Что нужно знать родителям о переходе в среднее звено?Закончена начальная школа. Кажется, что остались в прошлом главные трудности: привыкание к учению, урокам, учителю. На первый взгляд, новая для ребенка роль – роль школьника освоена успешно. Начало школьного обучения – серьезный момент в жизни любого человека. К этому событию большинство семей готовятся серьезно и ответственно. Но ведь в жизни каждого школьника бывает и другой, не менее важный момент – переход в среднюю школу – в 5-й класс. И не каждый ребенок с легкостью делает шаг на эту новую ступень обучения. В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Переход из начальной школы в среднюю неслучайно называют кризисным этапом в школьной жизни. Ведь значительно возрастает нагрузка на психику ученика, поскольку в 5м классе происходит резкое изменение условий и требований обучения. Вместо одного основного учителя у детей теперь есть классный руководитель и несколько учителей-предметников. Появляется система кабинетов, в которых поначалу многие дети путаются. Разные учителя предъявляют к школьнику различные требования. Иногда именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов осложняет адаптацию у пятиклассников. Ребенку необходимо на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога. Все это является серьезным испытанием для психики школьника. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о “доброй” математичке или “вредном” историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Очень важно, чтобы этот шаг он совершил во всеоружии, поскольку от того, насколько ребенок готов к школьному обучению в средней школе, зависит качество всего дальнейшего учения. В адаптационный период вы можете заметить изменения в своем ребенке. Дети могут стать более тревожными, уязвимыми, могут появиться или усилиться различные страхи, застенчивость, робость. Или, наоборот, вдруг появляется "развязность", чрезмерная шумливость, суетливость. Часто снижается работоспособность, ухудшается память, иногда нарушается сон, аппетит. Может снизиться интерес к учебе, нередко падает успеваемость, нарушаются взаимоотношения со сверстниками. Воспринимайте эти изменения спокойно, без паники. Подобные изменения в той или иной степени характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные явления бывают кратковременно и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания). У адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно. В любом случае родители могут и должны поддержать своего ребенка на этом сложном этапе. Как это сделать? Познакомьтесь с соответствующими разделами нашего сайта. |
Новости
29.11.2024Интеллект-экспресс - II четверть Дорогие друзья, стартовал прием работ на конкурсы проекта "Интеллект-экспресс: II четверть".
|
Читать полностью... |
29.11.2024Итоги онлайн-турнира "Классная команда" для учащихся для учащихся Центрального и Северо-Западного Федерального округа Уважаемые коллеги, дорогие друзья! 26 и 27 ноября 2024 года прошли онлайн-турниры "Классная команда" для учащихся 3-5 и 6-10 классов для учащихся Центрального и Северо-Западного Федерального округа. |
Читать полностью... |
28.11.2024Завершение приема работ! Дорогие друзья! Напоминаем, что 10 декабря завершается прием работ на творческие конкурсы "Креативность. Интеллект. Талант" и конкурсы для дошкольников "Светлячок". Спешите принять участие! |
27.11.2024УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЕ - 100 лет! 22 ноября в честь столетнего юбилея главного педагогического издания России в Московском доме композиторов прошел праздничный вечер. Команда Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» приняла участие в этом значимом событии. |
Читать полностью... |
26.11.2024Конкурсы "Познание и творчество" - спешите участвовать! Спешите принять участие в конкурсах Осеннего тура проекта "Познание и творчество". |
Читать полностью... |
19.11.2024Итоги VIII Всероссийского чемпионата «Познание и творчество» С 13 по 15 ноября в Московской области в парк-отеле "Воздвиженское" прошел VIII Всероссийский чемпионат «Познание и творчество» для учащихся 5-11 классов. |
Читать полностью... |
17.11.2024Всероссийский открытый педагогический Форум 15 - 16 ноября 2024 года в Ульяновске состоялся Всероссийский открытый педагогический Форум «Перспективы образования: вызовы времени». |
Читать полностью... |