Итоги Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся «Будущие Ломоносовы»
В октябре – ноябре 2020 года проходил Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Будущие Ломоносовы».
Конкурс проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в рамках проекта «Наставники будущих Ломоносовых»: продвижение исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов».
Цель проекта: предоставление школьникам из сельской местности и малых городов равных с городскими школьниками возможностей в сфере исследовательской и проектной деятельности. Задачи: 1. Продвижение интеллектуального развития школьников сельской местности и малых городов через конкурсы исследовательских и проектных работ. 2. Развитие исследовательской и проектной деятельности школьников в научных объединениях учащихся действующих в сельской местности и в малых городах.
Участники конкурса: школьники сельской местности и малых городов – учащиеся 5–8 и 9–11 классов - представители научных объединений учащихся и малых академий наук, а также школьники, которые самостоятельно или под руководством куратора занимаются исследовательской или проектной работой. Конкурс предусматривал следующие номинации: Научно-технические разработки: программные разработки; программные продукты для образования, науки, техники, экономики, сельского хозяйства, искусства, созданные на основе стандартных пакетов прикладных программ; интернет-сайты; Разработки в области технического творчества, изобретательства; нанотехнологий; робототехники. Исследовательские работы в области естественных наук: астрономия и космонавтика; биология, медицина; география; математика; физика; химия; экология. Исследовательские работы в области гуманитарных наук: искусствоведение, история, культурная антропология, военная история, краеведение, культурология; лингвистика (русский, английский языки); литературоведение; педагогика и психология; право; экономика.
В конкурсе участвовали 393 участника из 101 населенного пункта 43 регионов Российской Федерации и Луганской обл. • Алтайский край • Архангельская обл. • Белгородская обл. • Владимирская обл. • Волгоградская обл. • Вологодская обл. • Воронежская обл. • Забайкальский край • Иркутская обл. • Калининградская обл. • Калужская обл. • Кемеровская обл. • Краснодарский край • Красноярский край • Курганская обл. • Луганская обл. • Московская обл. • Мурманская обл. • Нижегородская обл. • Новосибирская обл. • Оренбургская обл. • Пензенская обл. • Пермский край • Приморский край • Респ. Алтай • Респ. Башкортостан • Респ. Бурятия • Респ. Крым • Респ. Мордовия • Респ. Саха /Якутия/ • Респ. Хакасия • Ростовская обл. • Самарская обл. • Саратовская обл. • Свердловская обл. • Смоленская обл. • Ставропольский край • Тамбовская обл. • Томская обл. • Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО • Челябинская обл. • Чувашская Республика • Ямало-Ненецкий АО
Наиболее востребованными оказались номинации: - Биология (75 работ) - Краеведение (57 работ) - Научно-техническое направление (математика, научно-технические разработки, нанотехнологии, робототехника, изобретательство, инновационные проекты) - (50 работ) - Экология (47 работ) - Педагогика, психология, социология (39 работ) - Физика, химия (34 работы)
Мы видим, что интерес участников соотносится с приоритетными направлениями развития научно-технологического развития России.
Наибольшее число работ поступило по биологии, краеведению, экологии, что характерно для работ учащихся, проживающих в сельской местности и малых городах. Много работ поступило и на довольно сложные направления в области технического творчества, информационных технологий, робототехники, физики, химии, медицины.
Основные критерии оценки конкурсных работ были следующие: I. Исследовательский характер работы. II. Новизна исследования, эвристичность. III. Актуальность работы. Практическая и/или теоретическая значимость. IV. Соответствие структуры работы общепринятым требованиям для научных трудов. V. Грамотность и логичность изложения.
По итогам заочного конкурса в личном кабинете каждого участника были сформированы наградные документы: - диплом Лауреата (I, II или III степени) или свидетельства участника; - свидетельство научному руководителю, подготовившему лауреата конкурса. По итогам конкурса участникам конкурса и их научным руководителям были отправлены приглашение на очный финальный проект – Фестиваль науки и техники «Потомки Ломоносова».
Надо отметить, что работы были представлены на высоком уровне – 164 автора работ удостоены звания Лауреата 1-й степени. Часть этих работ размещено на сайте МАН «Интеллект будущего».
Лучшие работы рекомендованы для публикации в научно-образовательном электронном журнале «Академиан» (официально зарегистрированное средство массовой информации), в других изданиях (журналах «Исследовательская работа школьников», «Одарённый ребёнок», «Дополнительное образование и воспитание»).
В научно-образовательном электронном журнале «Академиан» можно ознакомиться с тезисами докладов участников конкурса «Будущие Ломоносовы» 2020/2021 учебного года: http://future4you.ru/images/stories/docs/2/n11__6.09._buduschie_lomonosovy.pdf, а также с лучшими работами участников Фестиваля науки и техники «Потомки Ломоносова» (февраль 2021 года) – финального мероприятия конкурса «Будущие Ломоносовы»: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6934&Itemid=4144 Часть работ лауреатов 1-й степени заочного конкурса «Будущие Ломоносовы» размещены на сайте МАН «Интеллект будущего»: https://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6835&Itemid=4102
По данной ссылке можно увидеть и скачать Сборники работ лауреатов Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся по направлениям: Естественные науки и техника - https://future4you.ru/images/stories/docs/Pedagog/2020-2021/sbornik_buduschie_lomonosovy__i_estestvennye_nauki_i_tehnika.pdf Биология и медицина - https://future4you.ru/images/stories/docs/Pedagog/2020-2021/sbornik_buduschie_lomonosovy__ii_biologija_i_medicina.pdf Гуманитарные науки - https://future4you.ru/images/stories/docs/Pedagog/2020-2021/sbornik_buduschie_lomonosovy__iii_gumanitarnye_nauki.pdf Социальные науки - https://future4you.ru/images/stories/docs/Pedagog/2020-2021/sbornik_buduschie_lomonosovy__iv_socialnye_nauki.pdf
Самыми активными оказались регионы: - Кемеровская обл. (20 участников в номинациях Биология, Военная история, География, История, Краеведение, Лингвистика (английский язык), Лингвистика (русский язык), Медицина, Педагогика и психология, Социология, Химия, Экология, Экономика), - Ямало-Ненецкий АО (20 участников в номинациях Биология, Лингвистика (английский язык), Литературоведение, Математика, Химия, Экология, Экономика) - Нижегородская обл. (18 участников в номинациях Биология, География, Педагогика и психология, Экология, Этнография), - Новосибирская обл. (12 участников в номинациях Биология, Математика, Медицина, Педагогика и психология, Социология, Физика, Экология) - Самарская обл. (12 участников в номинациях Астрономия и космонавтика, Биология, География, История, Краеведение, Право, Экология) - Пензенская обл. (11 участников в номинациях Биология, Разработки в области технического творчества, изобретательства, нанотехнологий, робототехники, Техническое творчество и изобретательство, Химия, Экология) - Курганская обл. (8 участников в номинациях Биология, География, Краеведение, Математика, Физика, Экология) - Белгородская обл. (7 участников в номинациях Биология, Краеведение, Экология) - Алтайский край (17 участников в номинациях Астрономия и космонавтика, Биология, Искусствоведение, Краеведение, Химия, Экология - Биология, Лингвистика (русский язык), Медицина, Педагогика и психология, Социология)
Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников сельской местности и малых городов продемонстрировал качество работы педагогов-кураторов.
Результат экспертизы исследовательских и проектных работ учащихся на заочном конкурсе позволяет сделать вывод о том, что в школах сельской местности и малых городов создаются условия для реализации исследовательской и проектной деятельности школьников. Особенности наставнической работы педагогов сельской местности и малых городов в качестве научных руководителей заключаются в следующем.
В работах применены различные технологии, методы, приемы исследовательской работы. Наиболее часто используются: - Кейс-технологии. - Музейная педагогика - Реализация межпредметных связей
Большинство исследовательских работ отличаются достаточно высоким уровнем выполнения, они написаны с учетом основных требований, предъявляемых к таким работам. 80% исследований построены по алгоритму формирования исследовательских компетенций школьников в процессе проектной и исследовательской деятельности.
Можно выделить основные особенности исследовательских работ. 1. Выраженная региональная направленность Например, в номинациях «Биология», «Экология», «Краеведение» много работ, актуальных для того или иного региона. Эти исследования вносят определенный вклад в природоохранную деятельность, имеют выраженный краеведческий компонент. Приведем некоторые примеры. Работа Карасёвой Юлии из МБОУ «Ялтинская средняя школа № 11», МО ГО Ялта Республики Крым (руководитель Карасёва А.В.) посвящена изучению растений парка и определению видов, занесенных в Красную книгу. Работа актуальна, так как в процессе исследования удалось наглядно изучить растения и собрать материалы, подтверждающие особый статус парка как ООПТ. Работа имеет прикладное значение: охранный знак и ограждение были установлены у двух деревьев – памятников природы – Тиса Леси Украинки и Фисташки Липы. Эти растения отнесены к деревьям-долгожителям. Полученными результатами автор поделилась с ребятами в классе и на занятиях кружка. Материалы работы были переданы в научный отдел ФГБУ «Заповедный Крым» для изучения и рецензирования. В работе Сторожевых Леонида (руководитель Скворцова С.Ю.) «Применение инструментальных методов анализа для определения качества водопроводной воды города Новосибирска» применены методы фотометрии и обратного титрования. Продуктом проекта стали статистические данные количественного состава водопроводной воды города Новосибирска. Исследовалось качество водопроводной воды по трём показателям (общее содержание железа, перманганатная окисляемость и водородный показатель). Обнаружено, что все образцы воды, взятой из разных районов города Новосибирск, удовлетворяют нормам СанПиН, однако различаются по количественному составу. Работа по определению причин различий продолжается.
2. Гражданско-патриотическая направленность Так, Попов Альберт, Ытык-Кюель, Якутия, МБОУ "Таттинский лицей имени имени А.Е. Мординова" свою работу «Стахановцы-таттинцы с 1939 по 1945 годы (по материалам газеты «Коммунист»)» посвятил изучению вклада своих земляков в дело Победы в Великой отечественной войне. Работа отличается новизной: во многих краеведческих работах о стахановцах упоминается кратко и данная тема в целом изучена мало. В ходе исследования в работе впервые обнародованы имена и трудовые подвиги стахановцев-таттинцев в предвоенные и военные годы, определен их вклад в Победу в Великой отечественной войне. Талыпа Артём из с.Завьялово, МКОУ "Завьяловская средняя школа" в работе «История моей семьи в истории страны» (рук. Юркина А.В.) исследует историю своего рода с 18 века. Несмотря на то, что они жили в разное время, они сумели сделать многое: кто-то воевал, кто-то обучал детей, кто-то работал в колхозе или строил новые здании, полезные для других.
3. Социальная значимость. Значительная часть работ содержит продукты, представляющие собой определенную социальную значимость. Результаты исследований и проектов с успехом могут применять другие люди. Результатом проекта «Занимательный материал на уроках русского языка в начальных классах» Терещенко Олеси из Абакана, ФГБОУ ВО "ХГУ им. Н. Ф. Катанова" КПОИиП ИНПО (научный руководитель: Чудаева Н.Л.) стало создание банка занимательных материалов по разделу «Морфология» для начальной школы, которым могут воспользоваться учителя начальных классов, а также студенты специальности Преподавание в начальных классах при подготовке к урокам русского языка по разделу ″Морфология″. А Шумак Полина из Лабытнанги, МАОУ СОШ №1 подготовила сборник диктантов по русскому языку для учащихся 5-9 классов «Слово о Ямале». Автор пишет: «Не секрет, что среди приехавших жить и работать на Ямал нередко встречается пренебрежительное отношение к издавна населяющим полуостров ненцам, ханты, коми. Чаще всего это происходит из-за незнания особенностей культуры другого народа, из-за непонимания мотивов поведения живущих рядом с нами и непохожих на нас людей». Учителя русского языка положительно относятся к использованию на своих уроках краеведческого материала, но испытывают недостаток в нем. Таким образом, в работе выявлено противоречие между большой значимостью воспитательного потенциала художественных текстов и недостатком доступных материалов. Этим подтверждается актуальность проекта. Тексты диктантов помогут учащимся понять быт народов Ямала, оценить красоту и неповторимость северной природы. Автором самостоятельно разработано содержание сборника, выполнена систематизация орфограмм и пунктограмм, встречающихся в текстах диктантов.
4. Творческий характер исследовательских и проектных работ Многие работы, особенно проектные, отличались творческим подходом, представляли результаты индивидуального самовыражения автора. Например, работа Суфияровой Алины, МАОУ "Гимназия №76", Набережные Челны, проект «Узелковый батик. Шибори. Тай дай». Автор в ходе работы не только изготовила сама предметы одежды, но и научила своих одноклассниц декорировать предметы одежды своими руками, используя технику росписи по ткани батик в технике тай - дай.
5. Направленность результатов работы на решение проблем сельской местности и малых городов «Разработка комплекса для повышения урожайности сельскохозяйственных культур» – это коллективная работа Богомаз Артема, Вербицкого Алексея. Салий Юлии, Хоботова Дмитрия (рук. Скулкина Т.Г.), Светлый, Калининградская область, МБОУ СОШ № 5. В настоящее время сельскохозяйственное производство в Калининградской области развивается нестабильно. В частности, рост сборов продукции земледелия в первую очередь достигается путем увеличения площадей посевов, а не использованием новых технологий повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью поиска новых способов повышения урожайности сельскохозяйственных культур. В ходе работы изготовлен опытный образец прибора для электролиза воды, изучена возможность практического применения изготовленного прибора, разработан технический проект модели робота для полива посевов активированной водой, собрана модель робота и проведены испытания на опытном участке школьной территории. Определены перспективы возможного использования электролиза воды для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.
6. Инновационность и практическая направленность. Положительно оценивались работы, направленные на решение конкретных практических задач с помощью инновационных решений. Так, работа «Система автоматизированной генерации иллюстраций к тексту». Авторы Костриков Иван, Черкашин Даниил, ученики 10а класса МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска (руководитель: Козина Ю.А., учитель русского языка и литературы) содержит опыт реализации первого представления понятия «визуализация», т.е. создание системы генерации изображений по входному тексту определенного жанра. Цель работы: создание программы визуализатора, производящей поиск ключевых сцен в тексте произведения и выполняющей построения изображений на основе имеющихся в базе данных шаблонов. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: анализ существующих аналогов; определение жанра литературного произведения с целью подготовки базы исходных объектов; подготовка базы исходных изображений для иллюстраций; выбор и обоснование выбора языка программирования (с кратким анализом всех действующих на сегодняшний день); написание кода программы визуализатора. Программа позволит снизить расходы на создание онлайн-библиотек. Заинтересованы будут и издательства, специализирующиеся, в первую очередь, на массовой литературе: небольшими тиражами, в мягких обложках, выходят серии разных жанров (фантастика, фэнтези, детектив и т.п.). Стоимость такой книги низкая (в популярном сетевом магазине «Читай-город» стоимость таких изданий – от 18 рублей в период акций). Иллюстрации помогут сделать издание более привлекательным для читателя за счёт наглядности. «Умная розетка на Ардуино» - это работа Камалутдинова Дамира из Оренбургской области, с. Кувандык, МАОУ СОШ № 2. «Умные» розетки - новый технологический виток, который позволил человеку управлять дистанционно различной техникой, работающей от электричества. Посредством специальных команд со смартфона или другого электронного устройства, можно выключить телевизор, или наоборот включить кондиционер в квартире. Также, через смартфон можно осуществлять контроль над всеми работающими электроприборами в доме. Неважно, что подключено к умной розетке, стиральная машинка или утюг. Поскольку теперь находясь на работе, можно не переживать о том, выключена ли электроплита или же утюг. Автор изготовил «умную» розетку, оценил функциональные особенности и финансовые затраты на создание устройства; проанализировал сравнительные результаты заводской и самодельной «умной» розетки.
В ходе анализа работ конкурса экспертным советом выявлены некоторые проблемы. Примерно в 30% работ есть недочеты, связанные с особенностями работы наставника (например, недостаточно верно сформированный понятийный аппарат исследования, неполное понимание разницы между исследованием и проектом, недочеты при анализе полученных данных, неумение представить результаты наиболее полно и доказательно и пр.). Считаем полезным проводить регулярные мероприятия по повышению исследовательских компетенций педагогов и школьников: • конференции + семинар с разбором основных ошибок, устранение которых позволило бы оценить работу выше (очные, выездные, онлайн-формата и т.д.). • исследовательские школы, курсы, консультации.
В целом, конкурс способствовал развитию исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов.
|