Аналитическая справка по итогам конкурса педагогов «РАЗВИТИЕ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ» На конкурс педагогов в номинации «Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов» поступило 198 работ. Конкурс проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Участники конкурса: педагоги, методисты, заместители директоров по науке, молодые педагоги, опытные профессионалы, представляющие различные типы образовательных организаций из сельской местности и малых городов. Задачами конкурса, в частности, являлось - выявление имеющегося у педагогов опыта организации исследовательской и проектной деятельности в сельской местности и малых городах; предоставление возможности для профессионального роста педагогов - научных руководителей (наставников) учащихся с целью развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. Специфика образовательной деятельности в школах малых населенных пунктов такова, что учитель по-прежнему находится в центре культурной и общественной жизни. Педагог пользуется уважением, к его советам и рекомендациям прислушиваются, стараются выполнить задания учителя зачастую всей семьей, мнение педагога всегда авторитетно. Одна из важных педагогических задач – проблема формирования напредметных компетенций в исследовательской деятельности. В практике работы руководителей исследовательских проектов в сельских школах и школах малых городов используются эффективные способы и формы выявления скрытых исследовательских способностей. Многие учителя начинают эту работу уже в 1 классе. Педагоги сельских школ стремятся плавно, постепенно вводить учеников в исследовательскую деятельность, действуют по принципу «от простого к сложному, от понятного к неизвестному, новому». Постепенно простые задачи усложняется, дополняется публичной защитой и самостоятельными творческими работами. Многие участники поделились своим успешным опытом проведения проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которая требует методической грамотности учителя, владения набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы. Основной акцент в методической подготовке учителя делается на следующих аспектах: - владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации; - применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом и исследованием, контроль за соблюдением всех этапов деятельности. На конкурс специально принимались и работы не только из сельской местности и малых городов, но и из крупных городов. Они являлись, в том числе примерами выполнения работ, своеобразными образцами. В конкурсе «РАЗВИТИЕ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОЕКТЫ» выявлен очень интересный, успешный опыт, который заслуживает общественного признания. В рамках проекта «Будущие Ломоносовы» произошло распространение таких инновационных педагогических систем и лучших педагогических практик. Но есть у педагогов из сельской местности и малых городов и проблемы. Анализ конкурсных работ показал, что учителей более всего волнуют проблемы реализации ФГОС, условия реализации инновационных проектов в школах малых населенных пунктов, инновационные компетенции современного педагога. Здесь своевременная компетентная поддержка учителей особенно важна. Высока потребность сельских учителей также и в профессиональной коммуникации, в повышении квалификации через освоение технологии проектной и исследовательской деятельности. И главное, что больше всего тревожит учителей – это стратегия развития сельской школы. Какой должна она быть? Есть ли у нее перспективы? Какой учитель нужен школам сельской местности и малых городов? Таким образом, в рамках учебного предмета формируются напредметные компетенции: учебно-познавательные: ставить цель и организовывать её достижение, иметь опыт восприятия мира; социокультурные компетенции: определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; коммуникативные компетенции: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос; информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками; природоведческие компетенции: иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде. Предлагаем краткое описание некоторых лучших конкурсных работ по разным номинациям. Эта группа работ заслуживает весьма высокой оценки. Они выполнены самостоятельно, видна авторская позиция, сочетают хорошую теоретическую базу и адекватный способ представления собственного педагогического опыта, создают довольно полное представление о конкретной практике организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в сельской местности и малых городов. НОУ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И МАЛЫХ ГОРОДАХ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ И КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Скибина Л.В., Ярославль. Проект «Дети - Волге: проектируем будущее». РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЕ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «И ОДИН В ПОЛЕ – ВОИН!» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ С ПРИЛОЖЕНИЕМ РАЗРАБОТОК НЕСКОЛЬКИХ ЗАНЯТИЙ Свидрицкая Елена Сергеевна, Новошахтинск, МБУ ДО ЦРТДиЮ, авторская общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа эколого-биологической направленности «Хранители». Экологический подход реализуется автором через технологию проблемно-исследовательского обучения и педагогики сотрудничества, а именно: исследовательские проекты, экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, проведении презентаций проектов, изготовление экосистем в различных изобразительных и прикладных техниках. Елена Сергеевна считает, что практическое решение задач с экологическим содержанием способствует формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение. ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: РУКОВОДСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Новикова Зинаида Юрьевна, Краснокамск, МАОУ "СОШ №3", Краснокамск, «Привлечение родителей для проведения исследовательской и проектной деятельности, развития потенциала детей». Автор делится опытом привлечения родителей к проектной технологии. Это позволяет сделать наше сотрудничество плодотворным и успешным. Педагог совместно с родителями развивает познавательный интерес учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, развитие коммуникативных навыков при умелой поддержке взрослых. Вот как Зинаида Юрьевна описывает совместные исследовательские экспедиции: «Во время летних путешествий не просто приобретается практический опыт, изменяется эмоционально-чувственная сфера, накапливаются незабываемые впечатления, фотографии, материалы наблюдений. Основная часть работы ждет в школе. Мы обрабатываем собранный материал, составляем отчеты, фоторепортажи, выпускаем газеты, монтируем видеосюжеты, продолжаем и оформляем исследования. В основу работ ложатся личные впечатления от экскурсий и походов, а дальше кропотливая работа с литературными источниками, творчество и полет фантазии. Родители, как и учителя, выступают консультантами, оказывают информационную поддержку». ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: РУКОВОДСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Лучшими работами по итогам конкурса можно с уверенностью назвать также работы следующих педагогов: В то же время необходимо отметить довольно слабый уровень некоторых работ. Основные ошибки представленных на конкурс работ, снижающих общее впечатление, заключаются в следующем: К счастью, все ошибки из серии «На ошибках учатся», все довольно легко и эффективно устранимо. Есть хорошая почва, на которой возможно дальнейшее профессиональное развитие. Например, мероприятиями, повышающими культуру проектной и исследовательской деятельности педагогов малых городов и сельской местности, могут стать: В общем, педагогов нужно и можно учить писать работы на конкурсы!
|
Новости
23.04.2024Надпрофессиональные компетенции для успешной деятельности педагога - наставника Уважаемые коллеги! 23.04.2024 в 15.00 состоится вебинар "Надпрофессиональные компетенции для успешной деятельности педагога - наставника". |
Читать полностью... |
22.04.2024"Интеллект-экспресс" - новые конкурсы, новые победы! Впереди – майские выходные. Чем занять ребенка? В тестовых конкурсах "Интеллект-экспресс" каждый школьник найдет для себя конкурс по душе, получит быстрый результат, сможет закрепить свои учебные знания и навыки по различным предметам. Это удобный тренажер и полезный досуг! Успевайте принять участие в конкурсах "Интеллект-экспресс - IV четверть" до 31 мая. Ждем ваши работы.
|
21.04.2024Онлайн-турниры по окружающему миру - спешите участвовать! Совсем скоро – успевайте зарегистрироваться! Приглашаем команды 1-х и 4-5 классов принять участие в Российском открытом онлайн-турнире «Загадки окружающего мира».
Турнир проводится: ✅
|
Читать полностью... |
16.04.2024ИЗМЕНЕНИЕ ГРАФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН-ТУРНИРОВ Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Сообщаем Вам, что произошли изменения в графике проведения онлайн-турнира "Классная команда" и "Загадки окружающего мира" для 4-5 классов. Приносим свои извинения за доставленные неудобства. |
15.04.2024Космический вызов принимает МАН «Интеллект будущего» С 9 по 12 апреля 2024 года недалеко от Обнинска успешно прошёл Фестиваль «Космический вызов». Фестиваль состоялся в рамках проекта «КОСМИЧЕСКАЯ ЛИГА: стартовая площадка для юных исследователей». Проект проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. |
Читать полностью... |
05.04.2024Всероссийская конференция "Шаги в науку" Уважаемые коллеги! Приглашаем делегацию Вашего учреждения принять участие во Всероссийской конференции учащихся "Шаги в науку", которая будет проходить с 24 по 26 апреля 2024 года (1 сессия) и с 14 по 16 мая 2024 года (2 сессия). Спешите подать свою заявку! |
03.04.2024Корпоративный университет «Газпром нефти» Корпоративный университет «Газпром нефти» открывает набор в летний образовательный лагерь «Вершины управления» для выпускников школ и студентов 1 курса инженерно-технического профиля! Участники получат возможность научиться управлять временем, лучше понимать себя и других, расставлять приоритеты, управлять своей эффективностью, работать в команде, договариваться и общаться! |
Читать полностью... |