Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 165496725
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2202
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

01.03.2015

Фестиваль наук и искусств - 2015

С 25 по 27 февраля 2015 года в парк-отеле «Яхонты-Таруса»» состоялся очередной форум Малой академии наук «Интеллект будущего» – XV Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России».  

Пожалуй, основная черта фестиваля в том, что на нем представлено много творческих  проектов и большая часть секций на научной конференции - гуманитарные.  А в остальном это обычный форум – конечно, ровно настолько, насколько любое мероприятие МАН «Интеллект будущего» может быть обычным. Ведь сюда приезжают дети и подростки, а именно они отличаются свежим взглядом на вещи, могут придумать что-то по-настоящему необычное.
Конечно же, все пункты программы были исполнены с блеском. Началось с торжественной церемонии открытия, где было представлено световое ШОУ. Открыл Фестиваль председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Юрьевич Ляшко.
Церемония открытия плавно перешла в командную игру «Инновации. Наука. Техника». Во время такой игры ребят отвечают на заковыристые вопросы, обсуждают, спорят.
В этот раз состав участников был сравнительно «камерным» - 250 человек, восемнадцать городов представили свои делегации. Абсолютным рекордсменом по числу участников стал Краснообск, расположенный неподалеку от Новосибирска и наукограда Кольцово. Краснообск постоянно привозит большие группы участников, которые становятся еще заметнее благодаря общей форме команды – ярким желтым майкам. Но в этот раз их, казалось, было еще больше, чем обычно. Но даже в таком «скромном» варианте была представлена география всей страны:  Новокуйбышевск и Казань, Брянск и Новосибирск, Саратов и Похвистнево (Самарская область), Тарко-Сале и Губкинский (Ямало-Ненецкий автономный округ), Уфа и Ухта, Челябинск и другие города.
Экспертами тоже в этот раз выступили в основном обнинцы, хотя и без заметных гостей не обошлось.  Среди них были Игорь Нехаев, постоянный участник игр клуба «Что? Где? Когда?» и Наталья Дабижа, знаменитый режиссер-мультипликатор. Она стала гостем третьего дня проекта.
Главный день фестиваля, четверг 26 февраля, был очень насыщенным. С утра – олимпиады по предметам. Кстати, в этот раз ребята становились участниками конкурса «Умный слон», в рамках международного проекта «Smart planet», который проводят МАН «Интеллект будущего».  Сразу после олимпиад ребята отправились на секции, где им предстояло защитить перед другими участниками и экспертами свои исследовательские и творческие проекты. И как всегда, перед участниками конференции вспыхивали яркие звездочки – оригинальные и интересные работы, от которых одинаково загорались глаза и у подростков, и у строгих экспертов. Например, Кирилл Громов и Анастасия Романовская исследовали принципы работы реактивного двигателя, использовав в качестве основы воздушные шарики. Они устроили у себя в школе соревнование по запуску воздушных шариков, и по итогам его определяли, шарики какой формы и размера летят быстрее. А Илья Аксютин и Кирилл Сахончик из Лицея №13 Краснообска поделились своим на редкость необычным по замыслу и исполнению проектом. Они решили изучить, снаряд какой формы обладает наибольшей пробивной способностью, и для этого соорудили самодельную пушку, в которую заряжали картофелины разной формы и стреляли ими по листу фанеры. А чтобы придать картофелю больше твердости, его предварительно заморозили в морозилке. Из своих опытов ребята сделали вывод, что наиболее эффективной для снаряда является куполообразная форма. Но главное даже не во вполне традиционном выводе, а в том, как загорелись глаза у всех участников секции «Физика и техническое творчество», какие споры  и обсуждения начались среди ребят. Полина Пельменёва из Новосибирска изучала, как влияют гигиенические ополаскиватели на микрофлору полости рта. Смывы из полости рта после воздействия разных ополаскивателей инициативная девочка прорастила на питательных средах … и попросила ученых из соседнего наукограда Кольцово определить, какие микробы где преобладают. Диплом этой девочке надо было дать если и не за остроумие, то, во всяком случае, за предприимчивость.
Большое количество участников собрала секция военной истории, проходившая при участии эксперта из Москвы Игоря Нагаева, сотрудника Российского государственного военного архива.  В чем тут дело – в том, что война, уходящая за завесу времени, продолжает увлекать юные сердца своим беспримерным героизмом, или в том, что накануне 70-летнего юбилея Победы опять проявился всплеск  народного интереса к истории войны?  Какая разница, если ребята стараются сберечь память о войне, узнать о ней от старших, создать на основе собранных сведений школьный музей или сайт! Главное – они помнят. Интересные доклады прозвучали на секции: о «Танкограде» (Челябинском танковом заводе) рассказал Егор Зинченко, о виртуальном музее, посвященном  памяти фронтовиков, жителей своего района, поведала Азалия Абульханова из Казани. Но, наверное, самым трогательным оказался доклад Даны Аминовой из Челябинска о фронтовом аккордеоне «Artist». Девочка собрала сведения об этом трофейном аккордеоне, который бойцы-фронтовики подарили юной певице  Евгении Рудольской – она исполняла для них песни в госпитале. Евгения Сергеевна стала педагогом, и долгие годы проработала учителем русского языка в школе №10 Челябинска. Аккордеон был ее верным другом и помощником. А когда она ушла из жизни, то ее родственники, зная о ее любви к своей школе, подарили школьному музею ее аккордеон.  Дана, ученица школы №10, рассказала обо всем этом таким звенящим голосом, с такой гордостью за своих земляков, что у слушателей невольно слезы на глаза наворачивались.  
И, конечно же, из спектра мероприятий форума хотелось бы выделить одно – турнир «Что? Где? Когда?», проведенный самым настоящим знатоком, игравшим в клубе в течение многих лет. Евгений Игоревич Нехаев сам и вопросы задавал таким «фирменным» голосом с характерными интонациями, что напряженная атмосфера игры, казалось, буквально висела в воздухе. Ребята за столами оживленно обсуждали вопросы, а организаторы внимательно следили, чтобы никто не искал подсказки на экранах  мобильников.  В перерыве между двумя играми Евгений Игоревич рассказал, что игра стала настоящим центром притяжения для интеллектуалов всей страны. Почта передачи составляла несколько мешков в день, была на втором месте после «Поля чудес» Якубовича. Сам Нехаев попал в игру по объявлению в газете – как раз тогда Ворошилов проводил новый отбор. Игра стала главным делом всей его жизни, он и сегодня занимается ею, но теперь уже организует игры для других.
Как всегда  интересно прошла традиционная игра «Квазар». Команды с восторгом перебегали от станции к станции, где выполняли разнообразные интеллектуальные и творческие  задания.
Помимо игр и конкурсов для участников Фестиваля был предложен ряд мастер-классов:
Тренинг профессионального самоопределения «Призвание» (Федоровская Е.О.);
Математика + ТРИЗ  (Коновалова С. Г.);
Компьютерные технологии в обучении и исследовательской работе (на примере физики и математики)  (Тихоненко А.В.);
Исследовательская работа в области гуманитарных наук: теория и практика (Голубева Е.В.);
Развитие творческих способностей (Исакова И.Н.);
Развивающие настольные игры (Кузьмина Е.Л.);
Декупаж -техника декорирования различных предметов  (Гончарова Г.Н.).

С восторгом участники Фестиваля участвовали в научном ШОУ «Профессора Сержа».
А закончился фестиваль встречей с мультипликационным режиссером Натальей Дабижей. Добрейший и культурнейший человек, она умеет заинтересовать ребят своим рассказом и мультфильмами.
Победителями Фестиваля в этот раз стали команды из Ухты (МОУ СОШ №16), Краснообска (МАОУ Лицей №13), Новосибирска (МАОУ Гимназия №12). Они получили кубки победителей.
По случаю 15-летия Фестиваля вечером состоялся красочный праздничный фейерверк!
В рамках Фестиваля состоялся также педагогический семинар. Руководители делегаций смогли за эти дни повысить свою квалификацию и получить соответствующий сертификат.
В этом году одновременно с  Фестивалем проходил Лингвистический турнир «PLASMA», в рамках которого состоялись олимпиада, конференция, многочисленные конкурсы,  интеллектуально-творческие игры.
В день отъезда делегации  Фестиваля и Лингвистического Турнира  приняли участие  в автобусной экскурсионной программе – во время поездки до Москвы и по Москве экскурсоводы увлеченно рассказывали участникам о достопримечательностях Калужской области и Москвы.
И в завершение рассказа о фестивале хотелось бы несколько слов посвятить экспертам, тем людям, без которых невозможно проведение конференций учащихся. Вот что рассказали о себе три эксперта – В.А. Тарасов, В.Г. Бровкина и С.Г. Коновалова.
Владимир Александрович Тарасов, всю жизнь проработавший в ФЭИ, но человек широко образованный и увлеченный, признанный авторитет в археологии и педагогике: «28 лет я являюсь экспертом. Надо сказать, что учительское призвание пришло отнюдь не сразу. Работал всю жизнь в атомной энергетике, но увлекся сначала воспитанием, потом археологией, объединил эти два увлечения и создал школьный археологический отряд «АРКОС». А когда меня пригласили экспертом в «Интеллект будущего», это стало новым и важным этапом жизни. Начинал с археологии и краеведения, сейчас перешел на культурологию. По-моему, главное в нашей работе – поиск искорки креативности, настоящего творчества у ребят. Бывают такие работы, о которых мы потом вспоминаем несколько лет и гордимся ими. Это штучный товар. Но любой ученик, подготовивший доклад и приезжающий к нам, получает стимул к развитию, а это очень важно для ребят».
Валентина Григорьевна Бровкина, краевед с многолетним стажем: «Я являюсь экспертом почти 30 лет. Занимаюсь мемориальным краеведением. Работа эксперта – очень непростая. В промежутке между конференциями мы просматриваем работы учащихся и даем рекомендации, над чем еще поработать, на что обратить внимание, что улучшить. Участвуем в турнирах, которые проводятся в разных городах Калужской области. Проводим мастер-классы.
Главное в нашей работе – это бережное отношение к ребенку. Разговаривать с ним надо очень аккуратно, чтобы не обидеть, не оттолкнуть, но и не перехвалить, оценить по справедливости.
Мемориальное краеведение – это история, отраженная в судьбах отдельных людей. Часто это очень личное – дети делают доклады о своих бабушках и дедушках, земляках, постигая через их судьбы историю Родины. Мне кажется, это очень важно. Это передача исторического опыта из поколения в поколение, которая совершается на наших глазах и при нашем участии».
Светлана Григорьевна Коновалова,  учитель математики в гимназии, преподаватель, работающий в ФТШ и в  высшем образовании. На ее мастер-классах и семинарах всегда царит атмосфера увлеченности и вдохновения. Она рассказывает: «Еще будучи студенткой, я слушала в Доме ученых курс питерских ученых по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Увлеклась, начала изучать эту методологию. Теперь читаю на конференциях курс «Введение в творчество» и рассказываю о ТРИЗ. У слушателей эта тематика вызывает интерес. Эта теория позволяет решать творческие и научные задачи, сейчас она находит все большее применение. Экспертом МАН являюсь 20 лет, проверяю работы, разрабатываю конкурсы и учебные курсы, провожу игры. За что я люблю «Интеллект будущего»? За то, что дети всегда уезжают отсюда счастливые и увлеченные, у них горят глаза, они хотят заниматься наукой и творчеством. И это вдохновляет и внушает энтузиазм».
Это только три эксперта из целой когорты обнинских ученых, краеведов, учителей, институтских преподавателей, которые являются верными друзьями и сподвижниками МАН «Интеллект будущего». А их больше сотни, и их увлеченная творческая работа позволяет Малой академии наук быть одним из всероссийских центров школьной и молодежной науки.
Т. Рахматуллина, г. Обнинск

Отзывы участников Фестиваля наук и искусств «Творческий потенциал России» -2015