Авторизация




Статистика

Просмотрено статей : 121334540
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 12800
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

Конкурс «Комнатные растения»

100 200 300

Срок приема работ на I тур –  с  1 сентября  по 11 декабря 2017 г.

ЗАДАНИЕ КОНКУРСА 

e-mail  для отправки материалов на конкурсДанный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

платежи Стоимость участия - 290 руб. 

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ РАБОТУ

Сейчас почти в каждом доме есть комнатные растения. Вы не задумывались, когда и где они впервые появились, как дикорастущие растения стали домашними?

Считают, что растения смогли выращивать в домах, когда появились первые цветочные горшки. Около 1500 г. до н. э. цветочные горшки, а точнее кадки, появились в Египте. На древних фресках сохранились изображения горшечных растений, которыми украшали храмы во время богослужений. Интересно, что этими священными растениями были хорошо известные нам фикусы. Немного позже цветочная посуда появилась и в Европе. На сохранившихся в росписях видно, что уже 3 тысячи лет назад храмы Афины украшали оливковыми деревьями в кадках.

Первые попытки перенести растения в дома были сделаны в Древнем Риме. Изначально это были небольшие садики. Стены защищали растения от сухих горячих ветров, а по трубопроводу в сады поступа¬ла вода для полива. Затем в городах Европы появилась мода на балконные ящики для цветов, уличные вазоны, декоративное озеленение стен вьющимся виноградом. Но разведению растений внутри домов мешало отсутствие в те времена больших оконных стекол. Окна были маленькими, чтобы сохранить тепло. Но из-за этого растениям не хватало света, в непривычном северном климате растения, которые привозили из южных стран, часто болели и погибали. Нужно было найти способ создать для них необходимые условия.

В 1834 г. английский садовод Уорд предложил выращивать нежные влаголюбивые растения в специальных стеклянных ящиках, которые он называл террариумами. Эти емкости могли долго сохранять постоянную температуру и высокую влажность. Изобретение Уорда позволило привезти в Европу такие нежные растения, как орхидеи, бромелиевые, папоротники. В Европе начался золотой век комнатного цветоводства.

В Россию декоративные растения в больших количествах начали ввозить при Петре Первом, который решил создать в Петергофе огромный парк с оранжереями для заморских растений. Из таких оранжерей редкие растения попадали в дома. Люди старались приучить к жизни в комнатах полюбившиеся им растения. Потом человек путём искусственного отбора вывел такое множество красивых сортов и форм комнатных растений, каких нет и никогда не было в природе.

Наверно, у каждого из вас дома есть комнатные растения. Проведите с ними простые, но интересные опыты. Обязательно указывайте в ответе, какие именно растения вы использовали в каждом опыте.

1. Как дышат листья растений?

Вам понадобятся: комнатные растения, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
На листьях есть мельчайшие отверстия (устьица), через которые они дышат. У большинства растений основное количество устьиц расположено на нижней стороне листьев. Чтобы проверить это, смажьте одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями. Если листья не смогут дышать, они погибнут. Сделайте вывод, где находятся устьица на листьях различных комнатных растений.

2. Какой газ выделяет растение на свету?

Вам понадобятся: стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Поместите внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Поставьте в теплое, светлое место. Через 1—2 суток снимите крышку, быстро внесите в банку горящую лучинку. Опишите, что вы наблюдаете.

3. Происходит ли фотосинтез в листьях бордового или фиолетового цвета?

Вам понадобятся: кипяток (будьте аккуратны), лист бегонии или традесканции фиолетового цвета, емкость белого цвета.
Проверим, есть ли хлорофилл в листьях иной окраски, чем зеленая. Если есть, то и в таких листьях идет процесс фотосинтеза. Поместите лист в кипящую воду, через 5—7 минут посмотрите, что станет с окраской листа и воды. Сделайте выводы.

4. Испарение воды листьями растений.

Вам понадобятся: комнатное растение, целлофановый пакетик, нить или резинка.
На листочек или веточку с несколькими листьями наденьте аккуратно полиэтиленовый пакетик и закрепите его. Растение поставьте в теплое светлое место. Спустя несколько часов, снимите пакетик, попробуйте определить количество испарившейся воды с помощью мерной пробирки.

5. Зависимость количества испаряемой воды от размера листьев.

Вам понадобятся: стеклянные баночки, черенки растений с крупными и мелкими листьями.
Срежьте черенки с растений с мелкими и крупными листьями, поместите их в баночки, в которые налито одинаковое количество воды. Аккуратно на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла. (Подумайте, для чего это нужно). Через один-два дня проверьте уровень воды в каждой колбе. Почему он неодинаков?

6. Как зависит испарение от особенностей поверхности листьев.

Вам понадобятся; листья разных растений, например, фикус, сансевьера, диффенбахия, узамбарская фиалка, бальзамин (в наборе должны быть листья мягкие и тонкие, жесткие, с опушением) полиэтиленовые пакеты, лупа. Все растения должны находиться в одинаковых условиях, например, на одном столе или подоконнике.
Наденьте на листья разных растений пакетики, плотно закрепите, наблюдайте за появлением влаги в них, сравните количество воды при испарении с листьев разных растений и сделайте выводы.

7. Необходимость кислорода для разрушения хлорофилла.

Вам понадобятся: стареющий, но еще сохранивший зеленый цвет лист любого светолюбивого растения, стакан с водой, плотная бумага.
Опустите лист в стакан с водой так, чтобы половина его находилась под водой, а вторая половина. - над водой. Для этого закрепите лист в прорези, укрывающей стакан плотной бумаги. Стакан поставьте в темное место.
Через 3–5 дней отметьте различия в окраске листа: находившаяся в воде часть сохранит зеленый цвет, другая – пожелтеет.
Уменьшение скорости распада хлорофилла в той части листа, которая находилась в воде, свидетельствует, что в разрушении хлорофилла важную роль играет процесс дыхания. Содержание кислорода в воде намного ниже, чем в воздухе.

8. Определение способности комнатных растений улавливать пыль.

Вам понадобятся: вата, вода, различные комнатные растения.

Методика исследования описана в книге С.В. Алексеева «Практикум по экологии». Листья растений, используемых в опыте, надо тщательно вымыть, затем поставить горшки рядом, чтобы растения находились в одном помещении и в одинаковых условиях. Через 7 дней влажным ватным диском снимите пыль с листьев одинакового размера у каждого растения и сравните степень загрязненности с помощью таблицы, расположенной ниже.

Визуальное сравнение степени загрязненности ваты с контролем

 Визуальное сравнение

 В этом конкурсе мы предлагаем сделать проектную или исследовательскую работу. Выбирайте то, что вам интереснее.

Проектная работа

"Садик в закрытой емкости"

По материалам книги "Практическая энциклопедия цветоводства"

В настоящее время во многих странах распространены стеклянные цветочницы типа аквариума. Они могут иметь форму шара, колокола, куба, опрокинутой усеченной пирамиды или параллелепипеда. В этом цветочном "аквариуме" легко поддерживать определенную влажность и постоянную температуру. Иногда такие живые картинки умельцы делают даже в бутылках, банках и колбах больших ламп. Если вы обладаете терпением и хотите создать оригинальную мини - оранжерею, можете попробовать свои силы в этом искусстве.

Обычно в бутылках выращивают растения с красивыми листьями, такие, как папоротники, небольшие растения семейства бромелиевых или молодые сансевьеры.

Не следует ограничивать себя в выборе подходящих растений - ведь сильно выросшие экземпляры приходится время от времени заменять, поэтому берите те виды, которые вам особенно нравятся. Для ухода за садиком в бутылке придется сделать импровизированные инструменты, насадив на палочки старые ножи и вилки.

В первую очередь нужно выбрать растение, желательно тропическое, которое вы посадите в бутылку. Затем засыпьте в нее дренаж - керамзит или гравий, а сверху предварительно смоченную водой почвенную смесь из цветочной земли и торфа в соотношении 1:1. Затем надо осторожно поместить растение в бутылку и закрепить в земле. Главное при этом ничего у растения не повредить.

В скором времени на внутренних стенках бутылки появятся капельки влаги - конденсат. Это неизбежно и не страшно, даже наоборот, внутри бутылки создается атмосфера "джунглей", и растение можно почти не поливать. 

Материалы Растения
Большая бутыль с корковой пробкой Декоративные растения с мелкой листвой
Мелкий гравий
Бумага или тонкий картон
Древесный уголь
Почвенная смесь
Нож, вилка и ложка, катушка для ниток, насаженные на палочки

 

1 1. Поместите на дно бутыли немного мелкого гравия. Если горлышко слишком узкое, можно сделать воронку из бумаги или тонкого картона и равномерно распределить камушки по дну.
2 2. Добавьте слой древесного угля. Это поможет абсорбировать выделения растений и уменьшить риск появления гнилостного запаха, если влаги слитком много.
3 3. Сверху насыпьте почву и выровняйте ее поверхность. С помощью импровизированной лопатки сделайте ямки для растений.
4 4. Посадите каждое растение в ямку и уплотните почву. Если до дна нельзя достать рукой, воспользуйтесь катушкой для ниток, насаженной на палочку.
5 5. Двигайтесь по кругу, пока не посадите все растения. Затем сбрызните их водой. Если почва попала на стенки бутыли, постарайтесь смыть ее водой. Растения и почва должны быть влажными, но не чрезмерно.
6 6. В запечатанном сосуде  необходимый уровень влажности устанавливается через одну-две недели. Возможно, придется то открывать, то вновь закрывать бутылку пробкой на некоторое время.

 

посл Закройте бутыль пробкой и оставьте на один-два дня. Если стенки бутыли будут немного запотевать, особенно по утрам, - это нормально, но, если влага со стенок никогда не исчезает, это означает, что ее слишком много. В таком случае выньте пробку на день и снова понаблюдайте. Если влага совсем не конденсируется, возможно, в сосуде слишком сухо. Тогда опрысните растения и закройте бутыль. Так, методом проб и ошибок, вы установите нужный баланс. Как только установится оптимальный уровень влажности, бутылку можно будет оставить на месяцы без присмотра, придется лишь подрезать растения и удалять слишком крупные.

 Наблюдать за вашим садом в бутылке и ухаживать за ним надо не менее 3-4 недель, чтобы можно было делать выводы. В ответе укажите, какие растения вы выбрали, как делали «садик», прижились ли все растения или пришлось какие-то заменять. Не забудьте сделать фотографии вашего «садового чуда».

Исследовательская работа

Опыты с узамбарской фиалкой

Варианты опытов

1. Черенкование листьев одного размера с растений, имеющих разные признаки куста, цветка, листа.

2.Черенкование в разные субстраты (воду, песок, перлит).

3. Черенкование листьев разного возраста, с разной площадью, с разной длиной черешка.

4. Черенкование листьев в воде с использованием различных стимуляторов роста (гетероауксин, и др.)

Биологические особенности узамбарской фиалки

Растение представляет собой куст высотой 12-16 см. Цветки диаметром от 2 до 5,5 см. простые или махровые. Иногда цветки с волнистыми краями лепестков собраны в соцветия. Окраска их разнообразная: белая, лиловая. Синяя, розовая, тёмно фиолетовая. При правильном уходе и содержании растение цветёт от 6 до 10 месяцев в году.

Размножение

Размножают фиалку семенами, листьями и делением старых растений. Сеют семена с января по март. Семена фиалки мелкие, подобно семенам примулы, поэтому их не присыпают землёй, а только слегка вдавливают в поверхностный слой. Всходы появляются через две недели. До посадки в горшки сеянцы два раза пикируют. Зацветают они в том же году.


Размножение черенкованием

При размножении фиалки черенкованием листьев в короткий срок можно получить большое количество растений, нужных форм, сортов, тем более что этим способом можно размножать растение в течение всего года. Листья черенкуют в разводочные ящики или в грунт стеллажа при комнатной температуре (18-25 C).

Подготовка почвы

Поверх смеси земли, состоящей из вересковой, хвойной и торфяной в разных частях, насыпают промытый речной песок слоем 2 см. (Подходящую землю можно купить в цветочном магазине). Можно черенковать растения и без песка, но тогда необходимо, чтобы верхний слой земли был мелко просеян. Листочки с маточного растения срезают по возможности с длинным черешком и при помощи колышка сажают на глубину примерно 0,5 – 1 см. на расстоянии 4х4 cм. При летнем черенковании их защищают от прямых солнечных лучей. Укоренение длится 1 – 1,5 месяца.

Пересадка

После смыкания молодых листочков растения пересаживают в горшки диаметром 9 – 11 см. в земельную смесь, состоящую из 2 частей полупревшей листовой земли, 1 части торфяной. При посадке дренаж не нужен. Растения содержат в помещении с температурой 20-25, весной и летом защищают от прямых солнечных лучей. Необходимо дважды в год пересаживать растения в новые горшки такой же величины с земляной смесью, состоящей и листовой, торфяной и песка в соотношении 4:1:1.

Полив

При размножении фиалки субстрат с листом не должен пересыхать (постоянно увлажняется). Поливать лучше водой комнатной температуры, стараясь не попадать на листья. Фиалка лучше растёт в комнатах с влажным воздухом.

Подкормка

Еженедельно рекомендуется подкармливать растения полным минеральным удобрением из расчёта 10г. на 10л. воды.
Растения светолюбивы, но не выносят прямых солнечных лучей. Чтобы фиалка цвела в помещении в течение почти всего года, зимой необходимо дополнительное подсвечивание люминесцентными лампами.

Предлагаем выбрать один из перечисленных выше вариантов черенкования и провести исследование.

Если у вас нет узамбарской фиалки или вам интереснее другие растения, то работу по черенкованию можно с успехом провести и на ряде других культур (сансевьере, бегонии, глоксинии, зигокактусе и многих других).
Для каждого варианта опыта необходимо не менее 5 листьев.

В ответе надо описать, как вы проводили опыт. Необходимо вести наблюдения каждый день, в таблицу заносить результаты – время появления корней (если черенковали в воде), молодых листьев, их количество. В конце опыта можно посчитать количество молодых листьев, измерить длину корней каждого черенка, определить средние арифметические значения, процент укоренившихся растений.

Сделайте выводы, какие факторы и как влияют на укоренение растений, какой способ из опробованных вами дает лучшие результаты.

ТАБЛИЦА ВОПРОСОВ

ЗАДАНИЕ КОНКУРСА