Шаги в науку

29.04.2019

Увлечённость – главный мотиватор

26 апреля в Подмосковье завершился II Национальный чемпионат научных объединений учащихся в номинации «Шаги в науку».  Более 200 учащихся 5 -9 классов и педагогов  приехали на чемпионат, школьники - чтобы выступить здесь с докладами о своих первых научных открытиях и приобрести полезные для исследователей навыки, педагоги - чтобы обменяться опытом и обучиться качественно готовить с учащимися исследовательские и проектные работы.

В рамках Чемпионата состоялись I сессия XIX всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку» и педагогический форум.

Данная сессия Чемпионата проводилась с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 Разносторонние интересы, научная смелость и стремление помогать людям – главное в I сессии XIX всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку».

В этом году на «Шагах в науку» ребята представили работы на двенадцати секциях: 
«Биология»;
«Биология и медицина»;
«Военная история»; 
«Искусство и культура»;
«История и краеведение»;
«Лингвистика»;
«Лингвистика и литературоведение»; 
«Математика и информатика»; 
«Социальные науки»; 
«Физика, астрономия и техническое творчество»; 
«Экология».

Эксперты отметили разносторонние интересы участников конференции, научную смелость юных ученых и стремление принести практическую пользу. Было много межпредметных исследований – и это отразилось в названиях секций. Серьезные научные направления, по которым взрослые ученые пишут диссертации, не пугают ребят: они исследуют и подростковую депрессию, и черные дыры, и фашистскую оккупацию. 

Среди работ часто были практико-ориентированные исследования: участники «Шагов» хотят не только реализовать свои творческие способности, но и принести пользу людям. Они создают антенны, усиливающие сигнал сотовой связи, справочники местных лекарственных растений и пособия в помощь старшеклассникам, решающим ЕГЭ.

Наши поздравления победителям конференции!

Биология 
Шевченко Владислава 
«Исследование регенерации дождевого червя Dendrobaena Veneta и воздействие на данный процесс цитокининов» 
МБОУ "СШ №16", Новый Уренгой 
Научный руководитель: Колосова Юлия Евгеньевна 
 
Биология и медицина 
Евпатов Иван 
«Причины высокой кариесогенной ситуации у детей п. Куромба» 
МБОУ "Северо-Енисейская средняя школа №2", Северо-Енисейский 
Научный руководитель: Носкова Елена Михайловна 
 
Савельева Анастасия 
«Выявление и изучение растений отдела Цветковые, занесенных в Красную книгу Забайкальского края, произрастающих в окрестностях поселка Первомайский» 
МОУ Первомайская СОШ №3, Первомайский 
Научный руководитель: Криворчук Валентина Петровна 
 
Военная история 
Аманжулова Айнур 
«Мой прадед - герой ВОВ» 
МБОУ "СОШ №2 г. Медногорска" Оренбургской области, Медногорск 
Научный руководитель: Гусарова Жанна Владимировна 
 
Денисов Денис 
«Создание лэпбука по теме: "Отечественная война 1812 года на Калужской земле"» 
МОУ "СОШ № 2 им. академика А.И. Берга", Жуков 
Научный руководитель: Парщикова Галина Васильевна 
 
Искусство и культура 
Вендеревская Алиса 
«Костюм как зеркало культуры и быта русского народа» 
ЧОУ школа "Вайда", Волгоград 
Научный руководитель: Рылова Надежда Иосифовна 
 
История и краеведение 
Емелина Анастасия 
«Соната в подарок любимой учительнице: малоизвестная страница истории музыкальной культуры города Краснодара» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Паскевич Наталья Яковлевна 
 
Шагабутдинов Роман 
«К вопросу о местонахождении Тартарии на средневековых картах в XIII - начале XVI веков» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Селезнева Ольга Александровна 
 
Лингвистика 
Беспалая Анастасия 
«Средства создания эмоциональной оценки при описании женщины в донских говорах и в современном русском языке (сравнительный анализ)» 
ЧОУ школа "Вайда", Волгоград 
Научный руководитель: Осауленко Артем Романович 
 
Литературоведение 
Иванова Дарья 
«Мифологические основы в цикле фэнтезийных повестей "Хроники Нарнии" К.С. Льюиса» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Заикина Маргарита Викторовна 
 
Константинова Валерия 
«Создание иллюстрированной энциклопедии по литературе "Устаревшие слова XVIII-XIX вв." в электронном варианте» 
МБОУ "Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова", Бердигестях 
Научный руководитель: Дьячковская Татьяна Николаевна 
 
Трифонова Лада 
«Особенности употребления якутских реалий в переводе В. Литвинова на русский язык романа Софрона Данилова "Пока бьётся сердце"» 
МБОУ "Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова", Бердигестях 
Научный руководитель: Дьячковская Татьяна Николаевна 
 
Литературоведение и лингвистика 
Зражевская Полина 
«Возвращение через полвека (история повести краснодарского учителя и журналиста В.Х. Мхитаряна "Год – тринадцать месяцев")» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Паскевич Наталья Яковлевна 
 
Иванова Ульяна 
«Репрезентация концепта "дом" в произведениях Л.Н. Толстого (на материале трилогии Л.Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность" и рассказа "Утро помещика")» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Заикина Маргарита Викторовна 
 
Математика и информатика 
Балахонов Никита 
«Определение области применения координатного метода при решении геометрических задач на примере задания ЕГЭ № 14» 
МБОУ Солнечная СОШ №1", Солнечный 
Научный руководитель: Кочухова Ирина Михайловна 
 
Тиуков Сергей 
«Решение головоломки "Ханойская башня"» 
МБОУ Солнечная СОШ №1", Солнечный 
Научный руководитель: Вейлер Дарья Васильевна 
 
Социальные науки 
Мищенко Владимир 
«Обязательное ЕГЭ по истории: за или против?» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Селезнева Ольга Александровна 
 
Техническое творчество, физика и астрономия 
Варламов Даниил 
«3D-модель Солнечной системы» 
МБОУ "Бердигестяхская улусная гимназия", Бердигестях 
Научный руководитель: Федоров Александр Куприянович 
 
Кислова Мария 
«Открытия в астрофизике, природа гравитации» 
МАОУ "СОШ №7", Гай 
Научный руководитель: Бочарова Ирина Викторовна 
 
Рунцова Милана 
«Человек как источник электрического тока» 
МБОУ "Северо-Енисейская СШ №1 им. Е.С.Белинского", Северо-Енисейский 
Научный руководитель: Маюров Сергей Георгиевич 
 
Экология 
Машкова Варвара 
«Природная среда Тарусского района: динамика трансформации, фрагментации местообитаний, риски» 
МБОУ ТСОШ №1 им. М.Г. Ефремова, Таруса 
Научный руководитель: Комарова Анна Федоровна

Обсуждая итоги конференции, экспертный совет отметил и направления для роста. В формате «3 минуты, чтобы сказать самое важное» члены жюри дали экспресс-рекомендации юным исследователям и научным руководителям. Мы кратко приводим их здесь: 

«Развивайте критическое мышление, всегда сомневайтесь в информации из интернета. Читаемость презентации важнее украшений, а ваши результаты важнее обзора литературы. Прочитайте требования к исследовательским работам на сайте МАН «Интеллект будущего» – и вы избежите 80% ошибок».

Ирина Леках, кандидат биологических наук

«Не путайте исследование и проект. Это просто: в конце проекта вы получаете продукт, а в конце исследования – выводы».

Светлана Пяткова, научный сотрудник ИАТЭ НИЯУ МИФИ

«Приобщайте детей к научному мышлению и ценностям научного сообщества. Соблюдайте культуру научного сообщества».

Борис Изнюк, капитан 1-го ранга, член Союза краеведов России

«Проверяйте уникальность работ. Случаи списанных исследований единичны, но это недопустимо в принципе. Главная наша цель – не оценить работу, а сделать так, чтобы следующая была на порядок выше».

Вадим Калинин, научный журналист, эксперт в области экологии

«Название исследования должно быть адекватным и разумным. Если делали работу в группе – упоминайте коллег при докладе. Знайте свою цель. Будьте готовы ответить на вопрос «зачем?». «Мне так сказал учитель» – это неправильный ответ».

Сергей Ермаков, кандидат физико-математических наук

«Ребята, избегайте безосновательных оценок вроде «хороший – плохой», особенно в точных и естественных науках. Факты отражаются в цифрах, а выводы нужно делать, опираясь на нормативные документы, а не на внутренние ощущения. Научные руководители, отслеживайте тенденции, прогнозируйте развитие, направляйте учеников к изучению перспективных вопросов».

Георгий Игнатенко, кандидат технических наук

«Готовьтесь к демонстрационной части, организуйте показ заранее. Знайте, где флешка, где розетка, проверьте работоспособность модели. Не тратьте время на долгие вступления, повторения: как работает ваш аппарат, робот, прототип – вот, что самое интересное».

Николай Третьяков, доктор технических наук, кандидат физико-математических наук

«Выбирайте тему, которой увлечены: открытия делают увлеченные люди. Увлеченность – мощный мотиватор, индикатор актуальности темы. Расширяйте кругозор, общайтесь с учеными – это поможет хорошо держаться во время дискуссии».

Людмила Маленкова, кандидат педагогических наук

«Помните, что мы не только эксперты, но в первую очередь – учителя. Наша цель – вовлечь в науку, вернуть к чтению, мотивировать к поиску. Обсуждайте работу с ребятами предметно, всесторонне. Внимательнее относитесь к научной части. Часто встречаем интересные, но «сырые» работы: факты есть – выводов нет, гипотеза есть – цели нет».

Нина Медведева, эксперт МАН «Интеллект будущего»

Полная версия рекомендаций экспертного совета – в нашем сообществе «Вконтакте».

Одновременно с конференцией прошел семинар, посвященный исследовательской и проектной работе в школе. Педагоги, приехавшие с учениками на «Шаги в науку», изучали количественные и качественные методы исследования под руководством Елены Федоровской – психолога и педагога, лауреата премии Правительства РФ в области образования. 

После семинара они участвовали в обучающей игре «Затерянная экспедиция Владимира Санникова», где с помощью исследовательских методов выясняли судьбу пропавшей экспедиции. 

Мы благодарим всех, кто был с нами на I сессии «Шагов в науку», и ждем новой встречи! II сессия конференции пройдет 13 – 15 мая в подмосковном парке-отеле «Яхонты – Таруса» и завершит сезон весенних конференций 2019 года. Принимаем заявки до 30 апреля, вы еще успеете! Регистрация >>>

Разносторонние интересы, научная смелость и стремление помогать людям – главное о I сессии XIX всероссийской конференции «Шаги в науку»

 

 

В этом году на «Шагах в науку» ребята представили работы на двенадцати секциях:

·         «Биология»;

·         «Биология и медицина»;

·         «Военная история»;

·         «Искусство и культура»;

·         «История и краеведение»;

·         «Лингвистика»;

·         «Лингвистика и литературоведение»;

·         «Математика и информатика»;

·         «Социальные науки»;

·         «Физика, астрономия и техническое творчество»;

·         «Экология».

 

Эксперты отметили разносторонние интересы участников конференции, научную смелость юных ученых и стремление принести практическую пользу. Было много межпредметных исследований – и это отразилось в названиях секций. Серьезные научные направления, по которым взрослые ученые пишут диссертации, не пугают ребят: они исследуют и подростковую депрессию, и черные дыры, и фашистскую оккупацию.

 

Среди работ часто были практико-ориентированные исследования: участники «Шагов» хотят не только реализовать свои творческие способности, но и принести пользу людям. Они создают антенны, усиливающие сигнал сотовой связи, справочники местных лекарственных растений и пособия в помощь старшеклассникам, решающим ЕГЭ.

 

Наши поздравления победителям конференции!

 

Биология 

Шевченко Владислава 
«Исследование регенерации дождевого червя Dendrobaena Veneta и воздействие на данный процесс цитокининов» 
МБОУ "СШ №16", Новый Уренгой 
Научный руководитель: Колосова Юлия Евгеньевна 

Биология и медицина 
Евпатов Иван 
«Причины высокой кариесогенной ситуации у детей п. Куромба» 
МБОУ "Северо-Енисейская средняя школа №2", Северо-Енисейский 
Научный руководитель: Носкова Елена Михайловна 

Савельева Анастасия 
«Выявление и изучение растений отдела Цветковые, занесенных в Красную книгу Забайкальского края, произрастающих в окрестностях поселка Первомайский» 
МОУ Первомайская СОШ №3, Первомайский 
Научный руководитель: Криворчук Валентина Петровна 

Военная история
Аманжулова Айнур 
«Мой прадед - герой ВОВ» 
МБОУ "СОШ №2 г. Медногорска" Оренбургской области, Медногорск 
Научный руководитель: Гусарова Жанна Владимировна 

Денисов Денис 
«Создание лэпбука по теме: "Отечественная война 1812 года на Калужской земле"» 
МОУ "СОШ № 2 им. академика А.И. Берга", Жуков 
Научный руководитель: Парщикова Галина Васильевна 
Искусство и культура 

Вендеревская Алиса 
«Костюм как зеркало культуры и быта русского народа» 
ЧОУ школа "Вайда", Волгоград 
Научный руководитель: Рылова Надежда Иосифовна 

История и краеведение 
Емелина Анастасия 
«Соната в подарок любимой учительнице: малоизвестная страница истории музыкальной культуры города Краснодара» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Паскевич Наталья Яковлевна 

Шагабутдинов Роман 
«К вопросу о местонахождении Тартарии на средневековых картах в XIII - начале XVI веков» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Селезнева Ольга Александровна 

Лингвистика 
Беспалая Анастасия 
«Средства создания эмоциональной оценки при описании женщины в донских говорах и в современном русском языке (сравнительный анализ)» 
ЧОУ школа "Вайда", Волгоград 
Научный руководитель: Осауленко Артем Романович 

Литературоведение 
Иванова Дарья 
«Мифологические основы в цикле фэнтезийных повестей "Хроники Нарнии" К.С. Льюиса» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Заикина Маргарита Викторовна 

Константинова Валерия 
«Создание иллюстрированной энциклопедии по литературе "Устаревшие слова XVIII-XIX вв." в электронном варианте» 
МБОУ "Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова", Бердигестях 
Научный руководитель: Дьячковская Татьяна Николаевна 

Трифонова Лада 
«Особенности употребления якутских реалий в переводе В. Литвинова на русский язык романа Софрона Данилова "Пока бьётся сердце"» 
МБОУ "Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова", Бердигестях 
Научный руководитель: Дьячковская Татьяна Николаевна 

Литературоведение и лингвистика 
Зражевская Полина 
«Возвращение через полвека (история повести краснодарского учителя и журналиста В.Х. Мхитаряна "Год – тринадцать месяцев")» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Паскевич Наталья Яковлевна 

Иванова Ульяна 
«Репрезентация концепта "дом" в произведениях Л.Н. Толстого (на материале трилогии Л.Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность" и рассказа "Утро помещика")» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Заикина Маргарита Викторовна 

Математика и информатика
Балахонов Никита 
«Определение области применения координатного метода при решении геометрических задач на примере задания ЕГЭ № 14» 
МБОУ Солнечная СОШ №1", Солнечный 
Научный руководитель: Кочухова Ирина Михайловна 

Тиуков Сергей 
«Решение головоломки "Ханойская башня"» 
МБОУ Солнечная СОШ №1", Солнечный 
Научный руководитель: Вейлер Дарья Васильевна 

Социальные науки 
Мищенко Владимир 
«Обязательное ЕГЭ по истории: за или против?» 
МУ ДО "Малая академия", Краснодар 
Научный руководитель: Селезнева Ольга Александровна 

Техническое творчество, физика и астрономия 
Варламов Даниил 
«3D-модель Солнечной системы» 
МБОУ "Бердигестяхская улусная гимназия", Бердигестях 
Научный руководитель: Федоров Александр Куприянович 

Кислова Мария 
«Открытия в астрофизике, природа гравитации» 
МАОУ "СОШ №7", Гай 
Научный руководитель: Бочарова Ирина Викторовна 

Рунцова Милана 
«Человек как источник электрического тока» 
МБОУ "Северо-Енисейская СШ №1 им. Е.С.Белинского", Северо-Енисейский 
Научный руководитель: Маюров Сергей Георгиевич 

Экология 
Машкова Варвара 
«Природная среда Тарусского района: динамика трансформации, фрагментации местообитаний, риски» 
МБОУ ТСОШ №1 им. М.Г. Ефремова, Таруса 
Научный руководитель: Комарова Анна Федоровна

 

Обсуждая итоги конференции, экспертный совет отметил и направления для роста. В формате «3 минуты, чтобы сказать самое важное» члены жюри дали экспресс-рекомендации юным исследователям и научным руководителям. Мы кратко приводим их здесь:

 

«Развивайте критическое мышление, всегда сомневайтесь в информации из интернета. Читаемость презентации важнее украшений, а ваши результаты важнее обзора литературы. Прочитайте требования к исследовательским работам на сайте МАН «Интеллект будущего» – и вы избежите 80% ошибок».

– Ирина Леках,

кандидат биологических наук

 

«Не путайте исследование и проект. Это просто: в конце проекта вы получаете продукт, а в конце исследования – выводы».

– Светлана Пяткова,

научный сотрудник ИАТЭ НИЯУ МИФИ

 

«Приобщайте детей к научному мышлению и ценностям научного сообщества. Соблюдайте культуру научного сообщества».

– Борис Изнюк,

капитан 1-го ранга, член Союза краеведов России

 

«Проверяйте уникальность работ. Случаи списанных исследований единичны, но это недопустимо в принципе. Главная наша цель – не оценить работу, а сделать так, чтобы следующая была на порядок выше».

– Вадим Калинин,

научный журналист, эксперт в области экологии

 

«Название исследования должно быть адекватным и разумным. Если делали работу в группе – упоминайте коллег при докладе. Знайте свою цель. Будьте готовы ответить на вопрос «зачем?». «Мне так сказал учитель» – это неправильный ответ».

– Сергей Ермаков,

кандидат физико-математических наук

 

«Ребята, избегайте безосновательных оценок вроде «хороший – плохой», особенно в точных и естественных науках. Факты отражаются в цифрах, а выводы нужно делать, опираясь на нормативные документы, а не на внутренние ощущения. Научные руководители, отслеживайте тенденции, прогнозируйте развитие, направляйте учеников к изучению перспективных вопросов».

– Георгий Игнатенко,

кандидат технических наук

 

«Готовьтесь к демонстрационной части, организуйте показ заранее. Знайте, где флешка, где розетка, проверьте работоспособность модели. Не тратьте время на долгие вступления, повторения: как работает ваш аппарат, робот, прототип – вот, что самое интересное».

– Николай Третьяков,

доктор технических наук, кандидат физико-математических наук

 

«Выбирайте тему, которой увлечены: открытия делают увлеченные люди. Увлеченность – мощный мотиватор, индикатор актуальности темы. Расширяйте кругозор, общайтесь с учеными – это поможет хорошо держаться во время дискуссии».

– Людмила Маленкова,

кандидат педагогических наук

 

«Помните, что мы не только эксперты, но в первую очередь – учителя. Наша цель – вовлечь в науку, вернуть к чтению, мотивировать к поиску. Обсуждайте работу с ребятами предметно, всесторонне. Внимательнее относитесь к научной части. Часто встречаем интересные, но «сырые» работы: факты есть – выводов нет, гипотеза есть – цели нет».

– Нина Медведева,

эксперт МАН «Интеллект будущего»

 

Полная версия рекомендаций экспертного совета – в нашем сообществе «Вконтакте».

 

Одновременно с конференцией прошел семинар, посвященный исследовательской и проектной работе в школе. Педагоги, приехавшие с учениками на «Шаги в науку», изучали количественные и качественные методы исследования под руководством Елены Федоровской – психолога и педагога, лауреата премии Правительства РФ в области образования.

 

После семинара они участвовали в обучающей игре «Затерянная экспедиция Владимира Санникова», где с помощью исследовательских методов выясняли судьбу пропавшей экспедиции.

 

Мы благодарим всех, кто был с нами на I сессии «Шагов в науку», и ждем новой встречи! II сессия конференции пройдет 13 – 15 мая в подмосковном парке-отеле «Яхонты – Таруса» и завершит сезон весенних конференций 2019 года. Принимаем заявки до 30 апреля, вы еще успеете! Регистрация >>>