Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 168860409
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 708
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Итоги форума 2008 г.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ИТОГАМ ФОРУМА


С 27 по 30 октября 2008 года на базе отдыха "Бекасово" состоялся очередной Всероссийский Форум "ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ". В рамках Форума проходила VI Российская научно-практическая конференция "Образование: взгляд в будущее", посвященная С.Т. Шацкому, а также были организованы семинары, мастер-классы, деловые игры.

Участниками форума были представители научных обществ учащихся и малых академий наук России; представители отделений Общероссийской Малой академии наук "Интеллект будущего"; директора и заместители директоров общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, средних специальных учебных заведений; представители профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений; представители органов управления образованием; ученые Российской академии наук (РАН), Российской академии образования (РАО).


Организаторами Форума и поддерживающими организациями выступили:

  • Общероссийская Малая академия наук "Интеллект будущего";
  • Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО);
  • Федеральное государственное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи";
  • Российский гуманитарный научный фонд и Правительство Калужской области (грант №08-06-59681 г/Ц);
  • Калужский научный Центр;
  • Общероссийское общественное движение творческих педагогов "Исследователь";
  • Научно-педагогическое объединение "Воспитательная система";
  • ФГУП ГНЦ РФ "НИФХИ им. Л.Я.Карпова";
  • Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества;
  • Некоммерческое партнерство – Центр развития образования, науки и культуры – "Обнинский полис";
  • Научно-образовательный Центр "Росинтал".

География участников форума:

Абакан, Хакасия; Астрахань; Барнаул, Бийск, Алтайский край; Белгород; Великие Луки, Псковская обл.; Вельск, Архангельская обл.; Волгоград; Волжский, Волгоградская обл.; Вологда; Вороновская, Архангельская обл.; Губкин, Белгородская обл.; Дзержинск, Нижегородская обл.; Дуслык, Башкортостан; Казань, Татарстан; Калуга; Кемерово; Кенделен, Кабардино-Балкарская Республика; Краснобродский, Кемеровская обл.; Краснодар; Краснотурьинск, Свердловская обл.; Красноярск; Любинский, Омская обл.; Мегион, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра; Мирный, Архангельская обл.; Мичуринск, Тамбовская обл.; Москва; Мурманск; Нижневартовск, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра; Нижнеудинск, Иркутская обл.; Новокузнецк, Кемеровская обл.; Новомосковск, Тульская обл.; Норильск, Красноярский край; Обнинск, Калужская обл.; Озерск, Челябинская обл.; Оренбург; Первомайский, Кировская обл.; Радужный, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра; Рябинино, Пермский край; Санкт-Петербург; Саранск, республика Мордовия; Симферополь, Крым, Украина; Старый Оскол, Белгородская обл.; Сыктывкар, Республика Коми; Талнах, Красноярский край; Тольятти, Самарская обл.; Туймазы, Республика Башкортостан; Удомля, Тверская обл.; Урюпинск, Волгоградская обл.; Усть-Абакан, Республика Хакасия; Уфа, Республика Башкортостан; Чебоксары, Чувашская Республика; Челябинск; Череповец, Вологодская обл.; Черноголовка, Чехов, Московская обл.; Элиста, Республика Калмыкия; Якутск, Республика Саха- Якутия.



Открыл Форум Ляшко Лев Юрьевич, кандидат педагогических наук, председатель Общероссийской Малой академии наук "Интеллект будущего".

Ключевая проблема, которая обсуждалась на конференции – привлечение молодёжи в науку, работа с интеллектуально-одаренными детьми.
Руководители научных обществ учащихся, малых академий наук (большинство из которых работают более 10 лет) на своём опыте знают, как непросто привлечь школьников к творческой и тем более научной деятельности, и как нужна поддержка на всех уровнях тех детей, которые всерьёз увлеклись наукой. Именно из их числа научно-исследовательские институты могут ожидать пополнения.
Чтобы понять, как дальше развиваться юношескому научному движению, на форум были приглашены ведущие учёные, которые на пленарных заседаниях выступили с обзором современных тенденций и проблем в мировом образовании.



Тематика пленарных докладов

Проблемы естественнонаучного образования (Зефиров Николай Серафимович, академик Российской академии наук, доктор химических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова).

Готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Наука и образование (Устынюк Юрий Александрович, доктор химических наук, заслуженный профессор МГУ).

Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей и одаренности (Богоявленская Диана Борисовна, председатель Московского отделения Российского психологического общества, Заслуженный деятель науки РФ, доктор психол. наук, лауреат премии Президента РФ, заведующий лабораторией Психологического института РАО).

Методология и методика научного исследования (Суходольская-Кулешова Лариса Васильевна, главный специалист отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор).

Школа-2020 (Лукша Павел Олегович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник института экономики РАН, исследователь Нордфордширдского университета Великобритании).

Развитие субъектной позиции учащихся в исследовательской деятельности как базовый смысл современного образования (Леонтович Александр Владимирович, кандидат психологических наук, директор Дома НТТМ, председатель Общероссийского движения творческих педагогов "Исследователь").

Формирование творческой направленности личности (Евтушенко Сергей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией Федерального института развития образования, президент Научно-педагогического объединения "Воспитательная система").

Очередные задачи образовательного сообщества (Кушнир Алексей Михайлович, главный редактор журнала "Народное образование").

Проблемы воспитания юного исследователя (Маленкова Людмила Ивановна, профессор Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук).

Личность прагматическая и личность развивающаяся: результаты исследования (Федоровская Елена Олеговна, кандидат биологических наук, зав. кафедрой Среднерусского университета – гуманитарно-технологического института).

100-летие детского движения (Сергеев Дмитрий Викторович, руководитель Авторского агентства "Новые социальные и педагогические технологии").

Общее и особенное в жизни и деятельности С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, И.П.Иванова (Соколов Ричард Валентинович, директор Первой опытной станции им. С.Т. Шацкого, кандидат социологических наук, действительный член Академии социальных и педагогических наук).




Содержательная работа продолжилась на пяти секциях:


СЕКЦИЯ № 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ
Руководители секции:
Панченко Ольга Григорьевна, профессор кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО, кандидат философских наук.
Ляшко Татьяна Васильевна, зам. председателя Общероссийской Малой академии наук "Интеллект будущего".

СЕКЦИЯ № 2
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАНЫ: ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА И РАЗВИТИЯ
Руководители секции:
Литвиненко Наталья Станиславовна, Обнинск, Государственный технический университет атомной энергетики (ИАТЭ), к.п.н, доцент.
Леонтович Александр Владимирович, к.психол. наук, директор Дома НТТМ, председатель Общероссийского движения творческих педагогов "Исследователь".
Смолянский Александр Сергеевич, к.хим.наук, зав. сектором ФГУП ГНЦ РФ "НИФХИ им. Л.Я. Карпова", доцент РХТУ им. Д.И.Менделеева.

СЕКЦИЯ № 3
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Руководители секции:
Суходольская-Кулешова Лариса Васильевна, главный специалист отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор.
Федоровская Елена Олеговна, к.б.н., зав. кафедрой Среднерусского гуманитарного университета, эксперт Общероссийской Малой академии наук "Интеллект будущего".

СЕКЦИЯ № 4
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. Идеи С.Т.Шацкого и современность.
Руководители секции:
Зарецкая Инесса Исааковна, доктор педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО).
Шебуняев Анатолий Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент РГСУ.

СЕКЦИЯ № 5
ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Руководители секции:
Маленкова Людмила Ивановна, профессор МПГУ, кандидат педагогических наук
Сергеев Дмитрий Викторович, руководитель Авторского агентства "Новые социальные и педагогические технологии".



Более глубоко окунуться в отдельные направления позволили специализированные проблемные семинары и мастер-классы:

  1. Личность в инновационном процессе.
    Ведущая семинара О.Г. Панченко, кандидат философских наук, профессор АПКиППРО.
  2. Разработка программ развития дополнительного образования детей на основе концепции исследовательской деятельности учащихся.
    Ведущий семинара А.В. Леонтович, к.психол. наук, директор Дома НТТМ, г. Москва;
  3. Психотехнический подход к иерархии ценностей личности.
    Ведущий мастер-класса П.О. Лукша, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник института экономики РАН, исследователь Нордфордширдского университета Великобритании.
  4. Современные технологии воспитания юного исследователя.
    Ведущая семинара Л.И. Маленкова, профессор Московского педагогического государственного университета
  5. Профессиональная культура педагога.
    Ведущая семинара И.И. Зарецкая, доктор педагогических наук, профессор АПКиППРО.
  6. Информационная исследовательская компетентность учащихся/
    Ведущая семинара Е.О. Федоровская, к.б.н., зав. кафедрой СУГТИ.
  7. Принцип природосообразности как методологический базис проектирования системы средств обучения/
    Ведущий семинара А.М. Кушнир, главный редактор журнала "Народное образование";
  8. ТРИЗ как инструмент творческой личности/
    Ведущая мастер-класса С.Г. Коновалова, ст. преподаватель кафедры информатики и математики СУГТИ.

По итогам работы Форума участники внесли свои предложения в проект решения выездного заседания Комитета по образованию и Комитета по науке и наукоёмким технологиям Государственной Думы Российской Федерации на тему: "Совершенствование законодательного обеспечения деятельности предприятий и образовательных учреждений в части решения кадрово-возрастной проблемы российской науки и техники, привлечения лучших представителей талантливой молодёжи России к исследованиям в области естественных наук"

Кроме этого в рамках Форума состоялись: популярная лекция о нанотехнологиях (Стрельникова Любовь Николаевна, главный редактор журнала "ХИМИЯ И ЖИЗНЬ - ХХI ВЕК");
семинар "Химия: от решения олимпиадных задач до нанотехнологий";
деловая игра - мыследеятельностный эксперимент "Проектирование общественной карьеры";
консультации по открытию отделений МАН "Интеллект будущего", Координационных Центров Национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческой потенциал России", по работе локальных и региональных координаторов;
вечер дружбы, посвященный 90-летию комсомола;
заседание Центрального совета МАН "Интеллект будущего".




Участники конференции высказали следующие предложения по совершенствованию содержания образования:

При разработке концепций, программ необходимо учитывать современные тенденции в образовании: "модульное" обучение; непрерывное обучение в течение жизни; он-лайн обучение (eLearning) как одна из основных форм обучения: (виртуальная среда обучения - виртуальные доски, классы, экспонаты; виртуальные группы учеников, "распределенные" школы).
Формировать динамические компетенции (способность создавать, приобретать и реконфигурировать внутренние и внешние компетенции, чтобы реагировать на быстрые изменения среды).
При разработке содержания образования современной школы учитывать необходимость развития базовых навыков ("навыков будущего"): умений работать с большими объемами информации, коммуникативных навыков, креативности, способности переобучаться.
Основные базовые навыки человека 2025 года, которые необходимо развивать уже сегодня:

- Умение работать с большими объемами информации (система "человек – пул знаний"): навык формирования запроса поисковым системам (‘googling’); навык построения "ментальных карт" (mindmapping); навык распознавания паттернов.
- Коммуникативные навыки (95% работы будут связаны с коммуникацией с другими людьми): структурированная "экологическая" коммуникация, ведущая к позитивным изменениям (Г.Бейтсон); навыки использования невербальной коммуникации (70-80% информации в повседневном общении).
- Креативность - управляемая индивидуальная креативность (методы Disney’s, ТРИЗ); методы творческих групп: "фабрики мысли", "знаньевые реакторы".
- Способность к переобучению: развитие способностей "учиться учиться" (обучение-2, -3 по Г. Бейтсону); предпосылка непрерывного обучения в течение жизни в логике образовательного процесса (вместо "завершения образования").
Учитывать при проектировании процесса обучения, что выпускник XXI века должен уметь: работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, применять знания на практике для решения проблем, критически мыслить, искать пути решения проблем, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Внести следующие изменения в школьных программах: "Сквозное" развитие "навыков будущего" в процессе школьного образования (с 1 по 11 классы); изменение акцентов обучения, методик подачи материала, форматов вовлечения учеников, методов оценки успеваемости; изменение баланса с "предметных" на "навыковые" курсы (математика, литература, логика, программирование …); увеличение доли заданий, требующих самостоятельной работы с материалом и креативности; раннее обучение компьютерной грамотности, активное использование Интернета и программирования в школьном обучении.
Ближайшие возможные действия по изменению содержания образования: изучение и внедрение методик развития "навыков будущего" педагогами-новаторами; формирование сети единомышленников, обсуждающих пилотные проекты (с учётом активного использования среды Интернет); формирование предпосылок для создания образовательного стандарта.

Работа Всероссийского Форума "Образование: взгляд в будущее", посвященного С.Т.Шацкому, – это ещё один шаг на пути осмысления педагогических идей выдающегося педагога, ведь новые педагогические инициативы основываются на глубоком изучении всего педагогического наследия и понимании путей развития образования.




Участники совещания отмечают, что сложившееся положение в сфере науки и образования неудовлетворительно:
  • По качеству школьного образования Россия утратила положение ведущей державы мира (27 место по данным международных обследований). По данным мониторинга ЕГЭ более половины выпускников средних школ не осваивают программы по всем основным предметам;
  • Система образования страны не является более инструментом формирования и поддержания социального и культурного единства общества. Более того, школьная система постепенно разделяется на две: одна — для образованных и обеспеченных (преимущественно горожан) и другая — для малообразованных небогатых семей (преимущественно на селе), что фактически воспроизводит и укрепляет сложившееся социальное неравенство;
  • За последнее пятилетие уровень заболеваемости среди детского возрастного контингента до 14 лет поднялся на 21%. В группу риска по развитию хронических патологий и функциональных нарушений попали более половины (до 55%) детей школьного возраста. "Практически здоровыми" признается не более четверти школьников;
  • Несмотря на ряд мер, предпринятых в последние годы, продолжается деградация системы высшего образования страны. Его реформа, основанная на образовательных нормах западных стран, приводит к вытеснению бесплатных высших образовательных услуг для граждан и замены их рыночными платными услугами. Неуклонно сокращается число "бюджетных" студентов в вузах (на 4% в 2006 г, на 10% - в 2007 г). По числу "бюджетных" студентов на 10 тыс. человек населения, Россия (179) опустилась ниже Канады (299), Австрии (227), Бельгии (224), Финляндии (220), Испании (187) и даже большинства государств Латинской Америки;
  • Затраты на обучение одного студента в стране остаются на недостаточном уровне. Они в 3 и более раза меньше, чем в странах с подушевым ВВП более 25 тыс. долларов, и в 6 раз ниже, чем в США. Лишь 2 наших университета (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет) входят в рейтинги, включающие 500 ведущих университетов мира;
  • Средний возраст преподавателей большинства вузов перешагнул пенсионную отметку 60 лет, что грозит потерей преемственности поколений в образовании и науке и кадровым коллапсом в ближайшие 5 лет;
  • На долю сектора высшего образования приходится менее 6% затрат на науку в России, что в 4 раза ниже, чем в странах ЕС (22,1%);
  • Число иностранных студентов в России за последние 10 лет сократилось более чем вдвое (1,4% от общего контингента), что в 4 раза меньше, чем в странах ЕС и в 6,5 раз меньше, чем в США. Россия проигрывает соревнование на мировом рынке образовательных услуг;
  • Доля России в мировых затратах на развитие науки (1,4%) уступает даже доле Индии и в 25 раз меньше доли США. Выделяемые в России на развитие образования и науки ресурсы вдвое ниже минимально необходимых. Затраты на 1 исследователя в России (около 14 тыс. долларов в 2005 г) в 10 раз меньше среднемировых (141 тыс. долларов) и в 14-20 раз меньше, чем в ведущих странах;
  • Продолжает падать вклад российских ученых в развитие мировых информационных потоков (2,4% - 11 место в мире);
  • Средний возраст исследователей в научных организациях страны составляет 49 лет, кандидатов наук – 53 года, докторов наук – 61 год. Если сегодняшняя тенденция старения научных кадров сохранится, то к 2015 году средний возраст российских докторов наук составит 70 лет, а кандидатов наук – 56 лет;
  • Кризис науки приобрел отчетливо выраженный системный характер. В начале нового века российская наука в своей деградации достигла того критического рубежа, за которым начинается распад научного сообщества, грозящий перерасти в лавинообразный и более неконтролируемый процесс;
  • Низкий социальный статус преподавателей вузов и научных работников приводит к масштабному оттоку из научных организаций и вузов молодых и средневозрастных квалифицированных специалистов. В сочетании с резким старением и выбытием по возрасту из сферы науки и высоких технологий опытных научных кадров это неизбежно приведет к снижению эффективности научных исследований, утрате интеллектуальной и технологической независимости страны, падению её обороноспособности и статуса мировой державы;
  • Российское бизнес-сообщество по-прежнему занимает пассивную позицию в кадровой политике, которая осуществляется в основном за счет переманивания лучших специалистов из государственных структур.


Приведенные выше факты показывают, что система образования и науки в стране не обеспечивает в настоящий момент необходимого воспроизводства и наращивания интеллектуального потенциала общества, который является главной движущей силой развития в постиндустриальную эпоху при переходе на инновационный путь. Создавшееся положение требует принятия срочных мер, в том числе совершенствования законодательного обеспечения и подготовки законодательных инициатив, направленных на исправление сложившегося положения.



Участники форума отмечают, что важнейшим направлением деятельности по исправлению положения должно стать создание эффективной системы мер, направленных на формирование кадрового потенциала образования и науки, отвечающего перспективным потребностям общества и государства, включающих:
  • подкрепленные федеральным законодательством меры по отбору, подготовке и закреплению в научных организациях и вузах квалифицированных кадров молодых преподавателей, ученых-исследователей и инженеров;
  • дополнительные меры по выявлению одаренных детей школьного возраста во всех регионах России через олимпиады и конкурсы различных уровней, обеспечению для них возможности получения высококачественного образования;
  • меры по развитию и поддержке системы дополнительного образования (в том числе, малых академий наук и научных обществ учащихся);
  • дополнительные меры по развитию системы дистанционного образования с использованием сети Интернет, в том числе, создание общенационального телевизионного канала "Образование" и развитие соответствующих региональных каналов;
  • меры по наращиванию научного потенциала высшей школы, в том числе, по усилению связей научных учреждений с вузами путем формирования научно-образовательных комплексов, по развитию системы самостоятельной научной работы студентов младших курсов и грантовой поддержке молодых исследователей.


Участники форума отмечают, что, несмотря на трудное положение в системе образования и науки, в последние годы благодаря активной совместной работе общественных и государственных организаций наметились перспективные подходы и формы решения ряда возникших проблем в этой области. Заслуживает одобрения и поддержки работа ОДОО "МАН "Интеллект будущего"", ряда вузов и научных институтов (МГУ им. М.В. Ломоносова, ГОУ ВПО "РХТУ им. Д.И. Менделеева", ФГУП "НИФХИ им. Л.Я. Карпова", ИМСЭН – ИФХ ГОУ ВПО "РХТУ им. Д.И. Менделеева", "ПО "Радон"", ФГУП "ПО "Маяк"", ГОУ ВПО "МАТИ" - РГТУ им. К.Э. Циолковского, предприятия космической отрасли наукограда Королев, ГТУ ИАТЭ и предприятия научно-производственного комплекса наукограда Обнинск (ГНЦ РФ-ФЭИ, ГНЦ РФ ОНПП "Технология", НПО "Тайфун" и др.), НП "Содействие химическому и экологическому образованию" и других организаций, направленная на разработку системы отбора талантливой молодежи для подготовки кадров в области естественных наук. Представляет значительный интерес опыт этих организаций по формированию системы целевой подготовки научно-технических кадров высшей квалификации на основе инновационно-образовательных структур.




Участники Форума предложили следующие меры для развития образования и науки в России:
  1. В течение ближайших двух лет необходимо удвоить расходы госбюджета на науку и образование, и принять особую программу антикоррупционных мер, которые обеспечили бы доведение средств до получателей – образовательных учреждений всех уровней всех 100% адресуемых им средств. Заработная зарплата педагогов и научных сотрудников должна быть не ниже уровня среднемесячной заработной платы в ведущих отраслях промышленности.
  2. Сохранить ЕГЭ лишь как способ мониторинга качества школьного образования в стране; при зачислении абитуриентов в вузы учитывать результаты ЕГЭ с равным весом с результатами экзаменов по профилирующим дисциплинам вузов, а также учитывать портфолио школьника (достижения на конкурсах, олимпиадах).
    Отменить ЕГЭ в качестве главного критерия оценки учащихся-выпускников (при позитивной оценке "верхов" - почти 100% негативная оценка "низов" - администрации школ, рядовых учителей, родителей, учащихся.). ЕГЭ – это не единственный показатель качества знаний!
    С точки зрения психологии возрастной период старшеклассника - период наиболее интенсивного развития творческого потенциала ребёнка, его социального и профессионального самоопределения, а учителя вынуждены заниматься "натаскиванием" на тесты. Учитель теряет возможность серьёзно заниматься с талантливыми, одаренными детьми.
    Если ребёнок под руководством творческих педагогов всё-таки занимается своим творческим развитием, то живёт с крайней перегрузкой, что чревато возникновением проблем со здоровьем – физическим и психическим.
  3. Предоставить выпускникам школы право защиты исследовательской работы (учебного исследования) и засчитывать её как экзамен по предмету.
  4. Отменить обязательное 2-х уровневое образование в вузах (особенно педагогических), т.к. это гибельно для всего позитивного, что было в нашем высшем образовании.
    Бакалавриат – это обеднение бывшего 5-летнего образования (например, в педвузах произошло сокращение за счёт психолого-педагогических дисциплин и педагогической практики. Таким образом, вузы стали выпускать непрофессионалов (недоучек).
    Магистратура, например в педвузе, не готовит преподавать школьные учебные предметы, т.к. магистрант прикрепляется к одной кафедре и занимается узкой темой магистерской работы.
  5. В 2009 – 2010 г.г. нужно ввести в государственных вузах страны должности профессоров-консультантов и преподавателей-консультантов для всех профессоров и преподавателей, достигших 65 лет, с правами и содержанием обычных профессоров и преподавателей. Освободившиеся штатные должности разрешить занимать по конкурсу квалифицированным специалистам не старше 35 лет (для преподавателей) и 40 лет (для профессоров).
  6. Нужно оказать дополнительную поддержку системе предметных олимпиад и конкурсов исследовательских работ всех уровней в стране, выделить дополнительные средства для более широкого вовлечения школьников в такие конкурсы, развернуть их пропаганду через СМИ. Выделять больше средств для поддержки и развития одаренных учащихся.
    Поднять статус победителей конкурсов исследовательских работ до уровня не ниже победителей предметных олимпиад, уровнять их в праве льготного поступления в вузы. Опыт вузовского образования свидетельствует о том, что эта категория учащихся более перспективна, чем олимпиадники.
    Разработать и внести поправки в Законодательство о науке и образовании РФ в части поддержки талантливых детей и молодежи – победителей всероссийских и международных конкурсов исследовательских работ
    Победителей Всероссийский конференций (конкурсов) "Юность, наука, культура", "Научный потенциал-XXI" по статусу и возможностям поступлению в вузы приравнять к победителям предметных олимпиад.
    В школах и органах управлении образования ввести статью "Для развития талантливых учителей и учащихся", расходов по которой будут направляться для участия детей и учителей в конкурсах, конференциях, форумах, на повышение квалификации.
    Рекомендовать Министерству образованию и науки РФ, Федеральному институту развития образования, Российской академии образования на основе опыта деятельности Общероссийской детской общественной организации "Общественной Малой академии наук "Интеллект будущего" совместно с другими заинтересованными организациями реализовать пилотный проект по реализации системы привлечения молодёжи в науку начиная со школьных лет, оказать информационную поддержку деятельности МАН "Интеллект будущего".
  7. Создать общедоступный через Интернет Федеральный реестр творческих успехов молодых исследователей, с рубрикацией по отраслям науки и техники, субъектам Федерации, возрастам и учебным заведениям. Включение в Федеральный реестр должно ежегодно проводиться на основе оценки творческих научно-исследовательских и инженерных работ, выполненных старшими школьниками, студентами и молодыми специалистами и представленных ими на одну из наиболее авторитетных Всероссийских конференций, действующих в настоящее время, на Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ студентов вузов или на сертифицированную региональную конференцию-конкурс.
  8. Остановить сокращение учреждений дополнительного образования и вывод из штата школ педагогов дополнительного образования.
    Включить в национальный приоритетный проект "Образование" учреждения дополнительного образования: конкурс инновационных образовательных программ общеобразовательных учреждений должен предусматривать и участие учреждений дополнительного образования, а денежное поощрение необходимо выплачивать не только лучшим учителям общеобразовательных учреждений за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования, но и педагогам дополнительного образования.
  9. Улучшить систему поощрения творческих педагогов государственными наградами, дать возможность образовательным учреждениям и общественным организациям выдвигать лучших педагогов на награждение.
    Пересмотреть региональные формы и процедуры аттестации учителей, унижающие достоинство учителей и способствующие их проф. выгоранию. Снизить повальное увлечение тестированием как единственной оценки качества знаний и качества работы учителя.
  10. Следует разработать общенациональную программу дошкольного воспитания и образования, направленную на обеспечение в течение ближайших лет всех детей дошкольного возраста (по желанию родителей) высококачественным бесплатным обслуживанием в яслях и детских садах.
  11. Необходимо организовать в средних школах силами школьных психологов программу тестирования с целью выявления способностей каждого учащегося в возрасте 10 – 11 лет и выдачи рекомендаций родителям по оптимальным направлениям профессиональной ориентации ребенка. Не сокращать должности психологов, социальных педагогов в школах и учреждениях дополнительного образования.
  12. Следует развернуть новые и дополнительно профинансировать существующие программы по бесплатному дистанционному образованию всех уровней, созданию необходимой материальной базы в образовательных учреждениях всех уровней, видеоматериалов и других средств.
  13. Решить проблемы коммерциализации образования.
    Образование в вузе коммерциализуется и становится недоступным для достойных его детей.
    Становятся недоступными детская культура, детский спорт, детские лагеря различного типа. Цены на занятиях в секциях, кружках, соревнованиях, спец. лагерях, билеты в театры, на концерты зашкаливают за возможности родителей. Необходима система скидок, дотаций, целевого финансирования.
    Возобновить подготовку в вузах большой категории востребованных специальностей: старших вожатых, руководителей детских объединений, воспитателей детских домов, школ-интернатов, приютов для беспризорных детей, работников спец. ПТО, социальных педагогов. Возобновить специальную подготовку к воспитательной работе классных руководителей (воспитателей), учителей предметников.
  14. Упорядочить выпуск учебников. Учителя устали от "пляшущего" федерального списка учебников.
  15. Органам управления образованием заменить большую часть контрольно-надзирающих функций на методическую поддержку.





Форум рекомендует:
  1. Считать целесообразным проведение ежегодных Всероссийских форумов учёных и педагогов "Образование: взгляд в будущее".
  2. Активно привлекать учащихся и педагогов образовательных учреждений России к вступлению в МАН "Интеллект будущего" для расширения сообщества учащихся, педагогов и ученых с целью сохранения и развития научного потенциала страны.
  3. МАН "Интеллект будущего", организациям-участникам Форума постоянно осуществлять научно-методическое, научно-организационное и техническое обеспечение мероприятий по привлечению и отбору лучших представителей учащихся России и стран-членов СНГ к научной деятельности, активно включать школьников и студентов в Национальную образовательную программу "Интеллектуально-творческий потенциал России".
  4. Организационному комитету Форума рассмотреть возможность опубликования статей в журнале "Интеллект будущего". Отразить результаты Форума в специальном разделе сайта МАН "Интеллект будущего".
  5. Рекомендовать образовательным учреждениям России организовать подписку на журналы "Интеллект будущего", "Исследовательская работа школьников", "Исследователь", "Дополнительное образование и воспитание" для создания единого методического и образовательного пространства для всех, кто занимается научными исследованиями, творчеством. Постоянно публиковать в нём материалы о деятельности НОУ в регионах России.
  6. Опубликовать информацию об итогах Форума в средствах массовой информации.