и культуры. Я с уверенностью могу заявить, что ботаны из нашей школы – будущее науки! Только в этом году авторы видеороликов активно участвовали в конкурсах МАН и других. Были неоднократными победителями и призерами в различных секциях, по различным предметам и номинациям».

«ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ БОТАНОМ?», Е.Н. Урванцева, МБОУ «СОШ№9», .Ступино Московской области. В работе представлена социальная практика на основе фильма – очень интересные результаты проведенного автором диспута «Легко ли быть ботаном?». Цель мероприятия – организация взаимодействия ребят, создание условий для рассуждения, высказывания мнений, поиска ответов на вопросы, связанные со статусом одаренного ребёнка. Ребятам очень понравились герои фильма «Школьные ботаны», так как они создали непобедимую команду, умную и стильную. В ходе подготовки к игре ребята преобразились внешне и стали крепче внутренне. И не важно, сколько героям лет, важно, что они вместе идут к общей цели. После фильма участники диспута с удовольствием прочитали «Квантовую теорию недопоцелуев», где герои-одаренные математики. Они сталкиваются с еще более сложными проблемами: давление родителей, конфликты со сверстниками, «горе от ума», детская дружба, которую хочется сохранить, первая любовь...

***
Цель конкурса «Наставники будущих Ломоносовых»: объединение усилий и возможностей киноискусства и педагогики в сфере развития и воспитания у детей традиционных ценностей, приобщения школьников к интеллектуально-творческой деятельности на примере киноурока «Школьные ботаны» – достигнута.