Современные тенденции в разработке критериев эффективности образовательных Ю.А. Сорокин, Л.Ю. Ляшко, Т.В. Ляшко, А.С. Смолянский, Е.О. Федоровская МАН «Интеллект будущего», г. Обнинск АННОТАЦИЯ В статье рассматриваются вопросы разработки критериев эффективности образовательных технологий на основе действующей программы «Интеллектуально - творческий потенциал России». Для разработки критериев эффективности программы было проведено аналитическое исследование по вопросам тенденций развития современных образовательных технологий, определены уже общепризнанные критерии эффективности, выделены специфические, относящиеся к исследовательской деятельности учащихся. Приведён ретроспективный анализ эффективности мероприятий Программы «Интеллектуально – творческий потенциал России» в период с 1986 г. по 2010 г. На основе рассмотренных функций исследовательской деятельности и с учетом многолетнего опыта работы Экспертных советов конференций «Юность, наука, культура», «Научный потенциал-XXI», «Первые шаги в науку» выдвинут ряд частных критериев сформированности ключевых и предметных исследовательских компетенций. В статье описывается механизм проверки эффективности освоения обучаемыми достижений в области естественных наук через проводимые для различных категорий молодых исследователей очные и заочные научные мероприятия: Всероссийские и региональные научные конференции, семинары, форумы, школы, очные и заочные конкурсы исследовательских работ. Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 10-06-59-631 а/Ц). СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Сорокин Юрий Андреевич ПРИЛОЖЕНИЯ Таблица 1. Зависимость количества естественно-научных работ от возраста обучаемых и среды их обитания. Таблица 2. Фундаментальность УИР, представленных учащимися 2-5 классов СОШ на X Всероссийскую конференцию и конкурс “Первые шаги в науку” 4-6.05.2010 г. Таблица 3. Фундаментальность УИР, представленных учащимися 8-11 классов СОШ на XXV Всероссийскую конференцию и конкурс “Юность. Наука. Культура ” 29.03-01.04.2010 г. Таблица 4. Фундаментальность УИР и НИР, представленных учащимися 11 классов СОШ, студентами вузов и молодыми учёными на IV Всероссийскую конференцию и конкурс “ Научный потенциал XX1 ” 13.04-17.04.2009 г. Рисунок 1. Среда обитания и % учебно-исследовательских и научных работ по естественным наукам для различных возрастных групп обучаемых. Рисунок 2. Доля (%) учебно-исследовательских и научных работ по базовым естественным наукам (математика+физика+химия+биология) для различных возрастных групп обучаемых.
|