II ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ «НАСТАВНИКИ БУДУЩИХ ЛОМОНОСОВЫХ»
ПОЛОЖЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. Конкурс «Наставники будущих Ломоносовых» является составляющей частью проекта «Школьные ботаны – будущие Ломоносовы».
1.2. Организатором конкурса является Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего». В мире современных технологий кино является не просто видом синтетичного искусства для наших детей и подростков, оно оказывает мощнейшее влияние на их личностное и интеллектуальное развитие, воздействует на них в психологическом, социальном и эмоциональном плане. Конкурс проводится с использованием специально созданного фильма-киноурока «Школьные ботаны». Киноурок «Школьные ботаны» нацелен на формирование у школьников тех нравственных качеств личности, которые непосредственно связаны с процессами познания, с выбором своей роли в обществе, с самооценкой собственных поступков, с определением своего отношения к другим людям, к последствиям своих решений для человека и общества. Любовь к знаниям, ответственность, целеустремленность, способность увлечь других своими идеями, взаимопонимание, умение преодолевать трудности – все эти качества хотел бы каждый педагог видеть в своих учениках. Этот фильм выполняет точно определенные педагогические функции: иллюстрируют духовно-нравственные ценности познания как объект внимания детей; инициирует социально-психологическую активность школьников; в увлекательной интерактивной форме наглядно рассказывает о стремлении юных талантов к высоким идеалам, любви к знаниям и уважении к одаренным, интеллектуальным сверстникам.
Цель конкурса «Наставники будущих Ломоносовых»: объединение усилий и возможностей киноискусства и педагогики в сфере развития и воспитания у детей традиционных ценностей, приобщения школьников к интеллектуально-творческой деятельности на примере киноурока «Школьные ботаны». Киноискусство расширяет свои границы и стремится показать, как мотивация к познанию, вовлеченность в интеллектуальную деятельность могут быть применены для целей развития и воспитания школьников. А наука, в свою очередь, использует киноискусство как инструмент визуализации познавательного интереса, открытий, как дополнительный канал популяризации знаний. Перед тем, как Вы приступите к выполнению одного из заданий конкурса, просим Вас посмотреть фильм «Школьные ботаны». Он вдохновит Вас!
НОМИНАЦИИ И ТЕМЫ КОНКУРСА I. Воспитательные и интеллектуально-творческие образовательные практики на основании фильма «Школьные ботаны» • Беседа-импровизация. Обсуждение фильма «Школьные ботаны». Цель мероприятия в том, чтобы как можно больше зрителей свободно высказали свое мнение о фильме и ответили на разные вопросы. Каков замысел авторов? Как лично ты воспринял содержание фильма? Как бы ты поступил на месте героев в данной ситуации? Могло бы произойти такое в твоем классе? Почему? • Выставка в стиле science art (сайнс-арт). После просмотра фильма можно предложить ребятам поделиться своими исследовательскими идеями, рассказать об интеллектуальных хобби (например, чтение, скорочтение, разгадывание или составление кроссвордов, увлечение историей или раскапывание уникальных фактов в ней, коллекционирование соответствующих предметов, событий, познавательные экскурсии и т.д.). Задача этого мероприятия – перекинуть своего рода мостик от увиденного в фильме – непосредственно к зрителям-школьникам, к развитию их интересов и способностей. • Диспут «Легко ли быть ботаном?» Цель мероприятия – организация взаимодействия ребят, создание условий для рассуждения, высказывания мнений, поиска ответов на вопросы, связанные со статусом одаренного ребёнка. Верно ли, что ботаном зовут того, кто в своей жизни неправильно расставляет приоритеты? Правда ли, что ботаны пренебрегают коллективом и общением? В чём отличие традиционного понимания слова «ботаны» от увиденного в фильме? Любят ли ботанов одноклассники? Почему? Знаете ли вы людей, кто очень хорошо учится, но ботаном не прослыли, потому что успевали всё, и умели учёбу иногда «задвинуть» за компанию с коллективом. Согласны ли с высказыванием: «Быть ботаном – это определённые проблемы личности»? • Информ-досье «Из ботанов – в Ломоносовы». Это просветительское мероприятие, направленное на популяризацию ценностей науки, наукоёмких профессий. После просмотра фильма ученики готовят сообщения, биографические материалы, короткие презентации (6-10 слайдов) о людях, которые интересовались наукой, познанием с самого детства. Как сложилась их жизнь? Каким было детство этих людей – возможно, ещё с ранних лет они испытывали острый интерес к познанию, открытиям? • Конкурс сиквелов. Сиквел – это прямое продолжение фильма, вторая его часть. Творческое мероприятие, посвящённое будущей жизни героев фильма. После просмотра фильма ребята придумывают его продолжение, короткие сценарии-истории. Как сложилась судьба героев (одного или нескольких, по выбору)? Как повлияла история, показанная в фильме, на выбор жизненного пути? Лучший сценарий выбирается общим решением участников и поощряется педагогом (на его усмотрение). • Заседание клуба кинолюбителей «Ботаны – среди нас». Цель – популяризация интеллектуально одарённых учащихся средствами кино. Педагог организует обсуждение событий фильма в сочетании с представлением одарённых детей вашей школы, их побед и достижений. Хорошо, если юные таланты расскажут о своих исследовательских и проектных работах, о том, как складываются их отношения с окружающими, кто и как им помогает и т.д. • Конкурс рецензий на фильм «Школьные ботаны». Предложите своим ученикам написать отзыв на просмотренный фильм. Какие чувства он вызвал? Поделитесь своим мнением о героях фильма. Понравилась ли игра актёров? Почему? Хочется что-либо изменить в фильме? Что именно? • Командные интеллектуально-творческие игры, способствующие развитию качеств будущих Ломоносовых. Фильм «Школьные ботаны» может стать для многих ребят своеобразным триггером, который приведёт в активное действие интеллектуально-личностные процессы, вызовет интерес к познанию, к занятиям исследовательской работой. Интеллектуально-творческие игры – это хороший мотиватор для закрепления и развития этих процессов. • Организация и создание видео-роликов «Ботаны из нашей школы – будущее науки». Ребята создают короткие (1-3-минутные) ролики, рассказывающие об учениках своей школы, увлечённых наукой. Эта творческая социальная практика поможет повышению статуса школьников, увлечённых знаниями, исследовательской работой, укреплению их роли в жизни нашей страны, в развитии науки и культуры. • Классные часы, индивидуальные и групповые беседы (по усмотрению педагогов - по темам, связанным с популяризацией науки, культуры и увлечённых ими людей).
II. Методическая промоакция «Опыт киновоспитания» Основная идея данной номинации – описание опыта использования киноурока «Школьные ботаны» с целью включения школьников в контекст фильма и их вовлечения в науку, а также опыта влияния фильма на учеников. Поделитесь с коллегами своими наблюдениями, мыслями, предложениями, разработками мероприятий воспитательной и образовательной направленности. Можно также рассказать о другом опыте влияния киноискусства на интеллектуально-творческое развитие детей и подростков. • Фильм «Школьные ботаны» в контексте проектной и исследовательской деятельности; • Методические разработки воспитательных мероприятий на основе фильма (конкурсы, викторины, командные игры, классные часы, другие внеурочные мероприятия); • Методические разработки образовательных мероприятий на основе фильма (уроки, предметные игры, мастер-классы, занятия НОУ и др.); • «В моём классе учится ботан». Чем он похож, чем отличается от героев фильма? • Индивидуальный образовательный маршрут ученика, увлечённого исследовательской и проектной работой. Как повлиял на него фильм «Школьные ботаны»? • «Знакомьтесь: они выбирают науку!» Описание опыта создания вашими учениками видеороликов по этой теме. методические рекомендации; • Опыт повышения имиджа интеллектуально одарённых детей, увлечённых наукой, познанием; • Ресурсы киновоспитания и их влияние на выбор учениками наукоёмких профессий; • Влияние фильма на участие детей в конкурсном движении; • Учебные пособия, программы, курсы по использованию киноуроков в обучении и воспитании.
III. Социальный и воспитательный ресурс киноуроков Принимаются статьи и эссе, посвящённые киноурокам и их влиянию на развитие личности детей, на вовлечение школьников в науку. • «Прививка киноискусством предупреждает нравственные болезни». • «Детство восприимчиво к влиянию кинообразов». • «От киновоспитания – к прогрессу исследовательской деятельности в школе». Как фильм «Школьные ботаны» повлиял на интерес учеников к познанию? • «Прививка сопереживанием». Способствует ли киноурок самовоспитанию, повышает ли желание детей работать в команде? • «Мой ученик – будущий Ломоносов». • Какие чувства пробуждает фильм? Мотивация к достижениям? Стремление к славе? Командная сплоченность? • Интеллектуально одарённый ребёнок – белая ворона или вожак стаи? • Как помочь своим ученикам стать настоящей командой? • Образовательный потенциал наукоградов (на примерах фильма и собственного опыта). • Как вдохновить школьников на собственные победы? • Как помочь ботану, если ему некомфортно в классе?
IV. Нравственно-волевые и интеллектуальные качества будущих Ломоносовых • Ключевые качества будущих Ломоносовых. Ваше мнение. • Как специфика научного творчества раскрывается в киноуроке «Школьные ботаны» через понятие «целеустремленность»? • Воспитание целеустремленности – действенный инструмент вовлечения школьников в науку. • «Вижу цель! Что дальше?» Как сделать, чтобы цель достижений в научно-исследовательской деятельности не стала самоцелью, значение которой исчерпывается этой целью, и которая не служит средством для достижения других целей? • Команда юных исследователей. Ребят с какими качествами вы собрали бы в одну команду? Почему? • Что важнее для будущего Ломоносова – целеустремлённость или любовь к знаниям? • Возможно ли воплощение кинообразов школьных ботанов в реальной жизни? • Хочу, могу и надо. Как сочетается в одарённых детях нравственность, мотивация и волевые качества? • Влияние педагога на формирование и развитие личностных качеств будущих Ломоносовых. • Свободная тема, связанная с номинацией.
V. Командная работа – тренд современного образования • Как улучшить навыки командной работы? Как поступили бы вы, если бы были участником ситуации киноурока «Школьные ботаны»? • Навыки эффективной коммуникации. Уроки кино и жизни. • Способы решения в команде сложных, непривычных задач (из опыта работы). • Проявления эмоционального интеллекта в киноуроке и в жизни. Сходство и различия. (Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, причину их возникновения, управлять своими чувствами и использовать их для решения жизненных задач). • Что значит быть гибким и адаптивным? Зачем это нужно будущим Ломоносовым? • Критическое мышление участников команды. Что это означает? Как прийти к общему решению? Примеры из киноурока. • Умение действовать и принимать решения в условиях неопределенности. Как этому научил ваших учеников киноурок «Школьные ботаны»? • Как будущим Ломоносовым сохранить свою индивидуальность в команде? • Мой ботан стал ценным участником успешной команды (из опыта работы). • Общая цель команды – победа любой ценой или процесс, взаимодействие?
8. ЧТО ОЖИДАЕТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА 1. Диплом I, II или III степени всероссийского конкурса педагогов «Наставники будущих Ломоносовых» или свидетельство участника, в зависимости от уровня представленной работы. 2. Публикация лучших работ в электронном журнале «Академиан» (официально зарегистрированное средство массовой информации). 3. Публикация работ по рекомендации экспертов в журналах «Одаренный ребенок», «Дополнительное образование и воспитание», «Исследовательская работа школьников» и других. 4. Участие в очном фестивале и педагогическом форуме. По итогам заочного тура участники приглашаются на очный проект –Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России» (2-я сессия, март 2023 г.), победители конкурса будут приглашены за счёт средств гранта Президентского Фонда культурных инициатив. В рамках Фестиваля состоится форум «Образовательной потенциал России». 5. Список лауреатов конкурса публикуется в специальной книге «Лидеры образования». 9. СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ Регистрационный взнос в качестве участника конкурса педагогов составляет 350 рублей (электронный вариант диплома/свидетельства) за одну работу. Взнос предусматривает экспертизу работы, формирование по итогам конкурса именного диплома I, II или III степени, либо свидетельства участника для автора (электронный вариант диплома/свидетельства распечатывается с сайта). Общая аналитическая записка с указанием авторов лучших работ по всем номинациям конкурса публикуется на сайте future4you.ru
10. КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
Срок проведения конкурса – до 10 марта 2023 года. Регистрация конкурсных материалов через сайт Оргкомитета осуществляется следующим образом: ШАГ 1 Авторизоваться на сайте http://new.future4you.ru. Если у Вас ещё нет логина и пароля на указанном сайте, то пройдите регистрацию. ШАГ 2 Найти в разделе «Проект и исследование» карточку конкурса – II Всероссийский конкурс «НАСТАВНИКИ БУДУЩИХ ЛОМОНОСОВЫХ» и нажать «В корзину».
ШАГ 3 Перейти в корзину и нажать оформить заказ. ШАГ 4 В личном кабинете нажать «Принять участие» и заполнить форму отправки работы. При загрузке конкурсных материалов выбрать организацию, прикрепить файл и нажать кнопку «Сохранить». Если Вы только что зарегистрировались на сайте, то Вы должны сначала заполнить свой профиль в разделе «Личные данные» и добавить к себе организацию в разделе «Организация».
После завершения конкурса в своём личном кабинете ознакомьтесь с результатами в разделе «История участия» и найдите наградной документ в разделе «Моё портфолио».
*** Если автор прислал работу на конкурс, то предполагается, что он даёт согласие на публикацию материалов в журналах, в сборниках. Авторские права на материалы сохраняются.
Обращаем внимание, что, регистрируясь на конкурс, Вы даёте согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом N 152-ФЗ.
Надеемся, что участие в конкурсе придаст новый импульс Вашему развитию!
|