ФОРСАЙТ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ-2030» И ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РОССИИ Общероссийская детская общественная организация МАН «Интеллект будущего» 35 лет собирает вокруг себя сетевое сообщество практиков в области подготовки проектных и исследовательских работ учащихся. Руководители исследовательских и проектных работ учащихся вместе с МАН «Интеллект будущего» развивались и совершенствовали свое мастерство в условиях постоянных социальных перемен. По сути дела, это пространство стало эволюционирующим детско-взрослым сетевым образовательным сообществом. На сегодняшний день выполнение исследования и проекта уже требует не избранных учеников, а широкое массовое включение подрастающих поколений в эту деятельность. В глобальном контексте растущей социальной, экологической и экономической сложности именно ранее исследовательское и проектное образование становится обязательным элементом образовательных систем из логики возникающего будущего. В первую очередь это связано со стремительным разворачиванием тренда повышения роли креативного класса в современном сложном и непредсказуемом мире. Как никогда ранее педагогическое сообщество нуждается в осознании ценности развития научного мировоззрения и научного типа мышления для решения сложных социальных и просто жизненных ситуаций, возникающих в мире. Оставаясь в замкнутых локальных областях, теряя связь с носителями методологии научного познания, образовательные центры и учреждения перестают эволюционировать, стагнируют, не создавая условий для развития креативного потенциала учащихся. В 2019 года активным педагогам-практикам, занимающимся исследовательской и проектной деятельностью в современном образовании была предоставлена возможность принять участи в Форсайт-сессии, посвящённой исследовательской и проектной деятельность учащихся в российском образовании, для разработки дорожной карты 2019-2030 гг.. Главной целью этого Форсайта было создание общего видения будущего и дорожной карты для Исследовательской и проектной деятельности учащихся на 2019-2030 гг. Общее определение термина «Форсайт» (Foresight) звучит как: активный прогноз, предвидение, предсказание развития будущей ситуации в экономике, науке, бизнесе, образовании. По сути Форсайт, это такая методика работы с образами будущего, которая позволяет группе экспертов создать обобщенную картину будущего, уточнить общие ценности и смыслы, спрогнозировать вероятное и желаемое будущее, построить долгосрочные прогнозы. В нашем случае до 2030 года. Если говорить о Форсайте буквально, то это планирование с очень высокой степенью реальности. То есть, планы не просто ставятся, они активно внедряются в жизнь. Исходя из чего, можно сделать утверждение, что Форсайт – это системный инструмент формирования долгосрочного будущего, учитывающий всевозможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных отношениях, культуре и образовании. Цель нашего Форсайта: стратегического исследование сферы раннего Исследовательского и Проектного образования в России, создание общего видения результатов масштабного введения этой технологии в общее образование, появление форм и методов работы, которые позволят преодолеть существующие проблемы. Все участники Форсайта были организованны в 8 команд, перед которыми были поставлены следующие задачи: 1. Сформулировать главные ценности Исследовательского и Проектного образования учащихся. Участниками Форсайта были определены следующие ценности проектно-исследовательского образования учащихся: Анализ дефицитов и проблем, которые тормозят развитие исследовательского и проектного образования в условиях современной России позволил выделить их основные типы: Обратимся к обобщенным высказываниям команд экспертов-практиков. Относительно ресурсов для развития исследовательского и проектного образования эксперты-практики высказали следующие суждения: Таким образом есть и кадры, и материальная база, и информационные и коммуникативные ресурсы, поддерживающая среда российских научно-практических конференций учащихся! Но они ограничены, не работают для масштабной реализации проектно-исследовательского образования. 1. На сегодняшний день сообщество практиков в области проектно-исследовательского образования представляя собой разновозрастную группу увлеченных людей, детско-взрослые эпистемологические сообщества, что позволяет вопреки дефицитам и проблемам развиваться в совместно-творческой деятельности (2019 г.). 2. Благодаря совместно-творческому взаимодействию в диаде Учитель-ученик, интеллектуальная инициативность передается от учителя к ученику. Интеллектуальная инициативность, пожалуй, самый главный фактор развития всей системы поддержки Исследований и Проектов. Только увлеченный педагог может мотивировать учеников к этой сложной, развивающей личность деятельности. Результатом этой деятельности должна стать авторская позиция учащегося. 3. Качество исследований и проектов напрямую связано с качеством подготовки педагога-руководителя. Наличие квалифицированных педагогов может увеличиться при наличии условий поддержки системы повышения квалификации (2019 – 2020 г.г.). 4. Поддержка труда педагогов, и финансовая, и законодательная - условие при котором, исследовательская и проектная деятельность станут обязательной частью учебного процесса. Для этого в свою очередь необходимо масштабное изменения социального и психологического отношения к этим видам образования. Без создания доброжелательной и поддерживающей социальной среды невозможно создать атмосферу успеха (2020 - 2025). 5. Для этого желательно сделать задачу введения непрерывной программы исследовательского образования в России приоритетной. Здесь необходимы как просветительские программы, так и организация освещения этих программ и их результатов в СМИ. Одним из таких важных шагов поддержки является учёт достижений в исследовательской и проектной деятельности при поступлении в высшие учебные заведения. Такая практика существует и сейчас, но не все вузы, готовы её поддержать (2021 – 2025). 6. С другой стороны, необходима непрерывная программа для общего образования по развитию проектных и исследовательских навыков учащихся с прогнозируемыми результатами и методами их оценки (2022 -2026). 7. Для решения проблемы с материальной базой для исследований можно пойти путем создания территориальных лабораторий общего пользования, для поднятия качества методик, которые учащиеся используют в исследованиях (а не продолжать, например, «растворять яйца в Пепси-Коле»). (2022 – 2027). 8. Ускорить создание региональных центров типа «Сириус» для обучения интеллектуально инициативных учеников (2020 – 2025). 9. Увеличить разнообразие каникулярных «Школ интенсива», в которых можно существенно выйти за рамки школьных программ и познакомить учеников, например, с современной астрофизикой, космобиологией или с ролью статистики в анализе больших данных (2020 – 2025). 10. Создание сетевого взаимодействия и партнёрских программ, где все участники могут открыто обмениваться результатами на российском и мировом уроне. Постоянное взаимодействие с экспертами в области науки и техники, которые выводят на практико-ориентированные исследования, необходимые для решения реальных проблем в регионах. Организация взаимного и социального партнёрства – сетевое децентрализованное управление исследовательских групп учащихся. Единение всех для решения вызовов 21 века. Создание международных программ, обеспечивающих диалог и развитие для будущего (2024 – 2030). 11. Сделать обязательными программы экологического образования, через которые знакомить учащихся с методами экологического мониторинга. Так как экологическое мышление, является необходимой частью системного мышления, а экологические последствия должны рассматриваться во всех творческих преобразованиях окружающей среды (2025 – 2030). 12. Развивать программы поддержки семейных проектов и исследований (2020 – 2025). 13. Запустить программу российских и международных онлайн конференций для детей, которые не могут выезжать за пределы регионов (2020 – 2025). 14. Создать Фонд поддержки детей исследователей и созидателей (2024 - 2025). 15. Создавать единые разновозрастные территориальные образовательные кластеры, поддерживаемые региональными властями и работодателями. Такие образовательные кластеры могут дать возможность развивать территории, а также возможность отдельным людям, семьям и сообществам реализовать форматы коллективного разновозрастного образования и совместного творчества, позволяющие транслировать систему ценностей, знаний и мудрости человеческого опыта во всех областях человеческой жизни (2025 – 2030). Таким образом командам удалось выработать единое видения будущего, скорректировать индивидуальные и коллективные планы развития Исследовательского и Проектного образования на территориях. Очевидно, что эти программы буду продвигаться педагогами-энтузиастами в своих регионах. И, мы понимаем, что объединение усилий позволит достичь желаемого масштабирования этих программ. В свою очередь, МАН «Интеллект будущего» ставит своей задачей организацию взаимодействия с государственными и общественными структурами, от которых зависит выдвижение раннего и непрерывного Проектного и Исследовательского образования в приоритетные задачи развития образования в нашей стране. Ведущая и аналитик Форсайта «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в образовании России -2030», к. б. н., Лауреат Премии Правительства РФ в области образования Елена Федоровская
|