28.12.2017

Итоги XX Всероссийского конкурса педагогов «Образовательный потенциал России»

Подведены итоги масштабного XX всероссийского конкурса педагогов «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Участники из различных регионов нашей страны прислали интересные, продуманные, соответствующие требованиям современной педагогики работы. Спасибо вам, дорогие коллеги, за готовность к взаимодействию, за открытость и щедрость, с которой вы поделились своими взглядами, мнениями, профессиональным и личным опытом. Ваши работы показали, что педагогов искренне волнуют вопросы не только сегодняшнего развития российского образования, но и его завтрашних перспектив, его инновационного развития. В стране есть огромный педагогический потенциал, с помощью которого можно достойно отвечать на вызовы времени. И этот потенциал – в каждом из вас, дорогие участники! Спасибо за ваш труд, за вдохновение, творчество и готовность двигаться вперед самим и продвигать нашу педагогику к новым высотам!

География участников

Абакан (Респ. Хакасия) МБОУ "СОШ №18";
Алексеевка (Самарская обл.) ГБОУ СОШ №4 п.г.т.Алексеевка г.о.Кинель;
Анапа (Краснодарский край) МБОУ гимназия "Эврика";
Армавир (Краснодарский край) ГБПОУ КК АМТТ;
Астрахань (Астраханская обл.) ГАУ ДО "АОЦРТ";
Афипский (Краснодарский край) МБОУ СОШ №4 пгт Афипского;
Байкит (Красноярский край) МБОУ БСШ;
Балабаново (Калужская обл.) МОУ СОШ №4;
Барнаул (Алтайский край) МБОУ Гимназия №45;
Белгород (Белгородская обл.) ГБУ ДО БелОДЭБЦ г. Белгород, МБДОУ д/с № 53 , МБОУ "СОШ № 39", МБОУ СОШ № 4 г. Белгорода; МБОУ "Начальная школа-детский сад №44";
Белово (Кемеровская обл.) МБУДО ДТДиМ города Белово, МБОУ Лицей №22 г. Белово;
Бийск (Алтайский край) МБДОУ "ЦРР-Детский сад № 7", МБОУ "СОШ №17 с углубленным изучением музыки и ИЗО";
Брянск (Брянская обл.) МБОУ СОШ №2 г. Брянска;
Вача (Нижегородская обл.) МБОУ Вачская СОШ;
Великий Новгород (Новгородская обл.) МАОУ "СОШ № 9", МАОУ Гимназия №4;
Верхнемарково (Иркутская обл.) МОУ СОШ п. Верхнемарково УКМО;
Веселая Лопань (Белгородская обл.) МОУ "Веселолопанская СОШ";
Вихоревка (Иркутская обл.) Школа-интернат №25 ОАО "РЖД";
Владикавказ (Респ. Северная Осетия - Алания) ГБУ ДО ЦРТДЮ "Заря";
Воркута (Респ. Коми) МОУ "СОШ №43" г. Воркуты;
Воронеж (Воронежская обл.) МБОУ СОШ №55;
Гаджиево (Мурманская обл.) МБДОУ "Детский сад №6 "Светлячок";
Газ-Сале (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ ДО "Газ-Салинский ДЮЦ";
Георгиевск (Ставропольский край) МБДОУ №7 "Семицветик", МБОУ СОШ № 12 станицы Незлобной;
Дубровка (Брянская обл.) МБОУ Дубровская №1 СОШ им. генерал-майора Никитина И.С.;
Екатеринбург (Свердловская обл.) МАОУ Гимназия №155;
Железногорск (Красноярский край) МБУДО "ДХШ";
Зерноград (Ростовская обл.) МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда;
Иваново (Ивановская обл.) МБОУ "СШ №8";
Игнатовка (Калужская обл.) МКОУ "Игнатовская ОШ";
Ижевск (Удмуртская Республика) МОУ "Лингвистический Лицей №22 им. А.С.Пушкина";
Иннополис (Респ. Татарстан) ГАОУ "Лицей Иннополис";
Казань (Респ. Татарстан) МАОУ "Лицей №121" (Центр образования №178), МБОУ "Гимназия №9", МБОУ "Школа №147";
Калинино (Респ. Хакасия) МБОУ "Калининская СОШ";
Калуга (Калужская обл.) ГКОУ КО "Областной центр образования", ГОУ СПО "КСТ", МБОУ "СОШ №45", МБОУ ДО "ЦДОД "Радуга";
Кемерово (Кемеровская обл.) ГБНОУ "ГМЛИ", МБОУ "СОШ №37 им. Новикова Г.Г.", МБОУ ДО "ЦДОД им. В. Волошиной";
Киселевск (Кемеровская обл.) МБОУ "СОШ №14", МБОУ "СОШ №27";
Кольцово (Новосибирская обл.) МБУДО "Созвездие";
Комсомольский (Респ. Мордовия) МБОУ "Комсомольская СОШ №1";
Кондратово (Пермский край) МАОУ "Кондратовская средняя школа";
Котово (Волгоградская обл.) МБОУ ДО "ШИ" г. Котово;
Краснодар (Краснодарский край) МАОУ СОШ №17, МБОУ гимназия №54 г. Краснодара, МБОУ Лицей №12, МУ ДО "Малая академия";
Красноселькуп (Ямало-Ненецкий АО) МУ ДО "КЦ ДОД";
Кременки (Калужская обл.) МОУ СОШ им. Е. Р. Дашковой с УИОП г. Кремёнки;
Кубинка (Московская обл.) МБОУ Кубинская СОШ №2 им. Героя СССР Безбородова В.П.;
Лаголово (Ленинградская обл.) МОУ Лаголовская ООШ;
Лесной (Свердловская обл.) МБУДО "Детская музыкальная школа";
Липецк (Липецкая обл.) ГБУ ДО ЦДО "ЭкоМир" ЛО, МБОУ Гимназия №1;
Луначарский (Самарская обл.) ГБОУ СОШ пос. Луначарский СПДС "Дружная семейка";
Мариинский Посад (Чувашская Республика) МБОУ "ООШ", МБОУ "Гимназия №1" г. Мариинский Посад;
Мегион (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МБОУ "СОШ №4";
Мичуринск (Тамбовская обл.) МБОУ СОШ №19;
Мокшан (Пензенская обл.) МБОУ СОШ №2 имени А.Г. Малышкина;
Москва ГБОУ "Школа №1366"Москва (г. Москва) ГБОУ "Школа Глория", ГБОУ "Школа №1366", ГБПОУ "Воробьевы горы", МГОУ;
Муравленко (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ СОШ №4, Управление образования;
Нерюнгри (Респ. Саха /Якутия/) МБУДО "ЦРТДиЮ";
Нефтеюганск (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МБОУ "СОШ №6";
Нижневартовск (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МБОУ "СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов";
Нижнеудинск (Иркутская обл.) МКОУ СОШ №10 г.Нижнеудинска Иркутской области;
Нижний Новгород (Нижегородская обл.) МБОУ "Гимназия № 136";
Нижний Тагил (Свердловская обл.) МБОУ СОШ №20;
Новоаннинский (Волгоградская обл.) ГБПОУ "НСХК"Новокузнецк (Кемеровская обл.) Гимназия №48, МБНОУ "Гимназия №17", МБНОУ "Гимназия №62", МБОУ "СОШ №26";
Новокуйбышевск (Самарская обл.) ГБОУ гимназия №1 г. Новокуйбышевска;
Новороссийск (Краснодарский край) МАОУ СОШ № 33 г. Новороссийска Краснодарского края;
Новосибирск (Новосибирская обл.) ГАПОУ НСО "Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С.Макаренко", МАОУ г. Новосибирска "Информационно-экономический лицей", МБОУ Лицей №200, МБОУ СОШ №59;
Новый Уренгой (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ "СШ №17";
Ноябрьск (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ "СОШ №12", МБОУ "СОШ №6";
Обнинск (Калужская обл.) МБОУ "СОШ №5";
Озерск (Челябинская обл.) МБОУ СОШ №21, МБСКОУ "СКОШ №36 III - IV видов";
Ома (Ненецкий АО) ГБОУ НАО "СШ с. Ома";
Омск (Омская обл.) ФГБОУ ВО "ОмГПУ", ФГБОУ ВПО г.Омска "ОмГПУ им.Горького";
Парабель (Томская обл.) МКОУ Парабельская гимназия;
Пенза (Пензенская обл.) ГАПОУ ПО "ПКППиК";
Пермь (Пермский край) КГАПОУ "Авиатехникум" им. А.Д. Швецова;
Петрозаводск (Респ. Карелия) ГБОУ РК "Карельский кадетский корпус имени Александра Невского", МБОУ "Лицей №40";
Подстепки (Самарская обл.) ГБОУ СОШ с. Подстепки;
Пущино (Московская обл.) МБОУ Гимназия "Пущино";
Радужный (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МОУ СОШ № 6;
Рыбное (Рязанская обл.) МБОУ "Рыбновская СШ №2";
Салехард (Ямало-Ненецкий АО) МБОУ СОШ №3;
Самара (Самарская обл.) МБОУ гимназия №11 г.о. Самара, МБОУ Гимназия №3 г.о.Самара, МДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №75;
Санкт-Петербург ГБОУ ЦО №633, ГБОУ школа № 561 Калининского района Санкт-Петербурга, ГБОУ школа №294 Центрального района Санкт-ПетербургаСанкт-Петербург (Ленинградская обл.) ГБОУ гимназия №628 "Александринская гимназия";
Саранск (Респ. Мордовия) МГПИ;
Северодвинск (Архангельская обл.) МБОУДО ДЮЦ;
Славянск-на-Кубани (Краснодарский край) МБОУ СОШ №18;
Снежинск (Челябинская обл.) МБОУ "СОШ №135 имени академика Б.В. Литвинова";
Соликамск (Пермский край) МАОУ "СОШ №15", МАОУ "СОШ №9";
Ставрополь (Ставропольский край) ФГКОУ "СПКУ";
Старый Оскол (Белгородская обл.) МАОУ "СОШ №24 с УИОП" Старооскольского городского округа;
Стегаловка (Липецкая обл.) МБОУ СОШ с. Стегаловка;
Строитель (Белгородская обл.) МБУ ДО "Районная станция юных натуралистов Яковлевского района Белгородской области";
Сургут (Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО) МБОУ СОШ №15;
Сызрань (Самарская обл.) Сызранский филиал ГБОУ школы-интерната №2;
Сысерть (Свердловская обл.) МАОО СОШ № 1;
Тамбов (Тамбовская обл.) МАОУ СОШ №24;
Томск (Томская обл.) МАОУ СОШ №28 г. Томска;
Тосно (Ленинградская обл.) МКОУ ДО "СЮН";
Тутаев (Ярославская обл.) МОУ СОШ №3;
Улан-Удэ (Респ. Бурятия) МБОУ "ВСОШ №3";
Ульяновск (Ульяновская обл.) МБУ ДО г. Ульяновска "ЦДТ №2";
Усть-Кинельский (Самарская обл.) ГБОУ СОШ №2 пгт Усть-Кинельский;
Феодосия (Респ. Крым) ЦДО "Интеллект";
Хабаровск (Хабаровский край) КГАОУ "Краевой центр образования";
Хрущевка (Липецкая обл.) МБОУ СОШ с. Хрущёвка;
Чебоксары (Чувашская Республика) МБОУ СОШ №54 с УИОП г.Чебоксары;
Элиста (Респ. Калмыкия) МБОУ "Элистинский лицей";
Якутск (Респ. Саха /Якутия/) МОБУ "ФТЛ им. В.П. Ларионова", МОБУ СОШ № 33 им.Л.А.Колосовой.

Общие тенденции

Все присланные на конкурс работы объединяет стремление педагогов своевременно и качественно отвечать на вызовы быстро меняющейся современности, желание постоянно учиться: совершенствовать свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, осваивать инновационные педагогические технологии. Большинство работ посвящено созданию условий для развития личностного и интеллектуального потенциала человека. В конкурсных материалах содержится описание и опыт применения самых актуальных для педагогики форм, методов, новых технологий и содержания обучения и воспитания.
Можно со смелостью утверждать, что практически все конкурсанты всероссийского проекта «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ» обладают высоким творческим потенциалом, регулярно развивают его и умело применяют в педагогической практике. Наши участники не видят внешних причин, которые тормозят внедрение в практику школ новаторства. Учителя готовы к инновационным педагогическим идеям, стремятся к полной реализации собственного опыта, сил и способностей. Направленность на самосовершенствование, самостоятельность творческих поисков, углубленная работа с одаренными и высоко мотивированными детьми определяют характер работы большинства участников конкурса. В своей деятельности они активно стимулируют сложные познавательные процессы, часто предпочитают самостоятельную работу, ориентацию на творческие задания, поощряют учащихся к принятию нестандартных решений.
Мы рады, что предложенные номинации нашли живой отклик среди педагогов.
Предлагаем познакомиться с авторами и фрагментами конкурсных работ, которые в наибольшей степени соответствуют критериям оценки и которые экспертный совет признал лучшими в каждой из номинаций. Экспертный совет при оценке работ учитывал следующие критерии: актуальность реализованного проекта или рассматриваемой темы; оригинальность материалов, наличие интересных находок, оригинальность; методическая ценность представленного материала; новаторская составляющая; соответствие материала заявленной теме; практическая ценность материала, возможность его применения другими педагогами; четкость и ясность изложения материала, умение увлечь читателя содержанием; самостоятельность работы; отражение личности автора в работе.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА
Большинство работ, присланных на эту номинацию, связаны с внедрением современных образовательных технологий. Лучшей работой признана работа Задесенцевой Светланы Петровны, Нижневартовск, МБОУ "СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов", работа «Внедрение современных образовательных технологий». Автор рассказывает о возможностях использования интерактивной системы голосования SMART Responsе в образовательном процессе. Данное средство позволяет каждому ученику стать активным участником учебного процесса, а учителю – оперативно оценить уровень знаний учащихся, увидеть проблемные области и своевременно осуществить коррекцию ошибок. Система голосования вносит элемент новизны, обеспечивает интерактивность учебного процесса, способствует повышению мотивации обучения и активности учащихся.

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Отмечается в целом высокий уровень конкурсных материалов, которые были присланы на эту номинацию. Большинство работ рассказывают об особенностях введения в исследовательскую деятельность школьников разного возраста, о воспитательном и образовательном потенциале исследовательской и проектной деятельности. Также есть и программы обучения школьников исследовательской деятельности.
Наибольший интерес у экспертного совета вызвали следующие работы.
Алтухова Татьяна Владимировна, Кемерово, ГБНОУ "ГМЛИ", «Дидактические и воспитательные аспекты выбора темы исследования при изучении интернет-коммуникации в школе». В работе рассматриваются проблемы, возникающие при исследовании Интернет-пространства школьниками, характеризуются актуальные направления изучения виртуальной коммуникации, отмечается дидактический и воспитательный потенциал этих направлений при проведении исследовательской работы в школе.
Быкова Елизавета Викторовна, Белово, МБУДО ДТДиМ, мастер-класс «Введение» к исследовательской работе за полчаса». Мероприятие направлено на систематизацию знаний о структуре и алгоритме написания «Введения» к исследовательской работе. Педагоги могут проанализировать различные варианты введения и проявить себя в практической деятельности по написанию и оформлению «Введения» к исследовательской работе.
Магомедов Иосиф Маграмович, Мегион, МБОУ «СОШ №4», педагогический проект «Применение проектно-исследовательской технологии при обучении математике». В своей практической педагогической деятельности Иосиф Маграмович исходит из понимания, что развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, творческого мышления и воли осуществляется лишь в активной деятельности. Всякое развитие представляет собой процесс «самодвижения», совершающийся по своим внутренним законам. Учебное исследование как метод обучения математике не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого мышления, без которого немыслима творческая деятельность. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникабельными, научились правильно составлять математические рефераты; достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Школьники, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости.
Черепанова Ирина Николаевна, Соликамск, МАОУ "СОШ №15", работа «Воспитательный и образовательный потенциал исследовательской и проектной деятельности на примере проекта «В мире народных сказов П. Бажова». В основе данного проекта лежит исследовательская и аналитическая деятельность обучающихся по выявлению собственных читательских интересов. Результатом деятельности школьников станут разнообразные продукты: иллюстрации к любимым сказам П.П. Бажова, интервью с писателем, моделирование 3D-фигуры – шкатулки или цветка, изготовление данной фигуры при помощи 3D-принтера.
Тимофеева Анна Александровна, Мариинский Посад, МБОУ «Гимназия №1», проект «Наследие предков». Проект знакомит школьников с одним из народных промыслов – лозоплетением. Тема проекта актуальна. Сегодня пересматриваются многие человеческие ценности, очень важно сохранить память о прошлом, передать из поколения в поколение всё лучшее в духовной жизни нашего народа, его традиции и обычаи.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ, ОЛИМПИАД С УЧЁТОМ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС
В конкурсе принимали участие авторы методических разработок по различным предметам. Экспертным советом выбраны пять работ, в наибольшей степени соответствующих критериям конкурсной оценки.
Галицкая Ирина Михайловна, Новокузнецк, МБНОУ "Гимназия №62", разработка «Применение метода интеллект-карт при организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках биологии». Организация самостоятельной деятельности учащихся способствует развитию личности школьника в целом. Повышается интерес к предмету, познавательная мотивация. Приобретает творческий характер усвоение материала (умение обозначить проблему, выделить противоречия, находить нестандартные способы решения проблемы, находить недостающую информацию и использовать её для решения проблемы, развитие самостоятельности). Обеспечивается проявление интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. И как следствие – повышение качества знаний.
Боченева Татьяна Валентиновна, Нижний Новгород, МБОУ "Гимназия № 136", урок «Пейзаж – большой мир». Урок учит ребят интерпретировать художественное произведение с учетом его принадлежности к тому или иному виду искусства и его жанра; создавать творческие интерпретации произведения различных видов и жанров изобразительного искусства; анализировать собственные творческие работы и работы одноклассников. Реализованы такие цели, как развитие эстетического и художественного вкуса детей; формирование чувства любви к природе, понимание ее красоты. Отличным дополнением к разработке служит наглядный иллюстративный материал, подготовленный педагогом.
Медведева Елена Константиновна, Нижнеудинск, МКОУ СОШ №10, урок «Русское государство при Ярославе Мудром». Урок разработан на основе приемов технологии критического мышления и составлен с позиции системно - деятельностного подхода. Приемы критического мышления учат учащихся высказыванию любого мнения. Школьники на уроке работают с суждениями, обосновывая свое мнение. На стадии рефлексии учащиеся закрепляют знания через разные виды деятельности. Происходит выведение знания на уровень применения и понимания, соотношения новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции. Игровые приемы на уроке способствуют созданию психологического комфорта и атмосферы сотрудничества.
Попрыгина Алёна Андреевна, Екатеринбург, МАОУ Гимназия №155, «Интегрированные уроки литературного чтения как условие формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников». Система уроков включает в себя интегрированные задания различных видов. Основой для проектирования интегрированного задания, урока или курса является интеграционная связь, т.е. связи, благодаря которой происходит объединение частей в целое. Интеграционная связь может быть построена на основе близости предметных знаний (фактического содержания учебной задачи) и на основе деятельности (применяемых методов, форм, средств для решения учебных задач). Включение интегрированных заданий и уроков в процессе обучения служит для формирования целостной картины мира и научного мышления, познавательных процессов.
Черняев Евгений Александрович, Сертолово, ГБОУ гимназия №628 "Александринская гимназия", урок по физической культуре «Баскетбол. Ведение мяча, дриблинг». Автор пишет: «Общеизвестно, что в 14-15 лет наблюдается возрастное снижение координационных способностей, поэтому совершенствование указанных способностей целесообразно проводить на основе «Школы мяча» в интерпретации Н.Д. Галиахметова и А.В. Шишкина. При реализации системно-деятельностного подхода на этом уроке был использован такой современный метод как стратегия «Бортовой журнал».

4. ИГРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
По мнению экспертов, лучшими в этой номинации стали две работы.
Часовских Татьяна Петровна, Бийск, МБОУ "СОШ №17", «Игра как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности». В арсенале каждого учителя имеется подборка наиболее интересных игр. В формировании познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности по математике автор использует множество дидактических игр и упражнений различной степени сложности. Приведены примеры математических дидактических игр, отвечающих определенным требованиям, благодаря которым происходит процесс формирования познавательных УУД.
Тимофеева Ирина Ивановна, Кольцово, МБУДО "Созвездие", интерактивная игра «Центр подготовки экипажей». Ирина Ивановна считает, что одна из проблем подросткового возраста заключается в построении новых отношений со сверстниками. Этот процесс далеко не всегда проходит гладко и безболезненно. Уровень напряжения в подростковой группе часто бывает очень высок. Игра дает детям возможность прожить ситуации индивидуального и группового решения различных задач и проанализировать преимущества и недостатки того или иного подхода. Для достижения цели участники должны действовать максимально эффективно в любых группах, найти взаимопонимание с разными людьми.

5. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАСКРЫТИИ ЛИЧНОСТНОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ
Лучшей в этой номинации стала работа Харцхаевой Оксаны Алексеевны, Элиста, МБОУ "Элистинский лицей", методическая разработка классного часа «Герои Калмыкии нашего времени». Автор подготовила интересную подборку необходимых приложений. Мероприятие раскрывает значение подвига героев Калмыкии; формирует положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; активную жизненную позицию; воспитывает любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, к истории своей малой родины, бережное отношение к ветеранам. В итоге у школьников формируется представление о том, что история страны состоит из истории отдельных личностей.

6. ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лучшая работа – у Мушастой Натальи Викторовны, Новороссийск, МАОУ СОШ № 33, «Социально-профессиональная адаптации учащегося с нарушенным слухом в системе среднего профессионального образования». Наталья Викторовна представила авторскую программу, которая обеспечивает успешное социальное развитие слабослышащих детей и даёт возможность интегрироваться в общество здоровых сверстников. По результатам этой работы Координационный совет по управлению инновациями в образовательных организациях Краснодарского края присвоил МАОУ СОШ №33 г. Новороссийска статус краевой инновационной площадки.

7. СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Самая интересная конкурсная работа – у Крюковой Натальи Владимировны, Белгород МБДОУ д/с № 53, занятие в старшей группе компенсирующей направленности «Необычный кусочек мела». Цель занятия – обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о меле, его свойствах (сыпучесть, твердость, и др.), о применении мела в жизни людей. На занятии закрепляется навык исследовательской деятельности: дети выявляют свойства и качества мела через проведение опытов.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Экспертный совет принял решение определить лучшими работы, в которых содержится обобщение многолетнего опыта инноваций в дополнительном образовании.
Мачахова Галина Иннокентьевна, Якутск, МОБУ СОШ № 33 им. Л.А. Колосовой, проект «Техновектор – будущее создается сегодня». Проект разработан в рамках городской программы создания школьных технопарков и объединил творчески работающих учителей физики, математики, информатики, начальных классов и педагогов дополнительного образования. Цель школьного технопарка: организовать научно-техническую и учебно-исследовательскую деятельность учащихся на основе интеграции педагогических, материально-технических, информационных и производственных ресурсов.
Пилявский Анатолий Емельянович, ЦДО "Интеллект", Феодосия Республики Крым, дополнительная общеобразовательная программа «Юные туристы-спасатели». Комплексность данной программы основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях: формирование разносторонне развитой личности; развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей; морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей, возникающих в экстремальных ситуациях; физическое воспитание и дополнительное образование.
Холоднякова Елизавета Викторовна, Феодосия Республики Крым, ЦДО "Интеллект", «Организация и управление процессом воспитания и социализации обучающихся МБУ ЦДО «Интеллект» в свете новых требований ФГОС». В работе автор последовательно доказывает, как именно создается благоприятная образовательная среда, способствующая развитию здоровой, социально-адаптированной личности ребенка через активную творческую деятельность.

9. МОЙ ВКЛАД В ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ
Две работы в наибольшей степени соответствовали критериям оценки.
Троцкая Жанна Евгеньевна, Петрозаводск, ГБОУ РК «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского», метапредметный курс «ЦВЕТ» (для 7 класса общеобразовательной школы). Цель данного метапредметного курса направлена на обучение обобщенным способам работы с понятием цвет. Понятие «Цвет» рассматривается с разных точек зрения. Разработанный учителем физики, данный метапредметный курс ценен еще и тем, что в нем большое внимание уделено региональному компоненту. Школьники должны не только найти нужную информацию о карельских художниках, национальных костюмах народов Карелии, творчестве карельского сказочника Матвея Коргуева и т. д. но, сравнив ее с другими культурно-историческими аналогами, еще раз убедиться в уникальности своего края.
Заиченко Наталия Николаевна, Муравленко, МБОУ СОШ №4, «Интеграция образовательных факторов в процессе развития одаренности школьников в школе». Автор считает, что необходимо создавать специальные условия для развития способностей и индивидуально-личностных качеств обучающихся в образовательном учреждении. Одним из таких условий является создание системы предпрофильного и дополнительного образования в очно-заочном и дистанционном режимах обучения, в форме специальных курсов, олимпиад, которые открывают доступ к нетрадиционным для школы источникам информации. Такие условия повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения.

10. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ
В этой номинации лучшими названы четыре работы.
Ершова Татьяна Борисовна, Самара, МДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №75, эссе «История возвращения, или судьба одного мальчика». Пронзительный рассказ о неравнодушии педагога, о готовности помочь, когда ребенку нужна помощь: «А потом была работа. Моя и твоя. И нам было трудно, особенно тебе, потому что кроме меня больше никто не мог и не хотел тебе помочь». Только такое искреннее отношение к работе приносит настоящие плоды просвещения, благодарности и истинной радости от работы.
Казанцева Елена Алексеевна, Новокузнецк, МБНОУ "Гимназия №17", эссе «Я – классный». В данной работе поднимается актуальная проблема роли классного руководителя в процессе воспитания личности. Автор статьи делает акцент на качества, соответствующие понятию «хороший классный руководитель». Также автор делится собственным опытом воспитательной работы, накопленным за продолжительный период пребывания в этой должности, анализирует ситуации из реальной педагогической практики.
Костюк Ирина Анатольевна, Новосибирск, МБОУ Лицей №200, эссе «Читать – значит воспитывать в себе человека». Автор рассуждает о необходимости чтения классической литературы, выполняющей важнейшую задачу формирования внутреннего мира и нравственных ценностей человека. Приводя яркие примеры об уровне грамотности нынешнего поколения, автор высказывает свою точку зрения о путях выхода из сложившейся ситуации, направленных на предотвращение ослабления интереса к классической литературе и воспитание увлечённого читателя. Актуальность размышлений обусловлена тем, что нужно как можно раньше пробуждать и формировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию емкости художественного слова, его нравственного потенциала.
Юдина Елена Николаевна, Снежинск, МБОУ "СОШ № 135 им. академика Б.В. Литвинова", эссе «Глубинный смысл мудрой пословицы». Елена Николаевна проводит параллель между детьми и цветами, согласно пословице: «Почему же мы, люди, так нежно и бережно относящиеся к цветам, выращивая их в поте лица на своих садовых участках или подоконниках, отдавая им силы и свободное время, порой забываем о самых главных цветах своей жизни – собственных детях? Так давайте же станем терпеливыми садовниками своих семей, возделывая и обрабатывая, не покладая рук, свой самый главный в жизни «сад»! Представляете, какой богатый урожай мы получим!»

Уважаемые коллеги! Завершился XX всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России». И вновь мы приглашаем вас проявить активность и принять участие в новом БЕСПЛАТНОМ, очень важном и социально-значимом конкурсе научных объединений учащихся - «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ».
Конкурс проводится в рамках проекта «Интеллектуальный потенциал России» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

НОМИНАЦИИ КОНКУРСА и РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ
Конкурс научных объединений будет проходить по трём номинациям:
«Лучшая исследовательская работа в естественно-научной и технической области»;
«Портфолио научного объединения учащихся»;
«Научно-методическая составляющая НОУ» (для педагогов).

Огромное спасибо всем участникам за высокий профессионализм, душевную щедрость, готовность к инновациям в сфере образования и способность раскрывать интеллектуально-творческий потенциал человека. Желаем вам, дорогие коллеги, всего самого лучшего в наступающем 2018 году: прекрасного здоровья, профессионального роста, энергии, семейного и личного счастья, процветания и радости. Успехов – и до встреч на наших проектах!
Эксперт И.Н. Исакова