ИТОГИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ПРОЕКТНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «ИЗУЧАЕМ КРАЙ РОДНОЙ» В ОБЛАСТИ КРАЕВЕДЕНИЯ, ИСТОРИИ, ВОЕННОЙ ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ, ГЕОГРАФИИ, ЭТНОГРАФИИ Срок проведения конкурса: 12 ноября – 12 января 2022 г. Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Изучаем край родной» состоялся в рамках проекта «СЕВЕРНАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТКРЫВАЕМ КРАЙ РОДНОЙ» был проведен с 12 ноября по 12 января 2022 г. при финансовой поддержке министерства внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области и Фонда оператора президентских грантов по развитию гражданского общества. Целью конкурса было создание условий для формирования социальной активности детей и молодежи, для развития у школьников чувства гордости и уважения к истории Калужской области, а также для активизации интереса к изучению истории родного края. При подготовке исследовательских и проектных работ учащиеся смогли глубже изучить историю, традиции, природные особенности, достижения территорий Северной агломерации Калужской области, своей малой Родины. Конкурс вызвал большой интерес в образовательных учреждениях других регионов. поэтому практически из регионального превратился в общероссийский. Участие школьников других регионов происходило за счёт средств нашей организации. Это подтверждает общественную значимость конкурса в вопросах воспитания патриотических чувств к своей малой родине. Участники конкурса: школьники 5-11 классов всех районов Калужской области, Калуги и Обнинска, которые интересуются краеведением, хотят изучить свой край. Конкурс вызвал также интерес у школьников из других регионов, поэтому они смогли принять в нем участие. Будущее России зависит от того, насколько у наших детей будут сформированы такие качества как социальная ответственность, гражданская инициативность, осознанное и действенное отношение к своей семье, к своему краю, к стране. Только такие люди смогут стать настоящими созидателями, творцами, профессионалами, обеспечивающими поступательное движение вперед в развитии страны. Предлагаемый проект дал возможность учащимся проявить социальную активность в ходе участия в акции, в реализации проектов на основе краеведческих материалов своего региона. Глубокое знакомство с историей родного края способствовало формированию патриотизма, развитию модели поведения, мотивации, соответствующих общечеловеческим и традиционно-российским ценностям. Судьбы земляков и родных, архитектурных памятников, исторические события малой родины глубоко затронули души юных исследователей, творцов. Так, открывая неизвестные для себя страницы истории конкретных людей, ребята проникались глубоким чувством сопричастности к жизни родного края. Всего в конкурсе участвовали 144 школьника Калужской обалсти. Дополнительно участвовали учащиеся из других городов России, которые проявили интерес к этому конкурсу (они участвовали за счёт собственных средств организации - НП «Обнинский полис»). Наибольшее количество работ на конкурс было прислано из образовательных учреждений г. Калуги, Боровского и Жуковского района. НАПРАВЛЕНИЯ КОНКУРСА • Исследования и проекты в области: краеведения, истории, военной истории, литературного краеведения, географии, этнографии. География участников В конкурсе приняли участие представители образовательных организаций из следующих населенных пунктов различных субъектов Российской Федерации и образовательных учреждения:
Экспертный совет выделил наиболее интересные работы, соответствующие конкурсным требованиям. Представляем краткий обзор лучших работ. НОМИНАЦИИ КОНКУРСА - НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТЫ В этой номинации было прислано больше всего работ: участвовали 86 школьников. Их работы были посвящены исследованию истории, топонимики, обычаев, биографии и достижениям известных земляков, традиций, которые сохранились в нашем регионе, народным промыслам нашего региона, возрождению народных традиций (большинство работ). Часть ребят заинтересовались архитектурой, исследованием традиционных народных костюмов (7 работ). Некоторые прислали работы, связанные с научным, туристическим потенциалом края (интервью с учеными и специалистами предприятий, в том числе видеоматериалы). Приведем некоторые примеры. Матвейкин Тимофей, Калуга, МБОУ "СОШ №26". Краеведческая работа 5-классника «Русский изобретатель телефона Павел Михайлович Голубицкий» (научный руководитель: Тесник Ю.В. педагог Центра одаренных детей г. Калуги, Антонова М.В. учитель истории МБОУ «СОШ №26» г. Калуги) систематизирует и обобщает сведения о нашем земляке П.М. Голубицком, показывает значимость его изобретений для Калужского края. кроме того. юный исследователь выяснил, как увековечена память ученого на земле Калужской, а также разработал и провел школьную тематическую неделю «Неизвестный Голубицкий». Его работа стала по-настоящему просветительским проектом. Работа в сфере исторической лингвистики «Микротопонимы города Мосальска» Куприковой Анны из Мосальска, МКОУ Мосальская СОШ №2, посвящена изучению рукописи краеведа Анатолия Елисеевича Зайцева. Руководитель: Витовщик Валентина Николаевна, учитель технологии. Семиклассница собрала микротопонимы своего города, классифицировала их, определила способы образования. Школьница также опросила старожилов города, тем самым сохранив бесценную информацию. Уникальные сведения удалось получить автору работы «Почтовая станция в д. Кононово» Острик Ксении из Мятлево (МОУ Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова (научный руководитель: Мельникова Елена Евгеньевна, учитель). Ксении удалось сохранить еще одну страничку истории нашей малой родины. Перед автором была проблема – факты об изучаемом историческом объекте мало освещены, нет целостной информации о нем. Однако в ходе работы история почтовой станции в д. Кононово была восстановлена. Собран фотоматериал, подготовлен паспорт краеведческого объекта; собранный материал передан в школьный музей МОУ «Мятлевская СОШ им. А.Ф. Иванова», материал включен в школьный экскурсионный проект «Родными тропинками. Мятлево и его окрестности». Творческий просветительский проект школьниц из Боровска привлечет внимание к этому старинному, богатому историей городу. Аверьянова Анастасия и Дановская Александра из МОУ «СОШ №2 г. Боровска» создали замечательную видеоэкскурсию с интересными комментариями о достопримечательностях Боровска. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТЫ • История развития региона в лицах; - исследование истории семьи, семейных традиций, семейных ценностей, истории рода и его отдельных представителей; • История и современные достижения моего края; Карпова Елизавета из Обнинска, МБОУ «СОШ № 11» имени Подольских курсантов выполнила важную для всех нас работу - «Памяти генерала-майора Александра Федоровича Наумова» (консультант: Прусакова Наталья Александровна – научный сотрудник Музея истории г.Обнинска, руководитель: Алешина М.А. – гл. библиотекарь). В итоге разработан маршрут по местам города Обнинска, связанных с именем командира А.Ф. Наумова, для проведения познавательных экскурсий. Заслуживает внимания работа Лобановой Анны, Ермолино, МОУ "СОШ г. Ермолино" «Из истории Битвы за Москву. Боевые будни 40-го Боровского истребительного батальона в октябре 1941 года» (научный руководитель: учитель истории и обществознания I категории руководитель школьного музея «Боевой славы» Лукахина Снеголе Альгиманто). В ходе выполнения работы изучены архивные документы, письма, воспоминания по рассматриваемой теме; проанализирована на основании опубликованных и неопубликованных воспоминаний история Боровского истребительного батальона в октябре 1941 года. Важно, что автору удалось собрать данные бывшего командира Боровского истребительного батальона, младшего лейтенанта, Чичкина Фёдора Ивановича, воспоминания бойцов Ермолинского истребительного взвода: Кострюкова Н.А. Козлова А.С. «Известные личности, в честь которых названы улицы города Обнинска» - это работа Шусть Софьи, МБОУ «СОШ № 17» г. Обнинска (руководитель: Воробьёва Екатерина Александровна). Этот проект поможет школьникам изучить историю города, его улицы, почерпнуть для себя много полезной и интересной информации об этом городе и людях, которые стояли у истоков его создания и развития. КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТЫ • «История жизни замечательных представителей нашего края, именами которых названы улицы». Работа Жеребцовой Елизаветы из МОУ "СОШ №4 г. Балабаново" «Барский сад деревни Серединское– история рядом» раскрывает тайны старинной усадьбы Боровского района, канувшей в далекое прошлое.
Усадьба помещиков Савиных в деревне Серединское сегодня нуждается в помощи – считает автор исследования Жеребцова Елизавета из МОУ СОШ № 4 г. Балабаново Ковбасюк Регина из МКОУ "Кондровская СОШ №1" подготовила просветительский буклет «Места, которые нужно обязательно посетить, когда приехал в Калугу»
Ковбасюк Регина из МКОУ "Кондровская СОШ №1" подготовила просветительский буклет «Места, которые нужно обязательно посетить, когда приехал в Калугу» Полежаева Анастасия из МОУ "СОШ г. Ермолино" провела исследование по теме «Жизнь и время купцов-промышленников Полежаевых». Вот что пишет юный исследователь: «Когда я готовила тему сообщения, то узнала, что моя фамилия по материнской линии относится к промышленно-купеческому роду боровских фабрикантов Полежаевых». Изучая их жизнь и деятельность, я не только многое узнала - я многому научилась. И в первую очередь – гордиться своими потомками. Приятно сознавать, что все они были люди достойные, сохранившие себя в самых трудных жизненных обстоятельствах. Это люди, которые исключительно своим трудом добились почёта и богатства, щедро и без огласки жертвовали на благотворительность. «Человек жив, пока живёт о нём память, каждый род продолжается, пока помнят о нём потомки». Я выяснила, что представители этого рода на протяжении многих лет были известны не только в Боровском крае, их фамилия и дела «гремели» на всю Россию». ИСТОРИЯ И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
В своей исследовательской работе «Участие полков 24-й пехотной дивизии в Малоярославецком сражении 1812 г.» Зайцев Артем из Обнинска, ЧОУ "ОСШ" проанализировал действия 24-й пехотной дивизии 12 октября 1812 г. и провел сравнительный анализ действий полков 24-й пехотной дивизии и других полков русской армии. Для этого Артем изучил источники на русском, немецком и французском языках. Среди основных источников выделяются донесения и рапорты офицеров русской армии, дневники и записки офицеров «Великой армии» Наполеона. «Три месяца фашистской оккупации села Кременского» - работа Антропова Дмитрия, Кременское, МКОУ «Кременская СОШ», руководитель: Краснов Эдуард Анатольевич, учитель географии. Работа построена на воспоминаниях жителей и материалах школьного краеведческого музея. Кроме этого, автор проводил поиск, отбор материалов и анализ требуемой для исследования информации. Также был составлен целостный печатный материал о времени фашистской оккупации в селе Кременском. В номинации «История и достопримечательности Северной агломерации Калужской области» был отмечен проект «Разработка квеста по парку усадьбы Белкино для учащихся» Власова Артемия из Обнинска, ЧОУ "ОСШ", руководитель: Власова Е.З. «Квест оказался интересным не только для нашего класса, но и для других жителей города Обнинска. В этом году к нам обратился летний лагерь с просьбой проведения такого квеста, а также мы провели 2 дня рождения с такой игрой. А недавно поступил запрос от одной из обнинских школ на проведения квеста следующей весной. А ещё мне пришла идея сделать этот квест более интерактивным. Сейчас пройти игру можно только в составе организованной группы, а хотелось бы чтобы каждый посетитель парка также мог воспользоваться такой возможностью. Я подумал, что можно было бы расположить QR код на стенде при входе в парк, так что, перейдя по ссылке любой посетитель сможет пройти опрос по табличкам, а в конце получить памятный приз по почте или на выходе из парка». Эти слова автора подтверждают практическую значимость этого проекта. «Я пишу тебе, Коля – орлёнок» - это работа Пуговкина Виктора из МОУ "СОШ г. Ермолино". Вот что пишет автор: «В тылу врага, в период оккупации, помогая бойцам Красной Армии, героически проявили себя партизаны Боровского партизанского отряда под командованием Рачкова Николая Ильича, и среди партизан, был юный разведчик Коля Арбузов. Коля, «Коля- орлёнок» так называли его в отряде. Меня очень заинтересовал рассказ о юном герое, и я, представитель молодого поколения XXI века, решил написать письмо. Письмо тебе, Коля – орлёнок». ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ • эссе о родном крае; Цикл творческих изобразительных работ об Обнинске подготовила Артюховская Арина, Обнинск, МБОУ «СОШ № 17» г. Обнинска
Достопримечательности Обнинска в изображении Артюховской Арины из МБОУ «СОШ № 17» г. Обнинска
Любимый Обнинск запечатлела в словах и красках Зайвенко Дарья из МБОУ «СОШ № 17» г. Обнинска Лыткина Ульяна из МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" города Калуги провела настоящее творческое исследование в работе «Космические фантазии в Городце». Девочка сравнила городецкую роспись как промысел с современной живописью и создала собственные творческие работы.
В сюжетах своих авторских работ Лыткина Ульяна из МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" города Калуги не только добавила космическое звучание, но и отразила региональный компонент. О судьбе учителя-фронтовика Ермолинской средней школы Завитаева Вячеслава Михайловича рассказала в своем эссе Козинская Яна, ученица 9 А» класса МОУ «СОШ г. Ермолино». Вот что пишет Яна: «Вы спросите, как я познакомилась с поэзией учителя? Май 2020 года. Я, ученица седьмого класса, в школьном музее «Боевой славы» читала стихотворение «Подвиг в деревне Ново-Михайловское» – это было первое прикосновение к поэзии Вячеслава Михайловича. Помню, когда готовилась к конкурсу, первые строки вонзились в мою память сразу и, кажется, навсегда. Остальные я выучила неожиданно быстро. И был День Победы. Конкурс чтецов. И я победила. Позже я решила не просто познакомиться с творчеством Вячеслава Михайловича. Я захотела узнать о нём всё!» Очерк об обнинской поэтессе Нинель Михайловне Эпатовой «Человек-легенда» прислала Тарабак Александра из Обнинска, МБОУ "СОШ № 18". «Творчество Нинель Михайловны внесло большой вклад в развитие культурной жизни города Обнинска. Нинель Михайловна прожила достаточно долгую жизнь, целых 95 лет, за это время она успела сделать много всего полезного для своей страны, попробовала себя абсолютно в разных областях и во всех из них добилась большого успеха. Даже не смотря на свой преклонный возраст она не переставала удивлять всех своей неуёмной энергией и жизнелюбием. Нинель Михайловна была почётным гражданином города Обнинска. Многие знали и любили её за бесконечный оптимизм, желание помогать другим людям и неравнодушное отношение к жизни. При жизни и сейчас Нинель Михайловну называют человек-легенда. Эпатова Нинель Михайловна является символом города Обнинска, и я надеюсь, что в будущем в честь неё будет названа улица и на Комсомольской улице, где она раньше проживала, установят мемориальную доску в честь неё». Этими словами будущий журналист заканчивает свой очерк. Школьники Калужской области продемонстрировали свою заинтересованность в изучении родного края – Калужской области. Они более детально познакомились с историей и основными событиями, которые прославили край, подготовили работы о людях, чьи имена носят улицы и предприятия. Такая работа сделала всё, с чем тесно познакомились учащиеся, родным и близким, наполнила душу гордостью за людей, за их ратный и трудовой подвиг. Лучшие работы, присланные на конкурс, опубликованы в электронном альманахе «УГОЛОК РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ», который размещён на сайте Малой академии наук «Интеллект будущего» в разделе «Северная агломерация Калужской области» (в рубрике «Электронный альманах»). Участники проекта выражали свою благодарность министерству внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области и Фонду оператора президентских грантов по развитию гражданского общества за возможность бесплатного участия в таком серьёзном и значимом проекте и надеялись на его дальнейшее продолжение.
|
Новости
07.10.2024Осенний тур предметных олимпиад "Познание и творчество" в разгаре! Возможно ли в природе, чтобы рыбы передвигались по суше, а земноводные парили в воздухе? |
Читать полностью... |
07.10.2024Конкурсы МАН "Интеллект будущего" в перечне Министерства Просвещения РФ! В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 августа 2024 года №620 Всероссийские конкурсы Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», включены в перечень Министерства Просвещения РФ: |
Читать полностью... |
04.10.2024Поздравляем всех с Днём начала космической эры! В этот день - 4 октября 1957 года - на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли - началась космическая эра человечества! А мы приглашаем принять участие в проекте «Космическая лига». |
Читать полностью... |
04.10.2024Итоги онлайн-турнира по биологии (2-3 кл.) 2 октября состоялся онлайн-турнир "Тайны биологии" для учащихся 4-5 классов. В турнире по биологии приняли участие 263 конкурсанта. |
Читать полностью... |
03.10.2024Итоги онлайн-турнира по математике для учащихся 6-8 классов 1 октября с огромным успехом прошел онлайн-турнир "Математический Олимп» для учащихся 6-8 классов. В турнире приняли участие 316 конкурсантов из самых разных уголков нашей родины. |
Читать полностью... |
30.09.2024Итоги онлайн-турнира по русскому языку (4-5 кл.) 30 сентября состоялся онлайн-турнир "Секреты русского языка" для учащихся 4-5 классов.
В турнире по русскому языку приняли участие 211 конкурсантов.
|
Читать полностью... |
27.09.2024Итоги онлайн-турнира по русскому языку (6-8 кл.) 27 сентября состоялся онлайн-турнир "Секреты русского языка" для учащихся 6-8 классов.
В турнире по русскому языку приняли участие 129 конкурсантов.
|
Читать полностью... |