12 месяцев – и сказка, и наука Электронная почта для отправки материалов на конкурс Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. Стоимость участия - 290 руб.
Наверное, каждый из вас читал сказку С.Я. Маршака «12 месяцев» или видел замечательный мультфильм. Сказка «12 месяцев» была написана 1942-43 годах. Надеемся, вы все помните, что в это время была Великая Отечественная война, время было очень тяжелое. С.Я. Маршак, в основном, писал военные очерки и стихи. В начале 1943 года в газете «Литература и искусство» Маршак опубликовал обращение «Моему читателю»: «Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им и в последний год писал только для больших. Тем не менее, эта просьба ребёнка, видимо, произвела на писателя впечатление. Маршак урывками находил время для создания сказки о двенадцати месяцах, собравшихся у костра в новогоднюю ночь. Сюжет сказки Самуил Яковлевич, по его собственным словам, позаимствовал из чешской или богемской легенды. Он долго его дорабатывал, выстраивал четкую и стройную сюжетную линию. В результате на свет появился прозаический вариант сказки «12 месяцев». По нему видно, что для своей пьесы Маршак взял лишь завязку сюжета. Концовка в первоисточнике напоминала эпилог сказки «Морозко» – решив потребовать у месяцев побольше добра, в лес отправляется дочка мачехи и там замерзает. Но вы, скорее всего, знаете не краткий текст сказки, а пьесу, которую Маршак написал через несколько лет, ввел в нее новых героев – королеву, ее свиту. Пьеса стала полностью самостоятельным и уникальным произведением, над доработкой которого Маршак трудился еще долгие годы. Так, последняя и очень значительная правка, была внесена им в текст пьесы «12 месяцев» уже в 1962 году. Если вы не читали пьесу, то обязательно прочитайте и посмотрите еще раз мультфильм. Это интересно и понадобится для ответов на вопросы конкурса. Найдите иллюстрации к сказке ( их делали несколько художников). Какие из них вам больше нравятся и почему? В июне 1943 года Маршак читает пьесу артистам МХАТ. К сожалению, воплотить «12 месяцев» на сцене удалось только после войны – в 1947 году. Но сказку экранизировали в СССР. В 1956 году вышел рисованный в классической манере мультфильм И. Иванова-Вано и М. Ботова. А в 1980-м «12 месяцев» уже экранизировали в жанре «анимэ» японцы Т. Имадзава и Я. Кимио (совместно с «Союзмультфильмом»). Интересно, что в японском прокате сказка шла под названием «Ва Мори – ва Икэтэйру» («Лес – живой»). Но, конечно, самой известной экранизацией стал фильм Анатолия Граника, вышедший в 1972 году. Съёмки проходили летом, в павильоне, поэтому и зима, и подснежники были искусственными. Но это совершенно не сказалось на популярности фильма, благодаря замечательной игре актёров, которых вы, надеемся, знаете по другим фильмам. Это и бывший «Старик Хоттабыч» Н. Волков в роли Профессора, и Л. Куравлёв в роли Солдата, и Т. Пельтцер в роли Гофмейстерин С.Я.Маршак долго думал о финале пьесы: «...Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть ее домой – из сказки в реальную жизнь – с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат». Интересно сложилась судьба исполнителей ролей Падчерицы (Н. Попова) и Апреля (А. Быкова). То, что Маршак запретил делать героям в сказке, актёры воплотили в реальной жизни – то есть, взяли и поженились. В пьесе, в отличие от сказки, одна из основных героинь – королева. И она очень похожа на избалованную школьницу, да к тому же наделённую большой властью. Кстати, подумайте, почему она королева, а не принцесса. Ведь она по возрасту - подросток. Королеве взбредает в голову издавать указы против законов природы. «КОРОЛЕВА. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель? И в сказке природа действительно, нарушает свои законы – но не ради королевы, а ради падчерицы. Месяцы делают это не просто из жалости, а потому что уважают девушку за ее добрый характер и трудолюбие. Каждый из них видел её где-нибудь за работой – на грядке, в поле, в лесу. ...Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом». А теперь давайте внимательно прочитаем текст пьесы, посмотрим мультфильм, будем отвечать на вопросы конкурса и делать различные опыты. Обещаем, что будет интересно. Ведь в самых обычных предметах и явлениях можно найти много нового и загадочного, а потом разгадывать эти загадки с помощью науки. Таблица с вопросами размещена в конце текста, а сейчас перейдем к заданиям. Экспериментальные задания. Опыт 1. Получение радуги в домашних условиях. А - Оборудование: лист белой бумаги, стекло, источник света солнце. Б - Оборудование: пульверизатор, наполненный водой, источник света солнце. В - Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света солнце. Г - Оборудование: компьютерный диск, источник света солнце. Опыт 2. Как образуется роса? Опыт 3. Как образуется иней? Опыт 4. Как появляются снежные узоры на окнах? Выделяют два основных вида морозных узоров – дендриты и трихиты. Дендриты образуются, если охлаждение стекла начинается при положительной температуре и высокой влажности, тогда образовавшаяся на нем пленка воды при понижении температуры окружающей среды начинает кристаллизоваться.Вначале узор появляется в нижней части окна, там, где под действием силы тяжести накапливается больше воды. Здесь за счет большего количества влаги дендриты более выражены, чем в верхней части стекла. При дальнейшем похолодании дендриты обрастают более мелкими отростками и зазубринами льда. Трихиты образуются у острых краев царапин на поверхности охлаждающегося стекла. При этом вначале кристаллы образуют узкие параллельные полоски инея, которые при дальнейшем охлаждении превращаются в достаточно плотные ледяные волокна, исходящие от основного стебля. В большинстве случаев, как основное волокно, так и прилегающие к нему тонкие полоски инея слегка изогнуты. Если не получится, не огорчайтесь. В некоторых районах нашей страны и зимой не слишком холодно. Зато у вас раньше начнется весна, и вы сможете пойти за подснежниками, не нарушая законы природы. Давайте попробуем получить искусственные узоры на стекле. Надо приготовить раствор желатина – 5 г на 50-60 мл ( четверть стакана) холодной воды, дать ему хорошо набухнуть. Затем поставить его в водяную баню - кастрюлю с водой 50 градусов и проследить, чтобы желатин полностью растворился. На таком студне можно сохранить ледяные узоры. Еще теплый раствор надо вылить на кусок стекла и сразу поставить в морозилку. Вода будет кристаллизоваться, как на окнах зимой. Через три дня достаньте стекло и дайте оттаять желатину. На нем должен остаться четкий рисунок ледяных кристаллов. Исследовательская работа.
Есть ли среди первоцветов вашего региона редкие виды из Красной книги? Советуем познакомить с ними одноклассников и провести мероприятие в защиту редких растений. (Это задание можно выполнить и оформить как проектную работу и прислать потом на конкурс проектов). Если есть возможность, найдите места, где растут первоцветы ( часто они бывают даже в городе – на участках оставшегося леса, в парках, лесопарках и т.д.). Может быть, у вас есть дачный участок или дом в деревне. Если необходимо, проконсультируйтесь с учителем биологии. Исследование для любителей метеорологии Для начала, надо решить, как вам будет удобнее вести календарь погоды: в тетради, с помощью условных обозначений или на компьютере, при помощи специальной программки. Из оборудования вам понадобятся термометр, флюгер и компас. Будет очень хорошо, если у вас еще будут барометр и гигрометр. Если вы решите записывать данные в тетрадь, то расчертите ее на 6 колонок и подпишите их:
Можно распечатать на цветном принтере такой лист (найдите его в Интернете) и вносить туда данные с помощью условных обозначений.
Ведение календаря погоды требует внимания и каждодневной работы, причем измерения и записи желательно проводить в одно и то же время (например, в 12.00 или 15. 00, в зависимости от вашего расписания). Температуру воздуха на улице можно определять при помощи обычного термометра за окном. Но, если термометр расположен на солнечной стороне, показания могут несколько отличатся от действительных. Еще лучше, если есть возможность снять показания термометра утром, днем и вечером, сложить их и разделить на три. Полученный результат будет среднесуточной температурой. Для измерения атмосферного давления, вам понадобится барометр. Если у вас его нет, то можно попросить в школе у учителя физики или у знакомых. Направление ветра можно определять, самостоятельно сделав флюгер, или по направлению дыма из труб с учетом показаний компаса. Отмечайте также, характер ветра (ровный или порывистый). Наблюдая за облачностью, обращайте внимание на наличие или отсутствие просветов на небе. Если небо чистое и нет ни одного облачка, поставьте в соответствующую графу прочерк. При небольшом количестве облаков пометьте «Облачно», небо, затянутое тучами, обозначьте как «Пасмурно» . В графу «Осадки», заносите всю информацию о типе осадков и их интенсивности (сильный дождь, небольшой снег). При отсутствии осадков ставится прочерк. Также наблюдайте за всеми необычными явлениями природы, вызвавшими ваш интерес (гроза, радуга) и помечайте в графе «Особые явления». Влажность можно измерить при помощи гигрометра. ( В интернете можно найти разные варианты самодельных гигрометров). Проводите такую работу хотя бы в течение 8-10 дней, а если хватит терпения, то в течение месяца. В ответе поместите таблицу со всеми показателями, которые вы определяли, по каждой дате. Еще интереснее сравнить ваши данные с прогнозами на сайтах в интернете. Для этого выберите 2 популярных сайта (яндекс, мэйл, гисметео). Каждый день смотрите прогноз для вашего региона на три дня вперед и выписывайте в специальную таблицу. Закончив все наблюдения, сравните ваши собственные данные в этот день и прогнозы. Разумеется, надо сравнивать данные для одного и того же времени суток. Если вы замеряли температуру днем, то на сайте надо смотреть предсказание именно дневной температуры. Сделайте выводы, на каком сайте прогнозы оказались более точными? Для любителей литературы: Очень внимательно прочитайте каждую выбранную сказку, потому что надо будет отмечать даже мелкие детали. Проанализируйте тексты сказок и заполните таблицу.
Если вы хорошо сделаете исследование по любому направлению , то не только станете лауреатом нашего конкурса, но и сможете послать работу на летний турнир - конференцию МАН «Юный исследователь -Эврикум» или «Шаги в науку - Эврикум» в зависимости от вашего возраста». Таблица вопросов конкурса.
Желаем вам интересных исследований и новых открытий! Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету. Анкета.
|
Новости
05.11.2024ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКИ |
Читать полностью... |
25.10.2024ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ XXII Всероссийский Форум «Образование: взгляд в будущее» и конференция учащихся «Шаги в науку» (осенняя сессия) проводились с 21 по 23 октября 2024 года в Подмосковном парке-отеле «Воздвиженское». |
Читать полностью... |
22.10.2024Современное образование: опыт, инновации, перспективы С 6 по 10 октября 2024 года состоялся XII Всероссийский открытый педагогический фестиваль «Современное образование: опыт, инновации, перспективы». |
Читать полностью... |
20.10.2023Итоги онлайн-турнира «Покорители космоса» 17 и 18 октября с большим успехом прошли онлайн-турниры "Покорители космоса" для учащихся 5-8 и 9-11 классов, посвящённые запуску Первого искусственного спутника Земли. |
Читать полностью... |
18.10.2024ЕСЛИ ТЫ СЧАСТЛИВ САМ – СЧАСТЬЕМ ПОДЕЛИСЬ СВОИМ 15-16 октября 2024 г. состоялся педагогический онлайн-форум «Счастливые педагоги – счастливые ученики». Форум – часть большого проекта – «Счастливые люди – вдохновение и сила России», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. |
Читать полностью... |
16.10.2024СЧАСТЛИВЫЕ ПЕДАГОГИ – СЧАСТЛИВЫЕ УЧЕНИКИ, 2-й день |
Читать полностью... |
15.10.2024СЧАСТЛИВЫЕ ПЕДАГОГИ – СЧАСТЛИВЫЕ УЧЕНИКИ Сегодня, 15 октября, начинает работу Всероссийский педагогический онлайн-форум «Счастливые педагоги – счастливые ученики», который будет проходить 15 и 16 октября 2024 г. |
Читать полностью... |