Конкурс «Исследование субъективных образов «компьютера» и «книги» у разных поколений» для учащихся 7-11 классов.
Предлагаем вам принять участие в серьезном и интересном исследовании. Это исследование посвящено образу компьютера и книги у разных поколений. Выполняя это исследование, вы познакомитесь с настоящими научными методами: психологическим и семантическим анализом свободных ассоциаций и контент-анализом высказываний. Эти методы широко применяются в социологии, психологии и лингвистике. Предметом нашего исследования будут субъективные образы книги и компьютера у разных поколений. Вы сможете уточнить, что такое субъективный образ и как его можно исследовать, а также какие знания о субъективном мире человека и его культуре он дает. Это исследование можно включить в проекты, посвященные, например, обучению старших поколений компьютерной грамоте или возвращению книги в жизнь молодежи. Все результаты надо внести в таблицы, которые вы высылаете на проверку. Обязательно представьте результаты в виде диаграмм Венна и гистограмм. Ответы на вопросы должны быть краткими – несколько предложений, которые надо самостоятельно сформулировать. Можно давать ссылки на первоисточники, которые вы использовали для ответов. В конце вам предстоит самостоятельно проанализировать полученные результаты, сделать выводы и интерпретировать их. Внимание! Результаты исследования надо присылать в виде одного файла. В нем должны быть: заполненный бланк исследования с ответами, результаты в виде таблиц, гистограмм и диаграмм Венна, анализ, выводы и интерпретации. В нем же должен быть отзыв о конкурсе. В отзыве напишите, как вы выполняли задания, что вам показалось самым интересным, самым сложным, что нового вы узнали благодаря конкурсу и что еще хотели бы узнать. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКУРСА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ОТДЕЛЬНО ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ: 7-8 и 9-11 классы. Немного теории: субъективные образы восприятия мира и как их исследовать Давайте поработаем со словосочетанием «субъективный образ». В своей жизнедеятельности большинство современных людей сталкивается с книгами, компьютерами, ай-падами. При взаимодействии с этими предметами они совершают разные действия, у них возникают разные эмоции. У каждого из нас существуют чувственные (например, зрительные) образы этих предметов. Каждый из этих внутренних чувственных образов связан с системой смыслов. Смыслы – это следы взаимодействия с предметами, явлениями, ситуациями, зафиксированные с помощью отношения к ним, которое отражается в языке. Вот семантика и является наукой о смыслах. Мысленный образ по своей природе является «личным», или «субъективным», переживанием, поскольку мы не можем непосредственно наблюдать образы, переживаемые другими. Но любой субъективный образ может быть описан с помощью слов. Субъективно значит, это то, что зависит от вас (ваших чувств, жизненного опыта, точки зрения в данный момент и т.д.). Психосемантика – это наука, изучающая субъективные образы, представленные в нашем сознании, например, в виде значений, то есть слов. Переживания, образы, мысли связаны между собой таким образом, что всплывание в сознании одного вызывает воспоминания о другом. Такая связь называется ассоциацией (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь). С помощью ассоциативных экспериментов можно изучать любые субъективные образы. В своем исследовании субъективных образов компьютера и книги мы будем использовать свободный ассоциативный эксперимент. Для проведения нашего исследования нам необходимо собрать ассоциации, связанные с книгой и компьютером. Собранные ассоциации это наши первичные, «сырые», данные. Когда-то в жизни людей не было компьютеров. Поэтому слово компьютер не вызвало бы у них никаких ассоциаций. А в чем разница в этих ассоциациях у современных детей и взрослых, особенно тех, кому за 60? Посылом для данной исследовательской работы может быть следующая гипотеза: Предметом исследования будет сравнение субъективных образов «компьютера» и «книги» у разных поколений. И соответственно цель: сравнение субъективных образов «компьютера» и «книги» у разных поколений. ЗНАКОМСТВО С МЕТОДИКОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ Как провести свободный ассоциативный эксперимент? Представление о выборке. Выборка – это конкретно то количество участников, которое участвуют в эксперименте. Обычно исследователями дается подробное описание выборок, то есть групп людей, их возраста и других особенностей. Вам будет необходимо собрать данные у школьников, учителей и родителей, бабушек, дедушек об их возрасте и образовании. Вы можете для исследования сформировать только две группы (дети и взрослые), но тогда не включайте туда людей старше 60 лет!
Эксперимент, получение первичных данных Для того, чтобы получить все ассоциации отклики на слова стимулы «компьютер» и «книга», необходимо выполнить следующую инструкцию. А) Инструкция испытуемому: «Напишите, пожалуйста, любые ассоциации на слово «КОМПЬЮТЕР» (5 7 минут); Обработка первичных данных: а) Готовим массив данных для дальнейшей обработки результатов. Все полученные ассоциации вносятся в EXCEL – таблицу по экспериментальным разновозрастным группам. Ассоциация вписывается вместе с данными о частоте (сколько раз использовали данную ассоциацию) их встречаемости в массиве данных по группе. Можно перейти к относительным долям или процентам. Для этого частоту упоминания данной ассоциации в группе разделить на общее количество ассоциаций, собранных в группе. Делаем выводы. б) Набор неслучайных ассоциаций – наиболее часто встречающиеся ассоциации на слова - стимулы «компьютер» и «книга»– должен составлять 25 – 30 процентов от всех высказываний. Сравниваем между собой результаты по группам. в) Результаты сходства и различия между книгой и компьютером можно представить с помощью диаграмм Венна.
г) Следующий этап анализа ассоциаций связан с их классификацией. Простая классификация могла бы разделить все ассоциации на группы: существительные, прилагательные и глаголы. Более сложный тип классификации может включать в себя такие разделы, как структура, внешний вид, действия, что мы делаем с ними, что они делают с нами, чувства и эмоции и т.д. Полученные количественные данные можно представить с помощью гистограмм. Теперь можно отдельно проанализировать ассоциации в каждой группе классификации. д) Используем метод контент-анализа для подсчета положительных(+), нейтральных(0), сбалансированных(+/-) и отрицательных(-) результатов по каждому стимулу (книга или компьютер) и по каждой группе. Все данные заносим в таблицу и представляем в виде гистограммы. Делаем выводы и интерпретируем результаты. 1. Наличия различий или сходства ассоциаций на слово стимул «компьютер» ( количество и качество) у разных возрастных групп. Теперь переходим к интерпретациям (интерпретация - это толкование, раскрытие смысла, объяснение) • Что полученные результаты могут означать? Скачать навигатор исследования Скачать Бланк эксперимента 1. Серкин В.П. Методы психосемантики. Учебное пособие. М.: Аспет-пресс. -2004. – 207 с. http://www.koob.ru/serkin/metodi_psihosemantiki
|