Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 156387687
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 1837
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Итоги реализации проекта «НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»: СОЗДАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЛИФТА ДЛЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

Проект «Научный потенциал России»: создание социального лифта для юных исследователей» направлен на вовлечение школьников в науку, создание социального лифта для юных исследователей, интеллектуальное и научное продвижение школьников, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью.

Действие социального научного лифта для учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, было реализовано через предоставление учащимся из регионов России возможности обучения исследовательским компетенциям, участие в олимпиадах, конкурсах и проектах российского уровня, обучение педагогов-наставников исследовательским компетенциям для успешного продвижения юных исследователей.

Реализация проекта предусматривала следующее.
В соответствие с задачей №1 «Разработка образовательного контента для учащихся и педагогов с целью создания методических ресурсов для реализации проекта» осуществлено:

1. Подготовка контента для обучения педагогов
• Были разработаны три дистанционных курса для педагогов:
- «Методы мотивации учащихся для занятий исследовательской деятельностью»;
- «Методологическая грамотность педагога как руководителя исследовательских работ школьников»;
- «Основные этапы исследовательской работы: от выбора темы до защиты на конференции».
Дистанционные курсы помогли педагогам-наставникам освоить основы исследовательской деятельности, понять технологии вовлечения и мотивации учащихся, повысили их уровень как педагогов-наставников, что способствовало созданию социального лифта для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью.

• Было подготовлено 7 вебинаров для педагогов:
Профессиональные коммуникации с учащимися и коллегами
Обучение через исследование
Формирование субъектности в ходе исследовательской и проектной деятельности учащихся
Мягкие навыки (Soft skills) для успешной деятельности педагога-наставника
Создание образовательной мотивирующей среды
Практические подходы к развитию исследовательских компетенций учащихся
Настоящие научные методики для исследовательских работ по биологии, экологии и медицине.

• Были подготовлены 3 разработки для организации командных деловых игр для педагогов:
- одна разработка для проведения деловых исследовательских игр в рамках проекта – для освоения алгоритма исследовательской деятельности «Лаборатория эмоций»;
- две разработки для проведения командных профессиональных деловых игр в рамках форума «Образование: будущее рожается сегодня» - «В поисках счастливой профессии», «Созвездие».

2. Подготовка контента для обучения учащихся.
• Были разработаны три дистанционных курса для учащихся:
- «Как стать успешным: развитие коммуникативных компетенций как способ повышения социальной мобильности»;
- «Креативность: этапы творческой деятельности»;
- «Развитие критического мышления через исследовательскую деятельность».

• Было подготовлено 7 обучающих вебинаров для учащихся:
Исследования в области социальных и гуманитарных наук
Как спланировать и провести эксперимент в исследованиях по биологии
Исследования в области лингвистики
Основные подходы к исследованию в области литературы
Исследования в области математики
Проекты и исследования по биологии, химии и не только: от выбора темы до успешной презентации.
Как стать успешным в 21 веке

• Были разработаны 4 командные интеллектуально-творческие игры по навыкам будущего:
2 игры для проведения в рамках интеллектуального марафона «Vivat наука» - командная игра "Новаторы" и командная игра "Таймер";
2 игры для проведения на фестивале «Потомки Ломоносова» - выставлены на сайте для проведения в образовательных организациях, в связи с тем, что из-за санитарно-эпидемиологических ограничений учащиеся не участвовали в работе фестиваля);

• Были разработаны 2 комплекта олимпиад для учащихся 5-11 классов:
комплект дистанционных олимпиад по итогам проекта для разных возрастов (для учащихся 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.);
комплект интеллектуально-творческих олимпиад для проведения во время Фестиваля «Потомки Ломоносова» для разных возрастов (для учащихся 5-6 кл, 7-8 кл., 9-11 кл.) - выставлены на сайте для проведения в образовательных организациях, в связи с тем, что из-за санитарно-эпидемиологических ограничений учащиеся не участвовали в работе фестиваля).
Олимпиады предусматривали задания на проверку уровня исследовательских и надпредметных компетенций учащихся.

2. Подготовка положений о мероприятиях
• Были подготовлены положения о конкурсе педагогов, о форуме педагогов-наставников, о конкурсе исследовательских работ учащихся «Шаг в науку: вектор развития», положение об интеллектуально-творческом марафоне «VIVAT НАУКА!»

В соответствии с задачей №2 «Обучение педагогов-наставников и учащихся: формирование современных компетенций для организации исследовательской и проектной деятельности как условие эффективности социального лифта» было реализовано:

Мероприятие 1. Организация и проведение дистанционных курсов и вебинаров для педагогов и учащихся
1. Проведено три дистанционных курса для педагогов-наставников:
«Методы мотивации учащихся для занятий исследовательской деятельностью»; «Методологическая грамотность педагога-наставника как руководителя исследовательских работ школьников»; «Основные этапы исследовательской работы: от выбора темы до защиты на конференции».

2. Проведено семь вебинаров для педагогов-наставников:
«Профессиональные коммуникации с учащимися и коллегами»; «Обучение через исследование»; «Формирование субъектности в ходе исследовательской и проектной деятельности учащихся»; «Мягкие навыки (Soft skills) для успешной деятельности педагога-наставника»; «Создание мотивирующей образовательной среды» и др.

3. Проведено три дистанционных курса для учащихся:
«Как стать успешным: развитие коммуникативных компетенций как способ повышения социальной мобильности»; «Креативность: этапы творческой деятельности»; «Развитие критического мышления через исследовательскую деятельность».

4. Проведено семь вебинаров для учащихся:
«Исследования в области биологии»; «Исследования в области математики»; «Исследования в области социальных наук»; «Исследования в области лингвистики»; «Исследования по литературоведению» и вебинары по запросам.
Срок проведения: август-сентябрь 2021 г.
Всего прошли дистанционные курсы –243 учащихся (89 учащихся - 3 новых курса, 154 –открытые дистанционные курсы МАН «Интеллект будущего») и 583 педагога, прослушали вебинары - 507 учащихся и 583 педагога.

Мероприятие 2. Проведение командных деловых игр для педагогов России.
2.1 Проведены командные исследовательские деловые игры «Лаборатория эмоций» для педагогов по разработке оргкомитета в регионах России с целью освоения исследовательских компетенций для успешного руководства исследовательской и проектной работой учащихся.
Разработка игры выложена на сайте МАН «Интеллект будущего». Педагоги из регионов РФ по данной разработке проводили деловые игры в своих образовательных организациях.
2.2. Проведена командная профессиональная деловая онлайн-игра «Созидатели будущего» для педагогов с целью создания команд из разных регионов России для взаимоподдержки и профессионального роста, овладения современными образовательными технологиями.
Информация об игре была выложена на сайте: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7101:2021-10-24-14-19-13&catid=62:2010-01-18-09-31-21&Itemid=46 
В образовательные организации направлены письма с приглашением на игру.
Игра состоялась 28 октября 2021 года.
В командной игре «Созидатели будущего» приняли участие 50 команд, более 370 человек.
Итоги игры и видеоотчёт о результатах выложены на сайте МАН «Интеллект будущего»:
http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7126:-q-q&catid=62:2010-01-18-09-31-21&Itemid=46 
По одному представителю из восьми команд, выбранных в этом конкурсе, были приглашены на форум «Образование: будущее рождается сегодня» (15 - 17 декабря 2021 года) за счёт средств гранта.
Практико-ориентированная игра, проведенная в формате онлайн, показала высокую эффективность, как в мотивации к созданию новых образовательных продуктов, так и продемонстрировала желание педагогов наращивать свои компетенции в области игрового обучения. Это очень мотивирует команду МАН «Интеллект будущего» к проведению подобных образовательных мероприятий.
Формат игры позволяет использовать ее как образец для проведения подобных онлайн-игр с учениками.

Всего в играх приняло участие 704 педагога (370 – в онлайн-игре «Созидатели будущего» и 334 – в играх «Лаборатория эмоций» по разработкам Оргкомитета).

В соответствии с задачей №3 «Создание развивающей образовательной среды для продвижения учащихся в сфере исследовательской и проектной деятельности – проведение интеллектуально-творческого марафона «Vivat наука!» состоялась следующие мероприятия:

Мероприятия
Интеллектуально-творческий марафон «Vivat наука!» – это серия мероприятий в регионах России для вовлечения школьников в науку, выстраивания социального лифта для юных исследователей на основе включения в исследовательскую и проектную деятельность, в мероприятия по популяризации научных достижений, жизни и деятельности российских ученых.
В рамках марафона состоялись:
3.1. Лекции с целью популяризации науки, исследовательской и проектной деятельности; вовлечение широкого круга специалистов, в том числе молодых ученых и молодых педагогов для популяризации науки.
3.2. Выступления учащихся в популярном формате TED или Science Slam, подготовка учащимися презентаций, сообщений о НИИ и наукоёмких предприятиях своего региона, о новых профессиях, связанных с наукой; вовлечение в деятельность научных объединений учащихся.
3.3. Посещение учащимися научных центров, лабораторий, научных выставок.
3.4. Проведение конкурсов, школьных, муниципальных и региональных конференций, защита учащимися проектов и исследований.
3.5. Командные интеллектуально-творческие игры для учащихся, организованные силами педагогов-наставников по разработкам оргкомитета.

В марафоне приняли участие 29134 участника, в том числе 25611 учащихся.
Проведение мероприятий марафона планировалось в сентябре-октябре 2021 г. Но срок проведения мероприятий марафона был продлён до 20 декабря2021 года включительно по просьбам педагогов из регионов РФ.

В соответствии с задачей №4 «Обобщение лучших практик педагогов-наставников по организации социального лифта в исследовательской и проектной деятельности учащихся в регионах России» были организованы следующие мероприятия:

1. Конкурс педагогов «Будущее рождается сегодня».
На конкурс педагогов принимались работы по номинация:
Социальные лифты в образовании
Обучение педагогов и школьников исследовательским компетенциям: актуальность, формы, описание опыта
Формирование надпрофессиональных компетенций
Методические находки и достижения
Дистанционное обучение. Реалии и перспективы
Дополнительное образование – важный стратегический резерв для развития человеческого капитала страны
Выявление, поддержка и развитие одарённых и высокомотивированных детей
Исследовательские подходы к воспитанию и обучению

На конкурс педагогов «Будущее рождается сегодня» были представлены 216 работ из 114 населённых пунктов 46 субъектов РФ и Луганска по различным направлениям и номинациям. Большинство работ соответствовало конкурсным требованиям.
Лучшие работы были рекомендованы для публикации в сборнике методических материалов «Будущее рождается сегодня» и в электронном журнале «Академиан».

2. Педагогическая онлайн-конференция «Социальные лифты для юных исследователей».
16 ноября 2021 г состоялась Всероссийская педагогическая онлайн-конференция «Социальные лифты для юных исследователей», организованная Общероссийской детской общественной организацией «Общественная Малая академия наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО». Конференция проводилась с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

В работе конференции приняли участие 153 участника из 73 населенных пунктов России и других стран. На конференции выступили педагоги из регионов России с опытом выстраивания социальных лифтов для учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, с примерами действия социального лифта.
Конференция проходила в онлайн-формате в два потока в 3-х виртуальных залах.

1-я смена проходила с 14.00 до 16.30.
Зал №1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ представителей отделений и Центрального совета МАН «Интеллект будущего», представителей образовательных организаций из регионов РФ по вопросам дальнейшей работы в ноябре - декабре 2021 года и в 2022 году.
Ведущие: Ляшко Л.Ю., Ляшко Т.В., Синицына О.В.
Было высказано ряд перспективных предложений для дальнейшей работы.

РАБОТА СЕКЦИЙ КОНФЕРЕНЦИИ (1-й поток)
Зал №2.
Методические находки и достижения в образовании. Социальные лифты в образовании. Ведущие: Голованов В.П., Волкова М.В., Яковлев Д.Е.
Зал №3
Дистанционное обучение. Реалии и перспективы.
Ведущие: Смирнов Д.В., Панченко О.Г., Клепиков В.Н.

17.00– 19.00 РАБОТА СЕКЦИЙ КОНФЕРЕНЦИИ (2-й поток)
Зал №1.
Формирование надпрофессиональных компетенций.
Ведущие: Колесникова Е.Д., Боровлёва Н.Е., Турик Л.А.

Зал №2
Выявление, поддержка и развитие одарённых и высокомотивированных детей (14). - Дополнительное образование - важный стратегический резерв для развития человеческого капитала страны.
Ведущие: Голованов В.П., Волкова М.В., Яковлев Д.Е.

Зал №3. - Исследовательские подходы к воспитанию и обучению. Обучение педагогов и школьников исследовательским компетенциям.
Ведущие: Смирнов Д.В., Панченко О.Г., Клепиков В.Н.

По итогам форума участники были удостоены Дипломов лауреата всероссийской педагогической конференции (размещены в личных кабинетах участников).
Работы участников конференции рекомендованы к публикациям в научно-образовательном электронном журнале «Академиан», в сборнике работ «Образование: взгляд в будущее», к публикации в журналах «Исследовательская работа школьников», «Одаренный ребенок», «Дополнительное воспитание и образование».
Итоги конференции размещены на сайте МАН «Интеллект будущего»: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7136:2021-11-19-09-35-59&catid=62:2010-01-18-09-31-21&Itemid=46 
Записи работы секций конференции можно найти по ссылке: https://www.youtube.com/playlist?list=PLfR6VII4i42sO5c9PaBuD3FkxVRWEmXDX 

В соответствии с задачей №5 «Оценка успешности прохождения социального лифта учащимися по итогам участия в мероприятиях российского уровня, проводимых в рамках проекта» были реализованы следующие мероприятия:

1. Конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Шаг в науку: вектор развития».
Конкурс предусматривал участие школьников в нескольких номинациях:
Научно-технические разработки: программные разработки; программные продукты для образования, науки, техники, экономики, сельского хозяйства, искусства; интернет-сайты; Разработки в области технического творчества, изобретательства; нанотехнологий; робототехники.
Исследовательские работы в области естественных наук: астрономия и космонавтика; биология (общая биология, биология растений, биология животных), медицина; география; математика; физика; химия; экология.
Исследовательские работы в области гуманитарных наук: искусствоведение, история, культурная антропология, военная история, краеведение, культурология; лингвистика (русский, английский языки); литературоведение; педагогика и психология; право; экономика.

К участию в конкурсе были допущены как учащиеся старших классов (9–11), так и школьники более младших классов, делающие первые шаги в науке (5–8 классов).
На конкурс было представлено 305 работ из 112 населенных пунктов 47 регионов РФ, а также из Луганска.
По итогам конкурса (независимой экспертизы) исследовательских и проектных работ был сделан вывод о высоком уровне представленных работ: 93 автора работ были удостоены дипломов Лауреатов 1-й степени (30,5%), 200 авторов - дипломов Лауреатов 2-й степени (65,6%).
Конкурс позволил оценить не только качество работ, но и результаты обучения педагогов (научных руководителей, наставников) и школьников на дистанционных курсах Педагоги и учащиеся прошли обучение в ходе реализации проекта, поэтому результаты конкурса показали, что повысилось качество исследовательских и проектных работ учащихся, которыми руководили обученные педагоги.
По итогам конкурса исследовательских и проектных работ Лауреаты конкурса были приглашены на онлайн-конференцию.

2. Онлайн-конференция учащихся «Научный потенциал России».

С 19 по 22 ноября 2021 года состоялась Всероссийская конференция учащихся «НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ» (1 сессия).
Конференция проводилась с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
В конференции приняли участие 150 учащихся 5 – 11 классов из 79 населенных пунктов 39 регионов Российской Федерации.
В рамках конференции работало 8 секций: «Биология и медицина», «История и краеведение», «Краеведение и культурология», «Лингвистика и литературоведение», «Социальные науки», «Техническое творчество, физика, математика», «Экология», «Экология, химия, география».
Участники выступили в онлайн-формате с докладами по итогам своих исследований или проектов, ответили на вопросы экспертов и самих участников.
Эксперты секций – ученые, преподаватели ВУЗов, опытные педагоги-наставники оценили работы учащихся, каждому дали рекомендации по дальнейшей работе над проектом или исследованием. В завершении каждой секции состоялись мастер-классы по профилю секции о последних достижениях науки, о возможных направлениях исследования, о перспективных профессиях в данной области.
По итогам работы секций участники получили Дипломы 1-й, 2-й или 3-й степени (они были сформированы в их личных кабинетах).
Итоги конференции опубликованы на сайте МАН «Интеллект будущего»: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7194:-q-q&catid=62:2010-01-18-09-31-21&Itemid=46 

1 – 2 декабря 2021 года состоялась Всероссийская онлайн-конференция учащихся «Шаги в науку». Номинация «Научный потенциал России» данной конференции проводилась с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
В работе конференции приняли участие 93 учащихся 47 населённых пунктов России, в том числе в номинации «Научный потенциал России» за счёт средств гранта - 24 участника.
В рамках конференции работало 6 секций: «Биология, экология, медицина», «Военная история и краеведение», «Естественные науки», «Лингвистика, литературоведение и культурология», «Социальные науки», «Техническое творчество и информатика».
Участники успешно выступили на конференции в онлайн-формате, ответили на многочисленные вопросы экспертов и самих участников. По итогам работы секций участники также получили Дипломы 1-й, 2-й или 3-й степени (они были сформированы в их личных кабинетах).
Отзывы по итогам онлайн-конференции:
Благодарю организаторов за проведение конференции "Научный потенциал России". Егоров Сахаян, к моей огромной радости, был удостоен чести стать дипломантом конференции. Хочется отметить высокий уровень проведения и четкую организацию всего мероприятия в целом. Высокий уровень профессионализма и доброжелательность экспертов, внимание и поддержка со стороны организаторов.
На конференции создана высокоинтеллектуальная и плодотворная обстановка. Организация данного мероприятия прошла на исключительно высоком уровне. Вся атмосфера конференции – это настоящий праздник науки!
Для учащихся – это большой стимул к исследовательской деятельности.
Большое спасибо всем, кто организовал это большое событие науки.
Светлана Олеговна.

Уважаемый Лев Юрьевич, уважаемые сотрудники МАН «Интеллект будущего, эксперты!
МБОУ «Бердигестяхская улусная гимназия» МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия) в лице директора Ноговицына Владимира Михайловича от имени участников научных конференций, конкурсов, их научных руководителей, родителей выражает огромную благодарность за предоставленные возможности принимать участие в столь значительных мероприятиях, организуемых МАН «Интеллект будущего».
Несомненно, такие конференции играют огромную роль в привлечении учащихся к научно- исследовательской деятельности, развитию их интеллектуальных, творческих, исследовательских способностей.
Желаем вам процветания, дальнейшего развития, претворения в жизнь интересных идей.
Надеемся на сотрудничество и в будущем.
С уважением В.М. Ноговицын
Итоги конференции опубликованы на сайте МАН «Интеллект будущего»: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7156:-q-q&catid=62:2010-01-18-09-31-21&Itemid=46 

3. Дистанционная исследовательская олимпиада школьников.
Исследовательская олимпиада – определённый тип олимпиад, предполагающий понимание хода проведения исследовательской и проектной деятельности, одновременно обучающий и продвигающий исследовательскую и проектную деятельность. Олимпиада также поможет выявить уровень общего развития, уровень развития творческих способностей, логики и креативности (надпредметных компетенций) у школьников 5–6, 7–8 и 9–11 классов.
Все три олимпиады «Научный потенциал России» размещены н сайте:
https://new.future4you.ru/catalog/iq-champion/ 
Задания для учащихся 5-6, 7-8 и 9-11 классов размещены на специальной платформе, которая позволяет учащимся в режиме онлайн отвечать на предложенные вопросы.
Платформа предусматривает модуль подведения итогов олимпиады, формирование наградных документов - дипломов за 1, 2 или 3 место или свидетельств участника в личном кабинете участника;
Постоянно осуществлялось техническое сопровождение олимпиады.
Количество участников олимпиады – 773 (планировалось – 400), в том числе учащихся 5-6 классов – 243, 7-8 классов – 111, 9-11 классов – 419.

4. Ведение рейтинга достижений учащихся – участников проекта, подсчёт изменения рейтинга.
За участие в конкурсе исследовательских и проектных работ, в дистанционной олимпиаде, в онлайн-конференции начисляются рейтинговые баллы. Рейтинговые баллы начисляются с учётом достижений учащихся, чем выше результат, тем больше баллов получает участник.
Рейтинговые баллы, полученные каждым участником проекта, автоматически суммируются с нарастающим итогом.
Таким образом, чем результативнее и более сложного уровня будет его работа, тем большее количество рейтинговых баллов набирает участник,
В зависимости от общей суммы набранных рейтинговых баллов (за весь период участия в проекте) каждому участнику проекта присуждаются определенные звания: ИСКАТЕЛЬ, ЭРУДИТ, ЗНАТОК, ТАЛАНТ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛИДЕР, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОН. Каждое звание имеет три ранга: Базовый, Высший, Элитный.
Все участники проекта получили соответствующие звания.
Прилагаем к отчёту список 1189 участников, получивших к концу проекта – к 31 декабря 2021 года – не менее 1200 рейтинговых баллов и звание ЗНАТОК (элитный уровень).
Большая часть учащихся из данного списка получили и более высокие рейтинговые баллы и звания ТАЛАНТ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛИДЕР, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОН (ранги Базовый, Высший, Элитный) – 866 человек (72,8%). Это говорит о результативности проекта, о том, что проект стал для многих школьников действующим социальным лифтом, способным повысить статус учащихся, предоставив им возможность участия в российских мероприятиях и получить заслуженные рейтинги своих достижений от Малой академии наук «Интеллект будущего».

В соответствии с задачей №6 «Акселерация деятельности педагогов-наставников и учащихся из выбранных регионов России: рефлексия функционирования социального лифта для юных исследователей, выстраивание дальнейшей траектории для их перехода на более высокий качественный уровень в исследовательской и проектной деятельности» был организован педагогический форум «Образование: будущее рождается сегодня».

С 15 по 17 декабря 2021 года состоялся Всероссийский открытый педагогический Форум «Образование: будущее рождается сегодня».
Форум проходил в парк-отеле «Яхонты-Таруса» (Калужская область).
На форум «Образование: будущее рождается сегодня» были приглашены активные участники Марафона «Vivat наука!», авторы лучших работ конкурса педагогов, представители активных отделений МАН «Интеллект будущего».
В работе Форуме приняли участие 102 человека из более 40 населённых пунктов России - представители школ и учреждений дополнительного образования, институтов Российской академии образования, эксперты в области развития образования.
Партнёры форума - Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», Научно-образовательный центр «Росинтал», Обнинский кластер науки и образования, Межрегиональное общественное движение творческих педагогов "Исследователь".
Информационные партнёры форум: журналы «Одарённый ребёнок», «Исследователь», «Исследовательская работа школьников», «Академиан». А редактор журнала «Дополнительное образование и воспитание» Виктор Юнак сам лично приехал на форум, чтобы осветить в журнале самые интересные моменты.
Надо отметить, что первоначально было запланировано проведение очного фестиваля науки и техники «Потомки Ломоносова» и в рамках него педагогического форума «Образование: будущее рождается сегодня». Но в связи с тем, что из-за санитарно-эпидемиологических ограничений учащиеся не могли участвовать в работе фестиваля – был проведён только педагогический форум с сохраняем количества участников по гранту.

Открыл форум Ляшко Лев Юрьевич, председатель Оргкомитета форума, председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Лев Юрьевич поздравил всех с открытием форума, представил участников форума, регионы из которых они приехали. И предоставил слово, а точнее – сцену, творческому коллективу – кавер-группе «Шейк». Удивительные голоса трёх певиц восхитили всех слушателей. Это был прекрасный подарок для педагогов, задавший тон всей образовательной программе.
В завершающей части церемонии открытия выступили с яркими приветствиями ученые из Москвы.

В программе педагогического форума были предусмотрены следующие мероприятия:
- Курсы повышения квалификации по теме «Исследовательская и проектная деятельность учащихся на современном этапе», включая лекции, семинары-практикумы и мастер-классы ведущих ученых и педагогов;
- Экспресс-сессия «Лучшие педагогические практики выстраивания социальных лифтов для юных исследователей». Краткое представление опыта работы образовательных учреждений, педагогов, представление инновационных образовательных концепций и лучших практик образования по тематике Форума;
- Научно-практическая конференция: выступления с докладами, отражающими инновационный опыт работы образовательных организаций.
- EduCamp – неформальная конференция, которая стала площадкой для тех, кто продвигает юных исследователей, выстраивает перспективы их развития.
- Проведение командных игр «Созвездие», «Педагогическая инициатива» и профессиональной деловой игры «В поисках счастливой профессии» по развитию навыков командного взаимодействия, выстраиванию деловых и творческих связей педагогов из разных регионов России.
Программа форума началась с экспресс-сессии «Лучшие педагогические практики современного образования», которую провела Ляшко Татьяна Васильевна, директор образовательных программ МАН «Интеллект будущего», автор-разработчик Всероссийских конкурсов и проектов, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Педагоги познакомились, представили свой опыт, в сменных командах предложили новые форматы работы для организации исследовательской деятельности учащихся, а также темы семинаров и дистанционных курсов, которые необходимы для успешной работы. Удивительно, незнакомые прежде педагоги к концу экспресс-сессии работали как слаженные, давно сыгранные команды. Это позволило следующий рабочий день провести в дружеской обстановке и с позитивным деловым настроем.
Об одной из игр второго дня расскажем немного подробнее. Разработала и провела командную педагогическую игру «В поисках счастливой профессии» Федоровская Елена Олеговна, (кандидат биологических наук, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, эксперт МАН «Интеллект будущего»). Все участники форума, около 100 педагогов и экспертов, разбились на команды, получили «стартовый капитал»: лист бумаги для флипчарта, ножницы, клей, различные страницы из иллюстрированных журналов, маркеры и фломастеры. Первое задание, после краткого введения – попробовать сделать коллаж «Моё понимание счастья и успеха». Почему две этих категории? Всё просто: успешный выбор профессии зависит и от того, как человек понимает, что такое счастье. Педагогам предстояло выполнить коллаж, подобрав подходящие с их точки зрения картинки, фразы, образы. Закипела коллективная творческая работа. В процессе рождались удивительные образы. Счастье и успех – взаимообратные понятия, круг событий, окрылённость, человек на коне. Или: счастье и успех перетекают друг в друга, как песчинки в песочных часах, счастье складывается из отдельных мгновений; Вот ещё: счастье – алый парус. Счастье и успех как пазлы, которые лишь вместе дают полную картину, это возможность для реализации своих мечтаний и всех задумок; Счастье – это вкус жизни, искусство делать, чистое настроение, внутреннее спокойствие; счастье – это светлячок с ярким фонариком, который светится как далёкая звезда, не ослепляя глаза, - это вера в лучшее.
Такой философский настрой помог перейти ко второй части игры. Командам были выданы «составные части» счастья, но у каждой команды было несколько вариантов только одной из составляющих, и все остальные необходимо было «обменять» у других команд в ходе переговоров. Здесь пригодилось умение договариваться, работать в команде. Была невероятная активность, и напряжение, и интерес. Когда все «компоненты» командами были собраны, наступило время выбора профессии, которая максимально бы соответствовала тем школьникам, описание которых было дано командам. Выбор профессии необходимо было сделать на основании теории множественного интеллекта, разработанной Говардом Гарднером.
Закончилась игра защитой выбранных профессий для учащихся, ккоторые по условиям были даны каждой команде. Игра вдохновила и оставила множество положительных эмоций и отзывов. А главное, у каждого педагога ещё раз актуализировалось понимание того, как простраивать пути развития – социальные лифты – для каждого учащегося, исходя из его предпочтений и потребностей.

О мастер-классах можно писать отдельно про каждый. Нельзя выделить какой-то один из них. В своих отзывах педагоги отметили практически каждый из них. Разнообразие тем и высокий уровень спикеров поражают:
«Образование как один из социальных лифтов» - Волкова Марина Всеволодовна, кандидат психологических наук; доцент, почетный работник общего образования РФ, директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего».
«Современное дополнительное образование детей как социальное пространство детства» - Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Российской Федерации.
«Уровни творческого развития учащихся: метапредметный подход» - Клепиков Валерий Николаевич, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, учитель математики и физики высшей категории, победитель конкурса «Лучшие учителя России», почётный работник общего образования РФ, эксперт МАН «Интеллект будущего».
«Развитие творческих способностей на основе технологии ТРИЗ» - Коновалова Светлана Григорьевна, преподаватель ФТШ (г. Обнинск), преподаватель ИАТЭ НИЯУ МИФИ, СГТИ, эксперт МАН «Интеллект будущего».
«Исследовательская деятельность учащихся в области биологии, экологии, медицины» - Леках Ирина Викторовна, кандидат биологических наук, зам. директора Обнинский свободной школы, преподаватель ИАТЭ НИЯУ МИФИ, эксперт МАН «Интеллект будущего».
«Воспитательные аспекты научно-исследовательской деятельности школьников в осложнённых социально-педагогических условиях: теоретические основы и современная практика» - Маленкова Людмила Ивановна, профессор Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук. России», почётный работник общего образования РФ, эксперт МАН «Интеллект будущего».
«Виртуальное путешествие в пространство культуры, науки, искусства, образования, воспитания. Сценарии будущего» - Панченко Ольга Григорьевна, кандидат философских наук, доцент, старший методист ресурсного центра детского отдыха ФГБОУ ДО Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
«Актуальные аспекты проектной деятельности школьников» - Пацула Андрей Валерьевич, доктор социологических наук, профессор Среднерусского гуманитарно-технологического института (СГТИ)
«Проектирование индивидуального образовательного маршрута юного исследователя от детского сада до университета» - Смирнов Дмитрий Витальевич, президент Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова», доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научной экспертизы проектов и программ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», главный редактор печатных СМИ «Педагогическое искусство» и «Вестник Академии детского-юношеского туризма и краеведения».
«Дополнительное образование в сфере науки: от школьного до высших форм образования - проблемы и перспективы". - Смолянский Александр Сергеевич, доцент РХТУ им. Д.И. Менделеева, кандидат химических наук, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, эксперт МАН «Интеллект будущего».
«Требования ФГОС СОО к организации проектной деятельности. Отличие учебного исследования от учебного проекта. Проекты по НТИ». - Турик Людмила Андреевна, кандидат педагогических наук, директор МАУ ДО ДДТ (г. Таганрог), Почетный работник общего образования РФ.
«Персонификация дополнительного образование и создание социальных лифтов для подрастающего поколения» - Яковлев Денис Евгеньевич, президент Ассоциации педагогов дополнительного образования Подмосковья, кандидат педагогических наук., доцент, доцент кафедры методики воспитания и дополнительного образования Академии социального управления (АСОУ).
Отдельным событием стала педагогическая конференция, где каждый представил свой опыт, предложения, выводы. Авторитетные эксперты слушали, задавали вопросы, давали рекомендации, как дальше выстраивать работу, какую литературу можно прочитать. Конференция стала аккумулятором педагогического опыта многих регионов России.
Среди гостей форума были Лихачёва Оксана Юрьевна, президент Фонда поддержки социальных проектов «Достояние нации» и Марусев Александр Сергеевич, исполнительный директор Российской ассоциации музеев космонавтики и планетариев. Они активно участвовали в программе форума, и на одном из круглых столов при обсуждении перспектив совместной деятельности предложили проведение совместного проекта по космонавтике. Для Малой академии наук «Интеллект будущего» это одно из тех направлений, которым занимается несколько отделений организации – Санкт-Петербургское и Калужское. Поэтому это предложение стали активно обсуждать и запланировали создание оргкомитета и начало подготовки.
Были и другие идеи, которые родились в ходе проведения форума. И это уже традиция, ведь каждый очный форум – это шаг к новым проектам. Так, например, состоялось заседание творческой группы по разработке дорожной карты «Навстречу юбилею С.Т. Шацкого», которую возглавили Голованов Виктор Петрович, Ляшко Лев Юрьевич, Хилтунен Валерий Рудольфович. Валерий Хилтунен выступил инициатором разработки программы, включающей создание серии передач, отдельных проектов по популяризации деятельности Станислава Теофиловича. Шацкий непосредственно связан с Обнинском, его Первая опытная станция по народному образованию, которую называли Меккой педагогики, была создана и работала как раз на территории, где в последствии будет построен город Обнинск. В рабочую группу вошла и Полякова Галина Владимировна - директор школы №1 города Обнинска (школа носит имя С.Т. Шацкого).
Традиционным для форума стало проведение Форсайт-сессии. В этот раз его тема была «Социальный лифт для юных исследователей». Педагоги активно разрабатывали «дорожную карту», выстраивали траектории для перехода юных исследователей на более высокий качественный уровень в исследовательской и проектной деятельности. «Форсайт» – брошенный вперёд – взгляд в будущее из настоящего, попытка найти тенденции, увидеть желаемый образ и выстроить пути перехода из настоящего к этому желаемому результату.
Как говорится, плох тот солдат, который не желает быть генералом, т.е. у которого нет чёткой цели и перспективы. Аналогично и для любого педагога нужен визуализированный образ конечной (для данного временного отрезка длиной 5-10 лет!) цели. Вот такие цели и продумывались командами, защищались перед педагогическим сообществом. Форсайт не даёт нового знания, он позволяет найти пути дальнейшего развития, зарождает идеи и новые смыслы.

Ещё одна командная игра «Созвездие» была направлена на командное взаимодействие, раскрытие творческого потенциала педагогов. Разработала и провела игру Селивёрстова Юлия Сергеевна, начальник отдела организации воспитательной работы Среднерусского гуманитарно-технологического института, руководитель волонтерского центра «СГТИ - сделано с любовью».
Итогом форума стал Мастер-класс и педагогический концерт, который провёл Заруба Артур Викторович педагог, Абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года России − 1992», кандидат педагогических наук, главный специалист методического управления Фонда новых форм развития образования, Кавалер знака «Общественное признание», «Рыцарь гуманной педагогики», член редколлегии журнала «Искусство в школе». Об этой встрече хочется говорить словами песни – «Какая музыка была, какая музыка звучала!..», да, сердца во время концерта Артура Викторовича наполнились музыкой, светом, мечтой. Такие встречи делают мир прекраснее, а человека – человечным.
Общероссийская малая академия наук «Интеллект будущего» всегда поддерживает творческий труд педагогов, а самых активных награждает медалями.

Медалью «Гордость России» за большую активную просветительскую деятельность на благо России был награждён Хилтунен Валерий Рудольфович, известный российский журналист, теле- и радио-ведущий, писатель, общественный деятель, путешественник, исследователь, педагог. В настоящее время телеведущий на канале «Аврора».
Медалями «За активную работу в Малой академии наук» были нарождены Гурьянова Марина Анатольевна (Камчатский край, г. Елизово, МБОУ «Елизовская средняя школа № 8»), Заблоцкая Светлана Алексеевна (г. Астрахань ГАУ ДО "АОЦРТ"), Лукьянова Галина Ивановна (г. Алексин Тульской области), Исакова Инга Николаевна (г. Обнинск, МАН «Интеллект будущего»).
Представители из Нижнего Новгорода МБОУ ДО "ДДТ им. В.П. Чкалова" Семушева Татьяна Гафиятовна и Баланцева Ольга Николаевна за большую многолетнюю работу по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, за привлечение к исследовательской деятельности ежегодно свыше 10000 школьников были удостоены медалей «За заслуги в воспитании и образовании молодёжи».
Форум завершился вручением свидетельств, благодарственных писем, подарочных книг и сборников. И отзывами... вот некоторые из них.

Уважаемые организаторы форума «Образование: будущее рождается сегодня»!
Мне всё очень понравилось, всё здорово организованно. Хотелось побывать на всех семинарах, мастер-классах, но невозможно «раздвоиться», тем более «растроиться»! режим работы очень насыщенный, но все материалы, встречи с коллегами и ведущими мастер-классов нельзя забыть! Это эмоции, это – круг единомышленников.
Выражаю благодарность Малой академии наук и Фонду Президентских грантов за возможность побывать на Форуме, за ценный, вернее даже сказать, бесценный опыт, встречи. Всем огромная благодарность за Со-действие, СО-творчество, созидание нового образовательного пространства.
С уважением и признанием, Венецкая Анастасия Борисовна, методист МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска

Уважаемый Лев Юрьевич! Благодарим Вас и Вашу команду за высокий уровень проведения Всероссийского форума «Образование: будущее рождается сегодня». Круглые столы, деловые игры, мастер-классы, семинары были направлены на решение актуальных задач современного образования. Выступления спикеров носили практико-ориентированный характер. Особенно запомнились профессиональная педагогическая командная «В поисках счастливой профессии», которую провела Федоровская Елена Олеговна, мастер-классцы Волковой М.В. и Леках И.В., Маленковой Л.И. и Голованова В.П.
Отмечаем высокий профессионализм экспертов научно-практической конференции, их умение поддержать выступающих.
Особо благодарны Ляшко Льву Юрьевичу и Татьяне Васильевне за доброжелательный приём, оказание всесторонней помощи, высокий уровень проведения форума.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Коллектив МАОУ СОШ №7, г. Туймазы и МАОУ СОШ №25 г. Альметьевска.

Трудно выразить на бумаге все те чувства, которые переполняют меня сейчас. Вы их видите в наших глазах, ощущаете в энергетике зала. Здесь всем комфортно. Мы здесь настоящие. Открытые, искрящиеся. Мы чувствуем себя нужными обществу, стране, детям. Мы здесь не «оказыватели образовательных услуг», мы здесь – созидатели будущего нашей страны.
Я не могу выделить отдельные какие-то мастер-классы и выступления, так как в каждом – труд, опыт, душа, энергия, масса находок. Общаться с каждым педагогом – бесценный опыт. Большое спасибо за организацию форума, всё продумано для нашего комфорта и плодотворной работы. Понимаю, какой огромный труд стоит за всем этим. Вы для нас – просто спасение!
Будем ждать новой встречи. Всей вашей команде – здоровья, оптимизма, процветания!
С уважением,
Петрова Елена Робертовна,
п. Токсово, Ленинградская область.

О всероссийском педагогическом форуме 2021 (15-17 декабря).
В хорошем настроении мы завершаем педагогический Форум. Спасибо за профессиональный заряд, который получен во время работы форума, эффективный обмен опытом, яркие выступления лекторов, возможность поработать в творческих командах, найти интересные подходы в решении вопросов в профессиональной деятельности, музыкальное обрамление форума.
Очень полезно было на разных этапах форума слышать о правилах работы в научно-исследовательской деятельности. Важно было обсудить вопросы персонификации дополнительного образования (Яковлев Д.Е.), интересно было обсуждать вопросы «Перспектив сотрудничества с МАН» и социального партнёрства.
Спасибо Малой академии наук, организаторам Форума, и Фонду Президентских грантов за возможность живого общения с педагогами, коллегами, получение новых знаний и возможность быть активными.
Ополовнина Ирина Владимировна,
г. Калуга, центр космического образования «галактика»,
методист.

Большое спасибо Малой академии наук и Фонду Президентских грантов за предоставленную возможность посетить форум «Образование: будущее рождается сегодня». Это отличный способ получить заряд положительных эмоций, обменяться опытом, узнать что-то новое. Особенно понравилась экспресс-сессия под руководством Ляшко Т.В., которая позволила быстро включиться в работу, получить нужный настрой. Также понравилась работа секции «Актуальные вопросы образования», руководители которой не только выслушали наши доклады, но и дали рекомендации по дальнейшей доработке нашей темы.
Маркова Елена Викторовна,
г. Тольятти, МБУ «Школа №18», учитель информатики.

Спасибо за этот замечательный форум! Очень впечатлило выступление А.В. Зарубы и мастер-класс Волковой М.В. «Образование как один из социальных лифтов».
Интересно было пообщаться с коллегами из других регионов, посмотреть на опыт и работу по исследовательской деятельности.
В. Хилтунен произвёл большое впечатление, буду следить за его деятельностью в дальнейшем.
Спасибо Фонду Президентских грантов и Малой академии наук «Интеллект будущего» за возможность побывать на Форуме. Впечатления неизгладимы!!!
Кузнецова Е.А.,
Соколово, МБОУ «Уваровщицкая СОШ».

В первую очередь благодарим организаторов за проведение форума «Образование: будущее рождается сегодня», который для моего образовательного учреждения стал очень полезным в плане организации научно-исследовательской работы.
Отдельно хочу высоко оценить мастер-класс, практикум, по исследовательской деятельности учащихся от Леках Ирины Викторовны. Очень чётко, понятно, с огромным количеством примеров – этого очень не хватает педагогам.
Также весьма интересным был опыт участия в мастер-классе по развитию творческих способностей на основе технологии ТРИЗ, который провела Коновалова С.Г.
Интересным был опыт общения с представителями других образовательных учреждений. Лично для меня будет полезен опыт крымской школы-интерната для одаренных детей – благодарю представителей интерната.
Большая благодарность Выражаю Фонду Президентских грантов, без которого эта поездка вряд ли бы состоялась.
Четвертной Д.В.,
МОУ «Петровский дворец», г. Петрозаводск.

Большая благодарность организаторам Всероссийского педагогического форума за яркое и позитивное открытие в лице кавер-группы «Шейк».
Понравилось выступление Волковой М.В. на мастер-классе «Образование как один из социальных лифтов». Получила положительные эмоции от общения с коллегами, организаторами, с Панченко О.Г., Маленковой Л.И., Турик Л.А.
Благодарю Фонд Президентских грантов за возможность посетить данное мероприятие.
Всем желаю удачи, здоровья, процветания, творческих успехов.
Ждём новых встреч!
Щеколдина Нина Александровна,
МОУ «СОШ №2», Белоусово, Жуковский р-н.

Итоги форума опубликованы на сайте МАН «Интеллект будущего»:
http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7200&Itemid=4248 

Кроме того, за счёт собственных и привлеченных средств с 13 по 15 октября 2021 года состоялся Всероссийский Форум «Образование: взгляд в будущее». В работе форума приняли участие представители Российской академии образования, ведущие учёные и практики. В работе форума приняло участие 82 человека из 32 населенных пунктов России.

В соответствии с задачей №7 «Распространение лучших практик по организации социального лифта в исследовательской и проектной деятельности учащихся в регионах России» было осуществлено следующее:

1. Размещен на сайте МАН «Интеллект будущего» сборник методических материалов по итогам конкурса педагогов «Будущее рождается сегодня».
2. Размещен на сайте сборник исследовательских и проектных работ учащихся «Шаг в науку: вектор развития».
3. Размещена информации об итогах проекта в социальных сетях, в СМИ, в журналах «Академиан», «Дополнительное образование и воспитание», на сайтах образовательных организаций.
Срок проведения: декабрь 2021 г.
По результатам конкурса педагогов-наставников и конкурса исследовательских и проектных работ учащихся были подготовлены и выставлены в Интернет (в специальном разделе сайта МАН «Интеллект будущего) следующие информационно-методические материалы:
1. Сборник методических материалов «Будущее рождается сегодня», включающий разделы:
Многие статьи, присланные на конкурс, являются примерами лучшего педагогического опыта, поэтому наиболее интересные конкурсные материалы, отмеченные экспертным и опубликованные в сборнике будут полезны для всех педагогов, занимающихся с учащимися исследовательской и проектной детальностью.
2. Сборник исследовательских и проектных работ учащихся «Шаг в науку: вектор развития».
Подготовленные материалы станут методическим пособием для организации исследовательской и проектной работы, помогут выстраивать траекторию развития для каждого юного исследователя. Примеры ученических работ дадут представление начинающим исследователям, какие темы актуальны в разных регионах России, как строится работа, как формулируются гипотезы, как соотносятся цели работы и задачи. Изучение уже готовых работ, критическое осмысление проделанной работы – это активное обучение, когда школьник смотрит на работу глазами эксперта, тем самым, понимая, как лучше построить своё исследование.
Материалы, выложенные в сети Интернет, будут доступны всем желающим и будут способствовать повышению качества работы наставников и в целом развитию исследовательской деятельности, продвижению юных исследователей по социальному лифту, расширению возможностей учащихся, повышению статуса педагога-наставника, привлечению к наставничеству молодых педагогов, ученых.

3. Было осуществлено размещение информации об итогах проекта в социальных сетях – Вконтакте в паблике «Образование и воспитание» (более 152452 подписчика), в Фейсбуке на странице педагогического клуба (более 8600 участников), в других социальных сетях; в СМИ, в том числе в журналах «Академиан», «Дополнительное образование и воспитание».
Информация также была размещена на сайтах образовательных организаций в регионах.
Было опубликовано более 100 статей.
Всего с учётом посещаемости сайтов, подписчиков социальных сетей, тиража журналов и газет, размещения информации на региональных ресурсах – общее число лиц, которые узнали о реализации проекта, об итогах проекта – более 150000.
В рамках проекта осуществлялось:
- разработка и сопровождение раздела сайта МАН «Интеллект будущего» о проекте;
- разработка и поддержка сайтов-одностраничников: сайта интеллектуально-творческого марафона «Vivat наука!»; - сайта Фестиваля науки и техники «Потомки Ломоносова» (размещение информации о фестивале и форуме «Образование: будущее рождается сегодня», материалов форума);
- разработка и сопровождение разделов сайта МАН «Интеллект будущего» по конкурсу педагогов (конкурс педагогов, конкурс учащихся, дистанционные олимпиады);
- ежедневное сопровождение и обеспечение технической поддержки сайтов проекта в период реализации проекта.

***

Таким образом, все задачи проекта были успешно реализованы.
Данный проект позволил поддержать учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью, их педагогов-наставников, создать условия для социального лифта учащимся из всех федеральных округов России. Для повышения эффективности был использован ресурс региональных отделений Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего».
Всего в проекте участвовало более 30000 человек (30259).
Совместными усилиями сотен педагогов в регионах России и команды проекта был выстроен социальный лифт для учащихся, желающих проявить себя в исследовательской деятельности. Учащиеся смогли пройти путь от зарождения идей, обучения исследовательским компетенциям, взаимодействия с профессионалами экспертами до участия в российских конкурсах и конференциях и получения баллов в российском интеллект-рейтинге.