Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165260131
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 1602
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

 ФОРСАЙТ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ-2030»

И ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ В РОССИИ

Общероссийская детская общественная организация МАН «Интеллект будущего» 35 лет собирает вокруг себя сетевое сообщество практиков в области подготовки проектных и исследовательских работ учащихся. Руководители исследовательских и проектных работ учащихся вместе с МАН «Интеллект будущего» развивались и совершенствовали свое мастерство в условиях постоянных социальных перемен. По сути дела, это пространство стало эволюционирующим детско-взрослым сетевым образовательным сообществом.

На сегодняшний день выполнение исследования и проекта уже требует не избранных учеников, а широкое массовое включение подрастающих поколений в эту деятельность. В глобальном контексте растущей социальной, экологической и экономической сложности именно ранее исследовательское и проектное образование становится обязательным элементом образовательных систем из логики возникающего будущего. В первую очередь это связано со стремительным разворачиванием тренда повышения роли креативного класса в современном сложном и непредсказуемом мире.
Один из лидеров «Форсайта Образование 2030» Павел Лукша пишет: «По сути, необходим ренессанс человеческих ценностей и видения будущего, нужны лидеры, которые будут поощрять непрерывное образование и развитие коллективного потенциала для здорового и процветающего обществ. Наша цивилизация находится в эпицентре масштабного перехода и учится справляться с вызовами жизни в технологически насыщенном, богатом возможностями, сложном и динамичном мире, что требует поиска вариантов преодоления глобальных рисков существования нашего вида на этой планете» (Павел Лукша, Джошуа Кубиста, Александр Ласло, Мила Попович, Иван Ниненко «Образовательные экосистемы для общественной трансформации». Доклад Global Education Futures https://futuref.org/educationfutures_ru).

Как никогда ранее педагогическое сообщество нуждается в осознании ценности развития научного мировоззрения и научного типа мышления для решения сложных социальных и просто жизненных ситуаций, возникающих в мире. Оставаясь в замкнутых локальных областях, теряя связь с носителями методологии научного познания, образовательные центры и учреждения перестают эволюционировать, стагнируют, не создавая условий для развития креативного потенциала учащихся. 

В 2019 года активным педагогам-практикам, занимающимся исследовательской и проектной деятельностью в современном образовании была предоставлена возможность принять участи в Форсайт-сессии, посвящённой исследовательской и проектной деятельность учащихся в российском образовании, для разработки дорожной карты 2019-2030 гг.. Главной целью этого Форсайта было создание общего видения будущего и дорожной карты для Исследовательской и проектной деятельности учащихся на 2019-2030 гг.

Общее определение термина «Форсайт» (Foresight) звучит как: активный прогноз, предвидение, предсказание развития будущей ситуации в экономике, науке, бизнесе, образовании. По сути Форсайт, это такая методика работы с образами будущего, которая позволяет группе экспертов создать обобщенную картину будущего, уточнить общие ценности и смыслы, спрогнозировать вероятное и желаемое будущее, построить долгосрочные прогнозы. В нашем случае до 2030 года.

Если говорить о Форсайте буквально, то это планирование с очень высокой степенью реальности. То есть, планы не просто ставятся, они активно внедряются в жизнь. Исходя из чего, можно сделать утверждение, что Форсайт – это системный инструмент формирования долгосрочного будущего, учитывающий всевозможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных отношениях, культуре и образовании.

Цель нашего Форсайта: стратегического исследование сферы раннего Исследовательского и Проектного образования в России, создание общего видения результатов масштабного введения этой технологии в общее образование, появление форм и методов работы, которые позволят преодолеть существующие проблемы.
В Форсайте приняло участие более 80 педагогов-практиков из 54 субъектов России. Каждый из участников данного Форсайта имел высокий профессионализм в области подготовки научных исследовательских и проектных работ учащихся. Здесь присутствовали, как педагоги энтузиасты из общего образования, так и опытные педагоги центров дополнительного образования.

Все участники Форсайта были организованны в 8 команд, перед которыми были поставлены следующие задачи:

1. Сформулировать главные ценности Исследовательского и Проектного образования учащихся.
2. На основании сформулированных ценностей определить миссию проектно-исследовательского образования. Команды экспертов-практиков должны были представить на основании группового видения и уточненных формулировок ценностей идеальный результат проектно-исследовательского образования.
3. Провести обсуждение реальной ситуации и условий, в которых осуществляется проектно-исследовательское образования российскими педагогами:
• Определить проблемы и дефициты при организации и выполнении исследовательских и проектных работ учащимися и проанализировать их;
• Определить ресурсы, которые уже имеются для осуществления развития системы проектно-исследовательского образования учащихся.
• На основании анализа, проблем, дефицитов и имеющихся ресурсов определить точку, в которой мы сейчас находимся.
4. Построить дорожную карту от настоящего момента к моменту 2030 года - к точке желаемого (идеального) образа будущего проектно-исследовательского образования учащихся. Предложить варианты преодоления проблем и дефицитов.
5. Результаты зафиксировать на карте.

Участниками Форсайта были определены следующие ценности проектно-исследовательского образования учащихся:
1. Через проектно-исследовательскую деятельность формируются все мыслительные операции и, в первую очередь, – умение видеть проблему. Можно сказать, что учеников развиваются так называемые “soft skills”, необходимые для будущего: креативность, критичность мышления, коммуникативность и коопервативность.
2. В процессе подготовки исследований и проектов у учащихся формируется научное мировоззрение, призванное обеспечить решение сложных задач в сложном нестабильном мире. В широком смысле обеспечить непрерывность познания мира грядущими поколениями.
3. Выполнение проектов и исследований учащимися создают условия для развития личности и раскрытия её потенциала, так как при этом происходит процесс смыслотворчвества, присвоение общечеловеческих ценностей и смыслов. Развитее этой стороны способствует развитию нравственных основ личности.
4. Проектно-исследовательская деятельность построена на индивидуальном обучении, что приводит к ранней профилизацию ученика, а авторская позиция исследователя и созидателя приводят к выбору собственного уникального образовательного маршрута. Ученик обретает профессиональное будущее.
5. Происходит приобщение детей к общемировым ценностям науки и техники, которые связаны с познанием и обеспечивают устойчивый прогресс для существования жизни на Земле.
6. Ценность исследовательской и проектной деятельности определяет как настоящее, так и будущее, о котором мы мечтаем. Без исследовательского мышления невозможно образование креативного класса, сутью деятельности которого является интеллектуальная инициативность. Интеллектуальная инициативность переходит от учителя, руководителя творческой работы, к ученику. В этой деятельности происходит подготовка креативного класса, которому предстоит решать все сложные проблемы будущего.
7. Наконец, только исследовательское и проектное мышление способно к прогнозу и созданию прототипов, которые и воплощаются в будущем.
8. Также, это образование обеспечивает разностороннее развитие ребенка, наделяя его способностью видеть жизненную проблему и находить способы её решения.
Миссия проектно-исследовательского образования была сформулирована следующим образом:
1. Создание креативного класса, способного решить проблемы, которые возникают в будущем, которые позволят процветать человечеству и жизни на Земле.
2. Подготовка нового поколения к жизни в условиях цифровизации и автоматизации, а также надвигающихся экологических проблем. В первую очередь это развитие научного мировоззрения, междисциплинарной образованности, системного, критического, а также инсайтного мышления, способности объединяться в творческие команды для решения возникающих вызовов.
3. Главным результатом такого образования является умение исследовать и моделировать жизнь и её процессы на базе системного мышления для создания эко-социального будущего, в котором происходит единение человечества.

Анализ дефицитов и проблем, которые тормозят развитие исследовательского и проектного образования в условиях современной России позволил выделить их основные типы:
• Материальная база
• Оплата труда
• Мотивация
• Низкая квалификация
• Дефицит времени
• Отсутствие социального понимания и поддержки окружения
• Несовершенство нормативно-законодательной базы

Обратимся к обобщенным высказываниям команд экспертов-практиков.
1. Мы только избирательную работу проводим с некоторыми учащимися, нас мало, педагогов, которые готовы заниматься проектно-исследовательской деятельностью, потому что управленцы обесценивают наши усилия по организации исследовательского образования. Оно практически не поддерживается финансово, потому что никак не узаконено. Хотя исполнение учащимся Проектной работы введено в ФГОС, единичные учебные организации способны организовать выполнение индивидуальных проектов на надлежащем уровне.
2. На фоне усиливающегося разделения общества пагубно действует непонимание необходимости введения Проектного- исследовательского образования. В результате нет внутренней мотивации как у учащихся, так и у учителей. Проект делается ради «Проекта» и галочки. Теряется его истинное значение и ценность для развития личности ученика! Особенно это обескураживает в начальной школе, когда некомпетентный педагог вынужден заняться исследовательскими работами с учениками младшей школы. Часто у него просто отсутствует научное мировоззрение и понимание научной методологии исследования и проекта. В результате мы имеем подражание форме без понимания сути. При этом отсутствует поддерживающее пространство, так необходимое для желания учиться руководить исследованиями и проектами. То есть, у большинства педагогов нет внутренней мотивации для профессионального роста в этой деятельности.
3. Проявляется недостаточная квалификация большинства современных учителей для выполнения проектов и исследований. Отсутствует непрерывная система подготовки кадров.
4. В школе отсутствует финансовая поддержки педагогов - руководителей исследовательских работ.
5. Кроме этого, недостаток времени как у учителя, так и учащегося. Учителя перегружены всевозможными отчетами и работой с бумагами.
6. По-серьезному вся эта деятельность вообще не включена в учебный план и в индивидуальный образовательный маршрут.
7. В школе нет программы по работе с критическим оцениванием информации. Об этом свидетельствует как низкий уровень сформированности смыслового чтения, так и критического мышления, и системного мышления.
8. Нет материальной базы для организации серьезных исследований и использования настоящих научных методик.
9. При разделении детей на одаренных и на неодаренных, последние вообще не занимаются исследованиями и проектами, а значит лишены полноценного современного образования. Дети, которые блестяще выполняют исследования и проекты частно не имеют высокой академической успеваемости и обычно не участвуют в олимпиадах. Исследовательская одаренность — это особая одаренность, которую можно выделить у талантливых людей.

Относительно ресурсов для развития исследовательского и проектного образования эксперты-практики высказали следующие суждения:
1. Повсеместно созданы Научные общества учащихся, которые поддерживают увлеченных наукой учащихся.
2. Многие школы установили связь с ВУЗами.
3. Как никогда доступна информация для организации многих проектов и исследований.
4. В каждом регионе есть группа энтузиастов, поддерживающая эту технологию в образовании.
5. Существует обширное пространство научно-практических конференций учащихся разного масштаба, от внутришкольных, районных до международных. Так только МАН «Интеллект будущего» ежегодно проводит более 20 разных конференций для увлеченных исследованиями учащихся.
6. Все чаще в каникулярное время осуществляются программы «Школы интенсива» для учащихся, увлеченных наукой и исследованиями.
7. Проводится, благодаря грантам, непрерывная подготовка руководителей исследовательских и проектных работ. Например. «Школа Наставника», организованная МАН «интеллект будущего» в 2019 году.
8. Стоит отметить, что на протяжении 3-х десятилетий, развернутая МАН «Интеллект будущего» программа «Интеллектуально-творческий потенциал России», является мощной поддержкой исследовательского образования в России.
9. Таким образом, уже сейчас присутствуют практически все ресурсы, которые необходимы для реализации исследований и проектов учащихся, однако они не имеют масштабного характера, так как связаны с деятельностью небольшого числа избранных увлеченных энтузиастов. Речь же идет об институализации метода Проектов и Исследований в общем российском образовании, значит его законодательной поддержке.

Таким образом есть и кадры, и материальная база, и информационные и коммуникативные ресурсы, поддерживающая среда российских научно-практических конференций учащихся! Но они ограничены, не работают для масштабной реализации проектно-исследовательского образования.
Далее каждая команда наметила пути преодоления дефицитов и представила свою дорожную карту. В свою очередь, мы представляем обобщенную дорожную карту, основные предложения по решению существующих проблем и преодолению дефицитов.

1. На сегодняшний день сообщество практиков в области проектно-исследовательского образования представляя собой разновозрастную группу увлеченных людей, детско-взрослые эпистемологические сообщества, что позволяет вопреки дефицитам и проблемам развиваться в совместно-творческой деятельности (2019 г.).

2. Благодаря совместно-творческому взаимодействию в диаде Учитель-ученик, интеллектуальная инициативность передается от учителя к ученику. Интеллектуальная инициативность, пожалуй, самый главный фактор развития всей системы поддержки Исследований и Проектов. Только увлеченный педагог может мотивировать учеников к этой сложной, развивающей личность деятельности. Результатом этой деятельности должна стать авторская позиция учащегося.

3. Качество исследований и проектов напрямую связано с качеством подготовки педагога-руководителя. Наличие квалифицированных педагогов может увеличиться при наличии условий поддержки системы повышения квалификации (2019 – 2020 г.г.).

4. Поддержка труда педагогов, и финансовая, и законодательная - условие при котором, исследовательская и проектная деятельность станут обязательной частью учебного процесса. Для этого в свою очередь необходимо масштабное изменения социального и психологического отношения к этим видам образования. Без создания доброжелательной и поддерживающей социальной среды невозможно создать атмосферу успеха (2020 - 2025).

5. Для этого желательно сделать задачу введения непрерывной программы исследовательского образования в России приоритетной. Здесь необходимы как просветительские программы, так и организация освещения этих программ и их результатов в СМИ. Одним из таких важных шагов поддержки является учёт достижений в исследовательской и проектной деятельности при поступлении в высшие учебные заведения. Такая практика существует и сейчас, но не все вузы, готовы её поддержать (2021 – 2025).

6. С другой стороны, необходима непрерывная программа для общего образования по развитию проектных и исследовательских навыков учащихся с прогнозируемыми результатами и методами их оценки (2022 -2026).

7. Для решения проблемы с материальной базой для исследований можно пойти путем создания территориальных лабораторий общего пользования, для поднятия качества методик, которые учащиеся используют в исследованиях (а не продолжать, например, «растворять яйца в Пепси-Коле»). (2022 – 2027).

8. Ускорить создание региональных центров типа «Сириус» для обучения интеллектуально инициативных учеников (2020 – 2025).

9. Увеличить разнообразие каникулярных «Школ интенсива», в которых можно существенно выйти за рамки школьных программ и познакомить учеников, например, с современной астрофизикой, космобиологией или с ролью статистики в анализе больших данных (2020 – 2025).

10. Создание сетевого взаимодействия и партнёрских программ, где все участники могут открыто обмениваться результатами на российском и мировом уроне. Постоянное взаимодействие с экспертами в области науки и техники, которые выводят на практико-ориентированные исследования, необходимые для решения реальных проблем в регионах. Организация взаимного и социального партнёрства – сетевое децентрализованное управление исследовательских групп учащихся. Единение всех для решения вызовов 21 века. Создание международных программ, обеспечивающих диалог и развитие для будущего (2024 – 2030).

11. Сделать обязательными программы экологического образования, через которые знакомить учащихся с методами экологического мониторинга. Так как экологическое мышление, является необходимой частью системного мышления, а экологические последствия должны рассматриваться во всех творческих преобразованиях окружающей среды (2025 – 2030).

12. Развивать программы поддержки семейных проектов и исследований (2020 – 2025).

13. Запустить программу российских и международных онлайн конференций для детей, которые не могут выезжать за пределы регионов (2020 – 2025).

14. Создать Фонд поддержки детей исследователей и созидателей (2024 - 2025).

15. Создавать единые разновозрастные территориальные образовательные кластеры, поддерживаемые региональными властями и работодателями. Такие образовательные кластеры могут дать возможность развивать территории, а также возможность отдельным людям, семьям и сообществам реализовать форматы коллективного разновозрастного образования и совместного творчества, позволяющие транслировать систему ценностей, знаний и мудрости человеческого опыта во всех областях человеческой жизни (2025 – 2030).

Таким образом командам удалось выработать единое видения будущего, скорректировать индивидуальные и коллективные планы развития Исследовательского и Проектного образования на территориях. Очевидно, что эти программы буду продвигаться педагогами-энтузиастами в своих регионах. И, мы понимаем, что объединение усилий позволит достичь желаемого масштабирования этих программ. В свою очередь, МАН «Интеллект будущего» ставит своей задачей организацию взаимодействия с государственными и общественными структурами, от которых зависит выдвижение раннего и непрерывного Проектного и Исследовательского образования в приоритетные задачи развития образования в нашей стране.

Ведущая и аналитик Форсайта «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в образовании России -2030», к. б. н., Лауреат Премии Правительства РФ в области образования Елена Федоровская