Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 150103588
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2484
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПЕДАГОГОВ
«НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

(номинация «Методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся младшего школьного возраста»)

В ноябре и декабре 2019 года 196 педагогов из 46 регионов нашей страны приняли участие во всероссийском педагогическом конкурсе «Новые горизонты образования». Было представлено 268 конкурсных работ (в номинации «Методическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся младшего школьного возраста»). Этот конкурс организован Общероссийской Малой академией наук "Интеллект будущего" в рамках образовательного проекта «Катализатор интеллекта: развитие исследовательской и проектной деятельности младших школьников», который проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Лучшие материалы конкурса публикуются в средствах массовой информации, в том числе, в научно-методических журналах («Исследовательская работа школьников», «Дополнительное образование и воспитание», «Одаренный ребенок» и других), размещаются на сайте МАН «Интеллект будущего», в журнале «Академиан» (электронное СМИ), в социальных сетях, интернет-изданиях. По итогам этого масштабного образовательного проекта на российском Фестивале открытий «Содружество» в формате экспресс-сессии «Лучшие педагогические практики современного образования» представляются работы победителей педагогического конкурса «Новые горизонты образования».

Качество конкурсных работ оценивали самые опытные эксперты Малой академии наук «Интеллект будущего»: В.Н. Клепиков – кандидат педагогических наук, Почётный работник общего образования, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО, учитель СОШ № 6 г. Обнинска, победитель конкурса «Лучшие учителя России»; М.В. Волкова - кандидат психологических наук; доцент Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, Почетный работник общего образования РФ, директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего»; Т.В. Ляшко – директор образовательных программ МАН «Интеллект будущего», Лауреат Премии Правительства РФ в области образования; И.Н. Исакова - редактор научно-образовательного электронного журнала «Академиан»; Почётный работник общего образования РФ, методист по организации психологического сопровождения исследовательской деятельности и личностного роста учителя.

Отличительной особенностью этого конкурса стало участие в нем исключительно тех педагогов, кто действительно профессионально увлечен исследовательской и проектной работой с учащимися младшего школьного возраста. Данное мероприятие объединило в первую очередь именно таких учителей, позволило обобщить опыт тех, кто искренне поддерживает идеи развития креативных способностей учащихся, целенаправленно формирует универсальные учебные действия, которые способствуют саморазвитию и самосовершенствованию детей благодаря сознательному и активному присвоению ими нового социального опыта через проектную и исследовательскую деятельность.

Присланные на конкурс материалы показывают, что в педагогическом сообществе тема реализации ФГОС по-прежнему является актуальной. Пятая часть работ посвящена деятельности педагогов в условиях реализации образовательных стандартов. Традиционно востребованной оказалась и номинация «Методические разработки». Более трети конкурсантов прислали свои методические разработки уроков, сценарии внеклассных и внеурочных мероприятий, программы работы НОУ (научного объединения учащихся); методические пособия по работе с родителями; сборники игр, упражнений, направленных на развитие исследовательских способностей и т.д.

Представляем авторов, чьи работы стали лучшими в этих номинациях.

НОМИНАЦИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Альмухаметова Алина Фаиловна, Аргаяш, МОУ Аргаяшская СОШ № 2, работа «Облако слов как средство познавательной активности на уроках в начальной школе». В настоящее время интернет-ресурсы являются для педагогов одним из главных средств в обучении. Педагоги используют на своих уроках аудио- и видео-ресурсы, «тексты новой природы» - комиксы, облако слов, коллажи, буктрейлеры для развития познавательного интереса учащихся, так и для реализации активного участия учащихся в учебном процессе. Алина Фаиловна пишет: «Работа с облаком слов захватывает моих учеников, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску. А я, таким образом, решаю следующие задачи: обучающие, развивающие, коррекционные, развиваю у учащихся умение всматриваться, наблюдать, выявлять, соотносить, выделять основное или главное, анализировать; вызываю устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивирую слабоуспевающих учеников к учебной деятельности; активизирую познавательную деятельность; побуждаю их к активной работе на уроке. Такие уроки всегда яркие и запоминающиеся.

Дубровская Евгения Анатольевна, Новосибирск, МБОУ ШИ № 133 «ЭФУ как инструмент успешной реализации образовательного процесса при работе с детьми со статусом ОВЗ». В статье раскрываются плюсы внедрения ЭФУ: информация в контексте происходящего в окружающем мире ребенка; трансляция информации через вербальное общение; смена видов деятельности; образность и кратность; удобство (нет необходимости приносить печатные учебники, все хранится в едином пространстве). Применяя в своей работе ЭФУ и ИКТ технологии, автор и ее коллеги идут в ногу со временем, позволяя школьнику решать многозадачные проблемы, тем самым помогая ему социализироваться в информационном мире. Развивает эту тему Евгения Анатольевна в работе «Применение визуализации на уроках английского языка в формировании коммуникативной компетенции обучающихся». Актуальность данной работы заключается в том, что роль визуализации, а именно майндмэппинга, на уроках ИЯ в формировании коммуникативной компетенции изучена недостаточно, мало применяется в ОО. В работе показано, что для повышения мотивации необходимо активизировать клиповое мышление, умение находить и анализировать информацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современной жизни.

Ермаченко Елена Ивановна, Киселевск, МБОУ "Лицей № 1", работа «Кластер как один из методов критического мышления». В статье представлены примеры применения технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе путем использования метода «Кластер». Приведен краткий обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности.

Ерохина Елена Васильевна, Починки, МБ ОУ Починковская СОШ, «Формирование УУД средствами проектно-исследовательской деятельности (из опыта работы)». Елена Васильевна рассказывает, как можно увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Педагог дает им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в проектно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для некоторых родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, ходят на экскурсии, выполняют несложные исследования, помогают подбирать нужную информацию, готовить защиту работы своего сына или дочери. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Клишина Людмила Фёдоровна, Липецк, МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова «Надо творить себя и учеников одновременно» (ФГОС и педагогическое провидение профессора С.А. Шмакова). Людмила Фёдоровна увлеченно раскрывает концепцию образования С.А. Шмакова, труды которого посвящены тому, какими надо быть педагогами, чтобы быть повёрнутыми «к человеку, ...к своеобразию и неповторимости личности каждого, возможности выявить её достоинства и обратить их на службу обществу». Это - предвидение тех результатов, которых ожидают от внедрения ФГОС в образовании. Автор считает, что высказывания С.А. Шмакова предугадывают требования к педагогам, ведущим в новых условиях работу по развитию учащихся в исследовательской и проектной деятельности.

Кожаринова Татьяна Викторовна, Мичуринск, МБОУ "СОШ №7", «Процесс приобщения учащихся к чтению. Формирование читательской компетенции младших школьников». Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость детей. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Но как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать? Татьяна Викторовна предлагает подборку проверенных на практике заданий «Волшебные упражнения для развития техники чтения».

Козьяков Илья Вячеславович, Липецк, МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова, «Проблемы интеллектуально-творческого развития младших школьников через уроки игры в шахматы». В своем эссе автор размышляет о о восприятии внедряемых в образовании ФГОС и делится положительным опытом ведения уроков шахмат в начальной школе: «Шахматная игра несёт огромный интеллектуальный заряд, строится по канонам индивидуального исследовательского проекта, нацелена на конкретный результат, который надо просчитать самому ученику... Вдумчивое исследование происходящего во времени за шахматной доской – работа на личностный результат, социальную адаптацию в рамках определённых правил, существующих веками, а значит, справедливых».

Коткова Светлана Борисовна, Анна, МБОУ Аннинская СОШ №3, «Проведение исследовательской работы с учащимися в рамках внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС». Светлана Борисовна представляет опыт работы по своей программе внеурочной деятельности «Первый шаг» интеллектуальной направленности. Ее ценность в том, что младшие школьники получают возможность глубже погрузиться в ту или иную область знаний, познакомиться с мнением разных ученых, попробовать выработать свою точку зрения, и главное – изучить основные требования к научному исследованию и создать свое собственное.

Макарова Светлана Михайловна, Новосибирск, МБОУ Гимназия № 5, методические рекомендации для родителей учеников начальной школы «Как подготовить с ребенком работу для научно-практической конференции младших школьников "Первые шаги в науке"?». Участие в конференции позволяет ребятам попробовать себя в качестве исследователей, сделать свои пусть маленькие, но настоящие открытия. Но, конечно, в силу возраста младшеклассники еще не могут со всеми этапами работы справиться самостоятельно. Им необходима грамотная и систематическая помощь учителя и родителей. Светлана Михайловна пишет: «Именно родители - это те люди, которые всегда находятся рядом с маленьким исследователем, помогают и подсказывают, как выполнить работу успешно, помогают оформить печатный текст в соответствии со всеми требованиями, подготовить выступление. Но часто родители сталкиваются с затруднениями и задают вопросы: что такое научно-практическая конференция, какой должна быть работа, выполненная для такой конференции, как помочь своему ребенку успешно выполнить все этапы исследования или практического проекта и представить результаты? Поэтому в помощь родителям были созданы методические рекомендации, которые и предлагаются вашему вниманию. Они написаны простым и понятным языком, так как в данной ситуации не требуется строго научное изложение со сложной терминологией, а нужно максимально понятно, доступно и подробно дать ответы на самые распространенные вопросы родителей, а также предложить некоторые рекомендации, чтобы совместная работа ребенка, родителей и учителя была успешной».

Москаленко Анна Сергеевна, Светлый, МБОУ СОШ № 5, «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования первоначальных основ самостоятельной деятельности учащихся начальных классов». Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития данного типа мышления. Автор делится своим эффективным опытом и показывает, как проектная деятельность развивает самостоятельность, организационные умения, коммуникативные, информационные умения детей.

Соколова Светлана Владимировна, Иркутск, МБОУ СОШ № 35, «Какография» на уроках русского языка как эффективный и познавательный метод повторения и закрепления изученного материала». Работая в начальных классах, я пришла к выводу, что наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Именно поэтому Светлана Владимировна и стала применять какографические (неверные) написания на уроках русского языка. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография»; отсюда и название «какографические», т.е. умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. Применение приёма какографии, во-первых, помогает выработать у учащихся коммуникативный метод, определяющий правописание как «инструмент» речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие; во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изучения правил т.к. без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи: в-третьих, даёт возможность в совместной деятельности с учащимися разобрать состав и последовательность операций действия контроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания; в- четвёртых позволяет создать на уроке атмосферу сотрудничества, когда младшие школьники могут поспорить, додуматься до вывода, ответа, а не слепо и доверчиво двигаться за учителем по лабиринту орфографических правил.

НОМИНАЦИЯ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ»

Конькова Ирина Сергеевна, Тепличный, МБОУ "СОШ №3", разработка командной игры «Детский переполох». Данное мероприятие способствует воспитанию коммуникативных качеств: взаимопомощи и взаимовыручки, дает навыки работы в команде; развивает у учащихся находчивость, творческие способности, память и внимание.

Майкова Карина Владимировна, Калуга, МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие", методическая разработка интеллектуально-творческой игры «Ключ к здоровью» (для детей 10 – 14 лет). Для того, чтобы сформировать установки здорового образа жизни, важно преподносить детям и подросткам информацию не только в готовом виде, но и подталкивать их к поиску знаний, уже добытых человечеством, или настроить на эксперимент. Понять себя, подтолкнуть к пониманию ответственности за свою жизнь может помочь интеллектуально-творческая игра на тему здорового образа жизни. Данная разработка предназначена для старших вожатых, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования для проведения занятий по теме здорового образа жизни, для учителей естественнонаучного цикла, классных руководителей и завучей по воспитательной работе для проведения внеклассных мероприятий и классных часов.

Меньшенина Любовь Анатольевна, Тюменец, МАОУ МО г. Нягань "СОШ №2". методические рекомендации «Формирование навыков смыслового чтения текстовой информации через обучение стратегиям чтения у младших школьников». Данное пособие включает интересную программу внеурочной деятельности «Клуб любителей чтения», составленную автором. Любовь Анатольевна убеждена - мало научить учащегося читать, в смысле " декодировать текст", мало сформировать и развить навыки техники чтения. Необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, чтобы формировалась и развивалась его читательская компетентность и в итоге он стал " человеком читающим", личностью, владеющей культурой чтения, умел анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления. Предсавленная на конкурс программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть и реализовать на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности.

Миронова Елена Александровна, Кузнецк, МБОУ гимназия № 9, разработка урока с применением технологии ТРИЗ по теме «Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»)». Урок знакомит учащихся с творчеством К. Драгунской; с особенностями произведения «Крайний случай», формирует умения понимать авторский замысел произведения, развивает умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения, учит аргументировать свою точку зрения; развивает системное мышление.

Полянина Наталия Борисовна, Волгоград, НОУ СОШ "Царицынская № 1", работа «Создание научно-популярного мультфильма (проектная деятельность)». Проект направлен на проработку тем по русскому языку, которые вызывают у учеников начальной школы наибольшие затруднения. В результате получается пособие-помощник в виде мультфильма, при создании которого применялись разные технологии, в том числе и «мозговой штурм».

Савина Наталья Викторовна, Омск ФГБОУ ВО "ОмГПУ", программа курсов повышения квалификации «Тайм-менеджмент в образовании». Цель дисциплины: содействие развитию тайм-менеджерских компетенций педагогических работников и руководителей образовательных организаций для эффективного использования времени в соответствие с личными целями и ценностями. В реализации этой программы повышения квалификации педагогов используются следующие образовательные технологии: брендинга, проблемного обучения, воркшопа, тренинга.

Черепанов Александр Анатольевич, Комсомольск-на-Амуре, МБОУ ДО Детский технопарк "Кванториум", педагогический сценарий занятия «Оптико-электронная система наблюдения» для учащихся 1 года обучения IT-квантум. На занятии демонстрируется связь классического раздела физики (оптика) с современными научными открытиями в области передачи цифровых и аналоговых данных, микро и оптоэлектроники. Благодаря современным технологиям проводится виртуальная экскурсия в музей оптики университета ИТМО и музей истории «Ломо» г. Санкт-Петербурга; рассматриваются предпосылки изобретения телескопа, демонстрируются опыты с собирающими и рассеивающими линзами. Учащиеся знакомятся с основами передачи изображений на расстояние (В.К. Зворыкин); с современными открытиями в области полупроводников (работы Жореса Алферова и группы Исаму Акасаки). После ознакомления по приведенным материалам формируются установки на продуктивное действие.

В рамках конкурса педагогов состоялась акция «Мир открытий»

Организация акции «Мир открытий» для учащихся 1-4 классов всех регионов России позволила привлечь школьников младших классов к интеллектуально-творческой деятельности. Ребята с помощью опытных педагогов познакомились с современными достижениями различных наук, с представителями научного сообщества, их ценностями, жизненными установками, приняли участие в командных научно-популярных играх и конкурсах, в интеллектуально-творческой олимпиаде.

В акции участвовали 20457 человек (в том числе 18055 детей, 2402 педагога и родителя) из 76 субъектов Российской Федерации.

Срок проведения акции: 15 ноября 2019 г. – 8 февраля 2020 г. Акция завершилась в День Российской науки.

Самое активное участие в акции приняли Республика Крым, Республика Башкортостан, Вологодская, Белгородская, Ростовская, Московская, Новгородская, Оренбургская области, Пермский край.

В рамках акции «Мир открытий» были организованы:
- исследовательская игра «Космический калейдоскоп» (по разработке Оргкомитета);
- дистанционная олимпиада «IQ-Чемпион – Катализатор интеллекта» (по разработке Оргкомитета);
- проведение мероприятий (школьные конференции, встречи с учёными, мастер-классы, командные научно-популярные игры и конкурсы).

Более подробная информация о прошедшей акции представлена в материале «Итоги акции».