Статистика

Просмотрено статей : 138042238
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 4191
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Итоги проведения акции «Мир науки и техники»  

В акции участвовали представители 76 населенных пунктов 40 субъектов РФ, а также представители ЛНР. Результатами акции «Мир науки и техники» в 2018-2019 учебном году стало привлечение 27365 школьников к различным областям, связанным с наукой, с научными исследованиями, с людьми, делающими научные открытия и использующими достижения науки в наукоёмких производствах. В акции в качестве организаторов, экспертов, волонтеров приняли участие 1250 взрослых – педагогов, ученых, родителей.

К активному участию в акции были привлечены коллективы научных объединений учащихся. Педагоги-наставники и сами учащиеся – члены НОУ знакомились с учеными, с современными достижениями различных наук, с нерешёнными научными задачами, встречались с представителями научного сообщества, принимали участие в командных научно-популярных играх, конкурсах, выступали на научно-исследовательских конференциях со своими работами, представляли свои первые достижения.

Весьма успешно прошли научно-исследовательские игры «Научная эстафета» и «Затерянная экспедиция», сценарии которых были разработаны в Малой академии наук «Интеллект будущего». Подтверждением этого стали многочисленные положительные отзывы педагогов и школьников. Так, например, М.П. Дюжова из ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги пишет: «В играх приняли участие ученики из МБОУ СОШ № 33 и 50 г. Калуги. В ходе игр ребята прошли мини-тренинг на сплочение в командах, в доступной форме ознакомились с алгоритмом исследовательской деятельности, расширили и закрепили активный понятийный словарь исследователя. Выполняя задания учебной игры, ребята ненадолго стали самыми настоящими учеными и узнали, как исследователи делают свои открытия, научились ставить цель, выдвигать гипотезу, аргументировать актуальность предлагаемых тем. Все раунды прошли оживленно и энергично. Во время рефлексии участники поделились тем, что получили сильную мотивацию к практическим действиям в научно-исследовательской деятельности».

Группа организаторов из МБОУ СОШ УИОП Зернограда Ростовской области, возглавляемая В.И. Слиньковой, провели опрос участников исследовательских игр и выяснили, что большинство ребят считают, что работа в группах была всегда интересная, живая, каждый защищает свою точку зрения, но в споре появляется правильная и точная формулировка. Треть школьников из 335 принявших участие в игре решили выполнять собственные исследования. Общее впечатление об игре: «Игра очень интересная, очень, очень, дала нам столько новых знаний об исследованиях. Сдружила нас, мы теперь больше будем выполнять исследовательских работ».

Во многих образовательных учреждениях проведены исследовательские олимпиады по различным предметам. Специальные задания разработаны экспертами МАН для учащихся, знакомых с исследовательской деятельностью, уже выполнявших работы в выбранной области. Исследовательская олимпиада – новый тип олимпиад, предполагающий понимание хода проведения исследовательской и проектной деятельности, проверяющий знание основных этапов исследования, умение делать выводы на основе имеющейся информации и т.п.

Л.В. Артамонова из МБОУ Лицей № 2 Ступино Московской обл., организатор акции, прислала отзывы семиклассников, выполнявших эту олимпиаду:

• "Исследовательская олимпиада по биологии была очень увлекательной. Мы выбрали интересующую нас проблему и постарались выполнить все этапы исследовательской работы".
• "Очень интересно выдвигать гипотезы, предлагать свое видение проблемы. Но сложно отстаивать свою позицию".
• "Олимпиада по биологии оказалась очень сложной, но интересной"
• «Исследовательская олимпиада очень понравилась. Совместная работа позволила нам стать сплоченными и лучше понимать друг друга".

Организатор акции И.В. Кибирева из МБОУ "Дульдургинская СОШ", Дульдурга, Забайкальский край, поделилась своим мнением о пользе проведенных олимпиад: «Учащимся были предложены направления (биология, химия, физика, гуманитарное) для объединения в группы для их дальнейшей работы. Далее каждой команде были предложены проблемные ситуации. Каждая команда-участник олимпиады выбирали одну проблему в интересующей их области. При анализе проведенной олимпиады педагогами отмечено, что игра способствует формированию и развитию исследовательских умений школьников. В командах присутствовали учащиеся, которые ранее выполняли исследовательские работы, поэтому знакомы со всеми шагами программы исследования. Но большинство – это учащиеся, которые впервые столкнулись с исследованиями. Олимпиада поучительна. Рекомендуется для использования в дальнейшей работе не только в школе, но и на районном уровне. По отзывам учащихся, можно отметить, что олимпиада была очень интересной и познавательной. Общая проблема помогла им работать в команде. Они узнали все важные составляющие исследовательской работы. Это поможет им в дальнейшем создавать проекты, выполнять исследовательские работы, а также пригодится и для дальнейшего обучения в вузах».

Продуктивными и насыщенными были мероприятия по популяризации науки и техники. Члены научных объединений учащихся под руководством педагогов-наставников организовали и провели встречи с учеными, с представителями наукоёмких предприятий с целью профориентации учащихся на научную деятельность и раскрытия тенденций развития современной науки, производства и общества.

Н.Н. Чепракова из МКОУ "СОШ № 9" г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики считает, что такая совместная работа учителей и учащихся, конечно же, имеет положительные результаты. Данная работа не ограничивается рамками уроков. Эти мероприятия стимулируют самостоятельность детей, дисциплинируют, подстёгивают к дальнейшим продуктивным действиям. Ребята понимают, что исследовательская и проектная деятельность – это возможность проявить себя, выступить в новой для себя роли. Развиваются креативные способности детей, они учатся строить взаимоотношения, преодолевать трудности. Ребята ощущают свою значимость, что также повышает мотивацию к дальнейшему обучению».

О разнообразии мероприятий в рамках акции можно судить по отдельным примерам. Так, Н.А. Николаева из «Лицея № 121» г. Казани, Республика Татарстан, прислала целую программу мероприятий, посвященных акции «Мир науки и техники»:

• Лекция в рамках Субботнего университета
• ККУ ПРОФлекторий на тему «Атлас новых профессий – мир прогнозов» Фестиваль медицины «Ак халатлы фәрештәләр Ангелы в белых халатах» на базе Казанского государственного медицинского университета
• Встреча с выпускницей НОУ студенткой КФУ Гайнуллиной Л.
• Проведение научно-популярной игры с учащимися «Экологика»
• Просмотр и обсуждение художественного фильма
• «Игры разума»
• Публичное выступление членов НОУ с презентацией своих работ на конференции «Айтматовские чтения».
• Республиканский этап Всероссийской олимпиады по экологии
• Городская открытая эколого-биологическая олимпиада школьников 6-8 классов в сфере дополнительного образования
• Публичное выступление членов НОУ с презентацией своих работ на конференции «Зимние чтения имени М.П. Симонова».

Творчески подошли к проведению акции в МБОУ СОШ №11 г. Белгорода. Организатор акции И.А. Алцыбеева сообщает: «Игру «Затерянная экспедиция» мы провели по предложенному сценарию, но изменили тему, связали с химией. Были проведены игра «Я фармацевт» и тематическая олимпиада для учащихся 10 классов. Викторины, связанные с химией и занимательными опытами, проведены в 5 – 11 классах. Ребята с удовольствием посмотрели и обсудили научно – популярные фильмы «Развитие Фармакологической промышленности», «Нанотехнологии», «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева».

Активно откликнулись на предложение провести акцию наши коллеги из отделений МАН «Интеллект будущего». Например, Н.Е. Боровлёва из МКУ ДО "Чердаклинский ЦДО", г. Ульяновск, Ульяновская обл., пишет: «В рамках Недели науки региональное отделение МАН «Интеллект будущего» МКУ ДО Чердаклинского ЦДО с 04.02 по 08.02. 2019 года провело общероссийскую акцию "Мир науки и техники» по направлениям: робототехника, физика, химия, филология, экономика, астрономия и др. В мероприятиях приняли участие 18 обучающихся МКУ ДО Чердаклинского ЦДО и 11 педагогов дополнительного образования. Педагоги в контексте данного мероприятия применяли различные формы и методы учебной и исследовательской деятельности. Наука может быть интересной даже для самых маладших детей – дошколят и учеников начальной школы. Например, воспитанники объединения "Очень умелые ручки" (рук. Долганина Наталья Михайловна) под руководством педагога приняли участие в мастер-классе "Простая наука. Увлекательные опыты и эксперименты". Эксперименты носили звучные названия "Летающая каша", "Чудо телефон", "Чудо прическа", "Крышка из бумаги". Всем участникам было интересно и познавательно применять физические законы, казалось бы, в шуточных играх, но с большим научным подтекстом».

К акции приурочены школьные конференции, на которых были заслушаны исследовательские и проектные работы учащихся. А в качестве экспертов были приглашены учёные, научные сотрудники, аспиранты. Такие конференции под руководством организаторов акции прошли практически во всех образовательных учреждениях, принявших участие в акции. Например, в МБОУ "СОШ №56", Чебоксары, Чувашская Республика, - 42 человека (организаторы В.Л. Бобин, Т.Г. Пирогова, Н.А. Ерохина); МБОУ "Колыванская СОШ №1", Колывань, Новосибирская обл. – 269 человек (организаторы С.Ю. Микулина, Н.В. Ханеева) и т.д.

По мнению участников акции, увлекательные задания, разработанные экспертами Малой Академии наук, способствовали погружению ребят в процесс научного творчества и школьного исследования. В целом, популяризация научных знаний и привлечение воспитанников к научному творчеству способствуют формированию внутренней мотивации к познавательной деятельности. Мир науки стал более доступен и привлекателен благодаря участию во Всероссийском проекте.