ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «БУДУЩИЕ ЛОМОНОСОВЫ»: ИТОГИ
Будущие Ломоносовы – школьники, которые приняли участие в одноимённом конкурсе – по праву могут считать себя потомками великого ученого, его последователями. В конкурсе из ЛНР и ДНР приняли участие 92 школьника. Конкурс проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. За каждым учеником стоят его учителя, научные руководители, эксперты. Конкурс – это всегда новые цели: выбор темы работы, планирование, выполнение. Это и личное испытание на прочность, на умение довести дело до конца. И те, кто смог пройти этот путь – получили заслуженные дипломы, подтверждающие уровень работ. В представленной аналитической записке отмечены авторы лучших работ, указаны позитивные моменты, а также обращено внимание на то, что ещё можно сделать, чтобы повысить уровень исследовательских работ.
Аналитическая справка
Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Будущие Ломоносовы» - это всероссийский конкурс для школьников сельской местности и малых городов, начинающих исследователей. На конкурс принимались исследовательские и проектные работы учащихся по направлениям: • Научно-техническое направление: программные разработки; программные продукты для образования, науки, техники, экономики, сельского хозяйства, искусства, созданные на основе стандартных пакетов прикладных программ; интернет-сайты; Разработки в области технического творчества, изобретательства; нанотехнологий; робототехники. • Естественные науки: астрономия и космонавтика; биология (общая биология, биология растений, биология животных), медицина; география; математика; физика; химия; экология (общая экология, промышленная и социальная экология). • Гуманитарные науки: искусствоведение, история, культурная антропология, военная история, краеведение, культурология; лингвистика (русский, английский языки); литературоведение; педагогика и психология; право; экономика. Конкурс включен в Перечень олимпиад Министерства просвещения Российской Федерации (в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/23 учебный год). По итогам конкурса мы видим расхождение в качестве написания работ. С одной стороны, примерно половина работ соответствуют большинству требований конференции. С другой – часть исследований и проектов нуждается в доработке. Большинство исследовательских работ отличаются достаточно высоким уровнем выполнения, они написаны с учетом основных требований, предъявляемых к таким работам. В целом около двух третьих от всего количества исследований из ЛНР и ДНР построены по алгоритму формирования исследовательских компетенций школьников в процессе проектной и исследовательской деятельности. Однако, примерно треть работ нуждаются в корректировке, улучшении структуры, усилении практической части. Результаты экспертизы исследовательских и проектных работ учащихся на заочном конкурсе позволяют сделать вывод о том, что в ЛНР и ДНР в целом создаются достаточно благоприятные условия для реализации исследовательской и проектной деятельности школьников. При этом отмечается, что ученики начальной школы являются начинающими исследователями и проектантами, поэтому в дальнейшем им ещё предстоит освоить современные технологии написания работ. В качестве положительных моментов следует отметить: - высокую познавательную мотивацию школьников к выполнению исследований и проектов; - разнообразие тематики; - стремление к соблюдению требований по оформлению работ; - тактичный и грамотный подход педагогов-наставников к курированию деятельности своих подопечных. Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Будущие Ломоносовы» продемонстрировал качество работы педагогов-наставников. Особенности наставнической работы педагогов в качестве научных руководителей заключаются в следующем. В работах применены различные технологии, методы, приёмы исследовательской работы. Наиболее часто используются: - опросы, анкетирование (социальные и гуманитарные науки); - эксперименты, опыты (работы естественно-научной направленности); - кейс-технологии (социальные и гуманитарные науки); - музейная педагогика (история, краеведение); - реализация межпредметных связей (по всем номинациям). Экспертный совет, проанализировав работы участников, выявил особенности подготовки обучающихся к исследовательской и проектной деятельности. Однако выявлены и определенные недочёты, а также намечены перспективы дальнейшего развития исследовательских компетенций как педагогов-наставников, так и самих юных исследователей.
Наиболее распространенными ошибками исследовательских и проектных работ, представленных на конкурсы, стали: • Недостаточная осведомленность в теоретических вопросах выбранной темы, в употребляемых терминах. • Недостаточная продуманность научного аппарата. - Отсутствие эвристичности в гипотезе. (Например: «Гипотеза: бюджет российской семьи в XXI веке увеличился...») - Отсутствие или недоказанность гипотезы (или фактический отход от гипотезы). - Нет гипотезы, работа реферативная. Подобных работ совсем мало. • Отсутствие (или недостаточность) количественных показателей. Некоторые участники не обозначали конкретику исследуемого материала: что именно изучали (какой временной период, сколько человек опрошено, и пр.), сколько экономических, географических (или других) единиц исследовано. • Недостаточно корректное представление полученных результатов (например, указание процентов при небольшой выборке опрошенных, отсутствие количественных показателей в диаграмме и пр.). • Неправомерное применение методов. Часто в работах проводится социологический опрос, напрямую не раскрывающий тему. • Ненаучные названия в исследовательских работах - название имеет публицистический характер. • Недостаточное раскрытие практических результатов в проектных работах.
ДОСТОИНСТВА КОНКУРСНЫХ РАБОТ Ученики, имеющие опыт написания научно-исследовательских работ, справились с исследованиями намного лучше остальных, так как уже освоили технологию исследовательских проектов. Значительная часть обучающихся (52%) показали хорошее владение терминологией и понимание основных этапов исследования. Следует отметить практическую направленность многих работ. Вот лишь некоторые примеры. Примеры Положительные моменты научно-исследовательских работ • Разнообразная тематика. Преимущественное преобладание практико-ориентированных тем, а также наличие оригинальных тем, которые или ранее не встречались на данных конкурсах, или встречались редко. Участники из ЛНР и ДНР старались подбирать в большинстве случаев названия работ так, чтобы они соответствовали правилам, принятым в науке, то есть отражали содержание и направление выполненной работы, соответствовали возрасту и возможностям исполнителя. Правда. в ряде случаев (это видно на примерах) в названиях встречается стиль, характерный для рекламы или журналистики. Над этим надо поработать отдельно с наставниками. • Отмечается высокий уровень работ, связанных с биологией. - Белецкая Владислава, МБОУ "Школа №10 г. Донецка"(руководитель: Гришина Ольга Витальевна, учитель биологии и химии), работа «Стерилизация: за и против»). «Будущие Ломоносовы» (Осенний тур). - Кондратенко Иван Андреевич, Луганск, ГУДО ЛНР "РЦНТТ, работа «Особенности морфологического строения волосяного покрова у копытных животных», "(руководитель: Кретов Александр Анатольевич, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой биологии животных, ГОУ ВО ЛНР "Луганский государственный аграрный университет"), «Будущие Ломоносовы» (Осенний тур). - Жук Дмитрий, Луганск, ГУДО ЛНР "РЦНТТ"(научный руководитель: Грибачева Олеся Владимировна, кандидат биологических наук, заведующая кафедры плодоовощеводства и лесоводства ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный аграрный университет»), работа «Влияние регуляторов роста и бутилированной воды на посевные качества семян овощных культур». Будущие Ломоносовы (Осенний тур). - Величко Богдан, Луганск, ГУДО ЛНР "РЦНТТ", (научный руководитель: Пархомец Ирина Юрьевна, учитель географии ГОУ ЛНР «Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат», работа «Описание ландшафтов Донбасса в труде Д.И. Менделеева». Будущие Ломоносовы (Зимний тур).
В качестве наиболее удачных работ отдельно хочется отметить их авторов - следующих участников: - «Линия железной дороги Луганск – Миллерово: прошлое и настоящее», Тапырина Александра, Луганск, ГУДО ЛНР "РЦНТТ", Научный руководитель: Пархомец Ирина Юрьевна, учитель географии ГОУ ЛНР «Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат», - «Психологические особенности влияния интернет-аддикции на становление личности подростков», Городецкая Вероника, Бугаёвка, ГУДО ЛНР "РЦНТТ", научный руководитель: Бережная Наталья Анатольевна. - Городецкая Вероника Андреевна, Бугаёвка, ГУДО ЛНР "РЦНТТ", научный руководитель: Бережная Наталья Анатольевна, работа «Психологические особенности влияния интернет-аддикации на становление личности подростков». - Гончаров Григорий Александрович, Донецк, «ДОНМАН», работа «Повышение качества услуг городского общественного транспорта в условиях информатизации экономики». Научный руководитель Федорченко Алексей Геннадиевич, преподаватель секции «Информационные системы и программирование». Будущие Ломоносовы (Зимний тур). - Салита Иван Игоревич, ГУ ЛНР «Гимназия № 36 имени Г. К. Жукова», Научный руководитель: Мишук Светлана Геннадьевна, учитель финансовой грамотности, работа «Способы повышения финансовой грамотности как необходимой компетенции современного школьника». «Шаги в науку» (зимний конкурс). - Лысенко Ксения Денисовна, Донецк, МОУ "Специализированная физико-математическая школа №17", «Расстройство пищевого поведения у подростков», Научный руководитель Фабер Анна Ивановна. «Юность, наука, культура» (зимний конкурс). Работы этих участников в наиболее высокой степени соответствовали требованиям к исследовательским работам (подробности – в таблице ниже).
Выводы Большинство участников неплохо ориентируются в материалах своих работ, подготовили для участия в конкурсах хорошие презентации, буклеты, проекты в виде интерактивных карт и т.д.), часть участников неплохо ориентируются в научной терминологии. Дальнейшее проведение такого заочного конкурса позволит увеличить количество школьников, которые будут выполнять исследования и проекты на высоком уровне.
|