Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165418406
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2197
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Итоги педагогического конкурса «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НОУ»

Аналитическая справка

Успешно завершился конкурс педагогов «Научно-методическая составляющая НОУ», который проводился в рамках проекта «SCIENCE-ИНКУБАТОР: создание образовательной экосистемы научных объединений учащихся для выявления и поддержки БУДУЩИХ ЛОМОНОСОВЫХ» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Научные объединения учащихся являются одной из эффективных форм развития интеллектуального и культурного потенциала младших школьников, привлечения юных эрудитов к исследовательской и проектной деятельности. На базе НОУ ведется подготовка школьников к исследовательской деятельности, вовлечение в науку. В своё время они создавались в системе дополнительного образования как сообщества школьников, педагогов и ученых для вовлечения учащихся в исследования. Сейчас НОУ создаются практически во всех образовательных учреждениях и добиваются больших результатов: многие известные ученые пришли в науку благодаря им.

Данный конкурс направлен на анализ и обобщение опыта работы педагогов с научными объединениями учащихся. Лучшие работы конкурса станут основой педагогического банка методических разработок, направленных на качественную организацию научных объединений учащихся. Здесь можно найти все необходимые материалы для организации и успешной работы как начинающего педагога-куратора НОУ, так и опытного педагога-наставника: положения о деятельности НОУ, пособия для занятий с учениками разного возраста, положения по организации и проведению конференций, критерии оценки работ учащихся и т.д.

Участники конкурса: педагоги, методисты, заместители директоров образовательных организаций, молодые педагоги, опытные профессионалы, наставники учащихся, руководители научных объединений учащихся, отделения МАН «Интеллект будущего», коллективные члены и представительства МАН «Интеллект будущего», учащиеся школ и училищ, представители научных учреждений и наукоёмкого бизнеса.

Достигнуты цели этого проекта – обобщен опыт работы педагогов с научными объединениями учащихся, создана методическая копилка программ, пособий для вовлечения в научное руководство молодых педагогов, молодых ученых. Участие в конкурсе стало ещё и повышением статуса педагога-куратора, они получили документы об участии в профессиональном конкурсе.

Конкурс стал действенным средством популяризации и повышение престижа науки, научных объединений, учащихся среди школьников. Выполнены поставленные задачи акции-конкурса: пропаганда достижений науки и техники, вовлечение в научно-исследовательскую и изобретательскую деятельность школьников и молодежи, поощрение деятельности научных обществ учащихся, малых академий наук России, отделений общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего».

Лучшие работы конкурса раскрывают цели НОУ как катализатора исследовательской деятельности школьников. Прежде всего, это освоение научного способа познания действительности, т. е. в приобретение субъективно новых знаний - знаний, являющихся новыми для конкретного учащегося. Главной задачей здесь является развитие способности к исследовательскому типу мышления, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В психологическом аспекте учебное и научное исследование, безусловно, близки; общими для них являются и этапы познавательной деятельности, и методики. При анализе ученических исследовательских работ педагоги-наставники учитывают, что критерий новизны применительно к исследованиям школьников относителен. Собственно, научной ценностью обладают далеко не все работы, выполненные школьниками. Однако, безусловно, есть ученические исследования, которые вносят определённый вклад в науку и обладают практической значимостью.

Часть конкурсных работ посвящена опытно-экспериментальной деятельности с детьми разного возраста. В таких работах представлен алгоритм организации детского экспериментирования, есть описание роли педагога во время проведения занятий, представлены перспективные планы работы опытно-экспериментальной деятельности и т.д.

Среди лучших работ есть также современные образовательные технологии исследовательской и проектной деятельности школьников, описание традиций, правил, особенностей вступления в НОУ, программы обучения школьников основам исследовательской деятельности и другой полезный контент для успешной работы НОУ.

Сердечно благодарим всех уважаемых коллег, принявших участие в конкурсе.

На конкурс было прислано 174 работы из 89 населенных пунктов 45 субъектов РФ.

География участников конкурса
Агалатово (Санкт-Петербург), МОБУ "СОШ "Агалатовский ЦО";
Ангарск (Иркутская обл.), МБОУ "СОШ №12" г. Ангарска;
Анна (Воронежская обл.), МБОУ Аннинская СОШ №3, МКДОУ "ЦРР- детский сад №4";
Арзамас (Нижегородская обл.), МБОУ "Лицей";
Барабинск (Новосибирская обл.), Школа-интернат № 18 ОАО "РЖД";
Барнаул (Алтайский край), КГБУ ДО АКДЭЦ, МБОУ "СОШ №88 с кадетскими классами";
Белгород (Белгородская обл.), ГБУ ДО БелОДЭБЦ, МБОУ "Начальная школа-детский сад №44", МБОУ СОШ №31, МБУДО "ЮНОСТЬ", МБУДО БДДТ, ОГАОУ "Шуховский лицей" Белгородской области;
Бергуль (Новосибирская обл.), МКОУ Бергульская ОШ;
Березники (Пермский край), МАОУ "Лицей №1", МАУ ДО ДЮЦ "Каскад";
Бийск (Алтайский край), КГБОУ "Бийский лицей-интернат Алтайского края", МБУ ДО "Детский эколого-туристический центр";
Бирюч (Белгородская обл.), МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
Богданович (Свердловская обл.), МАОУ СОШ № 2;
Большая Черниговка (Самарская обл.), ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" им. Г.А.Смолякова с. Большая Черниговка;
Бондари (Тамбовская обл.), МБОУ Бондарская СОШ;
Волгоград (Волгоградская обл.), МОУ "Лицей №6 имени 10 дивизии НКВД Ворошиловского района Волгограда", Центр "Олимпия";
Воронеж (Воронежская обл.), МБОУ СОШ с УИОП №8 , МБУДО "Детский эколого-биологический центр "Росток";
Газимурский Завод (Забайкальский край), МБОУ Газимуро-Заводская СОШ;
Газ-Сале (Ямало-Ненецкий АО), МБОУ ДО "Газ-Салинский ДЮЦ";
Губаха (Пермский край), МАОУ "Школа №2 с кадетскими классами";
Губкин (Белгородская обл.), МБУ ДО "СЮН" г. Губкина;
Дзержинск (Нижегородская обл.), МБОУ школа №7;
Ейск (Краснодарский край), ГБПОУ КК "Ейский полипрофильный колледж";
Жуково (Респ. Мордовия), МБОУ Жуковская СОШ;
Ивня (Белгородская обл.), МБОУ "Ивнянская СОШ №1";
Ижевск (Удмуртская Республика), АПОУ УР "Строительный техникум", МБОУ "СОШ №51";
Иркутск (Иркутская обл.), ГБПОУ ИО ИРКПО, МБОУ г. Иркутска СОШ №35;
Казань (Респ. Татарстан), МАОУ "Лицей №121" (Центр образования №178), МБОУ "Гимназия №122 им. Ж.А. Зайцевой";
Калуга (Калужская обл.), ГКОУ КО "Областной центр образования", МБОУ "СОШ №15" г. Калуги;
Кемерово (Кемеровская обл.), ГБНОУ "ГМЛИ";
Ковров (Владимирская обл.), МБДОУ № 52;
Колывань (Новосибирская обл.), МБОУ "Колыванская СОШ №1";
Красная Яруга (Белгородская обл.), ОГБОУ "Краснояружская СОШ";
Красногорск (Московская обл.), МБОУ НОШ 17;
Кудряшовский (Новосибирская обл.), МБОУ Кудряшовская СОШ №25;
Лысьва (Пермский край), МАОУ "ЛИЦЕЙ "ВЕКТОРиЯ";
Лянтор (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), МБОУ "Лянторская СОШ №6";
Магнитогорск (Челябинская обл.), ГБОУ ПОО МТК имени В.П. Омельченко, МАУ ДО "ДТДМ" г. Магнитогорска;
Мегет (Иркутская обл.), МБОУ "Мегетская СОШ";
Медногорск (Оренбургская обл.), МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7. г. Медногорска";
Междуреченск (Кемеровская обл.), МБУ ДО ЦДТ;
Мирный (Респ. Саха /Якутия/), МАОУ "СОШ №8";
Мичуринск (Тамбовская обл.), МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска;
Мурино (Ленинградская обл.), МОБУ "СОШ "Муринский ЦО №4";
Мурманск (Мурманская обл.), МБОУ г. Мурманска "Гимназия №6";
Мытищи (Московская обл.), МБОУ "Гимназия №17";
Нижний Новгород (Нижегородская обл.), МАОУ "Школа с УИОП №183 имени Р. Алексеева", МБОУ "Гимназия № 136";
Новозаведенное (Ставропольский край), МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного;
Новороссийск (Краснодарский край), МАОУ гимназия №6;
Новосибирск (Новосибирская обл.), МАОУ "Гимназия №12", МБОУ СОШ № 47 г. Новосибирска, МБОУ СОШ № 96 с углубленным изучением английского языка, МБОУ СОШ №82, МБОУ "Гимназия №4" г.Новосибирска;
Новоуколово (Белгородская обл.), ОГБОУ "Новоуколовская средняя общеобразовательная школа";
Новый Каинлык (Респ. Башкортостан), МБОУ Школа-интернат с. Новый Каинлык МР Краснокамский район Республика Башкортостан;
Новый Редант (Респ. Ингушетия), ГБОУ СОШ № 5 с.п. Новый Редант;
Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий АО), МБДОУ "ДС "Семицветик", МБОУ "СШ №7", МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова;
Онохой (Респ. Бурятия), МБОУ ОСОШ №1;
Орел (Орловская обл.), БУ ОО ДО "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина";
Оренбург (Оренбургская обл.), МАУДО ДТДиМ;
Ошейкино (Московская обл.), МОУ "ОСОШ" д. Ошейкино;
Павловск (Алтайский край), МБОУ "Бродковская СОШ";
Пермь (Пермский край), ГБПОУ "Пермский политехнический колледж им. Н.Г. Славянова", МАОУ "СОШ № 77" г. Перми, МАОУ "Гимназия №3" города Перми;
Полярный (Мурманская обл.), МАДОУ ДС №3 "Умка";
Придорожный (Самарская обл.), ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город";
Рассказово (Тамбовская обл.), МАОУ СОШ №5 "Центр ИнТех";
Ростов-на-Дону (Ростовская обл.), МБУ ДО ДТДМ, МБОУ "Гимназия №117";
Рыбинск (Ярославская обл.), ФГБОУ ВО "РГАТУ им. П.А. Соловьева" Авиационный колледж;
Старокутлумбетьево (Оренбургская обл.), МБОУ "Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа";
Стаханов (Луганская Народная Республика), ГОУ ЛНР ССШ № 18 им. В.Д. Болотова;
Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), МБОУ СШ № 9;
Сызрань (Самарская обл.), ГБОУ СОШ 5 г. Сызрани;
Тамбов (Тамбовская обл.), ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества";
Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий АО), МБОУ "ШИООО" г. Тарко-Сале Пуровского района;
Тетюши (Респ. Татарстан), МБОУ "ТТСОШ";
Токаревка (Тамбовская обл.), МБОУ Токарёвская СОШ №2;
Толбазы (Респ. Башкортостан), МБОУ СОШ №3 с.Толбазы;
Тюмень (Тюменская обл.), МАОУ СОШ № 68;
Ульяновск (Ульяновская обл.), МБОУ "Гимназия № 65 имени Н.Сафронова";
Усть-Бюр (Респ. Хакасия), МБОУ "Усть-Бюрская СОШ";
Хабаровск (Хабаровский край), ЧОУ "ШКОЛА "ТАЛАНТ";
Хатанга (Красноярский край), ТМОУ Хатангская СОШ № 1;
Целина (Ростовская обл.), МБОУ СОШ №32;
Чебоксары (Чувашская Республика), МБОУ "Гимназия №4";
Челно-Вершины (Самарская обл.), ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины;
Череповец (Вологодская обл.), МАОУ ДО "ДДЮТ им. А.А. Алексеевой", МАОУ ДО "Детский технопарк "Кванториум";
Чита (Забайкальский край), МБОУ "СОШ № 36";
Южно-Сахалинск (Сахалинская обл.), МАОУ Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина.

Следует отметить, что участники показали высокий уровень методической подготовки и профессионального мастерства.

Отметим особо ряд лучших работ участников конкурса.

НОМИНАЦИЯ 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
На эту номинацию поступило 65 работ из 30 субъектов Российской федерации.

Вавилонская Альбина Николаевна, Россия, Белгородская обл., г. Губкин, МБУДО «СЮН» – «Из опыта проведения ученических исследований с использованием Оперативного метода биоиндикации классности качества поверхностных вод». В работе описано, как организовано участие воспитанников Станции юных натуралистов города Губкина Белгородской области в мониторинге окружающей среды. По рекомендации регионального детского эколого-биологического центра для мониторинга состояния поверхностных вод округа используется оперативный метод биоиндикации классности качества поверхностных вод Николаева С.Г. Это большая серьезная работа вводит учащихся в круг проблем загрязнения окружающей среды и позволяет им овладеть методами биоиндикации, сделать свой вклад в сохранение окружающей среды в регионе.
Минуллина Елена Викторовна, МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С.А.Ахтямова» Советского района г.Казани – «Групповые учебные проекты как одна из эффективных технологий привлечения, обучающихся к исследовательской деятельности». В рамках ФГОС ООО в лицее №121 эффективно идет работа по выполнению и защите группового учебного проекта в 5-8 классах с целью оценки достижения метапредметных и личностных результатов у обучающихся. Выполнение и защита группового проекта является в лицее обязательным для всех учащихся 5 – 8 классов. Работа происходит на основе разработанного Локального акта. Опыт и технология будут полезны для всех педагогов, занимающихся организацией исследовательско-проектной деятельности.
Юдакова Мария Александровна, Бийск МБУ ДО ДЭТЦ – «Методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей биологии «Методики проведения наблюдений, опытов, исследований с грызунами (черные крыса, сирийский хомяк, морская свинка, ондатра) для младшего и среднего школьного возраста». Методическое пособие адресовано педагогам образовательных учреждений различных видов и типов, выступающих в качестве организаторов опытно-исследовательской деятельности. В пособии разработаны и экспериментально апробированы методики зоологических исследований с грызунами в комнатных, лабораторных и природных условиях. Даны рекомендации педагогу по организации и проведению наблюдений, экспериментов с обучающимися младшего (7-10 лет) и среднего (11-14 лет) школьного возраста. Описаны психологические и педагогические особенности обучающихся. Для каждой возрастной группы даны темы наблюдений экспериментов, подробно описаны методики, необходимые условия, разработаны учетные карточки протоколирования результатов, инструкции, критерии оценки эффективности работы (оценочный лист). Дана характеристика используемых эмпирических и теоретических методов исследования.
Тараканова Татьяна Анатольевна, МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №183 имени Р. Алексеева», г.Нижний Новгород – «Роль семьи в организации проектной деятельности младших школьников. Из опыта работы». В работе приведен и описан успешный опыт привлечения родителей и семьи к организации и выполнению исследовательских и проектных работ учащимися.
Хорошухина Ольга Борисовна, МАОУ гимназии № 6, г. Новороссийска Краснодарского края - методические рекомендации «Отдельные аспекты исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочной деятельности». Данные методические рекомендации посвящены отдельным аспектам методики организации исследовательской деятельности в рамках уроков литературы. Также данные материалы могут быть использованы на уроках истории и географии и во внеурочной деятельности. Данные рекомендации адресованы учителям русского языка и литературы, учителям истории и географии, педагогам, ведущим внеурочные курсы. Разработки автора помогут организовывать и использовать в урочной и внеурочной деятельности ряд рекомендаций, нацеленных на определение и локализацию объектов и предметов исследования школьника, формулирование гипотезы и цели, постановку задач исследовательской работы. В основу методических рекомендаций положен опыт автора по организации исследовательской и деятельности на уроках литературы и во внеурочных занятиях на материале фольклорных сказок.
Кравченко Лилия Сергеевна, Веселое, МБУ ДО «Станция юных натуралистов», руководитель НОУ «Эдельвейс» - «Описание опыта проведения ученического исследования «Мониторинг экологического состояния окружающей среды методом лихеноиндикации» (учебное занятие)». Данная методическая разработка является примером введения учащихся в проблемы мониторинга окружающей среды и знакомства с методами биоиндикации. Владение этими методами может быть положено в основу проектов и исследований учащихся.
Григорьева Маргарита Николаевна, МБОУ«Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» - «Методический конструктор «Особенности организации научно – исследовательской деятельности одарённых обучающихся в школьном научном обществе с целью развития их социальной компетенции». Данное пособие о том, как спроектировать исследовательскую деятельность одарённых школьников в научном обществе, как целенаправленно достичь в такой деятельности воспитательных результатов и эффектов в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Обучение и воспитание таких детей должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.

НОМИНАЦИЯ 2. ПОРТФОЛИО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В эту номинацию было представлено 20 портфолио. Следует отметить, что все примеры работы НОУ были значимыми для ознакомления и масштабирования.
Андреева Юлия Вячеславовна, МБОУ «СОШ № 15» г. Калуги, ШНО, «Школьное научное общество «Эврика». Отчёт о работе технологического направления». В представленном портфолио подробно описано Научное общество учащихся (ШНО), которое включает в себя творческие группы учащихся, объединенных в секции по различным областям деятельности: исследовательская работа, социальное проектирование, техническое творчество, повышение общего интеллектуального уровня. Данное портфолио демонстрирует возможности развертывание совместной детско-взрослой работы в области научного просвещения и образования. Высшим органом ШНО является общее собрание (конференция), которое проводится один раз в год для утверждения планов, выборов членов Ученого Совета принятия документов и решений по деятельности ШНО. В период между собраниями деятельностью ШНО руководит Ученый Совет, избираемый общим собранием сроком на один год. Совет выбирает из своего состава председателя Совета и секретаря. Совет избирается с целью координации и управления деятельностью ШНО. Ученый совет подконтролен Научно-методическому совету школы.
Бозаджиев Вадим Юрьевич, Юрьевич (разработчик проекта, куратор), Ростов-на-Дону, МБОУ "Гимназия №117" – «Школьный междисциплинарный образовательный проект «Познаём НАНОМИР». В портфолио вошла трехлетняя программа и проект, посвященный знакомству с современными нанотехнологиями. Программа продолжается уже третий год и привлекла к себе большое внимание одаренных учащихся, которые могут связать свою профессию с нанотехнологиями. Построение программы основано на изучении нанотехнологий, что представляет особый интерес у учащихся, поскольку на уроках физики, химии, биологии в школе учащиеся не получают исчерпывающих сведений о нанотехнологиях, так как этому вопросу не уделяется должного внимания. Обучающиеся по данной программе имеют такую возможность. Участвуя в процессе познания нанотехнологий, они знакомятся с их применением в различных областях науки и техники, а проведя ряд исследований, они знакомятся с их особенностями. Обучающиеся осваивают научные методы познания. Также они учатся обращаться и работать с рядом простейших научных приборов.
Смыцкая Елена Михайловна, Мирный, МАОУ "СОШ №8" - Развитие психолого-педагогических условий для осуществления поддержки личностного саморазвития одаренного школьника в СОШ№8». В работе описана попытка решить противоречия возникающие в процессе работы с одаренными учащимися в условиях общего образования. Автор обосновывает необходимость психолого-педагогических усилий поддержки личностного саморазвития одаренных школьников в своей школе. Данная работа может быть примером портфолио в области психологической поддержки талантливых учащихся в школе.
Чиляева Надежда Михайловна, руководитель НОУ У.М.К.А., Новосибирск, МАОУ "Гимназия №12" – «Технологии привлечения учащихся к деятельности НОУ: дни науки, летние экспедиции, профильные летние смены». Портфолио отражает основные этапы мотивирования к исследовательской и проектной деятельности учащихся. В ней представлены программы и нормативные документы.
Чернова Елена Юрьевна, Новосибирск, МАОУ "Гимназия №12" – «Нормативное обеспечение деятельности НОУ в условиях общеобразовательной организации и в условиях системы дополнительного образования учащихся». В портфолио представлены нормативные документы о научном обществе учащихся, приведены программы подготовки исследовательских и проектных работ с учащимися. Представлена информация о достижениях учащихся.

НОМИНАЦИЯ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Кочеткова Ольга Валерьевна, Магнитогорск, МАУ ДО "ДТДМ" - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитодизайн. Исследователь». Программа имеет естественнонаучную направленность и способствует формированию научной картины мира. Занятия данной направленности развивают познавательную активность, способствуют углублению знаний, по научным, биологическим дисциплинам, формируют у обучающихся интерес к научно-исследовательской деятельности.
Кулагина Нина Николаевна, Междуреченск, МБУ ДО ЦДТ - комментарий научного руководителя Кулагиной Н.Н. к исследовательской работе «Оронимы и гидронимы Куйлюм-Суракского гранитоидного массива Горной Шории» - автор Мыльникова Светлана (детское объединение «Ансамбль эстрадного танца «Пламя» МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Междуреченска Кемеровской области). Итогом данной работы является составление словаря по исследуемой теме, который дополнит топонимические словари Кузбасса. Материалы данного исследования можно использовать на занятиях по краеведению. А также в процессе проведения экскурсионно-туристского маршрута в данный гранитоидный массив. Любопытные туристы обязательно захотят узнать, как переводится названия горы, реки, ручья, как объекта достопримечательности на маршруте. Автором рассмотрены сложности, которые преодолела ученица в ходе исследования, компетенции, приобретенные школьницей. Проанализирован весь ход исследования.
Лагутина Ольга Ивановна, Белгород, МБУДО "ЮНОСТЬ" - художественно-творческий проект «Корочанская яблоня». Автором разработана методика создания творческой работы в технике квиллинг, представлены практические аспекты работы над художественно-творческим проектом «Корочанская яблоня».
Новикова Виктория Геннадьевна, Медногорск, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7» - статья «Формирование естественнонаучной грамотности учащихся при проектно-исследовательской деятельности как условие развития компетентностей учащихся при использовании цифровых лабораторий по физике». Автор считает, что на занятиях в научном обществе учащихся, в физической лаборатории учащиеся должны пользоваться не только учебными моделями приборов, но и современной аппаратурой, употребляющейся в настоящее время в передовой технике и научно-исследовательских лабораториях. Огромную роль играет реализация возможности использования «Цифровой лаборатории» в образовательном процессе по физике. Использование цифровой лаборатории способствует развитию функциональной естественнонаучной грамотности, формированию навыков работы на современном оборудовании исследовательской лаборатории; формирование и развитие исследовательских умений; формирование компьютерной грамотности. Возможности цифровой лаборатории позволяют вывести работу с учениками на качественно новый уровень, подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе в области физики.
Таран Галина Александровна, Белгород, ГБУ ДО БелОДЭБЦ - «Формирование исследовательских компетенций в ходе выполнения исследовательской работы «Образы природы в традиционной материальной культуре Белгородской области». Ценность представленной работы состояла в том, что все описанные сфотографированные предметы материальной культуры находятся в частном пользовании и могут представлять определённый интерес для работы краеведческого музея или музея народной культуры. В ходе исследования было выявлено, как и почему для декорирования предметов быта в Белгородской области использовались образы природы. Автором подробно проанализированы исследовательские компетенции, полученные ученицей.
Краевая Светлана Николаевна, Некрестова Татьяна Михайловна, - проект «Прикоснись к природе сердцем» Алёна Владимировна представила работу экологического центра «Кристалл» Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД» ст. Барабинск Западно-Сибирской железной дороги.
Татаринцева Алёна Владимировна, Тюмень, МАОУ СОШ № 68 - разработка урока по развитию функциональной математической грамотности учащихся. Цели: показать групповую работу учащихся с заданиями для развития функциональной грамотности на уроках математики. познакомить с педагогическим опытом применения заданий по математической грамотности при подготовке к проведению международного исследования PISA.
Толстенко Светлана Николаевна, Бирюч, МБУ ДО «Станция юных натуралистов» - работа «Формирование навыков успешного публичного выступления учащихся НОУ «Эдельвейс» при защите проектных и исследовательских работ». Приобретая навыки и умения выступать перед аудиторией, учащиеся вооружаются одним из главных инструментов профессионального успеха – умению позиционировать себя, внятно изъясняться и грамотно выражать свои мысли. Автор делится опытом своей работы.
Шатохин Роман Александрович, Белгород, Маслова Пристань, МБУДО БДДТ - авторская общеобразовательная общеразвивающая программа «НаукоГрад». Занятия по программе научного общества учащихся «НаукоГрад» направлены на освоение учащимися навыков научных исследований в области физики-математических и технических наук. Научные исследования являются эффективным методом изучения в ряде важных областей науки, непосредственно влияют на развитие технологий, тесно связаны с инженерным конструированием, математическими вычислениями и входят, как компонент в новую международную образовательную парадигму: STEM-образование (Science, Technology, Engineering, Mathematics).

НОМИНАЦИЯ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНЫХ ИГР
Метелкина Зарина, Усть-Бюр, МБОУ «Усть-Бюрская СОШ» - игра «По бескрайним хакасским просторам». Автор предлагает использовать нестандартный формат организации работы научного общества для формирования у учащихся интереса к научным исследованиям.
Караульных Юлия Геннадьевна, Новый Уренгой, МБОУ КСОШ им. Героя РФ В.И. Шарпатова -урок-игра «Физика на кухне и в быту» - обобщение по теме «Тепловые явления». Кухня – самое уютное и функциональное помещение в доме: там хранятся продукты, готовится еда, там мы завтракаем и обедаем, там ведутся беседы и делятся секретами... Вместе с тем, кухонные приборы и принадлежности постоянно модернизируются, хотя кухня самая древняя часть жилища. Как это объяснить? Педагог предлагает рассмотреть этот вопрос с позиции физика и дать на него ответ в конце урока. Цель урока – обобщение знаний, обучающихся по темам курса физики 8 класса «Тепловые явления», «Электрические явления» на примерах обнаружения изучаемых явлений и удобного применения их в быту. (реализация метапредметного подхода в изучении физики).
Машкина Оксана Александровна, Ижевск, МБОУ "СОШ №51" - интеллектуальная игра для 3-4 классов «Что, где, когда» (Неделя науки в школе). Цель игры: повышение познавательного интереса к предметам гуманитарного, естественнонаучного цикла; развитие логического мышления учащихся; реализация межпредметных связей. Задачи: развитие интереса к наукам; применение полученных знаний; расширение объема знаний; привитие навыков групповой работы.
Микулина Светлана Юрьевна, Колывань, МБОУ "Колыванская СОШ №1" – работа «Организация и проведение командных игр в научном объединении учащихся «Юные интеллектуалы». Светлана Юрьевна пишет: «Замечательная разработка МАН исследовательской игры «Научная эстафета», позволила нам увлечь наших школьников. И сейчас командные игры у нас стали традиционными, мы их проводим ежегодно в рамках Дня науки- 8 февраля. Задача данного мероприятия, формирование опыта командной работы, традиций ребячьих коллективов, становление личности через исследовательскую и проектную деятельность. Именно эти сферы деятельности учат работать в условиях неопределенности. В исследовании никто не знает конечного результата, есть гипотезы, которые нужно подтвердить, либо опровергнуть и выйти на новый этап понимания проблемы. Спасибо огромное Малой академии наук, за предоставленную возможность реализовывать данные командные игры. Конечно мы в них привносим свою изюминку, но от этого они становятся ещё только лучше».
Пронина Ирина Александровна, Онохой, МБОУ ОСОШ №1 - учебно-образовательный проект для пятиклассников «Таинственный остров» по мотивам сказки С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Актуальность данного учебно-образовательного проекта не вызывает сомнений, поскольку в ходе его выполнения у пятиклассников формируются навыки рефлексирования, целеполагания, планирования, моделирования. Дети учатся проявлять инициативу, взаимодействовать с участниками проекта и не только, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других. С учётом специфики проектных задач легко просматривается прямая взаимосвязь между формированием функциональной грамотности и актуализацией межпредметных связей.