Статистика

Просмотрено статей : 138027043
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 881
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Итоги конкурса педагогов-наставников «Научный катализатор: развитие исследовательской и проектной деятельности школьников».

Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» разработала и реализовала проект «Научный катализатор: развитие исследовательской и проектной деятельности школьников через совершенствование научного руководства (наставничества)», который стал победителем конкурса Президентских грантов и был реализован за счёт средств этого гранта.

В рамках указанного проекта состоялся конкурс педагогов-наставников «Научный катализатор: развитие исследовательской и проектной деятельности школьников».
Сроки проведения конкурса педагогов: с 1 декабря 2018 года по 15 февраля 2019 г.
Задачи конкурса
1. Предоставить возможность для профессионального роста педагогов – научных руководителей (наставников) учащихся с целью развития исследовательской и проектной деятельности учащихся через организацию профессионального педагогического конкурса.
2. Привлечь молодых педагогов-наставников и опытных специалистов к обучению школьников основам исследовательской работы и надпредметным компетенциям, которые востребованы в современном научном сообществе.
3. Методически и информационно поддержать НОУ – научные объединения учащихся (научные общества учащихся, малые академии наук, клубы и школы юных исследователей, изобретателей, инженеров).
4. Привлечь учащихся к исследовательской и проектной деятельности через проведение акции, исследовательских игр и исследовательских олимпиад.
Участниками конкурса стали педагоги-кураторы (наставники), представляющие научные общества, психологи, методисты, заместители директоров по науке, молодые педагоги, опытные профессионалы, представляющие различные образовательные организации России:

1. Абакан (Респ. Хакасия) МБОУ "СОШ №11";
2. Агидель (Респ. Башкортостан) МОБУ "Башкирская гимназия" г. Агидель;
3. Алабуга (Новосибирская обл.) МКОУ Алабугинская ОШ;
4. Алексин (Тульская обл.) МБОУ "СОШ №1";
5. Алнеры (Калужская обл.) МКОУ "Алнерская основная общеобразовательная школа";
6. Ангарск (Иркутская обл.) МАОУ "Ангарский лицей №1", МБОУ СОШ с УИАЯ № 27;
7. Анна (Воронежская обл.) МБОУ Аннинская СОШ №3;
8. Армавир (Краснодарский край) МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова;
9. Архара (Амурская обл.) МОБУ "СОШ №172";
10. Астрахань (Астраханская обл.) АСПК, ГАУ ДО "АОЦРТ", МБОУ г. Астрахани "Гимназия №3";
11. Атаманская (Краснодарский край) МОУ СОШ №4;
12. Афипский (Краснодарский край) МБОУ СОШ №4 пгт Афипского;
13. Баган (Новосибирская обл.) МКОУ Баганский ДДТ;
14. Балашиха (Московская обл.) МБОУ "Школа №2";
15. Барнаул (Алтайский край) МБОУ "Лицей №101", МБОУ "Лицей №2";
16. Батайск (Ростовская обл.) МБУ ДО ЦД(Ю)ТТ г. Батайска;
17. Бежецк (Тверская обл.) ГБПОУ "Бежецкий промышленно-экономический колледж";
18. Безменово (Новосибирская обл.) МКОУ Безменовская СОШ;
19. Белгород (Белгородская обл.) ГБУДО "Белгородский областной Дворец детского творчества", МАНОУ "Шуховский лицей", МБОУ "Начальная школа-детский сад №44", МБОУ "ЦО №15 Луч", МБОУ СОШ №11 г. Белгорода, МБОУ СОШ №17, МБОУ СОШ №21, МБОУ СОШ №31, МБОУ "СОШ №27" г. Белгорода, МБУДО "Белогор, МБОУ СОШ №45 г. Белгорода;
20. Белебей (Респ. Башкортостан) МБОУ "Татарская гимназия г. Белебея";
21. Белово (Кемеровская обл.) МБОУ Лицей №22 г. Белово, МБУДО ДТДиМ города Белово;
22. Белогорск (Амурская обл.) МАОУ "Гимназия №1 г. Белогорска";
23. Белоярск (Ямало-Ненецкий АО) МОУ Школа с.Белоярск;
24. Березово (Новосибирская обл.) МКОУ Березовская СОШ;
25. Беслан (Респ. Северная Осетия - Алания) МКОУ СОШ №7 им. Ю. Нестеренко г. Беслана;
26. Бийск (Алтайский край) МОУ СОШ №20;
27. Биробиджан (Еврейская АО) МАОУДО "ЦДТ";
28. Бирюч (Белгородская обл.) МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
29. Благовещенск (Амурская обл.) ГОАУ АО "Амурский кадетский корпус", МАОУ "Гимназия №25", МАОУ ДО "ЦЭВД г. Благовещенска", МОАУ СОШ №16, МОБУ СОШ №12;
30. Бобров (Воронежская обл.) МКДОУ Бобровский детский сад № 2;
31. Большая Уваровщина (Тамбовская обл.) МБОУ "Уваровщинская СОШ";
32. Борисоглебск (Воронежская обл.) МБОУ БГО ООШ № 9, МБОУ БГО СОШ №13, МОУ СОШ №10;
33. Борки (Новгородская обл.) МАОУ "Борковская СОШ";
34. Боровичи (Новгородская обл.) МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ;
35. Братск (Иркутская обл.) МБОУ "СОШ №18";
36. Бугуруслан (Оренбургская обл.) ГАОУ СПО "Бугурусланский нефтяной колледж";
37. Бузулук (Оренбургская обл.) ГАПОУ "БСК";
38. Букань (Калужская обл.) МОУ Букановская СОШ;
39. Валдай (Новгородская обл.) МАОУ "Гимназия" г. Валдай;
40. Валуйки (Белгородская обл.) МОУ "СОШ №2 с УИОП";
41. Васильевка (Самарская обл.) ГБОУ ООШ с. Васильевка;
42. Великий Новгород (Новгородская обл.) МАОУ "Школа №37";
43. Визинга (Респ. Коми) МУДО "РЦДТ" с. Визинга;
44. Владивосток (Приморский край) Академический колледж АНПОО "ДВЦНО";
45. Владикавказ (Респ. Северная Осетия - Алания) МБОУ Гимназия № 45 им. Жоржа Дюмезиля, МБОУ Лицей;
46. Вознесенка (Новосибирская обл.) МБОУ Вознесенская СОШ имени Л. Чекмарёва;
47. Вологда (Вологодская обл.) БОУ СПО ВО ВКТД;
48. Воронеж (Воронежская обл.) ГБУ ДО ВО "Воронежская областная станция юных натуралистов", МБОУ СОШ № 103, МБУДО "Детский эколого-биологический центр "Росток";
49. Глазов (Удмуртская Республика) МБОУ ДО "ДЮЦ";
50. Гоньба (Алтайский край) МБОУ "СОШ №97" имени дважды Героя Советского Союза П.А. Плотникова;
51. Губкин (Белгородская обл.) МАОУ "Гимназия № 6" , МАОУ "Лицей №5", МБОУ "СОШ №7" , МБУ ДО "СЮН ", Центр интеллектуального развития;
52. Губкинский (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ "СОШ №7" г. Губкинский;
53. Гулькевичи (Краснодарский край) ГБПОУ КК ГСТ;
54. Девица (Воронежская обл.) МКОУ Девицкая ООШ;
55. Дербент (Респ. Дагестан) МБОУ СОШ №15;
56. Долгопрудный (Московская обл.) МБОУ ШКОЛА № 4;
57. Дубровка (Брянская обл.) МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.;
58. Дульдурга (Забайкальский край) МБОУ "Дульдургинская СОШ";
59. Ейск (Краснодарский край) ГБПОУ КК "Ейский полипрофильный колледж";
60. Ерофей Павлович (Амурская обл.) МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович;
61. Ессентуки (Ставропольский край) МОУ СОШ №3;
62. Железногорск-Илимский (Иркутская обл.) МБОУ "Железногорская СОШ №4";
63. Заворонежское (Тамбовская обл.) МБОУ ДО "ДДТ";
64. Зерноград (Ростовская обл.) МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда;
65. Ивановка (Амурская обл.) МОБУ СОШ № 1 с. Ивановка;
66. Ивановское (Амурская обл.) МБОУ "Ивановская СОШ";
67. Ивня (Белгородская обл.) МБОУ "Ивнянская СОШ №1";
68. Ижевск (Удмуртская Республика) АПОУ УР "Строительный техникум", МБОУ "СОШ № 65";
69. Избербаш (Респ. Дагестан) МКОУ СОШ №10;
70. Излучинск (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр";
71. Инжавино (Тамбовская обл.) МБОУ "Инжавинская СОШ";
72. Иннополис (Респ. Татарстан) ГАОУ "Школа Иннополис";
73. Инта (Респ. Коми) МБОУ "СОШ № 10";
74. Иркутск (Иркутская обл.) ГБПОУ ИО ИРКПО, МБОУ г. Иркутска СОШ №35;
75. Искра (Новосибирская обл.) МКОУ "Искровская СОШ";
76. Казанская (Ростовская обл.) ГКОУ РО Казанская школа-интернат;
77. Казань (Респ. Татарстан) МАОУ "Лицей №121" (Центр образования №178);
78. Калаис (Тамбовская обл.) МБОУ "Уваровщинская сош" филиал в с. Калаис;
79. Калининград (Калининградская обл.) РАНХИГС (западный филиал);
80. Калинино (Респ. Хакасия) МБОУ "Калининская СОШ";
81. Калтан (Кемеровская обл.) МБОУ "СОШ №1";
82. Калуга (Калужская обл.) МБОУ "СОШ №23" г. Калуги, МБОУ "СОШ №50" г. Калуги, МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" города Калуги, МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие";
83. Каменск-Уральский (Свердловская обл.) ГАПОУ СО "КУТТС";
84. Каргат (Новосибирская обл.) МКОУ Каргатская средняя школа №3 им.И.А. Домбровского, МКУ ДО Каргатский ДДТ, МОУ КСОШ №1;
85. Кармакла (Новосибирская обл.) МКОУ Кармаклинская СОШ;
86. Кемерово (Кемеровская обл.) МБОУ "СОШ №37 им. Новикова Г.Г.", МБОУ ДО "ЦДОД им. В. Волошиной", МБОУ "Гимназия №25";
87. Киселевск (Кемеровская обл.) МБОУ "Лицей №1";
88. Колывань (Новосибирская обл.) МБОУ "Колыванская СОШ №1";
89. Кольцово (Новосибирская обл.) МБУДО "Созвездие";
90. Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край) МБОУ ДО Детский технопарк "Кванториум";
91. Короча (Белгородская обл.) МБУДО "Станция юных натуралистов";
92. Кострома (Костромская обл.) Колледж бытового сервиса;
93. Котово (Волгоградская обл.) МБОУ ДО "ШИ" г. Котово;
94. Красная Яруга (Белгородская обл.) МОУ "Краснояружская СОШ №1";
95. Краснодар (Краснодарский край) МБОУ гимназия №54 г. Краснодара, МБОУ ДО ДЮЦ, МБОУ лицей № 90;
96. Краснообск (Новосибирская обл.) МАОУ-лицей №13 п. Краснообск;
97. Краснотурьинск (Свердловская обл.) МАОУ "СОШ № 17" города Краснотурьинска;
98. Красноярск (Красноярский край) МАОУ СШ №143;
99. Красноярский (Оренбургская обл.) МАОУ "СОШ №20";
100. Курган (Курганская обл.) МБОУ города Кургана "Гимназия №47";
101. Куриловка (Новосибирская обл.) МКОУ "Куриловская СОШ";
102. Лабытнанги (Ямало-Ненецкий АО) МАОУ СОШ №8;
103. Летка (Респ. Коми) МАОУ "СОШ" с.Летка;
104. Липецк (Липецкая обл.) МАОУ СШ №51 города Липецка, МАУ ДО ДДТ "Городской" им. С.А. Шмакова;
105. Лорис (Краснодарский край) МБОУ СОШ № 74;
106. Магнитогорск (Челябинская обл.) МАУ ДО "ДТДМ" г. Магнитогорска, МОУ "СОШ №64 им. Б. Ручьева";
107. Малоярославец (Калужская обл.) МОУ СОШ №2 им. А. Н. Радищева;
108. Мегет (Иркутская обл.) МБОУ "Мегетская СОШ";
109. Медногорск (Оренбургская обл.) МБОУ "СОШ №7. г. Медногорска";
110. Медяково (Новосибирская обл.) МКОУ Медяковская СОШ;
111. Междуреченск (Кемеровская обл.) МБУ ДО ЦДТ;
112. Милославское (Рязанская обл.) МОУ "Милославская школа";
113. Мичуринск (Тамбовская обл.) МБОУ СОШ №1;
114. Могилев (Могилевская обл.) ГУО "Средняя школа № 8 г. Могилёва";
115. Могот (Амурская обл.) МОУ "Моготская СОШ";
116. Моршанск (Тамбовская обл.) ТОГБПОУ "Многоотраслевой колледж";
117. Москва МГУ им. М.В. Ломоносова;
118. Мурманск (Мурманская обл.) МБОУ г. Мурманска МПЛ;
119. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика) ГКУ ДО "ДТДМ" Минпросвещения, науки и по делам молодежи КБР, МКОУ "СОШ №9";
120. Нефтеюганск (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МБУ ДО ЦДО "Поиск";
121. Нижневартовск (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МБОУ "Средняя школа №17";
122. Нижнекамск (Респ. Татарстан) МБОУ "СОШ №8";
123. Нижний Новгород (Нижегородская обл.) ГБПОУ "Нижегородский индустриальный колледж";
124. Нижний Тагил (Свердловская обл.) МАОУ Гимназия № 18;
125. Николаевка (Белгородская обл.) МОУ "Николаевская средняя общеобразовательная школа";
126. Новобурейский (Амурская обл.) МОБУ Новобурейская СОШ №1;
127. Новозаведенное (Ставропольский край) МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного;
128. Новокузнецк (Кемеровская обл.) МБ НОУ "Гимназия №62", МБНОУ "Гимназия №17", МБОУ "СОШ №101", МБОУ СОШ №13, НМОУ "Гимназия №44";
129. Новокуйбышевск (Самарская обл.) ГБОУ гимназия №1 г. Новокуйбышевска;
130. Новопетровка (Амурская обл.) МОАУ Новопетровская СОШ;
131. Новосибирск (Новосибирская обл.) МАОУ "Вторая Новосибирская гимназия", МБОУ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ЛИЦЕЙ № 12", МБОУ СОШ №48, МБОУ СОШ №96 с УИАЯ;
132. Новоуколово (Белгородская обл.) МОУ "Новоуколовская СОШ";
133. Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ "СШ №16";
134. Норильск (Красноярский край) МБОУ "СОШ №6";
135. Ноябрьск (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ "Гимназия №1";
136. Обнинск (Калужская обл.) МАН "Интеллект будущего", МБОУ "СОШ №12" г. Обнинска, Среднерусский гуманитарно-технологический институт;
137. Омск (Омская обл.) БОУ г. Омска "Гимназия №140", ФГБОУ ВО "ОмГПУ";
138. Оренбург (Оренбургская обл.) ГБУ ДО "ООДТДМ им. Поляничко", МОАУ "Гимназия №1" г. Оренбурга, МОАУ "Лицей № 1" г. Оренбург, МОАУ НОШ №75, МОБУ СОШ №51, ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат №2" г. Оренбурга;
139. Орск (Оренбургская обл.) ГАПОУ "Орский технический техникум имени А.И. Стеценко";
140. Острогожск (Воронежская обл.) МКОУ СОШ №8;
141. Павловск (Алтайский край) МБОУ "Бродковская СОШ";
142. Павловская (Краснодарский край) МБОУ СОШ №10;
143. Песковатка (Воронежская обл.) МКОУ Песковатская ООШ;
144. Петропавловка (Воронежская обл.) МКОУ Петропавловская СОШ;
145. Подольск (Московская обл.) МОУ "Гимназия №7" г.о. Подольск;
146. Посевная (Новосибирская обл.) МКОУ "Посевнинская СОШ";
147. Прогресс (Амурская обл.) МОБУ СОШ №4;
148. Пушкинские Горы (Псковская обл.) ГБООУ "Пушкиногорская санаторная школа-интернат";
149. Раменки (г. Москва) МОУ "Раменская средняя общеобразовательная школа";
150. Ремонтное (Ростовская обл.) МБУДО Ремонтненский ЦДТ;
151. Репьевка (Воронежская обл.) МБОУ Репьевская СОШ;
152. Ростов-на-Дону (Ростовская обл.) МБОУ "Гимназия №117";
153. Рыбинск (Ярославская обл.) МОУ СОШ №26, ФГБОУ ВО "РГАТУ им. П.А. Соловьева" Авиационный колледж;
154. Рязань (Рязанская обл.) МАУ ДО "РГДДТ", ОГБОУ "Школа №10";
155. Савинский (Архангельская обл.) ГБПОУ АО "ПТПТ";
156. Сангар (Респ. Саха /Якутия/) МБОУ "Сангарская гимназия";
157. Санкт-Петербург ГБОУ Гимназия № 343, ГБОУ лицей №179, ГБОУ СОШ 72 Калининского района Санкт-Петербурга, ГБОУ СОШ №176 Калининского района Санкт-Петербурга, ГБОУ школа № 253 Приморского района Санкт-Петербурга им. капитана 1-го ранга П.И.Державина;
158. Саров (Нижегородская обл.) МБОУ Школа №12;
159. Светлогорское (Краснодарский край) МБОУ СОШ №9;
160. Севастополь ГБОУ ЦДО "Малая академия наук", Севастопольский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи;
161. Симферополь ГБОУ ДО РК "МАН "Искатель", МБОУ "Симферопольская академическая гимназия", МБОУ СОШ №8 г. Симферополя;
162. Скопин (Рязанская обл.) Филиал МБОУ "Горловская СОШ" "Клекотковская ООШ";
163. Смоленск (Смоленская обл.) МБОУ "СШ №3" г. Смоленска, МБОУ Лицей № 1 им. академика Б.Н.Петрова, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска";
164. Снежинск (Челябинская обл.) МБОУ "СОШ №135 имени академика Б.В. Литвинова";
165. Сокол (Респ. Карелия) МБОУ Подужемская СОШ;
166. Стаево (Тамбовская обл.) МБОУ Стаевская СОШ;
167. Старомарьевка (Ставропольский край) МКОУ "СОШ №7";
168. Староминская (Краснодарский край) МБОУ СОШ №9;
169. Старый Оскол (Белгородская обл.) МАОУ "СОШ №27 с УИОП", МАОУ "Средняя политехническая школа № 33";
170. Стаханов (Луганская обл.) ГБОУ ЛНР "Стахановский учебно-воспитательный комплекс № 29";
171. Строитель (Белгородская обл.) МБУ ДО "Станция юных натуралистов Яковлевского городского округа";
172. Ступино (Московская обл.) МБОУ Лицей №2;
173. Судак (Респ. Крым) МБОУ СОШ №2;
174. Сузаново (Оренбургская обл.) МОБУ Сузановская СОШ;
175. Сургут (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МБОУ Лицей №3, МБОУ СОШ №15, МБОУ СОШ №6;
176. Сухиничи (Калужская обл.) МКОУ "СОШ № 12";
177. Сухоногово (Костромская обл.) МКОУ Чернопенская СОШ;
178. Сысерть (Свердловская обл.) МАОО СОШ № 1;
179. Тазовский (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ ТСОШ;
180. Тамбов (Тамбовская обл.) ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества";
181. Тверь (Тверская обл.) МОУ СОШ № 11;
182. Тимирязевский (Челябинская обл.) МУ ДО "РЦДТ";
183. Томск (Томская обл.) МАОУ СОШ № 25;
184. Троицкий (Белгородская обл.) МБОУ "Троицкая СОШ";
185. Тугулук (Ставропольский край) МОУ СОШ №8;
186. Тула (Тульская обл.) ГОУ ДО ТО "Областной эколого-биологический центр учащихся";
187. Тында (Амурская обл.) МОБУ "Лицей №8";
188. Тюмень (Тюменская обл.) ГАПОУ ТО "ТТСИ и ГХ", МАОУ СОШ № 63;
189. Улан-Удэ (Респ. Бурятия) МАОУ ДО ГДДЮТ, МАУ ДО ЦДО "МАН";
190. Ульяновск (Ульяновская обл.) МБОУ Гимназия № 65 имени Н.Сафронова;
191. Урусовская (Вологодская обл.) МБОУ "Нижнекулойская средняя школа";
192. Усть-Кинельский (Самарская обл.) ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский;
193. Уфа (Респ. Башкортостан) МБОУ ДО "ЦДТ "Парус";
194. Федоровский (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МБОУ "Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов";
195. Хабаровск (Хабаровский край) КГБ ПОУ ХТТБПТ, МАУ ДО "Детский эколого-биологический центр";
196. Хреновое (Воронежская обл.) МКОУ Хреновская СОШ №2 им. Левакова;
197. Чебоксары (Чувашская Республика) МАОУ "Лицей №4" г. Чебоксары, МБОУ "СОШ №56", МЦК-ЧЭМК Минобразования Чувашии;
198. Челябинск (Челябинская обл.) ГБПОУ "ЮУрГТК";
199. Чердаклы (Ульяновская обл.) МКУ ДО "Чердаклинский ЦДО";
200. Черепаново (Новосибирская обл.) МКУ ДО - ДДТ Черепановского района;
201. Череповец (Вологодская обл.) МБОУДО "ДДЮТ имени А.А. Алексеевой";
202. Черногорск (Респ. Хакасия) ООШ №6 - филиал МОУ СОШ №7;
203. Чоя (Респ. Алтай) МОУ "Чойская СОШ";
204. Чутановка (Тамбовская обл.) Филиал МБОУ "Уваровщинская СОШ" в с. Чутановка;
205. Шимановск (Амурская обл.) МОАУ "СОШ с УИОП №2 г. Шимановска";
206. Шиновка (Тамбовская обл.) Филиал МБОУ Уваровщинская СОШ в с. Шиновка;
207. Щекино (Вологодская обл.) АОУ ВО "Образовательный центр - кадетская школа "Корабелы Прионежья";
208. Элиста (Респ. Калмыкия) МБОУ "СОШ №10 им. В. Бембетова", МБОУ "Элистинский лицей";
209. Южно-Сахалинск (Сахалинская обл.) МАОУ Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина;
210. Ярославль (Ярославская обл.) ГОАУ ДО ЯО "Центр детей и юношества";
211. Ясенки (Воронежская обл.) МКОУ Ясенковская СОШ.

Участники конкурса представили следующие субъекты РФ: Алтайский край, Амурская обл., Архангельская обл., Астраханская обл., Белгородская обл., Брянская обл., Волгоградская обл., Вологодская обл., Воронежская обл., Еврейская АО, Забайкальский край, Иркутская обл., Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская обл., Калужская обл., Кемеровская обл., Костромская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Курганская обл., Липецкая обл., Москва, Московская обл., Мурманская обл., Нижегородская обл., Новгородская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Оренбургская обл., Приморский край, Псковская обл., Респ. Алтай, Респ. Башкортостан, Респ. Бурятия, Респ. Дагестан, Респ. Калмыкия, Респ. Карелия, Респ. Коми, Респ. Крым, Респ. Саха /Якутия/, Респ. Северная Осетия – Алания, Респ. Татарстан, Респ. Хакасия, Ростовская обл., Рязанская обл., Самарская обл., Санкт-Петербург, Сахалинская обл., Свердловская обл., Севастополь, Смоленская обл., Ставропольский край, Тамбовская обл., Тверская обл., Томская обл., Тульская обл., Тюменская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская обл., Хабаровский край, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Челябинская обл., Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий АО, Ярославская обл.
В конкурсе также приняли участие представители Луганской народной республики и Могилевской области Республики Беларусь.
512 педагогов представили на конкурс 967 работ.

I. Номинация «Теория, методики и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся». Участники проявили интерес к темам, связанным с организацией проектной деятельности, особенностям работы с одаренными детьми, аспектам подготовки педагога к руководству проектной деятельностью учащихся, организации групповых проектов и работе в научных сообществах учащихся, значению проектной деятельности в профориентационной работе и, в частности, ориентации на научную карьеру в будущем. В целом от работ, представленных на конкурс, осталось приятное впечатление.
В качестве положительного итога конкурса хочется обозначить активность некоторых педагогов, которые представили на конкурс не одну работу, многие – 3-4 работы, до 10 и более. Например, Гущина Юлия Андреевна (более10 работ), все высокого уровня, с теоретической базой и практическими разработками.
Рассмотрим общие тенденции конкурсных работ, связанных с методикой исследовательской и проектной деятельности, и анализ некоторых примеров лучших работ.
1. Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках. Исследовательская и проектная деятельность активно включается педагогами в обычные уроки в виде отдельных фрагментов при изучении новых тем, в виде итоговых и обобщающих занятий, в качестве лабораторных, самостоятельных работ. Таким образом исследовательские навыки отрабатываются непосредственно в урочной деятельности. Приведем некоторые примеры из конкурсных работ педагогов.
Еньшина Н.В. из МОУ "Новоуколовская СОШ" Белгородской области в работе «Технология проблемного диалога на уроках литературы как средство реализации требований ФГОС по внедрению исследовательской деятельности» рассказывает о том, как на своих уроках применяет технологию проблемно-диалогического обучения для постановки темы и задач урока, а также их решения. Создание необходимых условий, способствующих формированию проблемно-диалогической компетенции учащихся, позволяет решить проблемы гуманитарного образования в свете новых стандартов образования, а также повысить качество знаний учащихся по литературе.
Тараненко И.В., ГБОУ СОШ № 253, г. Санкт-Петербург в работе «Организация исследовательской деятельности младших школьников» раскрывает методику "исследовательского обучения. Ирина Вацловна показывает на конкретных приемах, как ученики овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности изучаемых объектов по их признакам и свойствам. В процессе этой деятельности учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления.
Исследовательская деятельность успешно применяется на уроках физики. Новикова В.Г. из МБОУ СОШ №7. г. Медногорска в своей работе «Формирование у школьников универсальных учебных действий средствами исследовательской и проектной деятельности» пишет: "На уроках физики успешно реализуется проект «Применение нанотехнологии в школьном курсе изучения физики», главной целью которого является практическое применение учащимися 10-11 классов теоретических знаний по предмету физика. Учащиеся организуют собственную фирму, в ходе деятельности изучают основные этапы ее формирования, применения. Учебный проект представляет собой физическую виртуальную-лабораторию, занятия в которой дают ученикам возможность работать с компьютерными программами, заменяющими работу дорогостоящего оборудования (туннельный микроскоп), критически осмысливать ее, осуществлять научный анализ, решать задачи, раскрывающие строение наночастиц, осваивать применение наночастиц в науке, технике, в медицине.
О том, как важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины в школьном курсе географии, рассказывает Н.А. Попова из МКОУ ООШ, с. Песковатка, Воронежская область в работе «Научная и исследовательская деятельность на уроках географии» Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверке знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приемам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии.
Содержательная и методически интересно выстроена работа Прокопьевой С.А., МАОУ «СОШ с УИАЯ №27», г. Ангарска «Особенности организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе (из опыта работы)». Светлана Алексеевна последовательно доказывает, что проектная деятельность учащихся на протяжении 2-х лет позволила заложить основы исследовательской культуры у обучающихся, раскрыть творческий потенциал одаренных детей. Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности. В ходе планирования и выполнения проектных работ учащиеся осваивают умение оперировать гипотезами, приобретают опыт решения интеллектуальных задач, опыт работы в группе, совершенствуют свою коммуникативную культуру.

2. Организация учебного исследования по различным направлениям науки. Представлен богатый арсенал методик для организации учебного исследования по различным направлениям науки: химия, физика, биология, экология, литературоведение и т.д.».
Е.В. Ваторопина из СОШ № 1, г. Сысерть, Свердловская область прислала образовательный проект "Школьный журнал на английском языке" как средство развития познавательного интереса обучающихся к изучению иностранного языка». Стратегические цели проекта – повышение качества образования через создание условий для развития творческих способностей и познавательной активности школьников, повышения их мотивации к изучению английского языка, создание живой, активно работающей информационной среды в школе. Таким образом, этот проект не только способствует лучшему усвоению английского языка, но и позволяет внедрять ИКТ в образовательную деятельность, воспитательную работу, организовать досуг школьников с использованием современных технологий.
Разнообразие форм и методов исследовательской и проектной деятельности представлено в работе Городецкой Т.Н. «Организация коллективных форм проведения проектов и исследований (из опыта работы кафедры общественных наук)». Как выдвинуть проектную идею и ее, продумав, обосновать? Как создать проект, проанализировав все риски на основе маркетинговых исследований актуальных проблем? Что сделать для того, чтобы проект был востребован обществом? Как защитить проект на внешнем уровне, чтобы он нашел спонсорскую поддержку? Как реализовать проект, для того чтобы увидеть результат своей деятельности? Как научиться коммуникациям, правильному ведению переговоров, умению добиваться поставленных целей праведными путями? Вот неполный перечень задач, которые автор с коллегами и с учащимися лицея отрабатывают в рамках проектно-исследовательской деятельности.
Оригинальным опытом организации исследовательской и проектной деятельности делится Рябченко Е.А., из МБОУ "Гимназия №117", Ростов-на-Дону в своей работе «Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. Программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Киндерлаб. Детская лаборатория»». Программа позволяет сформировать у обучающихся интерес к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширить свои знания в других предметных областях. Программа способствует популяризации науки. В программе содержится информация о механизмах интеграции таких учебных дисциплин, как химия, биология, экология, физика и иностранный язык (немецкий), о целесообразности использования данной технологии в работе учителя немецкого языка, реализующего идеи эффективной интеграции основного и дополнительного образования школьников, находятся учебные модули программы.

3. Дополнительное образование. Дополнительное образование обладает, пожалуй, неограниченными возможностями для реализации и развития исследовательской и проектной деятельности. Об этом свидетельствуют многие конкурсные работы. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.
Одной из лучших стала методическая разработка Беляковой И.В., Быковой Е.В. «Обобщение передового опыта деятельности педагогического коллектива ГБОУ ДО РК «МАН «Искатель» по осуществлению научных связей с учреждениями высшего образования Республики Крым и Российской Федерации по организации научно-исследовательской и поисковой работы с обучающимися». Целью данной работы стали разработка и описание новых видов сотрудничества педагогов дополнительного образования с научным кадровым потенциалом по развитию личности одаренных и талантливых детей в свете современных требований. Авторы раскрывают виды и формы такого сотрудничества, описывают наиболее интересные совместные достижения педагогов и представителей науки.
Заслуживает внимания практико-ориентированная работа Глушкова В.В. и Глушковой Н.А. из МБОУ «Уваровщинская СОШ» в селе Чутановка Тамбовской области «Особенности реализации исследовательской и проектной деятельности в системе дополнительного образования». Цель данной работы: изучение организационно-педагогических особенностей экологического лагеря, способствующих эффективному формированию у учащихся экологического типа сознания. Обогатить своё восприятие природы, получить новый взгляд на привычные объекты может помочь детям практика "погружения в природу", то есть проживание в условиях малоизмененных человеком ландшафтов. Интенсивность педагогического процесса в экологическом лагере «Заповедный волонтер» позволяет использовать все возможные формы работы. Обучение в рекреационном контексте обеспечивает заинтересованность и активность детей. Все это позволяет добиться высоких результатов в их экологическом образовании и развитии.
В работе «Комплексная геолого-астрономическая экспедиция «Звёзды Кубани» автор Камкин Д.М. из МБОУ ДО ДЮЦ г. Краснодара рассказывает о том, как с помощью исследовательской и проектной деятельности можно организовать интересный и полезный досуг детей.

4. Применение исследовательской и проектной деятельности в воспитательных целях.
На конкурс представлено немало работ, свидетельствующих о воспитательном потенциале исследовательской и проектной деятельности.
Например, эколого-краеведческий проект «По садам и паркам города Ярославля», присланный Блиновой А.Г., Винник С.В., Сатиной З.Ф. из ГОАУ ДО ЯО "Центр детей и юношества", г. Ярославль. Цель проекта: повысить у учащихся интерес к культурному, историческому и природному наследию своего родного города посредствам проектной и исследовательской деятельности. Важными этапами проекта было ботаническое изучение и описание объектов, а также сбор и анализ исторических и краеведческих материалов по паркам города. На основании собранного материала были разработаны экскурсионные маршруты для детей и взрослых. Для каждого маршрута были определены объекты показа, остановки на маршруте, сопроводительные тексты для экскурсоводов, разработаны творческие и практические задания для экскурсантов. Материал отбирался самый интересный и доступный для восприятия любой возрастной категорией. Каждый ребенок - участник проекта стал одновременно исследователем-краеведом, экскурсоводом и художником-дизайнером. Все это и определило большой образовательной результат в плане формирования патриотических чувств у участников проекта.
Коткова С.Б. из Аннинской СОШ №3, п.г.т. Анна Воронежской области в работе «Исследовательская деятельность учащихся как средство самоопределения и профориентации учащихся» рассказывает о том, как можно на уроках литературы заинтересовать старшеклассников исследовательской деятельностью в сфере гуманитарных наук. Автор пишет: «Успешность человека в современном мире во многом определяется его способностью организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Очень важно научить такой планомерной деятельности детей и постоянно мотивировать их на достижение целей. Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности профессионала. Если ученик заинтересован работой над проектом, с воодушевлением работает, познает азы производства, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным».
Интересную работу прислала С.Ю. Микулина из МБОУ «Колыванская СОШ №1», р.п. Колывань, Новосибирская область. Это сборник «Патриотическое воспитание обучающихся через организацию краеведческой исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности». Результатом систематической организации краеведческой исследовательской работы на уроках математики и во внеурочной деятельности стали сборники «Любимая Колывань в задачах», «Любимая школа в задачах», «Была война», «Сибирь мой край родной» для 5-7 классов, которые помогают в ненавязчивой форме запомнить многие исторические факты, способствуют патриотическому воспитанию обучающихся. Элементы краеведения, используемые мной на уроках математики, позволяют автору как учителю формировать гражданские качества личности и воспитывать любовь к своей малой Родине, к своему родному краю.

5. Внеурочная деятельность. Многие педагоги-предметники, участвующие в конкурсе, ведут дополнительную внеурочную работу, секции, кружки, на которых обучающиеся осваивают основы исследовательской и проектной деятельности.
Например, в работе «От развития творческих способностей – к выбору профессии на занятиях физического кружка» Аванесян Ларисы Григорьевны из МБОУ СОШ №4, пгт Афипский Краснодарского края представлен интересный опыт кружковой работы по физике, доказывающий, как увлеченность исследовательской работой может помочь ребятам выбрать жизненный путь. Учитель анализирует проекты учеников, используя труды талантливого педагога С.Т. Шацкого и опираясь на свой жизненный опыт.
Успешно воплощается идея практической исследовательской работы «Эврикум», предложенная МАН «Интеллект будущего». Антонова Лидия Игоревна из МБОУДО ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги в своей работе «Опыт работы с учащимися в проекте «Эврикум» как пропедевтика обучения исследовательской деятельности» пишет: «Terra-Experimentum» - это не только территория безопасных опытов, это хорошая учебная база, где в доступной для детей (даже начальной школы) рассказывается об этапах научно-исследовательской и проектной деятельности. Дети учатся экспериментировать, думать. У многих родителей просто нет времени на такую долгую работу и не хватает для этого терпения. Условия дополнительного образования не часто, но позволяют работать с детьми в малых группах и индивидуально. Все это развивает интерес ребенка и способствует вовлечению в учебно-исследовательскую и проектную деятельность. Причем, в дополнительном образовании ребенок работает с тем, что ему интересно, и в том темпе в каком ему удобно. Это самое главное».

6. Наставничество. Диссеминация педагогического опыта. Есть интересные примеры, когда педагоги делятся своим опытом с коллегами, проводят семинары, мастер-классы.
Одной из лучших по данному направлению стала работа А.Б. Венецкой из ДТДМ г. Магнитогорска «Сопровождение молодых/малоопытных педагогов в контексте формирования исследовательских и проектных компетенций» (из опыта работы «Школы Наставников»). Автор, на протяжении нескольких лет работая методистом во Дворце творчества детей и молодёжи с одаренными учащимися в НОУ, организуя и проводя ежегодно в Магнитогорске научно-практические конференции «Искатели, мыслители XXI века» (для 8-11 классов) и «Первые открытия» (для обучающихся 5-7 классов), сталкивалась с одной и той же проблемой – необходимостью организации консультирования и сопровождения молодых/малоопытных педагогов, которые начинают работать с обучающимися по написанию учебно-исследовательских и проектных работ. Для решения этой проблемы была создана городская проблемно-творческая группа «Школ наставников», в состав которой вошли опытные педагоги и молодые/малоопытные педагоги. Ядро ПТГ состоит из опытных педагогов, которые показали высокие результаты своей работы за последние пять лет, подготовили не только победителей и призеров городских, но и областных и Всероссийских конкурсов и конференций.
Новые возможности для организации проектной деятельности открывает Байло Ирина Николаевна, МАОУ СОШ № 8, г. Лабытнанги. Она провела мастер-класс для педагогов «Развитие креативного мышления на занятиях внеурочной деятельности «Построй свою историю». Ирина Николаевна делится своим опытом: «В нашей школе реализуется Федеральная площадка «Маленькое Сколково». И в рамках данного проекта проводятся занятия «Построй свою историю». Это инструмент для изучения русского и иностранных языков, предназначенный для начальной школы (II–V классы). Продукт LEGO Education позволяет проводить грамотный анализ готовых историй и обсуждать актуальные темы. Дети учатся работать с программой «Story visualizer». Проектная деятельность, представленная в работе, еще раз доказывает, что системно-деятельностный подход как важнейшая отличительная особенность стандартов нового поколения актуализирует изучение способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщения, предполагает чередование практических и умственных действий ребёнка.
Целую серию интересных и полезных работ прислала Солонченко С.С. из МБОУ СОШ № 31г. Белгорода. Все работы этого автора заслуживают внимания педагогов, работающих в начальной школе, т.к. содержат конкретные рекомендации по организации и проведению исследовательской деятельности с учениками младших классов. Это работы «Особенности проведения социологического опроса учащимися начальных классов в рамках НИР», «Особенности выделения объекта и предмета исследования в НИР ученика начальных классов», «Организация совместной работы учащихся разных возрастов на занятиях НОУ, или один день из жизни НОУ», «Командная семейная игра как способ вовлечения родителей в научно-исследовательскую деятельность детей», «Графическое представление результатов исследования НИР младших школьников».

Ещё можно отметить авторов лучших работ по итогам конкурса в номинации «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»:
Бондарева Светлана Ивановна, МАОУ СОШ №7 имени Г.К. Жукова, Армавир, Краснодарский край
Боровикова Анна Петровна, МБОУ "Железногорская СОШ №4", Железногорск-Илимский, Иркутская обл.
Гущина Юлия Андреевна, ГБПОУ "ЮУрГТК", Челябинск, Челябинская обл.
Зайцева Ирина Викторовна, МБОУ г. Астрахани "Гимназия №3", Астрахань, Астраханская обл.
Клишина Людмила Фёдоровна, МАУ ДО ДДТ "Городской" им. С.А. Шмакова, Липецк, Липецкая обл.
Коршунов Юрий Николаевич, МАОУ "Гимназия" г. Валдай, Валдай, Новгородская обл.
Кудинова Валентина Ивановна, МОУ "Новоуколовская СОШ", Новоуколово, Белгородская обл.
Кузьмина Ольга Владимировна, МОУ "Моготская СОШ", Могот, Амурская обл.
Лобузнова Екатерина Николаевна, ТОГБОУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества", Тамбов, Тамбовская обл.
Покашникова Мария Владимировна, МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ, Боровичи, Новгородская обл.
Руденко Ольга Николаевна, МКОУ "СОШ № 12", Сухиничи, Калужская обл.
Трубникова Ирина Павловна, МБОУ "Железногорская СОШ №4", Железногорск-Илимский, Иркутская обл.
Яковлева Ирина Ивановна, МАОУ "Лицей №5", Губкин, Белгородская обл.

II. Номинация «ДОРОЖНАЯ КАРТА НОУ»

Главной целью этой номинации конкурса было представление опыта действующих НОУ, выявление тенденций развития юношеского научного движения.
Комплексная программа развития НОУ была представлена педагогами из Челябинского ГБПОУ "ЮУр ГТК" Гущиной Ю.А. и Гущиным И. Н.. На основании присланных документов можно увидеть комплексный подход к работе в НОУ, который в первую очередь связан с созданием интеллектуально-творческой среды. Обращают на себя внимание и материалы Воронецкой В.И., которая постоянно создает условия для развития исследовательских компетенций учащихся. Об этом говорит и уровень работ учащихся, которые были представлены в номинации «Лучшая исследовательская работа учащегося и её анализ».
Лучшими работами этой номинации стали:
1. Гущин Иван Николаевич,
Челябинск, ГБПОУ "ЮУрГТК";
2. Гущина Юлия Андреевна,
Челябинск, ГБПОУ "ЮУрГТК";
3. Костыгов Станислав Юрьевич,
Бежецк, ГБПОУ "Бежецкий промышленно-экономический колледж";
4. Воронецкая Вера Ивановна,
Иркутск ИГУ, МБОУ г. Иркутска СОШ №35.

III. Номинация Лучшая исследовательская/проектная работа и её анализ.

В данной номинации педагогам-кураторам исследовательской деятельности учащихся предлагалось отправить на конкурс лучшую исследовательскую работу одного из учащихся НОУ, которая была выполнена за последние несколько лет в научном объединении. От педагога требовалось прокомментировать все сильные стороны работы. Очень жаль, что некоторые руководители работ невнимательно отнеслись к условиям конкурса и не представили анализ действительно замечательных работ.
В номинации участвовали 230 работ. Можно констатировать факт, что более половины работ могут действительно быть названы лучшими. Однако только работы, в которых был проведен адекватный анализ работы, мы отметили как лучшие!
В этой номинации хотелось бы отметить работы и их анализ, поступившие из МБУ ДО "Станция юных натуралистов" г. Бирюч Белгородской области Красногвардейского района. 15 работ и их подробный анализ руководителями показывает высокий уровень владения методиками выполнения исследовательских работ в области экологии и биологии.
Следует отметить, что и в других НОУ, которые связаны с системой дополнительного образования были выполнены сильные работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к работам учащихся.
Обращают на себя внимание замечательные работы с их анализом в области технической направленности: «Генетический алгоритм для обучения роботов-спасателей "RescueGen"», руководитель Глеч Е.В. (Севастополь, Респ., Крым ГБОУ ЦДО "Малая академия наук"), «Легенды расскажут... Российский внедорожник "Нива"», руководитель Андрюшина Н.П. (Зимницкая Слобода Брянская обл., МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.).
Среди работ гуманитарной направленности, можно было выделить работу, присланную руководителем Ивановым Е. М. «Особенности гендерного речевого поведения коммуникантов в англоязычных блогах» (г. Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №176, и работу «Из истории семьи Горбиковых», присланную руководителем работы Городецкой Т.Н. (Новосибирск, МАОУ-лицей №13 п. Краснообск).
Авторы лучших работ в этой номинации:
1. Аверина Екатерина Павловна,
Кемерово, Кемеровская обл., МБОУ ДО "ЦДОД им. В. Волошиной";
2. Андрюшина Наталья Петровна,
Зимницкая Слобода, Брянская обл., МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.;
3. Антонова Лидия Игоревна,
Калуга-1, Калужская обл., МКОУ ДОД "Куровской Дом художественного творчества детей";
4. Артемова Елена Николаевна, Шиновка,
Тамбовская обл., МБОУ "Уваровщинская СОШ";
5. Бабенкова Марина Викторовна,
Губкин, Белгородская обл., МБУ ДО "СЮН ";
6. Белокопытова Людмила Викторовна,
Погореловка, Белгородская обл., МБОУ "Погореловская СОШ", МБУДО "Станция юных натуралистов";
7. Беспалова Ольга Александровна,
Воронеж, Воронежская обл., МБУДО "Детский эколого-биологический центр "Росток";
8. Боровлёва Нина Егоровна;
Ульяновск, Ульяновская обл., МБОУ Гимназия № 65 имени Н.Сафронова, МКУ ДО "Чердаклинский ЦДО";
9. Боровских Елена Борисовна;
Бежецк, Тверская обл., ГБПОУ "Бежецкий промышленно-экономический колледж" ;
10. Веретенина Алина Владимировна,
Иркутск, Иркутская обл., МБОУ г. Иркутска СОШ №35;
11. Водичко Александр Александрович,
Тимирязевский, Челябинская обл., МУ ДО "РЦДТ";
12. Володина Тамара Володина
Букань, Калужская обл., МОУ Букановская СОШ;
13. Глеч Екатерина Викторовна,
Севастополь, Респ. Крым, ГБОУ ЦДО "Малая академия наук";
14. Городецкая Татьяна Николаевна,
Новосибирск, Новосибирская обл., МАОУ-лицей №13 п. Краснообск;
15. Григорьева Маргарита Николаевна,
Ивня, Белгородская обл., МБОУ "Ивнянская СОШ №1";
16. Данилова Марина Алексеевна,
Мичуринск, Тамбовская обл., МБОУ Стаевская СОШ;
17. Дыбова Валентина Викторовна,
Шимановск, Амурская обл., МОАУ "СОШ с УИОП №2 г. Шимановска";
18. Дымова Татьяна Николаевна,
Засосна, Белгородская обл., МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
19. Дьячкова Татьяна Викторовна,
Бирюч, Белгородская обл., МБОУ "СОШ г. Бирюча", МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
20. Златоуст Земфира Закиевна,
Абинск, Краснодарский край, МБОУ СОШ №9;
21. Иванов Евгений Михайлович,
г. Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №176 Калининского района Санкт-Петербурга;
22. Касаткина Оксана Николаевна,
Бирюч, Белгородская обл., МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
23. Кибирева Ирина Валерьевна,
Дульдурга, Забайкальский край, Агинский Бурятский округ, МБОУ "Дульдургинская СОШ";
24. Конюхов Игорь Николаевич,
Подымалово, Уфа, Респ. Башкортостан, МБОУ ДО "ЦДТ "Парус";
25. Костенко Елена Ивановна,
Бирюч, Белгородская обл., МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
26. Костыгов Станислав Юрьевич,
Бежецк, Тверская обл., ГБПОУ "Бежецкий промышленно-экономический колледж" ;
27. Косухина Людмила Васильевна,
Моршанск, Тамбовская обл., ТОГБПОУ "Многоотраслевой колледж";
28. Кравченко Лилия Сергеевна,
Веселое, Белгородская обл., МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
29. Литвинова Наталья Николаевна,
Бирюч, Белгородская обл., МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района, Управление образования администрации Красногвардейского района;
30. Лихачева Марина Дмитриевна,
Бирюч, Белгородская обл., МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
31. Мазилина Мария Николаевна,
Инжавино, Тамбовская обл., МБОУ "Инжавинская СОШ"
32. Макарова Елена Владимировна,
Благовещенск, Амурская обл., МОАУ СОШ №16;
33. Малышенко Светлана Васильевна,
Гулькевичи, Краснодарский край, ГБПОУ КК ГСТ;
34. Михайлова Мария Борисовна,
Хабаровск, Хабаровский край, КГБ ПОУ ХТТБПТ;
35. Михалёва Галина Константиновна,
Мегет, Иркутская обл., МБОУ "Мегетская СОШ";
36. Никифорова Екатерина Николаевна,
Саров, Нижегородская обл., МБОУ Школа №12;
37. Новикова Виктория Геннадьевна,
Медногорск, Оренбургская обл., МБОУ "СОШ №7. г. Медногорска";
38. Панова Людмила Геннадьевна
Новосибирск, Новосибирская обл., МБОУ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "ЛИЦЕЙ № 12";
39. Пахарь Виктор Вячеславович,
Сузаново, Оренбургская обл., МОБУ Сузановская СОШ;
40. Рубцова Татьяна Владимировна,
Калтан, Кемеровская обл., МБОУ "СОШ №1";
41. Сергеев Николай Иванович,
Губкин, Белгородская обл., МАОУ "Лицей №5";
42. Скуратова Анна Геннадьевна,
Николаевка, Белгородская обл., МОУ "Николаевская средняя общеобразовательная школа";
43. Солонченко Светлана Сергеевна,
Белгород, Белгородская обл., лицей №38, МАНОУ "Шуховский лицей", МБОУ СОШ №31;
44. Ткаченко Инна Юрьевна,
Владикавказ, Респ. Северная Осетия - Алания, МБОУ Гимназия № 45 им. Жоржа Дюмезиля;
45. Тютина Ольга Ивановна, Анна,
Воронежская обл., МБОУ Аннинская СОШ №3;
46. Ускова Лариса Васильевна,
Вологда, Вологодская обл., БОУ СПО ВО ВКТД;
47. Шабалова Ольга Евгеньевна,
Южно-Сахалинск, Сахалинская обл., МАОУ Гимназия № 1 им. А.С. Пушкина;
48. Шаймухаметова Эльвира,
Казань, Респ. Татарстан, ГАОУ "Школа Иннополис";
49. Щербаков Сергей Викторович,
Бузулук, Оренбургская обл., ГАПОУ "БСК";
50. Яковлева Ирина Ивановна,
Губкин, Белгородская обл., МАОУ "Лицей №5", МБОУ "СОШ №7".

IV. Номинация «Методическая составляющая НОУ»
Авторы лучших работ в этой номинации:
1. Аверина Екатерина Павловна, Кемерово, Кемеровская обл., МБОУ ДО "ЦДОД им. В. Волошиной";
2. Алцыбеева Инесса Антоновна, Белгород, Белгородская обл., МБОУ СОШ №11 г. Белгорода;
3. Аминева Наталья Леонидовна, Воронеж, Воронежская обл., МБУДО "Детский эколого-биологический центр "Росток", МОУДОД СЮН №1;
4. Базанова Марина Анатольевна, Череповец, Вологодская обл., МБОУДО "ДДЮТ имени А.А. Алексеевой";
5. Венецкая Анастасия Борисовна, Магнитогорск, Челябинская обл., МАУ ДО "ДТДМ" г. Магнитогорска;
6. Воронецкая Вера Ивановна, Иркутск, Иркутская обл., ИГУ, МБОУ г. Иркутска СОШ №35;
7. Гущин Иван Николаевич, Челябинск, Челябинская обл., ГБПОУ "ЮУрГТК";
8. Гущина Юлия Андреевна, Челябинск, Челябинская обл., ГБПОУ "ЮУрГТК";
9. Забашта Елена Георгиевна, Знаменский, Краснодарский край, МБОУ ДО ДМЦ, МБОУ СОШ № 74;
10. Златоуст Земфира Закиевна, Абинск, Краснодарский край, МБОУ СОШ №9;
11. Костыгов Станислав Юрьевич, Бежецк, Тверская обл., ГБПОУ "Бежецкий промышленно-экономический колледж" ;
12. Костырченко Светлана Николаевна, Бирюч, Белгородская обл., МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
13. Кочеткова Ольга Валерьевна, Магнитогорск, Челябинская обл., МАУ ДО "ДТДМ" г. Магнитогорска;
14. Лир Светлана Васильевна, Челябинск, Челябинская обл., ГБПОУ "ЮУрГТК";
15. Лихачева Марина Дмитриевна, Бирюч, Белгородская обл., МБУ ДО "Станция юных натуралистов" Красногвардейского района;
16. Лобанова Лариса Викторовна, Баган, Новосибирская обл., МКОУ Баганский ДДТ;
17. Лопарева Анжелика Анатольевна, Барнаул, Алтайский край, МБОУ "Лицей №2", ЧОУ БКШ;
18. Михалёва Галина Константиновна, Мегет, Иркутская обл., МБОУ "Мегетская СОШ";
19. Покашникова Мария Владимировна, Боровичи, Новгородская обл., МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ;
20. Розова Лариса Евгеньевна, Череповец, Вологодская обл., МБОУДО "ДДЮТ имени А.А. Алексеевой";
21. Саяпина Светлана Викторовна, Благовещенск, Амурская обл., МАОУ ДО "ЦЭВД г. Благовещенска";
22. Тараканова Елена Викторовна, Абакан, Респ. Хакасия, МБОУ "СОШ №11", МОУ "СОШ №11";
23. Ускова Лариса Васильевна, Вологда, Вологодская обл., БОУ СПО ВО ВКТД;
24. Шарова Лариса Ивановна, Воронеж, Воронежская обл., МБУДО "Детский эколого-биологический центр "Росток";
25. Яковлева Ирина Ивановна, Губкин, Белгородская обл., МАОУ "Лицей №5", МБОУ "СОШ №7".

Достоинством лучших работ является самостоятельность, оригинальность (наличие новых идей), хороший язык изложения, практические разработки, уже имеющиеся результаты, анализ и определение перспектив дальнейшей работы.
По итогам конкурса педагоги-победители конкурса вполне могут стать участниками педагогической конференции и ведущими мастер-классов как для тех, кто только начинает или хочет совершенствоваться в руководстве проектной деятельностью учащихся, так и друг для друга.

В то же время хотелось бы отметить некоторые моменты, дать комментарии, которые могли бы повысить продуктивность конкурса:
1. Удивило большое количество чисто реферативных работ, по сути, конспект самых базовых общих требований для начала педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся. Педагоги по каким-то причинам не смогли сделать очень небольшой, но в то же время эффективный ход: хотя бы «привязать» эти положения к своей работе (Это я использую на уроке так... Это новый для меня тезис, я попробую использовать его, когда... В качестве примера можно вспомнить из моей педагогической практики... и пр.)
2. Еще более удивило наличие на конкурсе работ, вообще никак не относящихся к проектной и исследовательской деятельности. Даже слов таких в работах (их не много, но несколько) найти не удалось. Также можно сказать, что некоторые педагоги по каким-то причинам не сделали хотя бы небольшую работу, чтобы показать какую-то связь, простроить мостик между своей практикой и заявленной темой конкурса.
3. Третий и последний комментарий будет отчасти утверждением, отчасти предположением. Понятно, что педагоги часто брали уже готовые свои работы и не стремились «вырасти», выполняя задание конкурса. Возможности «отточить» свое мастерство в проектной и исследовательской деятельности в условиях конкурса использованы не в полную силу.

Отдельным пунктом, одновременно и положительным, и отрицательным, хотелось бы отметить, что в конкурсе приняли участие педагоги средних специальных учебных заведений, и их было очень мало, единицы.
Итак, анализируя высказанные замечания, можно сказать, что некоторые педагоги не до конца понимают инновационный смысл введения в образовательную практику проектной и исследовательской деятельности. Они, скорее всего, полагаясь на свой опыт, считают, что и ранее у них все было, они все это и так делали, только теперь это будет называться по-другому. Ранее называли ЗУНы – теперь компетенции, ранее лабораторная работа – теперь исследование, ранее мероприятие – теперь проект. Поэтому не видят разницу между сценарием праздника, методической разработкой, статьей, планом работы - и - настоящим проектом или исследованием. Преемственность опыта, уже имеющихся наработок и новыми формами работы должна быть. Но в данном случае, вероятно, более важно показать таким педагогам революционность, необходимость новых компетенций, даже в чем-то отказ от старого багажа, необходимость обучения новым образовательным технологиям.
Лучше всего это, конечно, удалось бы, если теперь, после дистанционного конкурса, организовать семинар, на который приедут участники конкурса, которые захотят совершенствоваться. Один день, как говорилось выше, мог бы стать конференцией и мастер-классом с участием победителей конкурса. Но, и это самое главное, каждая работа участника могла бы быть подробно проанализирована, разобрана в индивидуальной консультации с экспертами, именно не с точки зрения критики, а на предмет обнаружения и обсуждения «точек роста». И, конечно, завершать такую встречу должен бы групповой семинар, может быть, в двух группах, «для начинающих» и «для продвинутых».
В заключение отметим, что, похоже, пик интереса к проектной и исследовательской деятельности в образовании еще впереди. Есть первые педагогические победы, достижения, обнаружились проблемы, понятна всеобщая необходимость овладения компетенцией сопровождения исследовательской и проектной деятельностью учащихся, необходимость ведения педагогом собственных проектов и исследований. Тема должна быть очень активно востребована в ближайшие годы, нам есть, что в ней сказать, и о наших возможностях надо широко и громко заявлять.