Какие науки спрятались в борщеЭлектронная почта для отправки материалов на конкурс Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. Стоимость участия - 290 руб.
Уважаемые участники, любители нашего проекта «Эврикум». Мы хотим предложить вам необычный конкурс. Некоторые из вас уже получали творог из молока, проверяли качество меда, делали физические опыты на кухне и поняли, что это очень интересно. Мы ежеминутно сталкиваемся с законами природы, но большинство людей это просто не замечает. А если знать и понимать эти законы, то жить намного интереснее, и научные закономерности могут пригодиться в любых ситуациях, в том числе и на кухне. Мы предлагаем вам приготовить борщ и по ходу дела познакомиться с вопросами самых разных наук, провести эксперименты. Обещаем, что вы узнаете много интересного о привычных предметах и процессах. На основе предложенных опытов можно потом (подумав, посоветовавшись с учителем) выполнить исследовательскую работу, причем для разных секций МАН « Интеллект будущего» или других конференций. Желаем интересного исследования и вкусного обеда. Наверно, каждый человек в нашей стране, услышав слово «борщ», представляет себе тарелку ярко-красного густого супа со сметаной. Борщ готовят и дома, и в ресторанах. Он считается традиционным блюдом русской кухни и нравится многим иностранцам. Существует множество рецептов приготовления борща, но мало кто знает о его происхождении. Считается, что борщ появился на территории современной Украины в 14-15 веках. В России он впервые упоминается в 16-17 веках. Борщ быстро распространился и в крестьянской среде, и у знатных людей. Даже в классических произведениях украинских и русских писателей упоминался этот наваристый, ароматный суп. Есть несколько версий происхождения самого слова борщ. Но мы не будем их рассматривать, потому что это один из вопросов конкурса. Сейчас в разных странах, у каждой хозяйки есть свои рецепты борща. Но главное правило — готовить его с удовольствием и хорошим настроением! А мы одновременно будем касаться вопросов самых разных наук. Соберем продукты, необходимые для варки борща. В каждой семье есть свои рецепты, но давайте возьмем такой набор – картофель, капуста, свекла, морковь, репчатый лук, томатная паста, сухие соцветия укропа ( можно зелень укропа). Разумеется, понадобится кусочек мяса, лучше с косточкой, немного растительного масла и сметана. Если вы уже достаточно взрослый и самостоятельный человек, то можете купить эти продукты сами. В ином случае поучаствуйте в покупках с кем – то из старших, но обязательно запишите стоимость каждого продукта за килограмм и сумму, которую вы заплатили за каждый из них. Это потом понадобится для экономических расчетов. Итак, будем готовить борщ и по ходу дела проводить интересные наблюдения и опыты. И вы убедитесь, что и на кухне можно познакомиться с разными науками, освоить некоторые методы, на базе которых потом можно будет выполнить исследовательскую работу. При оформлении ответа вам надо будет описать все опыты, обозначенные номерами. Не забывайте объяснять происходящее и отвечать на вопросы. Все это будет учитываться при оценке работы. Рекомендуем сначала все подготовить, как делает грамотный научный сотрудник - собрать все необходимые продукты, посуду, реактивы, провести опыты, все записать и сфотографировать, а потом уже варить сам борщ. Из реактивов вам понадобятся – сода, уксус, спирт, йодная настойка, тальк (бывает в аптеках), немного бензина ( или растительное масло). А также несколько пробирок или небольших стаканчиков или мензурок, пипетка, индикаторная бумага (попросите у учителя химии). Но сначала давайте узнаем кое-что про овощи для борща. Опыт 1.Нам надо разобраться, какими органами растений являются эти овощи. Те, кто постарше, уже учили это в школе. Но, как показывает опыт, эти факты вечно путаются в голове школьников. На самом деле определить это и запомнить несложно, если обращать внимание на важные признаки. Опыт 2.Если вы правильно это сделали, то разрезав морковь и клубень картофеля поперек и посмотрев на срез, у картофеля вы увидите в центре что-то похожее на неправильную звезду с несколькими лучами, а у моркови на срезе четко видны две окружности – внутренняя и наружная. Причем, у них немного различается цвет. А если попробуете пожевать их по отдельности, то должны отличаться и плотность ( жесткость), и вкус. Опыт 3.Если у вас будет возможность поработать с микроскопом ( естественно, в другой день), то попробуйте сделать срезы клубня картофеля, моркови и свеклы и посмотреть, как выглядят клетки. Но для этого надо обязательно проконсультироваться с учителем биологии, потому что сделать хороший срез непросто. Он должен быть очень тонкий, чтобы увидеть клетки. Надо обязательно посмотреть, как это делается, а не только прочитать. У некоторых школьников, как говорят в науке, «хорошие руки», и почти сразу начинают получаться отличные препараты. Опыт 4. Не забудьте и про капусту. Разрежьте кочан вдоль пополам и посмотрите на полученный срез. Как вы думаете, каким органом растения является кочан капусты, для чего ему такие толстые, сочные и сладкие листья? И вообще, капуста – это однолетнее растение? Опыт 5. Теперь перейдем к поискам крахмала в этих овощах. Наверное, все уже знают, что крахмал – это запасной углевод растений. При реакции с йодной настойкой крахмал дает темно-синюю окраску. В этом случае контролем у нас будет картофель, потому что в нем много крахмала. Капнем на срез картофелины каплю йода ( может быть, аптечный препарат надо будет немного разбавить, если окраска будет слишком интенсивной). А теперь проделайте ту же реакцию с остальными овощами. В каких из них удалось обнаружить крахмал? Судя по окраске, в каких овощах его больше, а в каких нет вообще? Не забывайте, что для чистоты эксперимента надо на кусочек каждого овоща капнуть одинаковое количество йода. ( Потом можно экспериментировать с разными сортами овощей и фруктов). Опыт 6. Возьмите кусочек сырого картофеля и тщательно ( 1-2 мин) пережевывайте его. Отметьте момент, когда вы начнете ощущать сладкий вкус. А ведь сам крахмал несладкий. В ротовой полости под действием фермента амилазы он начинает расщепляться. А эти более короткие молекулы уже имеют сладкий вкус. Полностью крахмал распадается на огромное количество молекул глюкозы. Как вы думаете, когда и для чего в самих растениях ( в клубнях, семенах) происходит такой процесс? А теперь начнем варить борщ. В кастрюлю налейте воду и поставьте на плиту (не до самого верха, помните про закон Архимеда). Через некоторое время вода начнет закипать. Мы это видим по появляющимся пузырькам. А что это за пузырьки и почему они свидетельствуют о закипании воды? Далее помещаем в кастрюлю мясо. Через некоторое время на поверхности бульона начнет собираться пена и капли жира. Хорошие хозяйки внимательно следят за кипением, уменьшают огонь и убирают пену. Узнайте, почему она появляется и что в ней содержится. Если пену не снять, вкус бульона может ухудшиться. Почему? Дальше в бульон надо положить порезанный кубиками картофель. Пока он варится, натираем на крупной терке морковь и свеклу, обжариваем их на сковороде на растительном масле 5-7 минут и добавляем в кастрюлю. В некоторых рецептах советуют свеклу обжарить отдельно, а уже потом – морковь и лук вместе. Но это детали. Делайте так, как вам больше нравится, или как привыкли в вашей семье. Дальше кладем в борщ нашинкованную капусту. Она должна вариться 10-12 минут в зависимости от жесткости листьев. Кстати, подумайте, почему вареные овощи становятся мягкими, какой процесс происходит? Далее обжариваем лук до золотистого цвета (а почему лук темнеет в ходе обжарки?), добавляем к нему томатную пасту, обжариваем еще несколько минут и отправляем в кастрюлю. Не забывайте пробовать борщ, чтобы не переварить капусту. Посолите, но помните, что лучше недосол, чем пересол. Если у вас есть соцветия укропа или сухой укроп, можно добавить его в борщ к концу варки. Борщ станет еще более вкусным. Если вам кажется, что он недостаточно красный, то вы уже знаете, что надо добавить. Итак, борщ готов. Если у вас в семье любят чеснок, то можно мелко порезать его и кусочек сала, подавить вместе и положить прямо в тарелки, а затем уже налить борщ и положить сметану, посыпать свежей зеленью. Приятного аппетита! Мы уверены, что у вас получился очень вкусный борщ. И если вам нравится готовить, то, вы можете стать главным специалистом в семье по борщам ( и не только) и осваивать разные варианты. Тот, кто любит и умеет готовить, может стать известным шеф-поваром или хорошим биохимиком. А когда все съедите и вымоете сами посуду (это тоже обязательное умение для биохимика), то определите стоимость вашего борща. Будем считать, что одна большая порция – это 400 мл, маленькая – 300 мл. Сравните ее со стоимостью борща в столовой (школьной или городской) и в ресторане в вашем регионе (зайдите в само предприятие общественного питания или воспользуйтесь интернетом). Определите стоимость продуктов, из которых вы готовили борщ, посчитайте количество порций в кастрюле. Заполните таблицу и рассчитайте стоимость порции борща. Опыт 7. Пигменты – это окрашенные вещества. Именно они придают различную окраску листьям, цветкам и плодам растений. Готовя борщ, мы можем изучить свойства сразу нескольких видов пигментов. В моркови содержатся каротиноиды. Именно они придают ей желто-оранжевую окраску. Попробуем выделить каротиноиды из моркови и выяснить, это гидрофильные или гидрофобные вещества. Каротиноиды содержатся и в зеленых листьях, но их окраска маскируется большим количеством хлорофилла. Эти пигменты можно разделить, зная, что каротиноиды абсолютно гидрофобны. Попробуйте к остывшему раствору хлорофилла (3-4 мл) добавить растительное масло или бензин (6-8 мл) и несколько капель воды, перемешайте и подождите несколько минут. Что вы наблюдаете и как можно это объяснить? В свекле содержатся пигменты антоцианы. Они придают органам растений различные цвета – от красных и фиолетовых до голубых и розовых. Но самое интересное, что они меняют цвет в зависимости от кислотности или щелочности среды. Поэтому часто по окраске цветка или плода можно понять, какое значение рН в его клетках. Опыт 8. Лук – очень полезное растение. В нем содержатся фитонциды, которые убивают многих болезнетворных микробов. Но мало кто любит резать лук, потому что большинство сортов при нарезке выделяют вещества, которые резко пахнут и вызывают слезотечение. Эти вещества называются лакриматоры. Найдите перевод слова и состав этих веществ. Почему они вызывают образование слез? Попробуем доказать, что эти вещества – летучие, то есть они сразу поступают в воздух, поэтому мы ощущаем запах. Приготовьте небольшую мисочку или тарелку, налейте воду. Сверху насыпьте немного талька. Разрежьте луковицу пополам и сразу поднесите ее к воде с тальком. Происходят ли какие-то изменения и как их можно объяснить? А если у вас есть мужество настоящего исследователя ( великие ученые и не на такие жертвы шли ради науки), то попросите заранее у учителя химии несколько индикаторных бумажек и проверьте рН своих слез до и после резки лука. А потом придумайте сами или найдите в литературе способы порезать лук без слезотечения.
Стоимость одной порции домашнего борща: При варке борща происходят различные физические и химические процессы. Заполните таблицу. Если необходимо, обратитесь к научной литературе, проконсультируйтесь с учителями. Разумеется, старшим школьникам надо отвечать более подробно и научно, чем младшим.
Что вы делали самостоятельно при варке борща? Какие опыты были самыми интересными именно для вас? Понравилось ли вам готовить? А какие были отзывы членов семьи о вашем борще? Вопросы для школьников 1-7 классов.
Вопросы для школьников 8-11 классов
Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету.
Анкета.
|
Новости
10.11.2024Продление сроков по конкурсам "Интеллект-экспресс" В связи с техническими работами на сайте прием работ по конкурсам "Интеллект-экспресс" продлен по 17 ноября включительно. Ждем Ваши работы. |
05.11.2024ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКИ |
Читать полностью... |
25.10.2024ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ XXII Всероссийский Форум «Образование: взгляд в будущее» и конференция учащихся «Шаги в науку» (осенняя сессия) проводились с 21 по 23 октября 2024 года в Подмосковном парке-отеле «Воздвиженское». |
Читать полностью... |
22.10.2024Современное образование: опыт, инновации, перспективы С 6 по 10 октября 2024 года состоялся XII Всероссийский открытый педагогический фестиваль «Современное образование: опыт, инновации, перспективы». |
Читать полностью... |
20.10.2023Итоги онлайн-турнира «Покорители космоса» 17 и 18 октября с большим успехом прошли онлайн-турниры "Покорители космоса" для учащихся 5-8 и 9-11 классов, посвящённые запуску Первого искусственного спутника Земли. |
Читать полностью... |
18.10.2024ЕСЛИ ТЫ СЧАСТЛИВ САМ – СЧАСТЬЕМ ПОДЕЛИСЬ СВОИМ 15-16 октября 2024 г. состоялся педагогический онлайн-форум «Счастливые педагоги – счастливые ученики». Форум – часть большого проекта – «Счастливые люди – вдохновение и сила России», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. |
Читать полностью... |
16.10.2024СЧАСТЛИВЫЕ ПЕДАГОГИ – СЧАСТЛИВЫЕ УЧЕНИКИ, 2-й день |
Читать полностью... |