Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 150635192
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 3095
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

ИТОГИ КОНКУРСА ПЕДАГОГОВ «ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ»

Конкурс педагогов «ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ» проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, в рамках проекта «Наставники будущих Ломоносовых: продвижение исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов».
Конкурс проводился с сентября 2020 года по апрель 2021 года
Задачи конкурса:
1. Выявление лучших практик из опыта работы педагогов-наставников по организации исследовательской деятельности учащихся.
2. Популяризация деятельности научных руководителей – педагогов-наставников.
3. Формирование методического банка педагогических наработок в области организации исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов, успешного опыта привлечения школьников к исследованиям.
На конкурс было представлено 252 работы от 209 педагогов из 136 образовательных учреждений 51 региона Российской Федерации и Луганской области.
География участников конкурса:

Название образовательной организации Субъект РФ, др. страна Населенный пункт
МБОУ г. Астрахани "Гимназия №3"   Астраханская обл. Астрахань 
КГБОУ "Бийский лицей-интернат Алтайского края" Алтайский край  Бийск 
МАУДО "Дворец Творчества Детей и Молодежи имени О.П. Табакова" 
Саратовская обл.  Саратов 
КГБУ ДО АКДЭЦ Алтайский край Барнаул
МАУ ДО "ДТДМ" г. Магнитогорска Челябинская обл. Магнитогорск
МАУДО "Центр детского творчества" г. Оренбурга Оренбургская обл. Оренбург
МАОУ "Лицей №1" Пермский край Березники
МОУ СОШ №28 Свердловская обл. Ревда
МБОУ - лицей №18 г. Орла Орловская обл. Орел
МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска Тамбовская обл. Мичуринск
МАОУ СОШ № 4 г.Златоуст Челябинская обл. Златоуст
МБОУ "СОШ №15" г. Калуги Калужская обл. Калуга
МБОУ "СОШ №18" Респ. Хакасия Абакан
МБУДО "Юность"  Белгородская обл. Белгород
МАОУ "Лицей №121" (Центр образования №178)   Респ. Татарстан Казань 
МБОУ "СОШ №6 им. А.С. Пушкина" г. Калуги   Калужская обл. Калуга 
МБОУ "СОШ №17" г. Калуги  Калужская обл.  Калуга 
ГБНОУ "ГМЛИ"  Кемеровская обл.   Кемерово
 ГАПОУ СО "Екатеринбургский экономико-технологический колледж" Свердловская обл.  Екатеринбург 
МАН "Интеллект будущего"  Калужская обл.   Обнинск 
МАОУ УТЛ им. Г.В. Рассохина Респ. Коми Ухта
ГБОУ ДО РК "МАН "Искатель" Респ. Крым Симферополь
МБОУ СОШ №75/42 Свердловская обл. Нижний Тагил
МАОУ ДО "ДДЮТ им. А.А. Алексеевой" Вологодская обл. Череповец
МБОУ "СОШ №7. г. Медногорска" Оренбургская обл. Медногорск
МБОУ Заворонежская СОШ Тамбовская обл. Заворонежское
МБУ ДО "СЮН" г. Губкина Белгородская обл. Губкин
МАОУ "Ангарский лицей №1" Иркутская обл. Ангарск
МКОУ "СОШ №1 им. Г.С. Фатеева" Ставропольский край Красногвардейское
МОУДОД "Центр юных техников" Челябинская обл. Златоуст
МБУ ДО ЦДТ Кемеровская обл. Междуреченск
МОУ "Пролетарская СОШ №2" Белгородская обл. Пролетарский
МБУ ДО "Детский эколого-биологический центр" НМР РТ Респ. Татарстан Нижнекамск
МОУ "Луховский лицей" Респ. Мордовия Луховка
МБОУ СОШ №31 Белгородская обл. Белгород
МБОУ "СШ им. Д.И. Коротчаева" Ямало-Ненецкий АО Новый Уренгой
МБОУ СОШ № 47 г. Новосибирска Новосибирская обл. Новосибирск
МБОУ "Школа №33" Респ. Татарстан Казань
МОУ Лицей №6 Волгоградская обл. Волгоград
МАОУ "Гимназия" г. Полярный Мурманская обл. Полярный
МБОУ СОШ №11 Кемеровская обл. Шерегеш
МБОУ СОШ №1 Хабаровский край Николаевск-на-Амуре
МБОУ "Старошешминская СОШ" Респ. Татарстан Старошешминск
МБОУ Аннинская СОШ №3 Воронежская обл. Анна
МОАУ Новопетровская СОШ Амурская обл. Новопетровка
МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка Ростовская обл. Таганрог
МАОУ "Лицей № 8" г. Назарово Красноярского края Красноярский край Назарово
МОУ "СПТЛ-И" Респ. Саха /Якутия/ Сунтар
МБОУ ДО "ЦДОД им. В. Волошиной" Кемеровская обл. Кемерово
ФГБОУ ВО "РГАТУ им. П.А. Соловьева" Авиационный колледж Ярославская обл. Рыбинск
ГКОУ КО "Областной центр образования" Калужская обл. Калуга
МБОУ "СОШ №26" Кемеровская обл. Новокузнецк
МОУ "СОШ №42" Чувашская Республика Чебоксары
МБОУ "Малоимышская СОШ" Ужурского района Красноярского края Красноярский край Малый Имыш
МАОУ СОШ № 25 Томская обл. Томск
МБОУ Жуковская СОШ Респ. Мордовия Жуково
МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района Белгородская обл. Бирюч
ГБУ ДО ЦДО "ЭкоМир" ЛО Липецкая обл. Липецк
МБОУ СОШ №7 Костромская обл. Ветлужский
МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи им. Добробабиной А.П. города Белово" Кемеровская обл. Белово
МБОУ Починковская СШ Нижегородская обл. Починки
МБОУ СОШ №16 г. Белово Кемеровская обл. Инской
МАОУ ДО ЦДТТ Пензенская обл. Заречный
МБОУ "Железногорская СОШ №4" Иркутская обл. Железногорск-Илимский
МАУ ДО ДДТ "Городской" им. С.А. Шмакова Липецкая обл. Липецк
МОУ "Лямбирская СОШ №1" Респ. Мордовия Лямбирь
ОГБОУ "Новоуколовская средняя общеобразовательная школа" Белгородская обл. Новоуколово
МБОУ "Школа № 60/61" г. Рязани  Рязанская обл.  Рязань 
МБОУ "Мегетская СОШ"  Иркутская обл.   Мегет
Ильичёвская ОШ Советского р-на АРК  Респ. Крым  Ильичёво 
 МБОУ "Гимназия № 65 имени Н.Сафронова" Ульяновская обл.   Ульяновск
АНОО СШ  "Бизнес-гимназия"   Волгоградская обл. Волгоград 
 МБУ ДО ЦРТДиЮ Ростовская обл.  Новошахтинск 
МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного  Ставропольский край  Новозаведенное 
МБДОУ Радуга "Детский сад № 10"  Респ. Мордовия  Рузаевка 
 ГБОУ ЦДО "Малая академия наук" г. Севастополь  Севастополь 
 МБОУ СОШ №9  Московская обл. Ступино 
ГБУ ДО БелОДЭБЦ г. Белгород  Белгородская обл.   Белгород
ГОУ ЛНР УВК № 29  Луганская обл.  Стаханов 
МАУ ДО ДЮЦ "Каскад" Пермский край Березники
МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда Ростовская обл. Зерноград
МБУДО "Станция юных натуралистов" Белгородская обл. Короча
МБОУ ДО "ЦДТ "Парус"  Респ. Башкортостан Уфа
МБОУ "Бродковская СОШ" Алтайский край Павловск
МБОУ "Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова" Респ. Саха /Якутия/ Бердигестях
МБДОУ д/с № 53 Белгородская обл. Белгород
СП ДОД "Вдохновение" ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля Самарской области Самарская обл. Кинель
МКДОУ "ЦРР- детский сад №4" Воронежская обл. Анна
ГКОУ РО Казанская школа-интернат  Ростовская обл.  Казанская 
МБДОУ д/с №1 "Сказка"  Мурманская обл.   Полярный
ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город"  Самарская обл.  Придорожный 
МБОУ "Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов"  Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра   Федоровский 
МБОУ ДО Детский технопарк "Кванториум" Хабаровский край Комсомольск-на-Амуре
ТОГБПОУ "Многоотраслевой колледж" Тамбовская обл. Моршанск
МАОУ ДО "Детский технопарк "Кванториум" Вологодская обл. Череповец
МОУ "Раменская средняя общеобразовательная школа" Московская обл. Раменки
МОУ "Средняя школа №52" Ярославская обл. Ярославль
МБУ ДО СЮН г.Белорецк Респ. Башкортостан Белорецк
МБДОУ детский сад "Умка" Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра  Федоровский
ЧОУ "Гимназия им. М.И. Пинаевой" Пермский край Пермь
МКОУ "Вихоревская СОШ №2"  Иркутская обл.  Вихоревка 
МКОУ СОШ №2 Курганская обл. Шадринск
ГБПОУ "Бежецкий промышленно-экономический колледж" Тверская обл. Бежецк
МОБУ Сузановская СОШ Оренбургская обл. Сузаново
МУДО "РЦДТ "Исток" с. Визинга  Респ. Коми   Визинга
МБОУ Школа №141 г.о. Самара  Самарская обл.  Самара 
МБОУ СОШ №7 г.Беслана  Респ. Северная Осетия - Алания  Беслан 
МБОУ Табулгинская СОШ им.П.Д.Слюсарева  Новосибирская обл.  Табулга 
Филиал МБОУ "Уваровщинская сош" в селе Соколово  Тамбовская обл.  Соколово 
ГБОУ школа-интернат г. Алагир  Респ. Северная Осетия - Алания  Алагир 
ГОБОУ Мурманская КШИ № 3  Мурманская обл.   Мурманск
 НОУ "Белые совы" Белгородская обл.  Белгород 
МБОУ "Учхозская СОШ"   Респ. Мордовия  Преображенский 
МКОУ КСШ №2 им.Горького  Новосибирская обл.  Каргат 
МБОУ "Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова"  Архангельская обл.  Коноша 
МКОУ - Плотниковская СОШ № 111  Новосибирская обл.  Плотниково 
 МБОУ "Крыловская ООШ" Пермский край  Крылово 
МОБУ Староакбулякоская ООШ Респ. Башкортостан Акбуляк
МОБУ СОШ №8 г.Белорецк Респ. Башкортостан Белорецк
МБОУ Пионерская СШ им. М. А. Евсюковой Камчатский край Пионерский
МБОУ СОШ Кенайского с.п. Хабаровский край Кенай
МБУ ДО "ДЭБЦ" Томская обл. Колпашево
МАОУ "Первомайская СШ" Нижегородская обл. Первомайск
МБОУ Благодарновская СОШ Оренбургская обл. Благодарное
ГБПОУ "Техникум горных разработок имени В. П. Астафьева" Красноярский край Ирша
МКОУ "Березовецкая Основная Общеобразовательная Школа"  Курская обл. Березовец
Филиал МБОУ Сеченовской средней школы Рогоженская ОШ Нижегородская обл. Рогожка
МБОУ СОШ №8 г. Юрги Кемеровская обл. Юрга
МКОУ "Первопоныровская ООШ" Курская обл. Поныри 1-е
МБОУ ДО "Саянский районный Центр детского творчества" Красноярский край Агинское
МКОУ "Анненковская СШ" Ульяновская обл. Анненково-Лесное
МБОУ "Малоенисейская СОШ" Алтайский край Малоенисейское
МБДОУ детский сад №43 "Снежинка" Кемеровская обл. Белово
МКОУ Тогучинского района "Завьяловская средняя школа" Новосибирская обл. Завьялово
МБОУ"СОШ №4" Респ. Крым Красноперекопск
МБОУ "Укромновская школа" Респ. Крым Укромное

В каждой номинации были выделены наиболее интересные работы, в которых аккумулирован опыт исследовательской деятельности учащихся сельской местности и малых городов.

НОМИНАЦИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

В этой номинации участвовали 49 человек. Наиболее интересные работы прислали следующие авторы.
Гданская А.В., МБОУ СОШ УИОП г. Зерноград, Ростовская обл., «Учебно-воспитательная деятельность на уроках химии в рамках проблемного обучения». Автор рассматривает проблемное обучение на уроках химии, обобщения в процессе изучения материала, новые нестандартные подходы к применению (различные средства наглядности, моделирование, исследовательская деятельность и т.д.). По мнению автора, успех урока начинается: с признания детьми права учителя учить; психологический климат, обстановка жизнерадостности, сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке; способность учителя удивлять; начало урока это тот момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока; оценка на уроке всегда должна комментироваться и тогда она будет играть большую роль в стимулировании учебной деятельности школьника, домашние задания должны быть интересными, творческими, красивыми, нередко практик ориентированными, оригинальными, доступными, разно уровневыми, учитывающими способности и особенности учащихся

Мантаева Зумруд Асановна, Тюменская область, ХМАО—Югра, пгт Федоровский, МБОУ «Федоровская СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов», «Квест – игра на уроке окружающего мира». Автор демонстрирует разработку конкретного урока: «Моё богатство», где особое значение имеют метапредметные результаты. Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Форма урока: реализация краткосрочного учебного проекта. Цель урока: способствовать развитию познавательной и творческой активности обучающихся, развитию умения находить и анализировать информацию из различных источников; способствовать формированию системы знаний о семье, о родственных отношениях между членами семьи. Задачи урока: 1. Повышение интереса к истории своей семьи, её увлечениям, традициям; 2. Развитие коммуникативных качеств личности; 3. Воспитание любви к своей семье, дому, Родине. Планируемые предметные результаты: применение учащимися теоретических знаний о семье на практике, через создание собственного образовательного продукта – материалов к празднику «Моя семья – моё богатство». Планируемые метапредметные результаты: развитие навыков работы с различными видами и источниками информации; приобретение умения работать в «команде».

С.Н. Митина, МБОУ СОШ УИОП Зерноград, «Поиск путей повышения культуры учащихся». Автор предлагает разработку различных методов работы с детьми: это наблюдения в классе, на переменах, в играх, во внеклассной деятельности, рисуночные методики «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», «Метод пиктограмм»; анкетирование на разные темы с целью познания учащихся «Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитываешь себя?»; индивидуальные беседы с учащимися – «Посекретничаем?»; коллективные беседы цикла «Поговорим начистоту»: «Что такое справедливость?», «О товариществе и дружбе?»; «Добрый человек – какой он?», метод «Поезд настроения» и другие.

Недоруб Екатерина Юрьевна, МБОУ – лицея №18 г. Орла, «Бинарный урок как одна из форм интеграции предметов и реализации ключевых компетентностей учащихся». Автор рассматривает бинарный урок как одну из форм интеграции предметов и реализации ключевых компетентностей. В работе освещены вопросы актуальности и целесообразности использования бинарных уроков в образовательном процессе, представлен компетентностный подход в преподавании биологии на современном этапе развития образования, представлены теоретический и практический материал по проведению данного вида урока. Бинарный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний и умений из разных предметных дисциплин, направленный на рассмотрение или решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. Наиболее общая классификация бинарных уроков по способу их организации является составной частью иерархии ступеней интеграции и имеет следующий вид: методическая разработка и проведение урока двумя и более учителями разных учебных дисциплин; конструирование и реализация бинарного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

Штехман Марина Олеговна, МБОУ «Бродковская СОШ», «Развитие системного мышления как фактора успешной исследовательской деятельности обучающихся в рамках урока и во внеурочной деятельности». Автор работы предлагает рассматривать развитие системного мышления в аспектах получения и совершенствования определённых умений и навыков: рассматривать происходящие явления, процессы, ситуации как определённую систему; выявлять основные, базовые элементы системы; владеть анализом и синтезом настолько, чтобы творчески использовать уже имеющуюся базу знаний и генерировать новые идеи; уметь в условиях системного анализа оценивать ситуацию критически; иметь навык рефлексии (осмысления, самоанализа, оценки своей деятельности в процессе системного анализа процессов или явлений); уметь анализировать и прогнозировать развитие системы. В качестве технологий для развития системного мышления у взрослых используются имитационное моделирование, интерактивные игры, схемы системного мышления и другие. Автор предолагает использовать два типа технологий: косвенные, основанные на проработке и усвоении знаний по предметам (конспектирование, составление плана, пересказ, анализ текста, диалог, выделение тезисов, составление доклада); метакогнитивные технологии: ним относятся технология развития критического мышления, методы системного анализа и другие. Они развивают способности к самостоятельному мышлению, аналитические способности, умение обобщать, систематизировать, сравнивать и другие компоненты системного мышления.

НОМИНАЦИЯ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДОВ»

В этой номинации приняли участие всего 12 человек. На наш взгляд. это свидетельствует о том, что в школах сельской местности и малых городов работа научных обществ только развивается. Поэтому данное направление исследовательской деятельности нуждается в особой поддержке - квалифицированной, доступной и регулярной. Наиболее интересные работы, в которых аккумулирован опыт исследовательской деятельности учащихся сельской местности и малых городов, прислали следующие авторы.

Толстолуцкая И.И., Аннинская СОШ №3, п.г.т. Анна, Воронежская обл., «Научные объединения учащихся как эффективная форма привлечения учащихся к исследовательской деятельности». С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по проектно - исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей автор работы рекомендует использование: загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей, игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Незнайки (помоги задать вопрос, изучить, исследовать, описать и т.п.); связи материала с наглядно – образным игровым материалом; игр – исследований; ролевых игр; игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты и т.д.

Солонченко С.С., НОУ «Белые совы» МБОУ СОШ №31 г. Белгорода, методическая разработка игры «Что? Где? Когда?» Данная методическая разработка способна оказать методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений при организации проверки уровня знаний учащихся, а также в ходе организации интеллектуальных массовых мероприятий. В то же время данная методическая разработка будет полезна детям и подросткам для расширения кругозора.
Цель игры: пропаганда научного знания, расширение кругозора, создание условий для умения работать в команде и развития познавательной активности детей и подростков.
Задачи игры: Развитие коммуникативных качеств у детей в игре, образной памяти, внимания, речи, умения сравнивать, сопоставлять, доказывать, опровергать, развитие навыков практического применения знаний, воспитание самостоятельности, инициативности, сотрудничества, коллективизма, общительности. Форма проведения мероприятия: интеллектуально-познавательная игра. Формат игры: телевизионная версия игры «Что? Где? Когда?» (по-спортивному). Время проведения мероприятия: 90-120 минут.

Равко В.С., Быкова Е. В., «Организация городской Школы молодых талантов в условиях учреждения дополнительного образования». В работе представлены методические материалы по организации городской Школы молодых талантов, в рамках которой мотивированные на самореализацию и способные учащиеся школ города занимаются научно-исследовательской, технической и творческой деятельностью. Описанный алгоритм работы Школы основан на сетевом взаимодействии учреждения дополнительного образования с различными учреждениями образования, культуры, спорта и предприятиями города. Методические рекомендации могут быть полезны педагогическим работникам (методистам, учителям, педагогам доп. образования и т.п.), осуществляющим деятельность по поддержке и развитию молодых талантов. Основными путями развития профессиональной компетентности педагога, работающего в рамках городской Школы молодых талантов, является: работа в методических объединениях и творческих группах; освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки, которая осуществляется, например, методистами, учеными или специалистами-практиками; ведение исследовательской деятельности; активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, Интернет-форумах, вебинарах и т.п.;
обобщение собственного педагогического опыта и представление его педагогическому сообществу в различных формах (конференции, семинары, публикации и др.).

Леонтьев Л. Л., МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка. г. Таганрог, Ростовская область, Российская Федерация ПРОЕКТ «Физико-Технический Клуб «КЖК». В течение года для участников Клуба организуются специальные уроки в ВУЗ-ах – партнёрах, на которых школьников знакомят с лабораторными работами, установками, лабораториями, а также (что обязательно) решаются нетривиальные задачи-исследования. Данный вид деятельности позволяет школьникам окунуться в ВУЗ-овскую среду обучения, увидеть новые приборы, «сменить» учителя физики (что благотворно влияет на усвоение материала с психологической точки зрения). В течение учебного года участники Клуба участвуют в роли ведущих интеллектуально-познавательных игр по физике для 7-х и 8-х классов, проводимых Клубом. Результатом данной деятельности является то, что школьники начинают свободно ориентироваться во всех разделах физики, а также лучше видеть связь физики с окружающим миром. Также в течение года участники Клуба посещают всевозможные выставки, «Ярмарки вакансий», «Дни открытых дверей» и выезжают на научно-ознакомительные экскурсии. Данный вид деятельности позволяет расширить кругозор школьников и пообщаться с научными сотрудниками различных учреждений. В качестве разгрузочных мероприятий выступают всевозможные общие сборы, на которых собираются все участники Клуба, включая выпускников школы. Результатом данной деятельности является развитие коммуникативных качеств у школьников, расширение круга общения в рамках интереса (физика), что нередко приводит к появлению новых идей и проектов по физике.

НОМИНАЦИЯ «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДОВ»
Возможные темы работ:
- Повышение квалификации через освоение технологии проектной и исследовательской деятельности по материалам дистанционных курсов, вебинаров (что дали дистанционные курсы, размышления, эссе);
- Фестиваль науки и техники «Потомки Ломоносова»: мотивация для детей и педагогов;
- Проект «Будущие Ломоносовы» как этап развития исследовательской деятельности учащихся сельской местности и малых городов;
- Исследовательские игры: опыт применения в работе с учащимися;
- Проект «Будущие Ломоносовы» для меня это...(эссе).
Работы этой номинации отличались высоким методическим уровнем, практической направленностью. Многие участники раскрывали в своих работах технологии исследовательской работы, рассказывали о том, как был организован проект «Будущие Ломоносовы» в их школах. Делились достижениями и проблемами. В этой номинации Наиболее интересные работы прислали следующие авторы.

Белокопытова Людмила Викторовна, Погореловка, Подкопаевка Белгородской области, МБУДО "Станция юных натуралистов", «Особенности организации коллективных экологических исследований и проектов (на примере исследования местного водоёма Каменка)». Автор на конкретном примере подробно описывает алгоритм организации исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей детей начальной школы.

Васильченко Алеся Петровна, Пролетарский Белгородской области, МОУ "Пролетарская СОШ №2", эколого-краеведческая велоэкспедиция "С рюкзаком по Ракитянской земле". Эта разработка является примером работы со школьниками в направлении экологического туризма и предназначена для учащихся старшего школьного звена. Успешно апробирована на примере работы со школьниками МОУ "Пролетарская СОШ №2" дважды. Разработка представлена в нестандартной форме - велоэкспедиция. Маршрут включает остановки с освоением методик различных естественнонаучных исследований (описание водоёма, составление паспорта родника, изучение пород «мокрым методом», оценка рекреационной нагрузки). Все остановки тропы – это экологически чистые участки со слабой антропогенной нагрузкой. Весь путь лежит в природном окружении. Это одно из условий, необходимых для формирования оздоровительного туристского продукта, какой и является эта разработка.

Лазунина Светлана Юрьевна, Первомайск Нижегородской области, МАОУ "Первомайская СШ". «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся на базе МАОУ «Первомайская СШ». В МАОУ «Первомайская СШ» целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Развитие проектных и исследовательских умений является один из элементов реализации ФГОС. Большое внимание уделяется педагогами нашей школы формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности. Данное направление так же позволяет совершенствовать работу в рамках единой методической темы школы. Для вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность в школе уже с 2014 года и по сей день проводятся школьные научно-практические конференции для обучающихся 1-4, 5-7, 8-11 классов.

Михалёва Галина Константиновна, Мегет, Иркутская область, МБОУ «Мегетская СОШ». «Фестиваль науки и техники «Потомки Ломоносова»: мотивация для детей и педагогов». Автор делится опытом участия в проектах МАН «Интеллект будущего»: «На Фестивале «Потомки Ломоносова» для ребят предложена большая образовательная программа: командная игра «Технополис», исследовательская игра- квест «Секретная лаборатория», игра «Что? Где? Когда?». Данные мероприятия учат детей новым технологиям, учат работать в команде и добиваться поставленной цели. Всё это вызывает желание продолжать работу по теме нового исследования и снова вернуться в Яхонты Таруса. В рамках фестиваля прошёл большой педагогический Форум, на котором педагоги из всех федеральных округов, из малых городов и сельских поселений представили свой опыт работы с учащимися по реализации исследовательских работ. Федоровская Елена Олеговна познакомила педагогов с исследовательской командной игрой. Для педагогов был представлен новый тип командных игр, в процессе которых участники осваивают алгоритм исследовательской деятельности. Каждый педагог взял для себя этот опыт организации исследовательских командных игр и в дальнейшем будет использовать его в работе с детьми».

Мындра Людмила Николаевна, Анна, МБОУ Аннинская СОШ №3, «Повышение квалификации через освоение инновационных технологий по материалам дистанционных курсов и вебинаров». Автор рассказывает о своем опыте, о тех уроках и выводах, которые получила в ходе обучения на курсе "Современные психолого-педагогические технологии для наставников и руководителей научных сообществ обучающихся", который оказался чрезвычайно интересным и полезным.

Новикова Виктория Геннадьевна, Медногорск, МБОУ "СОШ №7, «Научное объединение учащихся как эффективная форма привлечения учащихся к исследовательской деятельности». Одно из главных направлений работы Виктории Геннадьевны - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа ориентирована на индивидуальное развитие учащихся на основе продуктивной творческой деятельности. В процессе работы в НОУ по физике Виктория Геннадьевна успешно реализует проект «Применение нанотехнологии в школьном курсе изучения физики». Учебный проект представляет собой физическую виртуальную-лабораторию, «Многомасштабное моделирование», занятия в которой дают ученикам возможность работать с компьютерными программами, заменяющими работу дорогостоящего оборудования (туннельный микроскоп), критически осмысливать ее, осуществлять научный анализ, решать задачи, раскрывающие строение наночастиц, осваивать применения наночастиц в мире.В ходе работы над проектом учащиеся получают представление о научном подходе в наномире, о будущем применении этого мира в науке, технике, в медицине.

Писаренко Надежда Ивановна, Новозаведенное, Ставропольский край, МБОУ СОШ №23, «Организация исследовательской работы в научном экологическом объединении учащихся «Исследователи природы». Как помочь детям наиболее полно раскрыть себя? Для этой цели в школах существуют научные объединения учащихся. Работа в НЭОУ способствует и социализации личности учащихся, так как воспитывает в них активную жизненную позицию. Это очень актуально в наших постоянно меняющихся социально-экономических условиях. На сегодняшний день накоплен интересный опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в научном экологическом объединении «Исследователи природы». Система обучения в НЭОУ определяется возрастом и различными формами работы: индивидуальной, групповой, массовой. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей решения. При работе над проектами ребята приобретают навыки, которые будут полезны им в будущем: умение ориентироваться в огромном потоке информации, пользоваться научной литературой для отыскания необходимых сведений, выделять и отбирать наиболее интересные и важные по тому или иному вопросу. При выполнении исследовательских работ предполагается тесное сотрудничество с администрацией села и специалистами местных предприятий: учащиеся выполняют исследовательские работы, объектами изучения которых, являются предприятия расположенные на территории села, иногда тему исследования предлагает само предприятие. Все это повышает значимость выполненных исследований в глазах учащихся. Отчеты по проведенным исследованиям предоставляются руководству предприятий. Таким образом, повышается ответственность учащихся, происходит формирование социально-активной позиции учащихся, их адаптация к взрослой жизни, что отвечает потребностям современного общества.

НОМИНАЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ»
Это одна из самых востребованных номинаций конкурса. В ней участвовали 52 человека. Участникам предлагалось подготовить статьи, методические материалы, эссе по следующей тематике:
- Развитие способностей детей через исследовательскую и проектную деятельность;
- Методика проведения исследовательских игр (сценарии, разработки, презентации);
- Патриотическое воспитание юных исследований на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ;
- Одаренные дети. Раскрытие одаренности в исследовательской деятельности;
- Специфика исследовательской и проектной деятельности в школах малых населенных пунктов и крупных городов;
- Реализация инновационных проектов;
- Привлечение родителей для проведения исследовательской и проектной деятельности, развития потенциала детей в совместной деятельности;
- Свободная тема.
В данной номинации отмечено несколько участников, чьи работы соответствуют тематике и критериям номинации, отличаются содержательностью и вызвали наибольший интерес экспертов.

Абдрахманова Гульназ Мидхатовна, Нижнекамск, МБУ ДО "Детский эколого-биологический центр" НМР РТ, «Раскрытие одаренности детей в исследовательской деятельности по экологии в системе дополнительного образования». Автор делится опытом работы по разработанным ею общеобразовательным программам по химии «Углубленное изучение химии» и «Химия и жизнь». Цель этих занятий – приобщить учащихся к научно-исследовательской деятельности по естественным наукам (химии, биологии, экологии), вовлечь их в активную природоохранную деятельность, формируя тем самым экологическое мировоззрение у современных школьников. Направления этой совместной творческой работы разнообразны. Например, налажено многолетнее сотрудничество с экологическими службами промышленных предприятий (ТАНЕКО, «Нижнекамскнефтехим»), что позволило воспитанникам ОУ выполнить проекты по актуальным проблемам нефтепереработки «Улучшение технологии переработки серосодержащей нефти», «Вторичная переработка использованных пластмассовых изделий», занявшие 1 и 2 места на Республиканской конференции (НПК) по экологии «Город и мы», 2017, 2018 г.г.). В статье описаны разные формы работы со старшеклассниками, которые являются практико-ориентированными, современными, актуальными.

Айзвирт Елена Рихардовна, Березники Пермского края, МАОУ "Лицей №1", «Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции». В рамках проектной модели гражданского образования в лицее № 1 города Березники под руководством автора разработан проект «Калейдоскоп судеб: или истории в лицах». История – своеобразный калейдоскоп судеб. Судьба – это наши поступки, решения, поиски пути в будущее. Человек, преодолевший вызовы судьбы, - герой. Постигать историю учащимся через призму судеб людей, живущих рядом, не просто познавательно и интересно, но и эмоционально значимо: они сопереживают своим героям, учатся преодолевать трудности, определяются в своих убеждениях. Целями проекта являются: формирование системы ценностей, установок поведения, нравственных качеств; обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества. Направления проекта: 1) патриотическое – выражается в проведении патриотических мероприятий, конкурсов, экскурсий по памятным местам нашего города и области; 2) экологическое – проведение экологических акций и конкурсов, просмотр и обсуждение фильмов; 3) эстетическое – посещение театров, выставок, концертов; 4) творческое – выявление творческих талантов и способностей детей, написание научно-исследовательских работ, создание сетевого сообщества.

Бербасова Елена Павловна, Шерегеш Кемеровской области, МБОУ СОШ №11, «Практикум по изучению экологии Горной Шории». Элективный курс включает серию взаимосвязанных практических работ по изучению экологии своей местности. В ходе их выполнения у старшеклассников развивается способность решать конкретные экологические проблемы, формируются умения анализировать и оценивать экологические ситуации, прогнозировать, и принимать экологически грамотные решения. Основой проведения экологического практикума является использование данных и результатов исследований, проведенных старшеклассниками для создания научно-исследовательских проектов, с которыми учащиеся выступают на экологических конференциях, т.е. служит одним из условий формирования их экологической культуры. Способствуя глубокому изучению природы Горной Шории, практические работы формируют у школьников исследовательские умения, развивают творческое мышление, устанавливают связи между теоретическими знаниями и практической деятельностью.

Букина Ирина Александровна, Ступино, МБОУ СОШ №9, «Совместная работа школы и Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева по развитию способностей детей». Автор пишет: «Я 31 год работаю учителем химии в школе. Мне нравится химия, её стройность, организованность, её важность для людей. Помимо химических знаний я всегда хотела привить детям любовь к химии. На уроки химии в школе выделяется мало часов, чтобы добиться результата я много внимания уделяю внеклассной работе по предмету. Образовательные экскурсии, посещение заводов, лабораторий, музеев, лекций, Дней открытых дверей и Дней науки в различных химических ВУЗах – вот далеко не полный перечень того, чем можно заняться с детьми, желая приобщить их к науке химии. Мой опыт показывает, что самый большой результат в этом направлении дают занятия исследовательской и экспериментальной деятельностью».

Дикович Валентина Евгеньевна, Юрга Кемеровской области, МБОУ СОШ №8, «Дедукция как средство повышения мотивации на средней ступени общеобразовательной школы». Все современные дети не выпускают из рук свои телефоны. Как же обратить их внимание на себя и свой предмет? Автор решает сделать это с помощью самого телефона. Что если информация будет усваиваться через те самые телефоны? Не нужно будет ничего приобретать, скачивать, а лишь с помощью пары нажатий изучать предмет. Поэтому проект был посвящен повышению знаний учащихся, мотивации к обучению и интереса к предмету. Далеко не все ученики средних школ малых городов видят смысл в обучении иностранным языкам и сдаче ЕГЭ, отсюда целью данного проекта стояло в первую очередь помимо мотивации научить говорению элементарному и пониманию английского языка. Проект помог учащимся полюбить исследование и принять в нем участие: отвечать в анкетированиях, анализировать ответы учеников и их родителей, мониторить данный аккаунт "TikTok". Значительно увеличилось число учеников, занимающихся научно-исследовательскими работами и проектами. Они заинтересовались исследовательской деятельностью и стали просить записать их на практикумы, помочь им подобрать какую-либо тему для их исследований. Родители благодарны, что у учащихся появилась не только мотивация и интерес к предмету, но и желание что-либо узнавать, изучать. Поэтому было принято решение поделиться данным опытом и с остальными. Говоря о работе с одаренными детьми, мы, учителя, должны понимать, что нет единого рецепта, как сделать ребенка талантливым, все очень индивидуально. А еще, что победы, которые наши одаренные дети одерживают в олимпиадах, конкурсах, во взрослой жизни могут превратиться в поражения в личной жизни и общественной сфере деятельности. Талант не живет по шаблону. В жизни талантливые люди очень ранимы. Поэтому поддержать, понять особенного ребенка – это основная задача каждого из нас. Хорошие способности – это еще не талант. Со способными детьми работать легче, но с талантливыми – интереснее. Школа не может быть конвейером по производству вежливых, правильных, умных образованных людей. Мы должны чувствовать биение сердца каждого ученика, чтобы в мир вошли счастливые люди, мастера своего дела, которые получали бы от своей профессии удовлетворение, потому что к ним подошли индивидуально. И тогда биолог вырастит самый красивый цветок, врач справится с неизлечимой болезнью, учитель воспитает детей с самым чутким сердцем!

Коткова Светлана Борисовна, Анна, МБОУ Аннинская СОШ №3, «Раскрытие одаренности учащихся через исследовательскую деятельность». Светлана Борисовна пишет: «Говоря о работе с одаренными детьми, мы, учителя, должны понимать, что нет единого рецепта, как сделать ребенка талантливым, все очень индивидуально. А еще, что победы, которые наши одаренные дети одерживают в олимпиадах, конкурсах, во взрослой жизни могут превратиться в поражения в личной жизни и общественной сфере деятельности. Талант не живет по шаблону. В жизни талантливые люди очень ранимы. Поэтому поддержать, понять особенного ребенка – это основная задача каждого из нас. Хорошие способности – это еще не талант. Со способными детьми работать легче, но с талантливыми – интереснее. Школа не может быть конвейером по производству вежливых, правильных, умных образованных людей. Мы должны чувствовать биение сердца каждого ученика, чтобы в мир вошли счастливые люди, мастера своего дела, которые получали бы от своей профессии удовлетворение, потому что к ним подошли индивидуально. И тогда биолог вырастит самый красивый цветок, врач справится с неизлечимой болезнью, учитель воспитает детей с самым чутким сердцем!»

Кухтина Ульяна Андреевна, Великанова Татьяна Андреевна, Череповец, МАОУ ДО "Детский технопарк "Кванториум", «Мобильный Кванториум, как инновационная база для развития исследовательской и проектной деятельности школьников сельской местности и малых городов Вологодской области». Мобильный технопарк «Кванториум» - детский технопарк «Кванториум», созданный на базе перевозной автомобильной станции, реализующий обучение детей программам инженерной направленности, а также осуществляющий дополнительную подготовку и практико-ориентированное обучение педагогов школ и учреждений дополнительного образования технической направленности. Мобильный технопарк «Кванториум»: осуществляет обучение по предметной области «Технология», осуществляет обучение по дополнительным общеразвивающим программам естественнонаучной и технической направленностей, имеет подготовленный состав педагогических, инженерных и иных работников; осуществляет дистанционное сопровождение реализации детских проектов. Оказание образовательных услуг в детском технопарке «Кванториум» осуществляется по программам естественнонаучной и технической направленности: VR/Промдизайн, Гео/Аэро Робо/IT Хайтек. Перечень образовательных направлений является открытым и может изменяться и дополняться Федеральным оператором. Основная образовательная деятельность осуществляется в сферах дополнительного образования детей и предметной области «Технология» в сельских школах, школах, расположенных в труднодоступных местностях, на основе сетевого взаимодействия. Базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность. Реализация программ осуществляется в очной и заочной форме.

Лаврентьева Светлана Владимировна, Плотниково, МКОУ - Плотниковская СОШ № 111, «Развитие способностей детей через исследовательскую и проектную деятельность по физике». Светлана Владимировна считает, что наиболее удачными получаются проекты, связанные с красотой окружающего мира, природными явлениями6 «Мы достаточно детально изучили радугу, молнию, необычные атмосферные явления (гало, мираж), снег, снежинки, кристаллы (и даже создали мини-музей кристаллов, выращенных и собранных учениками). Красивыми, поражающими воображение получились проекты, связанные с фейерверком, исследованием цвета, исследованием свойств янтаря. С успехом ученики работают над созданием различных моделей (например, действующая модель водонапорной башни) и несложных приборов (различного типа маятники), модели кристаллов (бумажные и из проволоки)».

Пахарь Виктор Вячеславович, Сузаново, МОБУ Сузановская СОШ,«Разработка экскурсионного маршрута по достопримечательностям немецкого села Сузаново Новосергиевского района Оренбургской области». Проект вносит большой вклад в краеведение региона. Авторы проекта понимают, что экскурсионный маршрут не принесет никаких денег, а возможно даже вызовет определенные издержки (например, распечатка буклетов краткой истории села Сузаново для экскурсантов). Однако получение прибыли не было основной идеей проекта. Ведь идея проекта заключалась в сохранении знаний об истории села и популяризации этих знаний за пределы Новосергиевского района Оренбургской области. Кроме этого в будущем можно разработать туристический маршрут по Новосергиевскому району, включающий экскурсионный маршрут по достопримечательностям села Сузаново. Ведь село Сузаново находится недалеко от многих памятников областного значения.

Плоскина Светлана Михайловна, Междуреченск, МБУ ДО ЦДТ, «Система работы с одаренными детьми». Автор представляет дополнительную общеобразовательнюу программу «Изобразительное искусство» для учащихся 9 – 15 лет, которую разработала и реализует в единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у учащихся развиваются творческие начала. На своих занятиях педагог использует игровые элементы, упражнения, рассчитанные на активизацию познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к обучению. Занятия в студии не только воспитывают, но и помогают учащимся познать мир.

Полыгалова Ольга Павловна, Оса, МБОУ "Крыловская ООШ", «Организация учебной проектной деятельности по немецкому языку в условиях сельской школы». Ольга Павловна на примере своего предмета раскрывает технологию «Метод проектов», предоставляющую широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на более высокий качественный уровень всю систему организации процесса обучения.

Филиппова Ольга Юрьевна, Анна, МБОУ Аннинская СОШ №3, «Эссе – рассуждение: «Мировоззрение педагога – наставника». Ольга Юрьевна пишет: «Модель общеобразовательной школы маленького городка есть прообраз всего образования государства в целом. Средний возраст педагогических работников нашей школы 47 лет, а это значит, что более 50% учительского коллектива не слышали о методе проектов и исследовательской деятельности ни в школах, в которых обучались сами, ни в высших учебных заведениях. Отрицание проектно-исследовательской деятельности у многих учителей происходит, можно сказать, на генетическом уровне. Поэтому первоочередная задача при внедрении метода проектов в школе, это попытка переломить мировоззрение наставников, взращенных авторитарной педагогикой». Поменять мировоззрение педагогов, обучить методикам создания проектов, научить правильно оформлять результаты совместной с учениками деятельности – всё это возможно, если в коллективе есть хотя бы один грамотный в этом направлении педагог. А уже создать команду коллег – единомышленников, заразить их личным примером – это под силу каждому руководителю.

НОМИНАЦИЯ «ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ»
Малая академия наук ведёт группу Вконтакте «Образование и воспитание», где размещаются интересные материалы для педагогов, родителей и школьников. В этой номинации принимались работы, серии публикаций, небольших по объёму, для этой группы по следующим темам:
- 10 советов для родителей первоклассников;
- Как быстро выполнить домашнюю работу: правила успешной самоорганизации;
- Как выбрать тему исследовательской работы для начинающих исследователей;
- Пять игр с детьми для вечернего времяпрепровождения;
- Маленькие эксперименты для развития познавательного интереса;
- Игры для развития математического мышления;
- Советы родителям: как научить ребёнка учиться;
- Как стать другом детям-подросткам;
- «Говорят дети» - забавные истории, связанные с детьми, с их высказываниями, с их поступками;
- Свободная тема.
В этой номинации выделены следующие авторы.

Балдова Лариса Евгеньевна, Починки, МБОУ Починковская СШ, «Пять игр с детьми для вечернего времяпрепровождения». Все представленные игры были придуманы автором и рекомендованы родителям учеников буквально на первом родительском собрании. От бывших учеников Лариса Евгеньевна иногда слышит, что они теперь играют в эти игры со своими детьми, сегодняшними моими учениками.

Скрипальщикова Анастасия Михайловна, Оренбург МАУДО "Центр детского творчества" г. Оренбурга «Пять полезных игр для дошкольников». Автор предлагает идеи игр для развития речи, в которые можно поиграть с дошкольниками в дороге.

Степанова Наталья Романовна, Бийск, КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края». «10 советов для родителей первоклассников». Первый учебный год — это довольно тяжелый период не только в жизни ребёнка, но и для его родителей. Для того, чтобы первый класс прошёл как можно более гладко и безболезненно, родителям тоже нужно психологически подготовиться. Наталья Романовна предлагает 10 полезных советов для родителей первоклассников.

НОМИНАЦИЯ «ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДОВ»
- Инновационные компетенции современного педагога: руководство исследовательской и проектной деятельностью;
- Особенности профессиональной коммуникации педагогов сельской местности и малых городов;
- Программы занятий в школе юного исследователя с приложением разработок нескольких занятий;
- Опыт наставничества в организации деятельности научных объединений учащихся;
- Опыт наставничества в работе с молодыми педагогами и начинающими исследователями.
В номинации «Педагог-наставник в исследовательской деятельности учащихся сельской местности и малых городов» хотелось бы отметить следующие работы и их авторов:

Жарикова Светлана Семеновна, Табулга МБОУ Табулгинская СОШ им.П.Д.Слюсарева, «Инновационные компетенции современного педагога»: руководство исследовательской и проектной деятельностью»: анализируется понятие инновационной компетентности педагога, выделяются ее компоненты, рассматриваются теоретические и практические основы готовности педагога к инновационной деятельности. Далее центром внимания становится формирование проектно-исследовательской компетенции. Показано, как обучение инновационным компетенциям в области проектно-исследовательской деятельности дает практический результат в работе.

Андреева Алла Викторовна, Великанова Татьяна Андреевна, Череповец МАОУ ДО "Детский технопарк "Кванториум", «Опыт наставничества в работе с молодыми педагогами и начинающими исследователями на базе биоквантума МАОУ ДО «Детский технопарк «Кванториум»: с 2017 года на базе МАОУ «Детский технопарк «Кванториум» в г. Череповец существует Биоквантум – территория для юных исследователей и естествоиспытателей. За это время в стенах Биоквантума проходили обучение более 1000 учащихся. В работе представлена трехступенчатая система взаимодействия между воспитанниками и педагогами, в частности педагога-наставника.

Герман Любовь Васильевна, Костяева Наталья Александровна, Иванова Ирина Юрьевна, Белово МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи им. Добробабиной А.П. города Белово", «ПроДвижение»: Программа организации наставничества». Программа организации наставничества «ПроДвижение» разработана с целью организации наставничества в учреждении дополнительного образования детей для повышения уровня профессионального мастерства педагогов учреждения, содержит все необходимые части, от концепции до анализа результатов и перспектив развития.

Венецкая Анастасия Борисовна , Магнитогорск, МАУ ДО "ДТДМ" г. Магнитогорска, «Опыт наставничества в работе с молодыми/малоопытными педагогами по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательных учреждениях». Во Дворце творчества детей и молодёжи города Магнитогорске работает Ресурсный центр по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, который призван помочь молодым/малоопытным педагогам организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность в образовательных учреждениях города, заинтересовать их в финальном результате и поддержать молодых педагогов на пути их становления наставниками. В работе рассматриваются вопросы мотивации наставнической деятельности, а также такой инструмент, как составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) молодого/малоопытного педагога.

НОМИНАЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ»
- формирование коллектива единомышленников на основе работы научного объединения учащихся;
- коллективные проекты (этнографические, экологические и др.);
- организация работы в разновозрастных командах юных исследователей;
- создание традиций научных объединений для создания условий для развития личности учащегося;
- наставничество в коллективе научного объединения: учитель – ученик, ученик – ученик.
Лучшие работы в этой номинации:
Масалова Наталья Владимировна, Кемерово ГБНОУ "ГМЛИ", «Тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся базового уровня обучения химии»: В данной работе рассматривается реализация метода проектов посредством тьюторского сопровождения обучающих непрофильных классов на старшей ступени обучения, проанализированы явления тьюторства, педагогического сопровождения, показан личный десятилетний опыт использования проектной технологии на основе тьюторского сопровождения обучающихся.

Аверина Екатерина Павловна, Кемерово, МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной», «Работа учащихся и педагогов НОУ «Ареал» над организацией экологических троп на ООПТ как одна из коллективных форм проведения проектов и исследований»: в работе представлена деятельность Летней выездной экологической школы, проводящей экспедиции, основной задачей которых является обучение полевой работе, сбор материалов для исследовательских работ школьников. Экспедиции, работа летнего лагеря и организация экологических троп – это вклад в развитие экологического туризма, экологического просвещения детей и взрослых, а также решение социальных задач, проведение социальных исследований и работа волонтеров в исследовательских проектах и природоохранных мероприятиях.

Козицина Светлана Вячеславовна, Коноша МБОУ "Коношская СШ имени Н.П. Лавёрова", «Сетевой проект «Путешествие в ЭКО Мир»: рассматриваются возможности экологического образования и воспитания с использованием интернет-технологий, а также межпредметных связей (библиотечное дело, внеклассная работа, внешкольная работа, литература, литературное чтение, музыка, русский язык, изобразительное искусство, ИКТ, информатика, технология, математика, окружающий мир, природоведение, краеведение, экология, обществознание), представлен конкретный проект, получивший свою реализацию.

Общие тенденции, выявленные в работах:
• Все участники конкурса отмечают своевременность и актуальность конкурса «Потенциал развития» и в целом проекта «Будущие Ломоносовы»: развитие исследовательской и проектной деятельности школьников сельской местности и малых городов».
• В сельских школах и малых городах наиболее развита исследовательская и проектная деятельность по направлениям «Экология», «Краеведение», «Социальная работа».
• Процесс организации и активной работы научных обществ учащихся в сельской местности и малых городах находится в стадии становления, поэтому нуждается в методической поддержке. В конкурсных работах прослеживаются запросы от педагогов на регулярные профессиональные консультации по исследовательской и проектной деятельности, на курсы повышения квалификации (в том числе, и в дистанционном формате).
• Первоочередной задачей при внедрении метода научно-исследовательской и проектной работы в школе является формирование соответствующего мировоззрения наставников, большинство из которых только недавно начали заниматься этим видом работы. Необходимо обучать учителей методикам создания проектов, учить правильному оформлению результатов совместной с учениками деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Для создания обогащённой образовательной среды, широкого обмена опытом работы принимались и работы от педагогов крупных городов. Их опыт тоже оказался полезным, востребованным для педагогов сельской местности и малых городов.
Участники конкурса педагогов «Потенциал развития» из сельской местности и малых городов выражают огромную благодарность Фонду президентских грантов за поддержку, за возможность сопричастности к педагогическому сообществу в масштабах Российской Федерации, а Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» за высокий уровень организационного и методического обеспечения проекта «Наставники будущих Ломоносовых».

 

Название образовательной организации

Субъект РФ, др. страна

Населенный пункт

МБОУ г. Астрахани "Гимназия №3"

Астраханская обл.

Астрахань

КГБОУ "Бийский лицей-интернат Алтайского края"

Алтайский край

Бийск

МАУДО "Дворец Творчества Детей и Молодежи имени О.П. Табакова"

Саратовская обл.

Саратов

КГБУ ДО АКДЭЦ

Алтайский край

Барнаул

МАУ ДО "ДТДМ" г. Магнитогорска

Челябинская обл.

Магнитогорск

МАУДО "Центр детского творчества" г. Оренбурга

Оренбургская обл.

Оренбург

МАОУ "Лицей №1"

Пермский край

Березники

МОУ СОШ №28

Свердловская обл.

Ревда

МБОУ - лицей №18 г. Орла

Орловская обл.

Орел

МБОУ СОШ №2 г. Мичуринска

Тамбовская обл.

Мичуринск

МАОУ СОШ № 4 г.Златоуст

Челябинская обл.

Златоуст

МБОУ "СОШ №15" г. Калуги

Калужская обл.

Калуга

МБОУ "СОШ №18"

Респ. Хакасия

Абакан

МБУДО "Юность"

Белгородская обл.

Белгород

МАОУ "Лицей №121" (Центр образования №178)

Респ. Татарстан

Казань

МБОУ "СОШ №6 им. А.С. Пушкина" г. Калуги

Калужская обл.

Калуга

МБОУ "СОШ №17" г. Калуги

Калужская обл.

Калуга

ГБНОУ "ГМЛИ"

Кемеровская обл.

Кемерово

ГАПОУ СО "Екатеринбургский экономико-технологический колледж"

Свердловская обл.

Екатеринбург

МАН "Интеллект будущего"

Калужская обл.

Обнинск

МАОУ УТЛ им. Г.В. Рассохина

Респ. Коми

Ухта

ГБОУ ДО РК "МАН "Искатель"

Респ. Крым

Симферополь

МБОУ СОШ №75/42

Свердловская обл.

Нижний Тагил

МАОУ ДО "ДДЮТ им. А.А. Алексеевой"

Вологодская обл.

Череповец

МБОУ "СОШ №7. г. Медногорска"

Оренбургская обл.

Медногорск

МБОУ Заворонежская СОШ

Тамбовская обл.

Заворонежское

МБУ ДО "СЮН" г. Губкина

Белгородская обл.

Губкин

МАОУ "Ангарский лицей №1"

Иркутская обл.

Ангарск

МКОУ "СОШ №1 им. Г.С. Фатеева"

Ставропольский край

Красногвардейское

МОУДОД "Центр юных техников"

Челябинская обл.

Златоуст

МБУ ДО ЦДТ

Кемеровская обл.

Междуреченск

МОУ "Пролетарская СОШ №2"

Белгородская обл.

Пролетарский

МБУ ДО "Детский эколого-биологический центр" НМР РТ

Респ. Татарстан

Нижнекамск

МОУ "Луховский лицей"

Респ. Мордовия

Луховка

МБОУ СОШ №31

Белгородская обл.

Белгород

МБОУ "СШ им. Д.И. Коротчаева"

Ямало-Ненецкий АО

Новый Уренгой

МБОУ СОШ № 47 г. Новосибирска

Новосибирская обл.

Новосибирск

МБОУ "Школа №33"

Респ. Татарстан

Казань

МОУ Лицей №6

Волгоградская обл.

Волгоград

МАОУ "Гимназия" г. Полярный

Мурманская обл.

Полярный

МБОУ СОШ №11

Кемеровская обл.

Шерегеш

МБОУ СОШ №1

Хабаровский край

Николаевск-на-Амуре

МБОУ "Старошешминская СОШ"

Респ. Татарстан

Старошешминск

МБОУ Аннинская СОШ №3

Воронежская обл.

Анна

МОАУ Новопетровская СОШ

Амурская обл.

Новопетровка

МОБУ СОШ № 9 с углубленным изучением английского языка

Ростовская обл.

Таганрог

МАОУ "Лицей № 8" г. Назарово Красноярского края

Красноярский край

Назарово

МОУ "СПТЛ-И"

Респ. Саха /Якутия/

Сунтар

МБОУ ДО "ЦДОД им. В. Волошиной"

Кемеровская обл.

Кемерово

ФГБОУ ВО "РГАТУ им. П.А. Соловьева" Авиационный колледж

Ярославская обл.

Рыбинск

ГКОУ КО "Областной центр образования"

Калужская обл.

Калуга

МБОУ "СОШ №26"

Кемеровская обл.

Новокузнецк

МОУ "СОШ №42"

Чувашская Республика

Чебоксары

МБОУ "Малоимышская СОШ" Ужурского района Красноярского края

Красноярский край

Малый Имыш

МАОУ СОШ № 25

Томская обл.

Томск

МБОУ Жуковская СОШ

Респ. Мордовия

Жуково

МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района

Белгородская обл.

Бирюч

ГБУ ДО ЦДО "ЭкоМир" ЛО

Липецкая обл.

Липецк

МБОУ СОШ №7

Костромская обл.

Ветлужский

МБУДО "Дворец творчества детей и молодежи им. Добробабиной А.П. города Белово"

Кемеровская обл.

Белово

МБОУ Починковская СШ

Нижегородская обл.

Починки

МБОУ СОШ №16 г. Белово

Кемеровская обл.

Инской

МАОУ ДО ЦДТТ

Пензенская обл.

Заречный

МБОУ "Железногорская СОШ №4"

Иркутская обл.

Железногорск-Илимский

МАУ ДО ДДТ "Городской" им. С.А. Шмакова

Липецкая обл.

Липецк

МОУ "Лямбирская СОШ №1"

Респ. Мордовия

Лямбирь

ОГБОУ "Новоуколовская средняя общеобразовательная школа"

Белгородская обл.

Новоуколово

МБОУ "Школа № 60/61" г. Рязани

Рязанская обл.

Рязань

МБОУ "Мегетская СОШ"

Иркутская обл.

Мегет

Ильичёвская ОШ Советского р-на АРК

Респ. Крым

Ильичёво

МБОУ "Гимназия № 65 имени Н.Сафронова"

Ульяновская обл.

Ульяновск

АНОО СШ  "Бизнес-гимназия"

Волгоградская обл.

Волгоград

МБУ ДО ЦРТДиЮ

Ростовская обл.

Новошахтинск

МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного

Ставропольский край

Новозаведенное

МБДОУ Радуга "Детский сад № 10"

Респ. Мордовия

Рузаевка

ГБОУ ЦДО "Малая академия наук"

г. Севастополь

Севастополь

МБОУ СОШ №9

Московская обл.

Ступино

ГБУ ДО БелОДЭБЦ г. Белгород

Белгородская обл.

Белгород

ГОУ ЛНР УВК № 29

Луганская обл.

Стаханов

МАУ ДО ДЮЦ "Каскад"

Пермский край

Березники

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

Ростовская обл.

Зерноград

МБУДО "Станция юных натуралистов"

Белгородская обл.

Короча

МБОУ ДО "ЦДТ "Парус"

Респ. Башкортостан

Уфа

МБОУ "Бродковская СОШ"

Алтайский край

Павловск

МБОУ "Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова"

Респ. Саха /Якутия/

Бердигестях

МБДОУ д/с № 53

Белгородская обл.

Белгород

СП ДОД "Вдохновение" ГБОУ СОШ № 11 г. Кинеля Самарской области

Самарская обл.

Кинель

МКДОУ "ЦРР- детский сад №4"

Воронежская обл.

Анна

ГКОУ РО Казанская школа-интернат

Ростовская обл.

Казанская

МБДОУ д/с №1 "Сказка"

Мурманская обл.

Полярный

ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город"

Самарская обл.

Придорожный

МБОУ "Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов"

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Федоровский

МБОУ ДО Детский технопарк "Кванториум"

Хабаровский край

Комсомольск-на-Амуре

ТОГБПОУ "Многоотраслевой колледж"

Тамбовская обл.

Моршанск

МАОУ ДО "Детский технопарк "Кванториум"

Вологодская обл.

Череповец

МОУ "Раменская средняя общеобразовательная школа"

Московская обл.

Раменки

МОУ "Средняя школа №52"

Ярославская обл.

Ярославль

МБУ ДО СЮН г.Белорецк

Респ. Башкортостан

Белорецк

МБДОУ детский сад "Умка"

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Федоровский

ЧОУ "Гимназия им. М.И. Пинаевой"

Пермский край

Пермь

МКОУ "Вихоревская СОШ №2"

Иркутская обл.

Вихоревка

МКОУ СОШ №2

Курганская обл.

Шадринск

ГБПОУ "Бежецкий промышленно-экономический колледж"

Тверская обл.

Бежецк

МОБУ Сузановская СОШ

Оренбургская обл.

Сузаново

МУДО "РЦДТ "Исток" с. Визинга

Респ. Коми

Визинга

МБОУ Школа №141 г.о. Самара

Самарская обл.

Самара

МБОУ СОШ №7 г.Беслана

Респ. Северная Осетия - Алания

Беслан

МБОУ Табулгинская СОШ им.П.Д.Слюсарева

Новосибирская обл.

Табулга

Филиал МБОУ "Уваровщинская сош" в селе Соколово

Тамбовская обл.

Соколово

ГБОУ школа-интернат г. Алагир

Респ. Северная Осетия - Алания

Алагир

ГОБОУ Мурманская КШИ № 3

Мурманская обл.

Мурманск

НОУ "Белые совы"

Белгородская обл.

Белгород

МБОУ "Учхозская СОШ"

Респ. Мордовия

Преображенский

МКОУ КСШ №2 им.Горького

Новосибирская обл.

Каргат

МБОУ "Коношская СШ имени Н.П.Лавёрова"

Архангельская обл.

Коноша

МКОУ - Плотниковская СОШ № 111

Новосибирская обл.

Плотниково

МБОУ "Крыловская ООШ"

Пермский край

Крылово

МОБУ Староакбулякоская ООШ

Респ. Башкортостан

Старый Акбуляк

МОБУ СОШ №8 г.Белорецк

Респ. Башкортостан

Белорецк

МБОУ Пионерская СШ им. М. А. Евсюковой

Камчатский край

Пионерский

МБОУ СОШ Кенайского с.п.

Хабаровский край

Кенай

МБУ ДО "ДЭБЦ"

Томская обл.

Колпашево

МАОУ "Первомайская СШ"

Нижегородская обл.

Первомайск

МБОУ Благодарновская СОШ

Оренбургская обл.

Благодарное

ГБПОУ "Техникум горных разработок имени В. П. Астафьева"

Красноярский край

Ирша

МКОУ "Березовецкая Основная Общеобразовательная Школа"

Курская обл.

Березовец

Филиал МБОУ Сеченовской средней школы Рогоженская ОШ

Нижегородская обл.

Рогожка

МБОУ СОШ №8 г. Юрги

Кемеровская обл.

Юрга

МКОУ "Первопоныровская ООШ"

Курская обл.

Поныри 1-е

МБОУ ДО "Саянский районный Центр детского творчества";

Красноярский край

Агинское

МКОУ "Анненковская СШ"

Ульяновская обл.

Анненково-Лесное

МБОУ "Малоенисейская СОШ"

Алтайский край

Малоенисейское

МБДОУ детский сад №43 "Снежинка"

Кемеровская обл.

Белово

МКОУ Тогучинского района "Завьяловская средняя школа"

Новосибирская обл.

Завьялово

МБОУ"СОШ №4"

Респ. Крым

Красноперекопск

МБОУ "Укромновская школа"

Респ. Крым

Укромное