Как сделать проектКалинин В.Б. Тому, как спланировать и выполнить проект, посвящены тонны литературы и бесчисленное количество интернет-страниц. Однако интерес к теме не спадает. Отчасти потому, что применяется один и тот же подход к описанию разработки проекта. И будущий автор (либо руководитель) проекта не получает новых сведений. Как и эмоций. Попробуем иначе подойти к вопросу. * * * Рассмотрим проект как путешествие. Причем, путешествие во времени – в будущее. Возможно, предложенная аналогия позволит лучше понять сущность проектной деятельности (ПД). К счастью, не придется идти пешком по нехоженым тропам: есть машина времени – теория ПД. И есть дорога – методика ПД. Водитель – автор проекта. А штурман, знающий дорогу, и он же механик, владеющий теорией ПД, – учитель. Для водителя важно получить удовольствие от путешествия – полюбоваться окрестностями, побывать в новых местах, да и кто не любит быстрой езды? :) – Другими словами, важна мотивация. Дело штурмана/механика – не только заинтересовать водителя, но и помочь выбрать интересный маршрут – тему проекта. При этом – оказывается – ехать водителю и штурману предстоит не вдвоем: обязательно будут пассажиры – целевая аудитория проекта, т.е. люди, для которых совершается поездка (т.е. выполняется проект). Так что, намерения водителя должны совпадать с потребностями пассажиров. И важно, чтобы было желание, радость помочь пассажирам. Если так сложится, то путешествие (т.е. работа по планированию и выполнению проекта) станет особенно желанным. А если пассажиры вовремя попадут точно по назначению, то их жизнь немножечко изменится к лучшему. Так вот, положительные изменения для пассажиров и будут целью путешествия (проекта). Чтобы узнать намерения пассажиров надо поинтересоваться: куда им ехать? – Т.е. провести социологическое исследование, в данном случае – устный опрос. И это – первая задача проекта. Выясняется, что пассажирам надо попасть в другой город. Естественно, в определенное место в этом городе, например, в театр, музей, парк, на праздник или важную встречу. Стало быть, объект проекта – город. И нужен не просто город, не весь город, а определенная улица, дом – адрес – предмет проекта. Как и положено, в пути не обойдется без приключений. Город, в который надо попасть, – на другой стороне реки. И ни моста, ни брода нет. Так что водителю предстоит решить проблему – самостоятельно построить мост (мост во времени, мост в будущее), т. е. создать продукт проекта. Это – вторая задача проекта. Возможно, для ее решения необходимо будет изучить литературу по мостостроению. А доставить пассажиров по выстроенному мосту, куда им требуется, – третья задача проекта. У пассажиров могут быть и дополнительные пожелания, например, сделать остановки в дороге, пофотографировать живописные места. Предоставить пассажирам такие возможности – также задачи проекта. Правда, если сроки поджимают, либо водитель еще недостаточно опытный, лучше не обременять его дополнительными пожеланиями :) Итог решения всех задач проекта представляет собой результат проекта в целом. Результат проекта соответствует цели проекта: Расписание поездки – график выполнения проекта. В расписании указываются этапы пути, сроки построения моста и доставки пассажиров по назначению. Путевой лист, в котором: Инструменты и материалы для строительства моста, и всё-всё-всё остальное, что потребуется для путешествия, – ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Надо быть уверенными, что они у вас есть. Что ж, остается включить зажигание – зажечь, увлечь водителя за счет впрыска идей, энтузиазма, воодушевления. Впрочем, за четкой работой системы зажигания механику необходимо следить на протяжении всей поездки. И – в путь! Хотя, конечно, в буквальном смысле вы никуда не уедите, но перенесетесь в будущее. И не просто перенесетесь, а самостоятельно спланировав его, создадите будущее своими руками! – Ведь без вашего путешествия не было бы ни моста, ни знакомства с городом на другом берегу реки. Приготовьтесь к тому, что когда поездка подойдет к концу, ваша работа еще не будет окончена. Понадобится составить описание путешествия – дорабатывая маршрутный лист, пополняя его новыми сведениями, почерпнутыми во время поездки, – пока не составите итоговый текст проекта. Сопроводите его Ну, а если вы подготовите выступление и компьютерную презентацию, то у вас будут отличные шансы увлекательно рассказать о путешествии – выигрышно представить ваш проект на конкурсе или конференции. Конечно, в кратком описании указано далеко не всё, что предстоит сделать. Например, штурману необходимо следить за соблюдением правил движения – следовать требованиям множества норм и документов, в том числе, таких как СанПиН и ФГОС. Или вот, во время путешествия – т.е. в ходе выполнения проекта – формируются определенные компетенции и УУД. Следовательно, штурману надо ставить и решать педагогические цель и задачи. Безусловно, и продукты проектов у каждого учащегося будут свои – не строить же всем мосты :)
|
Новости
12.06.2025С ДНЁМ РОССИИ! |
11.06.2025Слёт лучших учащихся России "Интеллектуальный Олимп-2025" Уважаемые педагоги, дорогие друзья! У нас отличная новость! Срок приёма заявок на Слёт лучших учащихся России "Интеллектуальный Олимп-2025" продлён до 1 июля 2025 года. Спешите присоединиться к нам и классно провести время в Санкт-Петербурге! |
09.06.2025Российский онлайн-конкурс чтецов "Голос моей России" Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Российский онлайн-конкурс чтецов "Голос моей России" будет проходить 10 июня 2025 года в 11.00 по мск. |
07.06.2025Вебинар по теме «Как сделать научную работу крутой и правильной» Приглашаем учащихся и педагогов прослушать вебинар по теме «Как сделать научную работу крутой и правильной». Вебинар проводится 10 июня с 11 часов. |
Читать полностью... |
04.06.2025Всероссийский конкурс педагогов "Образование: взгляд в будущее" Это - реально! Уникальный шанс для педагогов — попасть на всероссийский форум бесплатно! Участвуйте во Всероссийском конкурсе «ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» — заявляйте о себе. Это — путь в профессиональное сообщество, где ценят не отчётность, а живую мысль. Не формальности, а подлинный педагогический смысл. |
30.05.2024Продление сроков по конкурсам "Познание и творчество" и "Интеллект-экспресс" Дорогие друзья! Обращаем ваше внимание, что прием работ по конкурсам Весеннего тура проекта "Познание и творчество" и тестовым олимпиадам "Интеллект-экспресс" продлен по 9 июня включительно. Спешите участвовать, ждём ваши работы. |
30.05.2025ИТОГИ XIX Регионального конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников и дошкольников «Я познаю мир». В МБОУ – Лицей г. Владикавказ из года в год поддерживаются и развиваются мероприятия, направленные на развитие личности ребенка, определение и раскрытие склонностей, преумножение талантов. Высокая планка, заданная изначально, приводит к позитивным результатам. Об этом свидетельствует активное участие учащихся в конкурсах национальной образовательной программы «Интеллектуально – творческий потенциал России». |
Читать полностью... |