2009

XXIV Всероссийская конференция учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

Приходит время
С юга птицы прилетают
Приходит время – и не до сна!
Приходит время, все снова в Обнинск приезжают
И это время называют ЮНК!

ЮНК - Традиционная Всероссийская конференция учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» в 2009 году уже 24-й раз собрала в Обнинске юных исследователей более чем из 100 городов России. В работе конференции приняло участие свыше 600 человек, а на заочном этапе свои труды представили свыше 1700 учащихся.
Все 24 года конференция, словно птицы, повинующиеся древнему инстинкту, весной со всех уголков России, слетаются, съезжаются увлеченные наукой молодые люди. Удивительно, что ни годы перестройки, ни сегодняшнее беспокойное время не останавливает пытливые умы, им всё также важно понять истину, открыть самих себя, соприкоснуться с людьми, которые посвятили себя науке. Последнее, одно из важнейших событий, зачастую определяющих весь жизненный путь – встреча с УЧИТЕЛЕМ.
На конференции сообщество ученых представляют высокопрофессиональные эксперты Российской академии наук (РАН), Российской академии образования (РАО), профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений Москвы (МГУ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, РУДН, МПГУ и др.), Обнинска  (ИАТЭ, РГСУ, СГУ, ФРИДАС и др.), Калуги (КГПУ им. Циолковского); педагоги высшей категории и другие специалисты. Ребят особенно потрясает общение с академиками, широта взглядов, их совместная работа с коллегами самых ведущих университетов мира, эрудиция, чувство юмора. Есть пример с кого «делать жизнь».
Немаловажным для участников конференции и их руководителей является факт поддержки их деятельности, внимание к ней представителей самых высоких инстанций.
На XXIV конференции «Юность, наука, культура» были представлены Российская академия образования; Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ; Федеральное государственное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования  здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи»; Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО); Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь»; Научно-педагогическое объединение «Воспитательная система»; Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», Научно-образовательный центр «Росинтал».
Несомненно, одним из таких значимых выступлений стало приветствие Николая Дмитриевича Никандрова, Президента Российской академии образования, который подчеркнул важность включения в исследовательскую деятельность уже со школьных лет, отметил важный факт подписания договора о сотрудничестве между Большой и Малой академиями.
Наталья Юрьевна Синягина, директор  Федерального государственного научного учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», доктор психологических наук) говорила о важности творческого союза молодёжи и маститых ученых, ведь именно в таком случае сохраняются научные школы и воспроизводятся научные кадры.
Сергей Викторович Евтушенко  (доктор педагогических наук, зав. лабораторией ФИРО, президент НПО «Воспитательная система») отметил принципиально важную особенность занятия творчеством, что именно эвристика рождает новые идеи, даёт жизнь новым прорывным технологиям, делает любую работу интересной для человека.
Ирина Дмитриевна Демакова  (заведующая кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и  переподготовки работников образования Министерства образования РФ, доктор педагогических наук, профессор) затронула наиважнейшую тему творческого роста самого педагога, который курирует школьников при выполнении исследовательской работы. Педагог и в этом случае должен быть рядом с ребёнком и на шаг впереди него, чтобы направить исследование в нужное русло.
Конференция уже давно сотрудничает с Институтом философии РАН. В этот раз его представлял Игорь Константинович Лисеев  (доктор философских наук, профессор, действительный член РАЕН и Российской экологической академии, главный научный сотрудник). Как свойственно философам, он мудро заметил, что трудно сказать, кто кого учит, и кто больше получает от общения – школьники или маститые ученые – самое главное, что конференция даёт совершенно качественно новый скачок в понимании и мироощущении каждому участнику как раз за счет своеобразного сложения и усиления в такой интеллектуально-творческой среде всех возможностей человека, когда раскрываются потенциальные возможности и ресурсы каждого.
Давно и плодотворно обнинская конференция сотрудничает с Московским городским дворцом детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, поэтому всем было радостно услышать Монахова Дмитрия Львовича – директора этого дворца, и Александра Владимировича Леонтовича, председателя Центрального совета общероссийского общественного движения «Исследователь», директора Московского Дома научно-технического творчества молодежи.
Сам Обнинск представляли глава Администрации города Обнинска, доктор химических наук Николай Евгеньевич Шубин, ректор Государственного технического университета атомной энергетики, доктор технических наук Николай Леонидович Сальников.
Даже представители далёкой Мальты приветствовали участников конференции:
Ирина Станиславовна Литвиненко, преподаватель школы города Марсаскала, рассказала, как далеко от России ребята сохраняют и изучают русский язык, тоже приобщаясь к науке.
Приятным для участников конференции стало сообщение о том, что победители и призёры Конференции «Юность, наука, культура» выдвигаются кандидатами на Президентские премии для поддержки талантливой молодёжи в  (в рамках приоритетного Национального проекта «Образование»). Премии для поддержки талантливой молодёжи предусмотрены в рамках номинации конкурса «Научный потенциал-XXI».
Фотографии конференции можно посмотреть на сайте http://www.future4you.ru в разделе «Галерея».
Подробнее…
Выступали юные исследователи более чем на 30 различных секциях, на которых эксперты заслушали работы по самым различным направлениям от астрономии и археологии до философии и экономики. Все эксперты отмечали необычайно высокий уровень работ и активность ребят не только в работе самой секции, но и на мастер-классах, лекциях, круглых столах. Об их разнообразии даёт представление  даже небольшая часть представленных ниже тем и направлений:
Достижения и проблемы медицинской химии  - Зефиров Николай Серафимович (Академик РАН, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова);
«Второе пришествие антибиотиков?» - Алексей Алексеевич Богданов, академик РАН, доктор химических наук, профессор. заведующий кафедрой химии природных соединений химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
Новые применения ядерного магнитного резонанса в биологии и медицине  - Юрий Александрович Устынюк, доктор химических наук, профессор МГУ им. Ломоносова;
Статистическое моделирование (метод Монте-Карло) и области его применения  - Андросенко Пётр Александрович (профессор, доктор физ-мат наук, зав. кафедрой ИАТЭ;
Анализ лирического стихотворного текста  - Каргашин Игорь Алексеевич (профессор, доктор филологических наук);
Жизненная стратегия талантливого человека (ТРИЗ)  - Коновалова Светлана Григорьевна (ст. преподаватель СУГГИ)
Как добиться успехов в исследованиях физических явлений и процессов - Коровин Юрий Александрович (профессор, доктор физ-мат наук, зав. кафедрой ИАТЭ);
«Исследовательская деятельность школьников в области экологии как старт в профессиональное будущее» - Титов Евгений Викторович (декан биолого-географического факультета МГГУ им. Шолохова, доктор педагогических наук, профессор);
«Тайны»  элитной исследовательской работы (от замысла до воплощения) Романов Анатолий Семёнович – (философ, главный редактор журнала «Интеллект будущего».
И это лишь часть из того, что было на самой конференции.
Совершенно новым направлением стало появление команды молодых ребят из ВГИКа. На встречу со школьниками и педагогами пришли Ирина Смолко (генеральный продюсер «Данаис фильм», продюсер фильма «20 сигарет»), Дмитрий Соболев  (сценарист, автор сценариев фильмов "Остров", "Натурщица", "20 сигарет", "Сумерки", автор учебника по киномастерству для ВГИКа), Сергей Юдаков (сценарист фильма "Домовой" и  соавтор Дмитрия Соболева по учебнику для ВГИКа). Было предложено рассмотреть тему «Уроки кино в школе», на которую активно поддержали все участники конференции.

В рамках конференции состоялся педагогический форум  «Развитие системы привлечения школьников и молодежи в науку». В форуме приняли участие представители Российской академии наук, Федерального института развития образования, МГУ им. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, Московского городского педагогического университета, Российского химико-технологического универститета им. Д.И. Менделеева, ФГУП ГНЦ РФ «НИФХИ им. Л.Я.Карпова», Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и других организаций. Перед педагогами выступили
Лариса Васильевна Суходольская-Кулешова - доктор пед. наук, профессор, главный специалист Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, руководитель Международного Центра кросс-культурных исследований в образовании, член Американского общества философов образования
Ольга Григорьевна Панченко - профессор кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО, кандидат философских наук;
Наталья Викторовна Зайцева - Зам. директора  ФГНУ ЦПВиСППДМ, руководитель Всероссийского специализированного  научно-методического учреждения по работе с одаренными детьми, кандидат пед. наук;
Людмила Ивановна Маленкова             - профессор Московского государственного педагогического университета;
Ольга Владимировна Ковальчукова, дхн, профессор, РУДН
Евгений Викторович Титов, декан биолого-географического факультета МГГУ им. Шолохова, доктор педагогических наук, профессор.
Продолжение
К началу работы конференции была издана программа, сборник тезисов – электронный диск, шестой выпуск альманаха «Обнинский полис».

Конференция завершилась – а следом новые научные встречи – «ЮНК-Урал» (Златоуст), «ЮНК-Сибирь» (Новосибирск), «ЮНК-Север» (Санкт-Петербург), «Первые шаги в науку» (Обнинск), «Первые шаги в науку -ЮГ» (Краснодарский край).

В 2009 году вышло в свет три номера журнала «Интеллект будущего».
Первый номер вышел к XXIV конференции учащихся «Юность, наука, культура».
Второй номер журнал "Интеллект будущего" 2009 года был посвящен Российскому педагогическому форуму «Образование: взгляд в будущее».
Педагогический форум «Образование: взгляд в будущее» - одно из ключевых событий, каждый раз открывающих учебный год. Журнал, посвященный этому событию (2009, №2)  раскрывает роль и значение школы, образования в современном мире и в нашей стране. Какая она - в реальной действительности – наша школа, какой она должна быть, и что у нас делается для того, чтобы то, что есть, совпало с должным?
Журнал поднимает вопрос о роли, интеллектуально-духовном облике современного российского учителя. Свои материалы представили И.С. Юлина «Философия - детям», Б.К. Коломиец «Интеллектуализация содержания образования», С.В. Евтушенко «Алгоритмы творческой самореализации личности», А.В. Леонтович «Исследование в нашей жизни»…
Каждая статья – живой отклик на сегодняшние реалии жизни общества и поиск путей его совершенствования. Главный редактор журнала - А.С. Романов.
Третий номер 2009 года - специальный выпуск журнала "Интеллект будущего", посвященный Дню философии.
Россия. Москва. Институт философии Российской академии наук.
Юным любомудрам «Малой академии «Интеллект будущего» хорошо знаком не только этот адрес, но и то, что за ним «стоит» на Волхонке, 4. По приглашению директора Института Философии РАН многие из них, из многих «городов и весей» страны приезжали в прославленный институт и, в его Актовом зале, аудиториях встречались с настоящими философами. Даже одно только это было бы для них откровением и счастием.
Но они не просто «встречались». Юные платоны и невтоны наши, вместе с заслуженными «мэтрами» работали, думали, выступали перед ними со своими заветными мыслями. Они увезли с собой Почетные грамоты, подписанные директором института, которые хранят как реликвии храма Философии, мечтая о новых свершениях и достижениях.
Этот, специальный, выпуск журнала «Интеллект будущего»  (2009, №3)– избранная малая частица их творчества, отражающая ценности и постижения их духовно-интеллектуально мира и жизни.
Для нас, большая гордость, честь и ответственность – представить эту драгоценную «частицу» философской отечественной и мировой общественности во Всемирный день философии в центре философской мысли России.
Этот выпуск «Интеллекта будущего» посвящен «детскому часу» Всемирного дня философии. На его страницах представлены научно-исследовательские, литературно-художественные, прозаические и поэтические, живописные фотохудожественные произведения юных философов детской общественной «Малой академии «Интеллект будущего». В этом выпуске представлена их избранная частица, концентрирована отражающая философское творчество наших питомцев.
Публикуемые материалы представляют все основные разделы и направления творческой работы в «Малой академии наук «Интеллект будущего» – конференции и конкурсы: философско-литературный – «Озарение», литературно-художественный – «Восхождение к образу» и фото-художественный «Чудное мгновение».
В заключительном разделе учитель и ученики осмысливают и оценивают «философскую составляющую» своей большой жизни в Малой академии.

В 2009 году вышло очередное издание книги «Ими гордится Россия», в которой приведены «Итоги реализации национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в 2008-2009 учебном году».
Сборник «Ими гордится Россия» можно посмотреть здесь.

2008 год в начало 2010 год