Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 168029071
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 3052
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Итоги Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся «Будущие Ломоносовы»

В октябре – ноябре 2020 года проходил Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Будущие Ломоносовы».

Конкурс проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в рамках проекта «Наставники будущих Ломоносовых»: продвижение исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов».

Цель проекта: предоставление школьникам из сельской местности и малых городов равных с городскими школьниками возможностей в сфере исследовательской и проектной деятельности.
Задачи:
1. Продвижение интеллектуального развития школьников сельской местности и малых городов через конкурсы исследовательских и проектных работ.
2. Развитие исследовательской и проектной деятельности школьников в научных объединениях учащихся действующих в сельской местности и в малых городах.

Участники конкурса: школьники сельской местности и малых городов – учащиеся 5–8 и 9–11 классов - представители научных объединений учащихся и малых академий наук, а также школьники, которые самостоятельно или под руководством куратора занимаются исследовательской или проектной работой.
Конкурс предусматривал следующие номинации:
Научно-технические разработки: программные разработки; программные продукты для образования, науки, техники, экономики, сельского хозяйства, искусства, созданные на основе стандартных пакетов прикладных программ; интернет-сайты; Разработки в области технического творчества, изобретательства; нанотехнологий; робототехники.
Исследовательские работы в области естественных наук: астрономия и космонавтика; биология, медицина; география; математика; физика; химия; экология.
Исследовательские работы в области гуманитарных наук: искусствоведение, история, культурная антропология, военная история, краеведение, культурология; лингвистика (русский, английский языки); литературоведение; педагогика и психология; право; экономика.

В конкурсе участвовали 393 участника из 101 населенного пункта 43 регионов Российской Федерации и Луганской обл.
• Алтайский край
• Архангельская обл.
• Белгородская обл.
• Владимирская обл.
• Волгоградская обл.
• Вологодская обл.
• Воронежская обл.
• Забайкальский край
• Иркутская обл.
• Калининградская обл.
• Калужская обл.
• Кемеровская обл.
• Краснодарский край
• Красноярский край
• Курганская обл.
• Луганская обл.
• Московская обл.
• Мурманская обл.
• Нижегородская обл.
• Новосибирская обл.
• Оренбургская обл.
• Пензенская обл.
• Пермский край
• Приморский край
• Респ. Алтай
• Респ. Башкортостан
• Респ. Бурятия
• Респ. Крым
• Респ. Мордовия
• Респ. Саха /Якутия/
• Респ. Хакасия
• Ростовская обл.
• Самарская обл.
• Саратовская обл.
• Свердловская обл.
• Смоленская обл.
• Ставропольский край
• Тамбовская обл.
• Томская обл.
• Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО
• Челябинская обл.
• Чувашская Республика
• Ямало-Ненецкий АО

Наиболее востребованными оказались номинации:
- Биология (75 работ)
- Краеведение (57 работ)
- Научно-техническое направление (математика, научно-технические разработки, нанотехнологии, робототехника, изобретательство, инновационные проекты) - (50 работ)
- Экология (47 работ)
- Педагогика, психология, социология (39 работ)
- Физика, химия (34 работы)

Мы видим, что интерес участников соотносится с приоритетными направлениями развития научно-технологического развития России.

Наибольшее число работ поступило по биологии, краеведению, экологии, что характерно для работ учащихся, проживающих в сельской местности и малых городах. Много работ поступило и на довольно сложные направления в области технического творчества, информационных технологий, робототехники, физики, химии, медицины.

Основные критерии оценки конкурсных работ были следующие:
I. Исследовательский характер работы.
II. Новизна исследования, эвристичность.
III. Актуальность работы. Практическая и/или теоретическая значимость.
IV. Соответствие структуры работы общепринятым требованиям для научных трудов.
V. Грамотность и логичность изложения.

По итогам заочного конкурса в личном кабинете каждого участника были сформированы наградные документы:
- диплом Лауреата (I, II или III степени) или свидетельства участника;
- свидетельство научному руководителю, подготовившему лауреата конкурса.
По итогам конкурса участникам конкурса и их научным руководителям были отправлены приглашение на очный финальный проект – Фестиваль науки и техники «Потомки Ломоносова».

Надо отметить, что работы были представлены на высоком уровне – 164 автора работ удостоены звания Лауреата 1-й степени. Часть этих работ размещено на сайте МАН «Интеллект будущего».

Лучшие работы рекомендованы для публикации в научно-образовательном электронном журнале «Академиан» (официально зарегистрированное средство массовой информации), в других изданиях (журналах «Исследовательская работа школьников», «Одарённый ребёнок», «Дополнительное образование и воспитание»).

В научно-образовательном электронном журнале «Академиан» можно ознакомиться с тезисами докладов участников конкурса «Будущие Ломоносовы» 2020/2021 учебного года: http://future4you.ru/images/stories/docs/2/n11__6.09._buduschie_lomonosovy.pdf, а также с лучшими работами участников Фестиваля науки и техники «Потомки Ломоносова» (февраль 2021 года) – финального мероприятия конкурса «Будущие Ломоносовы»:
http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6934&Itemid=4144 
Часть работ лауреатов 1-й степени заочного конкурса «Будущие Ломоносовы» размещены на сайте МАН «Интеллект будущего»:
https://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6835&Itemid=4102 

По данной ссылке можно увидеть и скачать Сборники работ лауреатов Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся по направлениям:
Естественные науки и техника - https://future4you.ru/images/stories/docs/Pedagog/2020-2021/sbornik_buduschie_lomonosovy__i_estestvennye_nauki_i_tehnika.pdf 
Биология и медицина - https://future4you.ru/images/stories/docs/Pedagog/2020-2021/sbornik_buduschie_lomonosovy__ii_biologija_i_medicina.pdf 
Гуманитарные науки - https://future4you.ru/images/stories/docs/Pedagog/2020-2021/sbornik_buduschie_lomonosovy__iii_gumanitarnye_nauki.pdf 
Социальные науки - https://future4you.ru/images/stories/docs/Pedagog/2020-2021/sbornik_buduschie_lomonosovy__iv_socialnye_nauki.pdf 

Самыми активными оказались регионы:
- Кемеровская обл. (20 участников в номинациях Биология, Военная история, География, История, Краеведение, Лингвистика (английский язык), Лингвистика (русский язык), Медицина, Педагогика и психология, Социология, Химия, Экология, Экономика),
- Ямало-Ненецкий АО (20 участников в номинациях Биология, Лингвистика (английский язык), Литературоведение, Математика, Химия, Экология, Экономика)
- Нижегородская обл. (18 участников в номинациях Биология, География, Педагогика и психология, Экология, Этнография),
- Новосибирская обл. (12 участников в номинациях Биология, Математика, Медицина, Педагогика и психология, Социология, Физика, Экология)
- Самарская обл. (12 участников в номинациях Астрономия и космонавтика, Биология, География, История, Краеведение, Право, Экология)
- Пензенская обл. (11 участников в номинациях Биология, Разработки в области технического творчества, изобретательства, нанотехнологий, робототехники, Техническое творчество и изобретательство, Химия, Экология)
- Курганская обл. (8 участников в номинациях Биология, География, Краеведение, Математика, Физика, Экология)
- Белгородская обл. (7 участников в номинациях Биология, Краеведение, Экология)
- Алтайский край (17 участников в номинациях Астрономия и космонавтика, Биология, Искусствоведение, Краеведение, Химия, Экология
- Биология, Лингвистика (русский язык), Медицина, Педагогика и психология, Социология)

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников сельской местности и малых городов продемонстрировал качество работы педагогов-кураторов.

Результат экспертизы исследовательских и проектных работ учащихся на заочном конкурсе позволяет сделать вывод о том, что в школах сельской местности и малых городов создаются условия для реализации исследовательской и проектной деятельности школьников.
Особенности наставнической работы педагогов сельской местности и малых городов в качестве научных руководителей заключаются в следующем.

В работах применены различные технологии, методы, приемы исследовательской работы. Наиболее часто используются:
- Кейс-технологии.
- Музейная педагогика
- Реализация межпредметных связей

Большинство исследовательских работ отличаются достаточно высоким уровнем выполнения, они написаны с учетом основных требований, предъявляемых к таким работам. 80% исследований построены по алгоритму формирования исследовательских компетенций школьников в процессе проектной и исследовательской деятельности.

Можно выделить основные особенности исследовательских работ.
1. Выраженная региональная направленность
Например, в номинациях «Биология», «Экология», «Краеведение» много работ, актуальных для того или иного региона. Эти исследования вносят определенный вклад в природоохранную деятельность, имеют выраженный краеведческий компонент. Приведем некоторые примеры.
Работа Карасёвой Юлии из МБОУ «Ялтинская средняя школа № 11», МО ГО Ялта Республики Крым (руководитель Карасёва А.В.) посвящена изучению растений парка и определению видов, занесенных в Красную книгу. Работа актуальна, так как в процессе исследования удалось наглядно изучить растения и собрать материалы, подтверждающие особый статус парка как ООПТ. Работа имеет прикладное значение: охранный знак и ограждение были установлены у двух деревьев – памятников природы – Тиса Леси Украинки и Фисташки Липы. Эти растения отнесены к деревьям-долгожителям. Полученными результатами автор поделилась с ребятами в классе и на занятиях кружка. Материалы работы были переданы в научный отдел ФГБУ «Заповедный Крым» для изучения и рецензирования.
В работе Сторожевых Леонида (руководитель Скворцова С.Ю.) «Применение инструментальных методов анализа для определения качества водопроводной воды города Новосибирска» применены методы фотометрии и обратного титрования. Продуктом проекта стали статистические данные количественного состава водопроводной воды города Новосибирска. Исследовалось качество водопроводной воды по трём показателям (общее содержание железа, перманганатная окисляемость и водородный показатель). Обнаружено, что все образцы воды, взятой из разных районов города Новосибирск, удовлетворяют нормам СанПиН, однако различаются по количественному составу. Работа по определению причин различий продолжается.

2. Гражданско-патриотическая направленность
Так, Попов Альберт, Ытык-Кюель, Якутия, МБОУ "Таттинский лицей имени имени А.Е. Мординова" свою работу «Стахановцы-таттинцы с 1939 по 1945 годы (по материалам газеты «Коммунист»)» посвятил изучению вклада своих земляков в дело Победы в Великой отечественной войне. Работа отличается новизной: во многих краеведческих работах о стахановцах упоминается кратко и данная тема в целом изучена мало. В ходе исследования в работе впервые обнародованы имена и трудовые подвиги стахановцев-таттинцев в предвоенные и военные годы, определен их вклад в Победу в Великой отечественной войне.
Талыпа Артём из с.Завьялово, МКОУ "Завьяловская средняя школа" в работе «История моей семьи в истории страны» (рук. Юркина А.В.) исследует историю своего рода с 18 века. Несмотря на то, что они жили в разное время, они сумели сделать многое: кто-то воевал, кто-то обучал детей, кто-то работал в колхозе или строил новые здании, полезные для других.

3. Социальная значимость.
Значительная часть работ содержит продукты, представляющие собой определенную социальную значимость. Результаты исследований и проектов с успехом могут применять другие люди.
Результатом проекта «Занимательный материал на уроках русского языка в начальных классах» Терещенко Олеси из Абакана, ФГБОУ ВО "ХГУ им. Н. Ф. Катанова" КПОИиП ИНПО (научный руководитель: Чудаева Н.Л.) стало создание банка занимательных материалов по разделу «Морфология» для начальной школы, которым могут воспользоваться учителя начальных классов, а также студенты специальности Преподавание в начальных классах при подготовке к урокам русского языка по разделу ″Морфология″.
А Шумак Полина из Лабытнанги, МАОУ СОШ №1 подготовила сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5-9 классов «Слово о Ямале». Автор пишет: «Не секрет, что среди приехавших жить и работать на Ямал нередко встречается пренебрежительное отношение к издавна населяющим полуостров ненцам, ханты, коми. Чаще всего это происходит из-за незнания особенностей культуры другого народа, из-за непонимания мотивов поведения живущих рядом с нами и непохожих на нас людей». Учителя русского языка положительно относятся к использованию на своих уроках краеведческого материала, но испытывают недостаток в нем. Таким образом, в работе выявлено противоречие между большой значимостью воспитательного потенциала художественных текстов и недостатком доступных материалов. Этим подтверждается актуальность проекта. Тексты диктантов помогут учащимся понять быт народов Ямала, оценить красоту и неповторимость северной природы. Автором самостоятельно разработано содержание сборника, выполнена систематизация орфограмм и пунктограмм, встречающихся в текстах диктантов.

4. Творческий характер исследовательских и проектных работ
Многие работы, особенно проектные, отличались творческим подходом, представляли результаты индивидуального самовыражения автора. Например, работа Суфияровой Алины, МАОУ "Гимназия №76", Набережные Челны, проект «Узелковый батик. Шибори. Тай дай». Автор в ходе работы не только изготовила сама предметы одежды, но и научила своих одноклассниц декорировать предметы одежды своими руками, используя технику росписи по ткани батик в технике тай - дай.

5. Направленность результатов работы на решение проблем сельской местности и малых городов
«Разработка комплекса для повышения урожайности сельскохозяйственных культур» – это коллективная работа Богомаз Артема, Вербицкого Алексея. Салий Юлии, Хоботова Дмитрия (рук. Скулкина Т.Г.), Светлый, Калининградская область, МБОУ СОШ № 5. В настоящее время сельскохозяйственное производство в Калининградской области развивается нестабильно. В частности, рост сборов продукции земледелия в первую очередь достигается путем увеличения площадей посевов, а не использованием новых технологий повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью поиска новых способов повышения урожайности сельскохозяйственных культур. В ходе работы изготовлен опытный образец прибора для электролиза воды, изучена возможность практического применения изготовленного прибора, разработан технический проект модели робота для полива посевов активированной водой, собрана модель робота и проведены испытания на опытном участке школьной территории. Определены перспективы возможного использования электролиза воды для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

6. Инновационность и практическая направленность.
Положительно оценивались работы, направленные на решение конкретных практических задач с помощью инновационных решений. Так, работа «Система автоматизированной генерации иллюстраций к тексту». Авторы Костриков Иван, Черкашин Даниил, ученики 10а класса МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска (руководитель: Козина Ю.А., учитель русского языка и литературы) содержит опыт реализации первого представления понятия «визуализация», т.е. создание системы генерации изображений по входному тексту определенного жанра. Цель работы: создание программы визуализатора, производящей поиск ключевых сцен в тексте произведения и выполняющей построения изображений на основе имеющихся в базе данных шаблонов. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: анализ существующих аналогов; определение жанра литературного произведения с целью подготовки базы исходных объектов; подготовка базы исходных изображений для иллюстраций; выбор и обоснование выбора языка программирования (с кратким анализом всех действующих на сегодняшний день); написание кода программы визуализатора. Программа позволит снизить расходы на создание онлайн-библиотек. Заинтересованы будут и издательства, специализирующиеся, в первую очередь, на массовой литературе: небольшими тиражами, в мягких обложках, выходят серии разных жанров (фантастика, фэнтези, детектив и т.п.). Стоимость такой книги низкая (в популярном сетевом магазине «Читай-город» стоимость таких изданий – от 18 рублей в период акций). Иллюстрации помогут сделать издание более привлекательным для читателя за счёт наглядности.
«Умная розетка на Ардуино» - это работа Камалутдинова Дамира из Оренбургской области, с. Кувандык, МАОУ СОШ № 2. «Умные» розетки - новый технологический виток, который позволил человеку управлять дистанционно различной техникой, работающей от электричества. Посредством специальных команд со смартфона или другого электронного устройства, можно выключить телевизор, или наоборот включить кондиционер в квартире. Также, через смартфон можно осуществлять контроль над всеми работающими электроприборами в доме. Неважно, что подключено к умной розетке, стиральная машинка или утюг. Поскольку теперь находясь на работе, можно не переживать о том, выключена ли электроплита или же утюг. Автор изготовил «умную» розетку, оценил функциональные особенности и финансовые затраты на создание устройства; проанализировал сравнительные результаты заводской и самодельной «умной» розетки.

В ходе анализа работ конкурса экспертным советом выявлены некоторые проблемы. Примерно в 30% работ есть недочеты, связанные с особенностями работы наставника (например, недостаточно верно сформированный понятийный аппарат исследования, неполное понимание разницы между исследованием и проектом, недочеты при анализе полученных данных, неумение представить результаты наиболее полно и доказательно и пр.). Считаем полезным проводить регулярные мероприятия по повышению исследовательских компетенций педагогов и школьников:
• конференции + семинар с разбором основных ошибок, устранение которых позволило бы оценить работу выше (очные, выездные, онлайн-формата и т.д.).
• исследовательские школы, курсы, консультации.

В целом, конкурс способствовал развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов.