Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Как сделать проект 

Калинин В.Б.

Тому, как спланировать и выполнить проект, посвящены тонны литературы и бесчисленное количество интернет-страниц. Однако интерес к теме не спадает. Отчасти потому, что применяется один и тот же подход к описанию разработки проекта. И будущий автор (либо руководитель) проекта не получает новых сведений. Как и эмоций. Попробуем иначе подойти к вопросу.

* * *

Рассмотрим проект как путешествие. Причем, путешествие во времени – в будущее. Возможно, предложенная аналогия позволит лучше понять сущность проектной деятельности (ПД).

К счастью, не придется идти пешком по нехоженым тропам: есть машина времени – теория ПД. И есть дорога – методика ПД.

Водитель – автор проекта. А штурман, знающий дорогу, и он же механик, владеющий теорией ПД, – учитель.

Для водителя важно получить удовольствие от путешествия – полюбоваться окрестностями, побывать в новых местах, да и кто не любит быстрой езды? :) – Другими словами, важна мотивация. Дело штурмана/механика – не только заинтересовать водителя, но и помочь выбрать интересный маршрут – тему проекта.

При этом – оказывается – ехать водителю и штурману предстоит не вдвоем: обязательно будут пассажиры – целевая аудитория проекта, т.е. люди, для которых совершается поездка (т.е. выполняется проект). Так что, намерения водителя должны совпадать с потребностями пассажиров. И важно, чтобы было желание, радость помочь пассажирам.

Если так сложится, то путешествие (т.е. работа по планированию и выполнению проекта) станет особенно желанным. А если пассажиры вовремя попадут точно по назначению, то их жизнь немножечко изменится к лучшему. Так вот, положительные изменения для пассажиров и будут целью путешествия (проекта).

Чтобы узнать намерения пассажиров надо поинтересоваться: куда им ехать? – Т.е. провести социологическое исследование, в данном случае – устный опрос. И это – первая задача проекта.

Выясняется, что пассажирам надо попасть в другой город. Естественно, в определенное место в этом городе, например, в театр, музей, парк, на праздник или важную встречу. Стало быть, объект проекта – город. И нужен не просто город, не весь город, а определенная улица, дом – адрес – предмет проекта.

Как и положено, в пути не обойдется без приключений. Город, в который надо попасть, – на другой стороне реки. И ни моста, ни брода нет. Так что водителю предстоит решить проблему – самостоятельно построить мост (мост во времени, мост в будущее), т. е. создать продукт проекта. Это – вторая задача проекта. Возможно, для ее решения необходимо будет изучить литературу по мостостроению. А доставить пассажиров по выстроенному мосту, куда им требуется, – третья задача проекта.

У пассажиров могут быть и дополнительные пожелания, например, сделать остановки в дороге, пофотографировать живописные места. Предоставить пассажирам такие возможности – также задачи проекта. Правда, если сроки поджимают, либо водитель еще недостаточно опытный, лучше не обременять его дополнительными пожеланиями :)

Итог решения всех задач проекта представляет собой результат проекта в целом. Результат проекта соответствует цели проекта:
1) узнав потребность пассажиров и на ее основе спланировав путешествие;
2) построив мост;
3) по мосту преодолев реку
и вовремя примчав пассажиров к месту назначения, вы достигните цели – изменили жизнь пассажиров к лучшему. – Ведь без вашей помощи они так бы и остались грустить в начальной точке маршрута.

Расписание поездки – график выполнения проекта. В расписании указываются этапы пути, сроки построения моста и доставки пассажиров по назначению.

Путевой лист, в котором:
‒ обозначен маршрут путешествия;
‒ обоснована необходимость строительство моста;
‒ названы пассажиры;
‒ определены город и адрес, по которому будут доставлены пассажиры;
‒ описаны перемены к лучшему, которые должны произойти для пассажиров в ходе и в итоге поездки (задачи и цель проекта);
‒ указаны виды работ, которые надо выполнить в ходе поездки (т.е. методы решения задач);
‒ намечены ожидаемые результаты каждого этапа и путешествия в целом;
‒ приведено расписание поездки
представляет собой первоначальный текст проекта. Он может служить основой для паспорта проекта и «Введения» в тексте проекта.

Инструменты и материалы для строительства моста, и всё-всё-всё остальное, что потребуется для путешествия, – ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Надо быть уверенными, что они у вас есть.

Что ж, остается включить зажигание – зажечь, увлечь водителя за счет впрыска идей, энтузиазма, воодушевления. Впрочем, за четкой работой системы зажигания механику необходимо следить на протяжении всей поездки.

И – в путь! Хотя, конечно, в буквальном смысле вы никуда не уедите, но перенесетесь в будущее. И не просто перенесетесь, а самостоятельно спланировав его, создадите будущее своими руками! – Ведь без вашего путешествия не было бы ни моста, ни знакомства с городом на другом берегу реки.

Приготовьтесь к тому, что когда поездка подойдет к концу, ваша работа еще не будет окончена. Понадобится составить описание путешествия – дорабатывая маршрутный лист, пополняя его новыми сведениями, почерпнутыми во время поездки, – пока не составите итоговый текст проекта. Сопроводите его
‒ списком вопросов, которые вы первоначально обсудили с пассажирами;
‒ описанием и снимками моста;
‒ фотографиями конечного пункта поездки, а также довольных пассажиров –
и вы получите приложения к итоговому тексту.

Ну, а если вы подготовите выступление и компьютерную презентацию, то у вас будут отличные шансы увлекательно рассказать о путешествии – выигрышно представить ваш проект на конкурсе или конференции.

Конечно, в кратком описании указано далеко не всё, что предстоит сделать. Например, штурману необходимо следить за соблюдением правил движения – следовать требованиям множества норм и документов, в том числе, таких как СанПиН и ФГОС. Или вот, во время путешествия – т.е. в ходе выполнения проекта – формируются определенные компетенции и УУД. Следовательно, штурману надо ставить и решать педагогические цель и задачи. Безусловно, и продукты проектов у каждого учащегося будут свои – не строить же всем мосты :)

* * *

Понятно, что никакое, даже самое полное описание не заменит подробное изучение теории и практики проектной и исследовательской деятельности. Зато ответы на все вопросы можно получить при обучении на дистанционных курсах.

Курс по «устройству машины времени» – т.е. по теории и практике проектной деятельности: «Планирование проектов и исследований с примером готового проекта».

Курс по изучению «дороги», «правил движения» – т.е. по методике обучения проектной деятельности, включая мотивацию, требования ФГОС, формирование компетенций и УУД у учащихся: «Методика обучения проектной деятельности».

Курс по подготовке выступлений и компьютерных презентаций – вплоть до профессионального уровня: «Мультимедиа-презентация».

Все курсы в настоящее время доступны для изучения. По итогам обучения на любом из курсов высылается Удостоверение о повышении квалификации в объеме 72 часов – «водительские права для путешествующих на машине времени» :)

Записывайтесь на курсы – и счастливого пути!

Дополнительная информация о дистанционных курсах