ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»
Общероссийская детская общественная организация «Малая академия наук «Интеллект будущего»» (ОДОО «МАН «Интеллект будущего»»), Некоммерческое партнёрство «Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», совместно с представителями:
- Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию,
- Федерального института развития образования,
- Федерального государственного унитарного предприятия «Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова» (ФГУП «НИФХИ им. Л.Я. Карпова»),
- Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова),
- Центра Фотохимии РАН (ЦФ РАН),
- Института материалов современной энергетики и нанотехнологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева» (ИМСЭиНТ ГОУ ВПО «РХТУ им. Д.И. Менделеева»),
- Московского городского педагогического университета, лаборатории гуманного образования Ш.А. Амонашвили (МГПУ),
- Московского педагогического государственного университета (МПГУ),
- Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова),
- Федерального государственного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи» (ФГНУ ЦПВиСППДМ),
- Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь»,
- Научно-педагогического объединения «Воспитательная система»,
- Российского общества историков-архивистов РАН,
- Автономной некоммерческой организации «Калужский Научный Центр» (АНО «КНЦ», г. Калуга),
- Франко-российского института делового администрирования (ФРИДАС, г. Обнинск),
- Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (ДД(Ю)Т),
- Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН,
- Института философии РАН,
- Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации,
- Института проблем химической физики РАН,
- Российского государственного университета Дружбы народов (РУДН),
- Обнинского технического университета атомной энергетики (ИАТЭ),
- Среднерусского университета (гуманитарного института),
- Самарского государственного архитектурно-строительного университета,
- региональных и муниципальных Научных обществ учащихся, Малых академий наук России и стран СНГ,
- региональных отделений ОДОО МАН «Интеллект будущего»,
- директоров и заместителей директоров общеобразовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, средних специальных учебных заведений,
- региональных и муниципальных органов управления образованием,
в период с 29 октября по 1 ноября 2007 г. провели Общероссийский открытый педагогический форум «ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ», посвящённый памяти выдающегося российского педагога С.Т. Шацкого.
Проведение Общероссийского открытого педагогического форума «ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» было осуществлено в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Работа Общероссийского открытого педагогического форума «ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» (далее – Форум) проводилась по следующим направлениям:
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- актуальные проблемы воспроизводства и развития научно-педагогического потенциала России;
- основные принципы гуманистической педагогики;
- воспитание и дополнительное образование.
Цель Форума – развитие системы научных и творческих объединений учащихся как необходимой составляющей современного образования и интеллектуально-духовного самоутверждения молодёжи, привлечения молодежи в науку.
Основные задачи Форума:
- координация усилий по развитию исследовательской и творческой деятельности учащихся, проектирование инновационных направлений работы научных объединений учащихся (НОУ), малых академий наук (МАН);
- обмен опытом работы;
- повышение квалификации организаторов НОУ, МАН и научных руководителей.
Ключевые проблемы, решаемые на Форуме:
- смысл и значение творческой деятельности молодёжи в системе базовых социальных и личностных ценностей;
- роль и место НОУ в развитии научно-педагогического потенциала страны;
- предпосылки и условия роста профессионального мастерства организаторов и научно-преподавательского состава НОУ и МАН.
В работе Форума приняли участие более 120 научных сотрудников, педагогов, представителей органов управления науки и образования, институтов и вузов, средних школ из 36 регионов страны (Москва, Санкт-Петербург, Калужская область, Бурятский автономный округ (АО), Иркутская область, Белгородская область, Пермский край, Алтайский край, Свердловская область, Московская область, Ленинградская область, Красноярский край, Удмуртская республика, Чувашская республика, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Ханты-Мансийский АО, Челябинская область, Мурманская область, Нижегородская область, Тульская область, Омская область, Камчатский край, Псковская область, Ростовская область, Ярославская область, Самарская область, Калининградская область, Республика Башкортостан, Саратовская область, Республика Татарстан, Забайкальский край, Республика Калмыкия), стран-членов СНГ – Украины, Республики Молдова и Республики Беларусь. Выступили с докладами на пленарных и секционных заседаниях 67 участников.
В работе Форума участвовали два члена-корреспондента РАН, один член-корреспондент НАН Украины, три академика отраслевых Академий наук, 17 докторов и 18 кандидатов наук, что обеспечило высокий научный уровень проведённого мероприятия. Во время работы Форума было проведено 4 пленарных заседания, на которых было заслушано 20 докладов, организована работа трёх секций, проведено пять педагогических семинаров.
В докладах, заслушанных в дни работы Форума, были рассмотрены актуальные проблемы философии современного образования, развития традиций гуманистического образования, роли молодёжи в науке, логики и педагогики творчества, единства науки и образования, особенностей организации дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Значительное внимание было уделено обсуждению проблем молодёжи в информационном обществе, организации и координации деятельности в работе с одарёнными детьми России, организационно-содержательных проблем развития исследовательской деятельности учащихся, современным парадоксам исследовательской деятельности учащихся, воспитательной работе в молодёжной среде, воспитанию юного исследователя. Также были приведены сравнительные оценки достоинств и недостатков современных технологий привлечения учащейся молодёжи в науку, разработанные в России и за рубежом.
Во время работы секций были обсуждены следующие вопросы:
- концепции исследовательской деятельности учащихся; принципы, методы, технологии организации исследовательской деятельности учащихся,
- опыт работы и перспективы развития региональных, муниципальных и школьных МАН и НОУ,
- технологии привлечения молодёжи в науку, целевой личностно-ориентированный приём в вузы России,
- проблемы развития научно-образовательных комплексов «школа – вуз – НИИ»,
- смысл и сущность гуманистической педагогики,
- исследовательская деятельность как педагогика сотрудничества,
- нравственно-духовная позиция современного учителя,
- гуманистические идеи С.Т. Шацкого и других выдающихся педагогов в современном образовании,
- воспитательные системы, воспитание творческой личности;
- дополнительное образование как фактор реализации творческого потенциала одарённых детей;
- особенности организации дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;
- инновационная деятельность в учреждениях дополнительного образования.
В докладах, сообщённых во время работы секции №1 «Исследовательская деятельность учащихся. Опыт работы МАН, НОУ», были рассмотрены и обсуждены актуальные проблемы организации деятельности НОУ «Донская академия наук юных исследователей» (г. Ростов-на-Дону), организации исследовательской деятельности учащихся в Центре предпрофильной подготовки и профориентации (г. Кострома), обосновано применение научно-исследовательской деятельности как средства реализации творческого потенциала обучающихся в ГОУ ДОД «Белгородский областной детский эколого-биологический центр» (г. Белгород). Обсуждён опыт использования регионального компонента в организации научно-исследовательской работы школьников (г. Барнаул), особенности работы юных исследователей с литературой (г. Снежинск), методика использования информационных технологий при организации исследовательской деятельности учащихся (г. Челябинск), методология проектной деятельности в исследовательской работе учащихся (г. Нижний Новгород), вопросы координации исследовательской деятельности учащихся в г. Бийске. В докладах представителей Омска обсуждался опыт научно-исследовательской деятельности учащихся на примере школьного НОУ, обсуждался опыт работы историко-краеведческой секции Российской конференции «Юность. Наука. Культура», Мурманского отделения «ОМАН – Интеллект будущего», результаты выполнения комплексно-целевой программы «Интеллект» в школе молодого исследователя Белгородского лицея-интерната. В докладах, заслушанных на заседаниях секции № 2 «Научный потенциал страны: проблемы воспроизводства и развития» были обсуждены результаты практической реализации инновационно-образовательной технологии «Юность. Наука. Культура. – Физхимия» привлечения молодёжи России к научной деятельности в области естественных наук, опыт целевой подготовки кадров в Институте материалов современной энергетики и нанотехнологий ГОУ ВПО «РХТУ им. Д.И. Менделеева», опыт привлечения молодёжи в Российский университет Дружбы народов, проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников в Камчатском крае, в условиях крайней географической отдалённости, методология формирования исследовательского поведения в образовательном процессе. Рассмотрен опыт деятельности ЦДОД «Малая академия» в г. Краснодаре, МОУ ДОД ДТДиМ в г. Ростове-на-Дону. Обсуждены проблемы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников в ИАТЭ (г. Обнинск), применения проектной и учебно-исследовательской деятельности как условия профессионального определения старшеклассников в области туризма, в реализации программы дополнительного образования «Экспериментальная физика» (г. Нижний Новгород), деятельности городского методического центра инновационных технологий в г. Нижневартовске, организации системы работы с одарёнными детьми в г. Белгороде. Обобщён опыт профессиональной ориентации и подготовки обучаемых к научно-производственной деятельности в ГОУ ВПО «РХТУ им. Д.И. Менделеева», Комратском государственном университете (г. Комрат, АТО Гагаузия, Республика Молдова). В докладах, представленных на секцию № 3 «Гуманистическая педагогика. Воспитание и дополнительное образование. С.Т. Шацкий и современность» был рассмотрен опыт работы клуба «Эврика» (пос. Чамзинка) в части развития интеллектуального творчества учащихся, рассмотрено развитие творческих способностей подростков как цель образовательного процесса, обоснован подход к деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения как фактора реализации творческого потенциала детей на примере опыта работы Учреждения образования «Республиканский центр технического творчества учащихся» (г. Минск, Республика Беларусь). Обсуждены проблемы взаимоотношений ребёнка и общества в современном мире, деятельности воспитательной системы МОУ ДОД «ДЮЦ» в г. Глазов, опыт работы МОУ ДОД ЦДОД «Малая академия» (г. Краснодар), воспитательной программы театрального коллектива «Солнышко» в МОУ СОШ № 55 (г. Барнаул) педагогической специфики формирования мировоззрения учащихся через организацию исследовательской деятельности в школе, системы работы с одарёнными детьми в ЦО «Эврика» (г. Петропавловск-Камчатский), вопросы педагогического стимулирования поисковой деятельности младших школьников в ГОУ ЯО ДЭБЦ (г. Ярославль). Обобщён вклад выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в мировую педагогику, социальные итоги программы творческого объединения «Мой выбор». Во время работы Форума было проведено пять педагогических семинаров, посвящённых методологии организации исследовательской работы со школьниками (руководитель семинара – А.В. Леонтович), развитию компетенций учащихся в исследовательской деятельности (руководитель – Е.О. Федоровская), воспитанию юного исследователя (руководитель – Л.И. Маленкова), методологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, руководитель – С.Г. Коновалова), вопросам управления в области образования и науки (руководитель – В.С. Сенкевич). Указанные мероприятия вызвали огромный интерес среди участников работы Форума. Дискуссии по вопросам, рассмотренным во время пленарных и секционных заседаний и педагогических семинаров, продолжались до глубокой ночи. Таким образом, в решение современных проблем развития научно-образовательных технологий значительный вклад вносят российские учёные. Ряд представленных результатов исследований по основным показателям соответствует уровню аналогичных зарубежных разработок. Как положительный момент, необходимо отметить активное участие молодых учёных и молодых преподавателей в вышеуказанных исследованиях и в работе Форума. Ряд исследований, представленных на Форуме, были поддержаны грантами Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ) и соответствуют проблематике проектов РГНФ. В процессе подготовки Форума и перед началом работы все участники получили своевременно подготовленные информационные материалы (Приглашение и Программа школы-конференции, раздаточные материалы). Участники отмечают высокий уровень прочитанных лекций и организации мероприятия. Участники Форума выражают свою благодарность обслуживающему персоналу базы отдыха «Бекасово» за обеспечение комфортных условий работы, проживания и питания участников. Участники выражают благодарность Координационному совету по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации за поддержку и активное участие в организации и работе Форума. Организационный комитет выражает признательность всем, принявшим участие в подготовке, проведении и работе Форума.
Форум отмечает:
- Высокий интерес и успешное участие ученых, преподавателей, представителей органов управления образования и науки в работе Форума.
- Положительными итогами Форума следует считать:
- активное привлечение учащихся страны к исследовательской и экспериментальной работе, развитие у них научной эрудиции, других творческих навыков;
- развитие творческих и дружеских связей между учёными и педагогами, проявляющими интерес к организации научной деятельности учащихся;
- конструктивный обмен мнениями.
- В научных и педагогических коллективах страны осуществляются разработки современных научно-образовательных технологий, ряд из которых получили международное признание. В то же время темпы развития ряда перспективных научно-образовательных технологий могут быть заторможены вследствие отсутствия притока молодых научных кадров, недостаточного финансирования.
- Высокий научно-педагогический уровень докладов, представленных к обсуждению на Форуме.
- Неудовлетворительное состояние с обеспечением специально-методической литературой, современным оборудованием и компьютерной техникой в региональных и муниципальных учреждениях дополнительного образования.
- Необходимость разработки комплекса мер по ускорению сроков внедрения в систему образования страны результатов исследований, сообщённых на Форуме.
Форум рекомендует:
- Участникам конференции - представителям институтов, вузов, учреждениям системы дополнительного образования страны подготовить предложения по дальнейшему развитию деятельности МАН «Интеллект будущего».
Активно привлекать учащихся и педагогов образовательных учреждений России к вступлению в МАН «Интеллект будущего» для расширения сообщества учащихся, педагогов и ученых с целью сохранения и развития научного потенциала страны.
- МАН «Интеллект будущего», организациям-участникам Форума постоянно осуществлять научно-методологическое, научно-организационное и техническое обеспечение мероприятий по привлечению и отбору лучших представителей учащихся России и стран-членов СНГ к научной деятельности, активно включать школьников и студентов в Национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России».
- Считать целесообразным проведение ежегодных Всероссийских конференций учёных и педагогов в области разработки современных научно-образовательных технологий при поддержке Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию РФ, Федерального агентства по науке и инновациям РФ и Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации.
- Организационному комитету Форума создать редакционную коллегию по подготовке к изданию сборника текстов докладов и сообщений, заслушанных в дни работы Форума. Рассмотреть возможность опубликования журнальных версий лекций и докладов в журнале «Интеллект будущего». Отразить результаты Форума в специальном разделе сайта МАН «Интеллект будущего»».
Рекомендовать образовательным учреждениям России организовать подписку на журнал «Интеллект будущего» для создания единого методического и образовательного пространства для всех, кто занимается научными исследованиями, творчеством. Постоянно публиковать в нём материалы о деятельности НОУ в регионах России.
- Опубликовать информацию об итогах Форума в СМИ страны.
- Обратиться в Федеральный институт развития образования (г. Москва) с предложением об организации экспериментальной площадки на базе МАН «Интеллект будущего» с целью обеспечения практической реализации инновационно-образовательной технологии «Юность. Наука. Культура».
- Утвердить проект «Положения о Научно-экспертном совете МАН «Интеллект будущего» в первом чтении.
- Обратиться в Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации, в Президиум РАН о включении в состав Научно-экспертного совета МАН «Интеллект будущего» действительных членов РАН, а также молодых учёных.
- Центральному совету МАН «Интеллект будущего» подготовить проект предложений, направленных на создание и начало деятельности Ассоциации организаций России, действующих в области привлечения учащихся страны к занятиям научной деятельностью.
- Центральному совету МАН «Интеллект будущего» разработать и представить на обсуждение предложения по дальнейшей структуризации и оптимизации управления деятельностью МАН «Интеллект будущего», дальнейшего развития региональных и местных отделений.
- Рабочей группе МАН «Интеллект будущего» разработать и представить предложения по организации научно-исследовательского учреждения нового типа - «Института научно-образовательных технологий», подготовить предложения о создании Учёного совета по педагогическим наукам с правом присуждения учёных степеней кандидатов и докторов наук по специальностям №№ 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования», подготовить предложения по развитию международной деятельности.
- Центральному совету МАН «Интеллект будущего» подготовить предложения в соответствующие органы исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, в Совет ректоров вузов об установлении льготных и целевых форм приёма в высшие учебные заведения победителей Всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ учащихся.
|