Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru
 

Статистика

Просмотрено статей : 169194513
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 3790
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

Наблюдения за птицами на кормушке 

Электронная почта для отправки материалов на конкурс  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.  

платежи Стоимость участия - 290 руб. 

Как правильно оформить работу

 

п1 п2 п3 

п4 п5 п6

 

Уважаемые любители природы, наблюдений и экспериментов. Мы предлагаем вам интересный и очень полезный конкурс. Вы сможете увидеть и узнать много интересного, а к тому же поможете птицам пережить зиму.

Все знают, что птицы, как и млекопитающие, теплокровные животные. Но зимой, для поддержания этой постоянной температуры, они вынуждены больше есть. Пищи не всегда хватает. Известно, что из каждых 10 синиц при холодной зиме до весны доживает только 1-2. Помогая птицам зимой, вы обеспечите своим огородам и дачным участкам помощников в борьбе с вредителями весной и летом и обеспечите хороший урожай.

Школьники часто делают кормушки и подкармливают птиц. Но далеко не всегда наблюдают за птицами. А такие наблюдения могут дать сведения о видовом составе птиц вашей местности, особенностях их поведения. Эти данные могут стать не только основой вашей исследовательской работы, они часто оказываются необходимыми и полезными для ученых-орнитологов, особенно, если наблюдения проводятся в небольших поселках, деревнях, отдаленных районах.

Конечно, для кого-то интереснее проводить физические и химические опыты. Но мы надеемся, что среди вас есть любители настоящего научного наблюдения. Ведь именно с наблюдений начинается любая естественная наука. А на основе наблюдений можно придумать уже более сложные эксперименты.

Этот конкурс можно выполнять как индивидуально, так и группой. Особенно интересно это может оказаться в большом городе, где районы различаются по этажности домов, количеству людей и машин, близости парка или лесного массива. Вы можете проводить наблюдения в разных районах, а потом сравнить результаты, или сделать разные кормушки, использовать различные корма – вариантов много. Но необходимо будет сначала все обсудить, четко спланировать работу и только потом приступать к наблюдениям.

Эта работа потребует терпения и внимания. Наблюдения надо проводить не один-два дня. И даже не неделю. Лучше делать это в течение хотя бы 1-2 месяцев, и не только зимой. Каждый день надо записывать то, что вы увидели, фотографировать птиц и определять виды, следить за их поведением.

Эти данные могут оказаться ценными для науки. Поэтому лучшие работы мы отправим ученым-орнитологам. И в будущем в научных статьях могут быть упомянуты результаты ваших наблюдений.

Итак, будем проводить наблюдения и их фиксацию в соответствии с предложениями А.Яковлева.

Для начала узнайте, какие виды птиц характерны для вашей местности, какие корма они предпочитают. (Эти факты легко найти в интернете или проконсультироваться с учителем биологии). Меняя корм, вы можете привлечь к кормушке больше видов птиц. Возможно, вам повезет, и вы увидите какой-то редкий вид.

Определите, какой тип кормушки вы будете использовать.

Конструкции кормушек.
Кормушку можно сделать из чего угодно. Множество вариантов вы найдете в интернете. Даже в заголовке конкурса есть фотографии нескольких типов кормушек. Если вы хотите наблюдать максимально возможное количество видов, стоит выбрать кормушку с широкими летками или с открытыми стенками – чтобы не затруднять доступ крупным птицам и тем, которым в природе не приходится залезать в узкие отверстия. С другой стороны. Если вы сделаете кормушку из пластиковой бутылки с небольшим летком, можно будет увидеть, как более крупные птицы пытаются достать корм.

Если есть возможность, то сделайте два варианта кормушек: «лёгкую», отвлекающую на себя банальные виды, и «трудную» – для редких птиц.

Кормушки можно делать из чего угодно – пакетов от молока или сока, пластиковых бутылок, из фанеры и т.д. Но корм на любой кормушке должен быть защищен от дождя и снега. Поэтому проведите предварительное исследование, определите ваши цели и выберите подходящий вариант кормушки. Если вы живете в частном доме, то на участке можно расположить 2-3 разные кормушки. Можно сделать то же самое на школьном дворе. В квартире многоэтажного дома кормушку можно прикрепить под окном, так будет удобнее всего. Наблюдения лучше проводить 2-3 раза в день ( хотя бы в выходные), чтобы определить суточную активность птиц.

Какие корма использовать.
От видов корма зависит, какие птицы будут к вам прилетать. Можно использовать: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника ( но не жаренные и не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, рябины, семена хвойных растений, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Следите, чтобы какой-то корм в кормушке был всегда, нельзя оставлять ее пустой.

Как птицы привыкают к кормушкам.
Далеко не у всех птиц есть инстинкты, благодаря которым они сразу понимают, что в непривычной конструкции есть вкусная еда и как можно ее достать. Ученые считают, что к таковым относятся только синицы и поползни, может быть, ещё дятлы. Другим птицам необходимо время, чтобы освоить новый пищевой ресурс. Тем не менее, практически все птицы, которые используют те корма, которые вы кладете в кормушку, способны научиться пользоваться ею.

Это может происходить постепенно. Такое поведение тоже может стать предметом ваших наблюдений. Сначала новичков привлекает скопление других птиц на кормушке, они только наблюдают, держатся поодаль. На второй стадии птицы в саму кормушку еще не залезают, а подбирают с земли оброненные другими птицами остатки корма. Через некоторое время птицы осваиваются и начинают брать корм из самой кормушки, даже если её конструкция для них не очень удобна.

А теперь прочитайте очень внимательно задачи исследования, которые предлагают ученые – орнитологи. Выберите из них одну или несколько, но не все. Если предполагается работа в группе, то можно разделить задачи между участниками работы.

Задачи:

  1. Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных участках (населенного пункта, леса, парка ит.д.)
  2. Изучить предпочтение кормов различными видами птиц.
  3. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
  4. Определить, существует ли в конкретных условиях иерархическая система в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида и разных видов.

Методы исследования.
Обязательно заведите дневник наблюдений в тетради или блокноте. Фиксируйте каждое наблюдение(образец см. ниже). Эти же данные надо заносить в компьютерный файл.

Приготовьте кормушку и установите в удобном для наблюдения месте. Подробно опишите биотоп ( это улица большого города, поселка, есть ли рядом лес, парк, водоем, какие растения находятся вблизи).

Чтобы получить сравнимый материал, на кормушку сначала выкладывают определенное количество какого-либо корма (например, один стакан или столовая ложка семян подсолнечника). Первые день-два птицы могут не прилететь, но потом обязательно появятся. Наблюдайте, какие птицы прилетят, сколько одновременно их может быть на кормушке (количество особей каждого вида), как именно они берут и едят корм, как взаимодействуют, есть ли агрессивные контакты, драки.

Через несколько дней добавьте новый вид корма, отмечайте все изменения – какой вид корма предпочитают разные виды, что съедают в первую очередь, изменяются ли пищевые предпочтения при изменениях погоды, например, при резком похолодании.

Если хотите увидеть большее число видов и определить пищевые предпочтения птиц и контакты между разными видами, выкладывайте на кормушку несколько видов кормов одновременно. Если вас больше интересуют отношения особей одного вида, то определите наиболее предпочитаемый ими корм и наблюдайте особенности поведения.

Образец дневника наблюдений

Дата Время суток Погода  (температура, влажность, ветер, осадки) Виды корма Виды птиц на кормушке Количество особей каждого вида Особенности поведения
             
             
             
             

 

В итоге наблюдений надо установить:

  1. Какие виды птиц посещали кормушку.
  2. Какие из них постоянно, а кто – редкий посетитель.
  3. Какой корм предпочитает каждый вид птиц.
  4. Как влияют погодные условия на видовое разнообразие птиц, количество особей каждого вида и предпочитаемый корм.
  5. Есть ли различия в суточной активности посещения кормушки.
  6. Какой вид птиц прогоняет других от кормушки, а какой предпочитает улетать, если его прогоняют.

Результаты таких наблюдений можно представить как исследовательскую работу на конференцию. Если будет несколько подобных работ, то это даже интереснее. Можно будет сравнивать результаты из разных районов страны, по различным типам кормушек и кормов, наблюдения в разные сезоны года. Двух абсолютно одинаковых работ на одну тему в науке никогда не бывает.

Если же вы хотите провести более подробное и интересное исследование (это будет оценено дополнительными баллами и работа на конференцию получится более сложная), то попробуйте в ходе наблюдений найти ответы на несколько из следующих вопросов, предлагаемых специалистами-орнитологами).

1. Разместите одну и ту же кормушку в разных биотопах ( Если там, где вы живете, есть такая возможность). Есть ли видовые различия в посещении птицами кормушки?
2. Сколько птиц может одновременно кормиться на кормушке в случае одного, двух, трех и более видов?
3. Как изменяется общее количество посещающих кормушку птиц в зависимости от:
– запаса и разнообразия корма на кормушке?
– времени суток?
– погодных условий?
4. Существует ли между разными видами птиц распределение посещения кормушки в течение дня?
5. Между какими видами происходят агрессивные контакты и каков их исход? Как другие птицы реагируют на такие контакты? Бывают ли       "коллективные драки"? Если да, то чем они отличаются от конфликта между двумя птицами?
6. Чаще или реже происходят агрессивные взаимодействия между птицами, находящимися непосредственно вблизи от кормушки и поодаль от нее? Чем занимаются птицы, которые не находятся вблизи кормушки?
7. Изменяется ли общее количество агрессивных контактов между птицами при:
– резком увеличении или уменьшении количества корма на кормушке?
– резком изменении погодных условий (прежде всего, температуры)?
8. Существует ли среди птиц, посещающих кормушку строгая иерархическая система в доступе к корму? Какова эта система? Какие качества птиц (внешние (размер, яркость окраски) и поведенческие) позволяют им занимать верхние ступени иерархической лестницы?
9. А это задание – не просто наблюдение, а настоящий эксперимент из области этологии – науки о поведении животных. Попробуйте нарисовать и вырезать из картона цветной трафарет одной из птиц, часто посещающих кормушку, в натуральную величину. Прикрепите трафарет к кормушке. Изменилось ли поведение птиц?

Теоретические вопросы

1


Как известно, птицы – теплокровные животные. Но есть ли среди них такие представители, у которых температура тела может изменяться? Если да, то у каких и почему?

2 Какие виды птиц в вашем регионе относятся:  а - к оседлым,  б – к кочевым, в - к перелетным? Приведите несколько примеров.
3 В какие страны на зиму улетают перелетные птицы  вашего региона? Приведите конкретные примеры.
4 Знаменитая картина Саврасова называется «Грачи прилетели». Есть ли в названии биологическая ошибка, если учесть, что  на картине изображены места средней полосы России.
5 Названия каких городов России ( и других стран) произошли от названий птиц?
6 Какие особенности строения и  функционирования организма  птиц   были использованы при конструировании самолетов?
7 Среди животных, в том числе и птиц, есть синантропные виды, то есть те , кто уживается рядом с человеком, например, галки, вороны, воробьи. А какие особенности должны быть у таких птиц, чтобы они могли  нормально существовать в больших городах?
8 На гербах каких стран изображены птицы? Речь идет о конкретных биологических видах,  а не о символических изображениях орлов.
9 Какие функции могут быть у пения птиц?
10 Найдите стихотворения о птицах и   в ответе напишите то, которое больше всего вам понравилось.

 

Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету.

Анкета.

  1. Откуда вы узнали о нашем конкурсе?
  2. Вы участвуете в конкурсе в первый раз или уже были участником?
  3. Почему вы выбрали именно этот конкурс?
  4. Какие науки вас больше всего интересуют?
  5. Какие конкурсы вы бы хотели видеть в будущем?
  6. Собираетесь ли вы приехать летом на турнир – конференцию?

  Как правильно оформить работу