Шаги в науку |
29.04.2019Увлечённость – главный мотиватор 26 апреля в Подмосковье завершился II Национальный чемпионат научных объединений учащихся в номинации «Шаги в науку». Более 200 учащихся 5 -9 классов и педагогов приехали на чемпионат, школьники - чтобы выступить здесь с докладами о своих первых научных открытиях и приобрести полезные для исследователей навыки, педагоги - чтобы обменяться опытом и обучиться качественно готовить с учащимися исследовательские и проектные работы. В рамках Чемпионата состоялись I сессия XIX всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку» и педагогический форум. Данная сессия Чемпионата проводилась с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Разносторонние интересы, научная смелость и стремление помогать людям – главное в I сессии XIX всероссийской конференции учащихся «Шаги в науку». В этом году на «Шагах в науку» ребята представили работы на двенадцати секциях:
• «Биология»;
• «Биология и медицина»;
• «Военная история»;
• «Искусство и культура»;
• «История и краеведение»;
• «Лингвистика»;
• «Лингвистика и литературоведение»;
• «Математика и информатика»;
• «Социальные науки»;
• «Физика, астрономия и техническое творчество»;
• «Экология».
Эксперты отметили разносторонние интересы участников конференции, научную смелость юных ученых и стремление принести практическую пользу. Было много межпредметных исследований – и это отразилось в названиях секций. Серьезные научные направления, по которым взрослые ученые пишут диссертации, не пугают ребят: они исследуют и подростковую депрессию, и черные дыры, и фашистскую оккупацию. Среди работ часто были практико-ориентированные исследования: участники «Шагов» хотят не только реализовать свои творческие способности, но и принести пользу людям. Они создают антенны, усиливающие сигнал сотовой связи, справочники местных лекарственных растений и пособия в помощь старшеклассникам, решающим ЕГЭ. Наши поздравления победителям конференции! Биология
Шевченко Владислава
«Исследование регенерации дождевого червя Dendrobaena Veneta и воздействие на данный процесс цитокининов»
МБОУ "СШ №16", Новый Уренгой
Научный руководитель: Колосова Юлия Евгеньевна
Биология и медицина
Евпатов Иван
«Причины высокой кариесогенной ситуации у детей п. Куромба»
МБОУ "Северо-Енисейская средняя школа №2", Северо-Енисейский
Научный руководитель: Носкова Елена Михайловна
Савельева Анастасия
«Выявление и изучение растений отдела Цветковые, занесенных в Красную книгу Забайкальского края, произрастающих в окрестностях поселка Первомайский»
МОУ Первомайская СОШ №3, Первомайский
Научный руководитель: Криворчук Валентина Петровна
Военная история
Аманжулова Айнур
«Мой прадед - герой ВОВ»
МБОУ "СОШ №2 г. Медногорска" Оренбургской области, Медногорск
Научный руководитель: Гусарова Жанна Владимировна
Денисов Денис
«Создание лэпбука по теме: "Отечественная война 1812 года на Калужской земле"»
МОУ "СОШ № 2 им. академика А.И. Берга", Жуков
Научный руководитель: Парщикова Галина Васильевна
Искусство и культура
Вендеревская Алиса
«Костюм как зеркало культуры и быта русского народа»
ЧОУ школа "Вайда", Волгоград
Научный руководитель: Рылова Надежда Иосифовна
История и краеведение
Емелина Анастасия
«Соната в подарок любимой учительнице: малоизвестная страница истории музыкальной культуры города Краснодара»
МУ ДО "Малая академия", Краснодар
Научный руководитель: Паскевич Наталья Яковлевна
Шагабутдинов Роман
«К вопросу о местонахождении Тартарии на средневековых картах в XIII - начале XVI веков»
МУ ДО "Малая академия", Краснодар
Научный руководитель: Селезнева Ольга Александровна
Лингвистика
Беспалая Анастасия
«Средства создания эмоциональной оценки при описании женщины в донских говорах и в современном русском языке (сравнительный анализ)»
ЧОУ школа "Вайда", Волгоград
Научный руководитель: Осауленко Артем Романович
Литературоведение
Иванова Дарья
«Мифологические основы в цикле фэнтезийных повестей "Хроники Нарнии" К.С. Льюиса»
МУ ДО "Малая академия", Краснодар
Научный руководитель: Заикина Маргарита Викторовна
Константинова Валерия
«Создание иллюстрированной энциклопедии по литературе "Устаревшие слова XVIII-XIX вв." в электронном варианте»
МБОУ "Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова", Бердигестях
Научный руководитель: Дьячковская Татьяна Николаевна
Трифонова Лада
«Особенности употребления якутских реалий в переводе В. Литвинова на русский язык романа Софрона Данилова "Пока бьётся сердце"»
МБОУ "Бердигестяхская СОШ имени С.П. Данилова", Бердигестях
Научный руководитель: Дьячковская Татьяна Николаевна
Литературоведение и лингвистика
Зражевская Полина
«Возвращение через полвека (история повести краснодарского учителя и журналиста В.Х. Мхитаряна "Год – тринадцать месяцев")»
МУ ДО "Малая академия", Краснодар
Научный руководитель: Паскевич Наталья Яковлевна
Иванова Ульяна
«Репрезентация концепта "дом" в произведениях Л.Н. Толстого (на материале трилогии Л.Н. Толстого "Детство. Отрочество. Юность" и рассказа "Утро помещика")»
МУ ДО "Малая академия", Краснодар
Научный руководитель: Заикина Маргарита Викторовна
Математика и информатика
Балахонов Никита
«Определение области применения координатного метода при решении геометрических задач на примере задания ЕГЭ № 14»
МБОУ Солнечная СОШ №1", Солнечный
Научный руководитель: Кочухова Ирина Михайловна
Тиуков Сергей
«Решение головоломки "Ханойская башня"»
МБОУ Солнечная СОШ №1", Солнечный
Научный руководитель: Вейлер Дарья Васильевна
Социальные науки
Мищенко Владимир
«Обязательное ЕГЭ по истории: за или против?»
МУ ДО "Малая академия", Краснодар
Научный руководитель: Селезнева Ольга Александровна
Техническое творчество, физика и астрономия
Варламов Даниил
«3D-модель Солнечной системы»
МБОУ "Бердигестяхская улусная гимназия", Бердигестях
Научный руководитель: Федоров Александр Куприянович
Кислова Мария
«Открытия в астрофизике, природа гравитации»
МАОУ "СОШ №7", Гай
Научный руководитель: Бочарова Ирина Викторовна
Рунцова Милана
«Человек как источник электрического тока»
МБОУ "Северо-Енисейская СШ №1 им. Е.С.Белинского", Северо-Енисейский
Научный руководитель: Маюров Сергей Георгиевич
Экология
Машкова Варвара
«Природная среда Тарусского района: динамика трансформации, фрагментации местообитаний, риски»
МБОУ ТСОШ №1 им. М.Г. Ефремова, Таруса
Научный руководитель: Комарова Анна Федоровна
Обсуждая итоги конференции, экспертный совет отметил и направления для роста. В формате «3 минуты, чтобы сказать самое важное» члены жюри дали экспресс-рекомендации юным исследователям и научным руководителям. Мы кратко приводим их здесь: «Развивайте критическое мышление, всегда сомневайтесь в информации из интернета. Читаемость презентации важнее украшений, а ваши результаты важнее обзора литературы. Прочитайте требования к исследовательским работам на сайте МАН «Интеллект будущего» – и вы избежите 80% ошибок». – Ирина Леках, кандидат биологических наук «Не путайте исследование и проект. Это просто: в конце проекта вы получаете продукт, а в конце исследования – выводы». – Светлана Пяткова, научный сотрудник ИАТЭ НИЯУ МИФИ «Приобщайте детей к научному мышлению и ценностям научного сообщества. Соблюдайте культуру научного сообщества». – Борис Изнюк, капитан 1-го ранга, член Союза краеведов России «Проверяйте уникальность работ. Случаи списанных исследований единичны, но это недопустимо в принципе. Главная наша цель – не оценить работу, а сделать так, чтобы следующая была на порядок выше». – Вадим Калинин, научный журналист, эксперт в области экологии «Название исследования должно быть адекватным и разумным. Если делали работу в группе – упоминайте коллег при докладе. Знайте свою цель. Будьте готовы ответить на вопрос «зачем?». «Мне так сказал учитель» – это неправильный ответ». – Сергей Ермаков, кандидат физико-математических наук «Ребята, избегайте безосновательных оценок вроде «хороший – плохой», особенно в точных и естественных науках. Факты отражаются в цифрах, а выводы нужно делать, опираясь на нормативные документы, а не на внутренние ощущения. Научные руководители, отслеживайте тенденции, прогнозируйте развитие, направляйте учеников к изучению перспективных вопросов». – Георгий Игнатенко, кандидат технических наук «Готовьтесь к демонстрационной части, организуйте показ заранее. Знайте, где флешка, где розетка, проверьте работоспособность модели. Не тратьте время на долгие вступления, повторения: как работает ваш аппарат, робот, прототип – вот, что самое интересное». – Николай Третьяков, доктор технических наук, кандидат физико-математических наук «Выбирайте тему, которой увлечены: открытия делают увлеченные люди. Увлеченность – мощный мотиватор, индикатор актуальности темы. Расширяйте кругозор, общайтесь с учеными – это поможет хорошо держаться во время дискуссии». – Людмила Маленкова, кандидат педагогических наук «Помните, что мы не только эксперты, но в первую очередь – учителя. Наша цель – вовлечь в науку, вернуть к чтению, мотивировать к поиску. Обсуждайте работу с ребятами предметно, всесторонне. Внимательнее относитесь к научной части. Часто встречаем интересные, но «сырые» работы: факты есть – выводов нет, гипотеза есть – цели нет». – Нина Медведева, эксперт МАН «Интеллект будущего» Полная версия рекомендаций экспертного совета – в нашем сообществе «Вконтакте». Одновременно с конференцией прошел семинар, посвященный исследовательской и проектной работе в школе. Педагоги, приехавшие с учениками на «Шаги в науку», изучали количественные и качественные методы исследования под руководством Елены Федоровской – психолога и педагога, лауреата премии Правительства РФ в области образования. После семинара они участвовали в обучающей игре «Затерянная экспедиция Владимира Санникова», где с помощью исследовательских методов выясняли судьбу пропавшей экспедиции. Мы благодарим всех, кто был с нами на I сессии «Шагов в науку», и ждем новой встречи! II сессия конференции пройдет 13 – 15 мая в подмосковном парке-отеле «Яхонты – Таруса» и завершит сезон весенних конференций 2019 года. Принимаем заявки до 30 апреля, вы еще успеете! Регистрация >>> Разносторонние интересы, научная смелость и стремление помогать людям – главное о I сессии XIX всероссийской конференции «Шаги в науку» В этом году на «Шагах в науку» ребята представили работы на двенадцати секциях: · «Биология»; · «Биология и медицина»; · «Военная история»; · «Искусство и культура»; · «История и краеведение»; · «Лингвистика»; · «Лингвистика и литературоведение»; · «Математика и информатика»; · «Социальные науки»; · «Физика, астрономия и техническое творчество»; · «Экология». Эксперты отметили разносторонние интересы участников конференции, научную смелость юных ученых и стремление принести практическую пользу. Было много межпредметных исследований – и это отразилось в названиях секций. Серьезные научные направления, по которым взрослые ученые пишут диссертации, не пугают ребят: они исследуют и подростковую депрессию, и черные дыры, и фашистскую оккупацию. Среди работ часто были практико-ориентированные исследования: участники «Шагов» хотят не только реализовать свои творческие способности, но и принести пользу людям. Они создают антенны, усиливающие сигнал сотовой связи, справочники местных лекарственных растений и пособия в помощь старшеклассникам, решающим ЕГЭ. Наши поздравления победителям конференции! Биология Шевченко Владислава Обсуждая итоги конференции, экспертный совет отметил и направления для роста. В формате «3 минуты, чтобы сказать самое важное» члены жюри дали экспресс-рекомендации юным исследователям и научным руководителям. Мы кратко приводим их здесь: «Развивайте критическое мышление, всегда сомневайтесь в информации из интернета. Читаемость презентации важнее украшений, а ваши результаты важнее обзора литературы. Прочитайте требования к исследовательским работам на сайте МАН «Интеллект будущего» – и вы избежите 80% ошибок». – Ирина Леках, кандидат биологических наук
«Не путайте исследование и проект. Это просто: в конце проекта вы получаете продукт, а в конце исследования – выводы». – Светлана Пяткова, научный сотрудник ИАТЭ НИЯУ МИФИ
«Приобщайте детей к научному мышлению и ценностям научного сообщества. Соблюдайте культуру научного сообщества». – Борис Изнюк, капитан 1-го ранга, член Союза краеведов России
«Проверяйте уникальность работ. Случаи списанных исследований единичны, но это недопустимо в принципе. Главная наша цель – не оценить работу, а сделать так, чтобы следующая была на порядок выше». – Вадим Калинин, научный журналист, эксперт в области экологии
«Название исследования должно быть адекватным и разумным. Если делали работу в группе – упоминайте коллег при докладе. Знайте свою цель. Будьте готовы ответить на вопрос «зачем?». «Мне так сказал учитель» – это неправильный ответ». – Сергей Ермаков, кандидат физико-математических наук
«Ребята, избегайте безосновательных оценок вроде «хороший – плохой», особенно в точных и естественных науках. Факты отражаются в цифрах, а выводы нужно делать, опираясь на нормативные документы, а не на внутренние ощущения. Научные руководители, отслеживайте тенденции, прогнозируйте развитие, направляйте учеников к изучению перспективных вопросов». – Георгий Игнатенко, кандидат технических наук
«Готовьтесь к демонстрационной части, организуйте показ заранее. Знайте, где флешка, где розетка, проверьте работоспособность модели. Не тратьте время на долгие вступления, повторения: как работает ваш аппарат, робот, прототип – вот, что самое интересное». – Николай Третьяков, доктор технических наук, кандидат физико-математических наук
«Выбирайте тему, которой увлечены: открытия делают увлеченные люди. Увлеченность – мощный мотиватор, индикатор актуальности темы. Расширяйте кругозор, общайтесь с учеными – это поможет хорошо держаться во время дискуссии». – Людмила Маленкова, кандидат педагогических наук
«Помните, что мы не только эксперты, но в первую очередь – учителя. Наша цель – вовлечь в науку, вернуть к чтению, мотивировать к поиску. Обсуждайте работу с ребятами предметно, всесторонне. Внимательнее относитесь к научной части. Часто встречаем интересные, но «сырые» работы: факты есть – выводов нет, гипотеза есть – цели нет». – Нина Медведева, эксперт МАН «Интеллект будущего»
Полная версия рекомендаций экспертного совета – в нашем сообществе «Вконтакте».
Одновременно с конференцией прошел семинар, посвященный исследовательской и проектной работе в школе. Педагоги, приехавшие с учениками на «Шаги в науку», изучали количественные и качественные методы исследования под руководством Елены Федоровской – психолога и педагога, лауреата премии Правительства РФ в области образования. После семинара они участвовали в обучающей игре «Затерянная экспедиция Владимира Санникова», где с помощью исследовательских методов выясняли судьбу пропавшей экспедиции. |