Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165428017
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 3680
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Итоги Всероссийского конкурса педагогов «Траектория педагогического мастерства»

Конкурс педагогов «Траектория педагогического мастерства» проводился в рамках проекта «ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ: вовлечение младших школьников в исследовательскую и проектную деятельность» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

На конкурс было прислано 198 работ из 96 населенных пунктов 38 регионов России. Среди участников: г. Каргат (Новосибирская обл.), Визинга (Респ. Коми), Бирюч (Белгородская обл.), Батайск (Ростовская обл.), п. Анна (Воронежская обл.), р.п. Некрасовский (Московская обл.), с. Целинное (Алтайский край) и многих другие по шести разнообразным номинациям.

Присланные работы представляли опыт конкретных педагогов, а также образовательных организаций разного типа. Можно говорить о том, что сделан определённый срез мастерства педагогов России.

Уровень присланных на конкурс большинства работ оказался высоким, но были представлены и материалы, подготовленные педагогами не специально на конкурс, они не всегда отвечали рамкам выбранной номинации.

Положительные моменты большинства работ
1. Стремление поделиться своими высшими достижениями (открытыми уроками, осуществлёнными проектами и т.д.), своими находками.
2. Стремление подать материал в виде красивой презентации и видеофильма.
3. Стремление очень тщательно разработать и подать конкретное мероприятие на базе разработанной технологической карты.
4. Предлагается уже готовый (наработанный, уже побывавший на конкурсах) материал, который можно использовать на занятиях.
5. Стремление использовать ФГОС-ы: его методологический аппарат.
6. Осуществить методическое обобщение своего многолетнего опыта.
7. Стремление осуществить, услышанное на вебинарах.
Отрицательные моменты некоторых работ
1. Отсутствие проблемно-критического подхода: идёт констатация определённых достижений и разработок.
2. Практическая значимость «затмевает» аналитику и рефлексию.
3. Формальное отношение к пониманию метапредметных компетенций: простое воспроизведение информации из административных документов.
4. Анализ работы по формированию метапредметных компетенций сводится к демонстрации конкретного урока или занятия.
5. Стремление позаимствовать некоторую наукообразную информацию из Интернета, слабо привязанную к практике.

Лучшие работы были рекомендованы для печати в профильных журналах: «Исследовательская работа школьников», «Одаренный ребёнок», «Дополнительное образование и воспитание» и др.

По итогам конкурса педагогов «Траектория педагогического мастерства» каждый педагог получил диплом Всероссийского конкурса I, II или III степени или свидетельство участника – в зависимости от результатов (документ можно скачать в личном кабинете), подготовлен сборник работ участников конкурса.

Отметим работы действительно высокого уровня, которые были выделены экспертным советом.

НОМИНАЦИЯ I. ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Педагоги делились опытом работы, рассказывали о том, как вместе с учащимся выполняли исследование или проект, чем запомнилась совместная работа, какие были сложности, чему научились как педагоги, чему смогли научить учащегося и родителей. Некоторые работы были посвящены специфике дистанционной коммуникации педагога и школьников в организации исследовательской деятельности, влиянию личности учителя на исследовательскую и проектную деятельность в начальной школе.
Наибольший интерес у экспертного совета вызвали следующие работы.

Поломошнова Наталья Анатольевна, Персиановский, МБОУ СОШ №61, эссе «Чему научила меня исследовательская работа моих учащихся». Автор сравнивает себя с учеником и считает, что, чем сложнее задача, стоящая перед учителем, тем сильнее разгорается азарт исследователя. Тема, которая стала интересна учителю, должна не в меньшей, а может, даже в большей мере увлечь ученика. Как это сделать? Вот тут и начинается квест - руководство исследовательской работой.

Шагарова Людмила Александровна, Астрахань, ГАУ ДО "АОЦРТ" «Проектная работа как одно из успешно реализованных направлений в деятельности народного коллектива молодежный театр студия «Мы». Людмила Александровна рассказывает о новых подходах и технологиях для организации образовательной и воспитательной деятельности в своей работе, о проекте «Театральная Астрахань», о том, как театр способствует духовному развитию детей: пробуждает чувства, формирует понятие прекрасного, развивает воображение.

Осокина Мария, Астрахань, МБОУ "Гимназия №3", «Методические рекомендации для педагогов по использованию интерактивных сервисов и инструментов». Данные методические рекомендации помогут педагогам - практикам узнать о разных видах мобильных приложений и интернет – сервисов, которые применяются в образовательном процессе. Они формируют устойчивую мотивацию у школьников к обучению и способствуют повышению эффективности учебной деятельности. в работе не только проведен обзор популярных платформ и сервисов, но и показаны преимущества новых технологий для организации различных видов учебной деятельности.

НОМИНАЦИЯ II. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Матсакова Светлана Васильевна, Парабель Томской области, МКОУ «Парабельская гимназия»: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС». В работе описан и обобщен опыт работы автора с детьми в проектной и исследовательской деятельности, на основе конкретного содержательного материала показано, что данные методы работы на уроках и во внеурочной деятельности раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Микулина Светлана Юрьевна, Колывань, Новосибирская область, МБОУ «Колыванская СОШ №1»: «Элементы краеведения на уроках математики». В России Колывань известна тем, что вошла в государственную программу поддержки и получила статус исторического поселения, который присвоен ей с учетом более чем двухвековой истории и богатого архитектурного наследия. Именно на этот факт опирается автор в своей педагогической практике. Уделяя большое внимание проектно-исследовательской деятельности и краеведческой работе, она сама составляет задачи для учащихся, содержащие информацию о родном поселке, а также привлекает учащихся к такому творчеству. В результате задачи про Колывань были собраны в сборник, чтобы их могли решать все учащиеся нашего района и знакомиться с историей родного края на уроках математики. И также автором был сформирован банк краеведческих материалов, полезных при организации учебного процесса.

Муллахметова Альбина Ринатовна, Аскарово, респ. Башкортостан, МОБУ «Гимназия им. Т.Т. Кусимова»: «Как использовать проектно-исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время?». Автор работы – учитель башкирского языка и литературы с 28-летним стажем, дает ссылку на свой персональный сайт, где представлены авторские учебные программы, программы элективных курсов и кружков; уроков разных типов; контрольные, самостоятельные работы; сценарии игровых уроков, внеклассных мероприятий и многое другое, а также большая база презентаций по башкирскому языку и литературе, тестовых и олимпиадных заданий. Важно, что автор показывает именно систему работы по развитию творческих способностей учащихся, преемственность в последовательном выполнении проектно-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время, создании условий для полноценного формирования исследовательских умений и навыков.

НОМИНАЦИЯ III. ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Ивашина Татьяна Борисовна, Новосибирск, МБОУ "Гимназия №4": «Социально ориентированные исследования и проекты: изменяем мир – изменяемся сами. Дарить душевное тепло». Татьяна Борисовна делится практическим опытом, как социально ориентированные проекты помогают детям развиваться и становиться самостоятельными. Социально-ориентированная деятельность – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путем вхождения в социальную среду, а с другой стороны – процесс активного воспроизводства ребёнком системы социальных связей за счет его активной деятельности.

Майкопа Карина Владимировна, Калуга, НСП МЭШДОМ МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие": «Формирование экологического самосознания посредством интерактивных интеллектуальных игр как фактор социализации обучающихся начальной школы». Без ответственного отношения каждого человека к сохранению окружающей природы трудно представить решение экологических проблем: исчерпывание природных ресурсов, утилизация мусора, загрязнение воздуха и воды, сохранение исчезающих видов флоры и фауны и др. Уходя от глобальных решений мировых экологических проблем автор предлагает младшим школьникам поучаствовать в решении экологических проблем в своем регионе.

Падерина Елена Владимировна, Лянтор, МБОУ СОШ №25: «Как исследовательская и проектная деятельность готовит детей к будущему». Елена Владимировна считает, что опыт написания исследовательской работы влечёт за собой уверенность, силу своего знания в узкой теме и веру в себя! «Самое лучшее богатство – знания, которые обязательно помогут состояться в жизни!»

Петрова Елена Ильинична, Калуга, НСП МЭШДОМ МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие": «Социальное проектирование как средство формирования социальных качеств личности учащихся». Как методист и педагог дополнительного образования, активно использующий технологию социального проектирования (методика «Гражданин»), автор отмечает, что задача обучения целеполаганию решается посредством практики соблюдения всех шагов данной технологии. Главное, чтобы педагог не осуществлял этот процесс только самостоятельно, выдавая уже готовый результат учащимся. Необходимо проходить этот путь совместно с ними, объясняя все этапы на доступном языке, обсуждая необходимые действия.

НОМИНАЦИЯ IV. РОЛЬ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В РАСКРЫТИИ ЛИЧНОСТНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ

Вильгельм Лариса Геннадьевна, Придорожный, Самарская обл., ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город»: «Обоснованность использования различных образовательных технологий, обеспечивающих достижение высоких предметных и метапредметных результатов обучения на уроках географии». В работе показаны наиболее эффективные виды учебной деятельности, способствующие формированию УУД обучающихся, посредством использования ИКТ технологий на уроках географии. А именно: создание банка презентаций по темам курса «Материки и океаны» - 7 класс, создание блока видеороликов к урокам по темам «Горы», «Мировой океан», «Определение азимута», «Природа Южного Урала», «Италия», «Германия», «Крым. Севастополь», участие в реализации программы школы «Автоматизированный мониторинг как средство контроля качества обученности учащихся», создание сборника электронных тестов по темам «Африка», «Евразия», «Северная Америка», «Южная Америка», «Австралия», «Подготовка учащихся к сдачи ОГЭ по географии».

Теселкина Елена Николаевна, Абакан, Черногорск, ГБПОУ РХ ЧМТТ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Черногорский механико-технологический техникум»: «Проект «Энциклопедия одного слова» как средство развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников». Работа представляет собой экспериментальное исследование влияния работы над проектом «Энциклопедия одного слова» на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников, выполненного на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения с. Сапогов «Средняя общеобразовательная школа №1» во 2Б классе.

Третьякова Елена Владимировна, село Покровск Козельского района Калужской области, МКОУ ООШ: «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Учитель географии, учитель высшей категории рассматривает свой опыт работы с детьми с ОВЗ, раскладывая его на несколько ступеней. Первая ступень к развитию способностей и таланта детей с ОВЗ – вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в творческую деятельность. Вторая ступень – создание ситуации успеха. На третьей ступени уже краткосрочные проекты и исследования. Автор приводит конкретные примеры, с удовольствием гордится достижениями своих учеников, выполняющих множество проектов и исследований на протяжении 5 и более лет.

НОМИНАЦИЯ V. МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ: НАХОДКИ И ДОСТИЖЕНИЯ

Варламова Софья Александровна, Моршанск, Моршанское лесн-во, ТОГБПОУ "Многоотраслевой колледж": «Исследовательская деятельность студентов и реальное дипломное проектирование основные принципы и значимость в современном обучении». В предметной (цикловой) комиссии специальных архитектурно-строительных дисциплин вопросам развития научного и технического творчества и способностей обучающихся уделяется большое внимание. Выбор темы связан с практической реализацией задачи выявления талантливых, разносторонне одаренных студентов, повышением престижа знаний, творческих возможностей студентов колледжа, совершенствования навыков индивидуальной и коллективной работы и с проблемой в окружающей действительности в г. Моршанске.

Волкова Антонина Васильевна, Малоярославец, МОУ СОШ №2 им. А. Н. Радищева: «Конкурсы исследовательских работ МАН «Интеллект будущего»: опыт участия, рекомендации для начинающих». Участие в олимпиадах «Интеллект-экспресс» - самое популярное направление среди ребят начальной школы. Прослеживая задания «Интеллект – экспресс» по разным предметам, каждый год видишь, что в номинациях задания не повторяются. Участие в конкурсах «Познание и творчество» также приносит огромную пользу учащимся. Материал даётся по силам ребят.

Гуреева Елена Александровна, Армавир, МАОУ - СОШ № 20: Программа по профориентационной работе для обучающихся начальной школы (1-4 класс) «Сферы профессий». Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» научно-познавательного направления. Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Цель курса: посредствам проектной деятельности создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.

Зейналова Елена Викторовна Новосибирск МАУ ДО ДЮЦ «Планетарий»: «Конкурс научного творчества детей и молодёжи как инструмент формирования проектной культуры в современном образовательном пространстве». На базе МАО ДО ДЮЦ «Планетарий» в 2014 году был создан конкурс научного творчества детей и молодежи «Делай науку», который с 2018 года организуется в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» с целью создания условий для выявления и поддержки детей и молодежи, проявляющих творческие неординарные интеллектуальные способности; формирование мотивации и интереса к творческой, инновационной, креативной проектной деятельности. Одной из главных задач организации и проведения конкурса является приобщение учащихся к проектной деятельности в естественнонаучной, научно-технической, художественно-эстетической и прочих направленностях.

Кильдишева Ирина, рп. Кольцово, Новосибирская обл., МБУДО "Созвездие": краеведческая игра-квест «В поисках пропавшего туриста». Квест-игры делают детей самостоятельными, развивают их познавательные и творческие навыки, способствуют развитию умений ориентироваться в новом информационном пространстве. Используя квест-технологию в исследовательской деятельности в изучение родного края на уроках краеведения в школе или на занятиях дополнительного образования, педагог получает эффективный способ формирования мотивации обучающихся в изучении не только новых знаний, но и конкретного материала – в данном случае в изучении своей малой Родины – р.п. Кольцово Новосибирской области. Изучение родного края актуально в младшем школьном возрасте и на начальном этапе среднего школьного возраста, так как именно в этом возрастном периоде у детей закладываются основы морального, нравственного становления личности и актуально становится изучение своего родного края.

Осинцева Алефтина Викторовна, Новосибирск, МБОУ СОШ № 47: «Алгоритм работы по организации и руководству исследовательской деятельностью младших школьников». По организации проектно-исследовательской деятельности автор работает с младшими школьниками с 2014 года. За 7 лет мною накоплен, систематизирован и приведен в систему алгоритм работы по организации и руководству исследовательской деятельностью младших школьников. Данные «шаги» помогают достигать высоких результатов на Всероссийском, региональном, городском и др. уровнях.

Меркулова Галина Петровна, Челябинск, МАОУ "СОШ №15: «Организация проектной работы на занятиях внеурочной деятельности» (на примере занятия «Улицы города Челябинска, названные именами актеров театра и кино»). Проектно-исследовательская деятельность создаёт личностную мотивацию школьника в решении интересной ему проблемы. Найденный способ решения проблемы имеет практический характер, является социально значимым как для школьника, так и для взрослого человека. У школьников формируются качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, самооценка результатов на каждом этапе проектной деятельности, целеполагание и др.

Ярыгина Татьяна Александровна, Голышманово, МАОУ "Голышмановская СОШ №1": «Индивидуальный образовательный маршрут в проектно – исследовательской деятельности для учащихся, как способ саморазвития». Вовлечение в проектную деятельность в начале первого года обучения идет не всегда легко. Необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Первые результаты, первые победы повышают самооценку, помогают убедить детей в привлекательности активной жизни. Важным условием при организации проектной деятельности является сотрудничество с родителями. Родители могут стать не только источником информации, поддержкой ребенку в процессе проектной деятельности, но и могут быть сами участниками исследования. Стремитесь открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Проектная деятельность в начальном звене приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяет их познавательные интересы, кругозор и практические умения, мотивирует их к дальнейшему обучению

НОМИНАЦИЯ VI. ПЕДАГОГ-БЛОГЕР

Веретельник Светлана Ивановна, Ноябрьск, МБОУ "Гимназия №1": серия практико-ориентированных публикаций, направленных на взаимодействие детей с окружающим миром: «Наблюдения за птицами: что и как наблюдать», «Как не ссориться с друзьями: три мудрых совета», «Вторая жизнь пластика» и др.

Осадчая Марина Михайловна, Ноябрьск, МБОУ "Гимназия №1": «Несколько советов, как запомнить словарные слова»,

Широкая Мария, Токсово, Ленинградская область, МОУ "СОШ "ТЦО": серия практико-ориентированных публикаций, направленных на взаимодействие детей с окружающим миром: «Учусь с друзьями», «Тайм-аут» и др.

***

Конкурс помог педагогам проанализировать свой опыт, сгруппировать и представить итоги российским экспертам, стал значимым этапом профессионального роста, стимулом для обобщения своего опыта, помог заинтересоваться инновациями и познакомиться с достижениями своих коллег.

Анализ своей работы позволил многим учителям выйти на качественно новый уровень, наметить новые точки роста, найти новые ресурсы, в том числе внешние – в проектах МАН «Интеллект будущего».