Авторизация




Статистика

Просмотрено статей : 121380533
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 8585
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

 Конкурс по химии для учащихся 1-6 классов

«Добро пожаловать в химию. 

Чувствуйте себя как дома»  

Срок приема работ на I тур –  с  1 сентября  по 11 декабря 2017 г. 

Электронная почта для отправки материалов на конкурс  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.  

платежи Стоимость участия - 290 руб.

 

         х1   х2   х3

Ученики младших классов еще не изучали химию. Но среди вас, несомненно, есть те, кто интересуется этой наукой, любит делать разные опыты и, возможно, даже хочет стать химиком. Для многих учащихся химия как наука заведомо непонятна и зачастую пугает.  Они считают, что это  набор непонятных символов, формул, расчетов и всего прочего. Но мы с вами должны понять, что на самом деле, химия – это живая, интересная наука о превращениях вокруг нас и даже внутри нас самих. Итак, друзья, добро пожаловать в химию.

Часть1. Теоретическое введение.
Для начала, давайте с вами установим четко и сразу: химия изучает превращение веществ. Для чего это нужно? Во-первых, огромное множество химических превращений происходят в нас самих, и именно поэтому вы, например, может читать этот текст и понимать его. Во-вторых, именно с помощью химических реакций экологи могут оценивать загрязнение воды или почвы различными веществами. В-третьих, целая отрасль промышленности - химическая промышленность – занята тем, как же нам получить необходимые нам вещества. Этими веществами могут быть: полиэтилен, из которого сделан корпус мобильного телефона, перекись водорода, которая обязательно есть у вас в аптечке, и многие другие. А что такое вещество? Вы знаете, что природа состоит из тел, а тела состоят из веществ. То есть мы и мир вокруг состоит из веществ. Например, в воздухе есть кислород, которым мы дышим, а в суп мы кидаем поваренную соль (в химии она называется хлорид натрия). Таким образом, кислород и поваренная соль являются веществами. А химия будет изучать эти вещества и их взаимодействие с другими веществами.

Вещества бывают самыми разными. Например, они могут быть смесями (налейте чернил в воду – вот и будет смесь) и чистыми веществами (например, у вас в солонке на кухне чистая поваренная соль).

Вещества, в свою очередь, состоят из молекул. Но не надо принимать молекулы за кирпичи, из которых строят дом. Ведь если мы с вами возьмем один кирпич, он не может быть домом. А молекула тем и замечательна, что ее одной достаточно для того, чтобы сказать, что это за вещество. То есть молекула – это единица вещества.

Молекулы состоят из более мелких частиц – атомов. Очень долгое время, еще со времен Древней Греции, атом считался неделимой частицей. И в зависимости от разнообразия атомов в молекулах, вещества делятся на простые и сложные. В простых веществах молекулы образованы одинаковыми атомами, а в сложных – разными.

Обратите внимание на рисунок: на нем изображена молекула метана. Этот газ является значительной составляющей природного газа, который горит в конфорке газовой плиты на кухне.

 Весь рисунок – это одна молекула. Черный шарик в центре – это атом углерода, белые шарики – атомы водорода. То есть метан – сложное вещество. х4 

Атомы имеют свои особенности строения. У атома есть ядро, которое имеет заряд. Зачем вам это знать? Для того чтобы понять, что атомы, которые имеют одинаковый заряд ядра, называются химическим элементом. И именно химические элементы красуются в ячейках периодической системы Д.И.Менделеева, и именно химический элемент имеет символ, например, кислород обозначается латинской буквой О. Разнообразие названий химических элементов поражает, ученые весьма творчески подошли к тому, какие названия дать химическим элементам.

Контрольный вопрос 1: (ответы заполняйте в таблице в конце раздела): найдите в периодической системе Д.И.Менделеева элементы: хлор, хром, вольфрам, гелий, селен, рутений. Напишите, какими символами они обозначаются, и узнайте, откуда происходят, что означают их названия. Можете подобрать картинки, иллюстрирующие названия этих элементов
Что же нам может рассказать химическая формула? По сути, все. Через буквы химическая формула рассказывает нам о том, атомы каких элементов образуют вещество, через маленькие цифры (индексы) внизу каждой буквы мы узнаем, сколько атомов этого элемента входят в состав молекулы вещества.

Контрольные вопросы (ответы заполняйте в таблице в конце раздела):
2. Перед вами два вещества: кислород и озон . Чем они различаются: атомами или молекулами? Как называется элемент, который образует эти вещества? Влияет ли различие состава на то, как эти вещества действуют на человека?
3. Перед вами молекула пищевой соды- . Выпишите элементы, которые входят в состав этой молекулы и количество атомов каждого элемента в молекуле (если индекс не стоит, значит он равен 1)

Теперь идем дальше. И нам надо разобраться, что такое химическая реакция. Химическая реакция – это превращение веществ при их взаимодействии друг с другом. То есть исходные вещества должны стать другими веществами, поменять свои свойства.

У каждого вещества есть свои особенности, их называют свойствами. Эти свойства разделяют на две большие группы: физические и химические. Физические свойства - этоцвет вещества, насколько оно твердое, при какой температура тает, кипит или замерзает, пропускает ли оно свет и электрический ток. Химические свойства – это особенности взаимодействия вещества с другими веществами. Иными словами, если бы вы были веществом, то ваш вес, рост, цвет глаз, группа здоровья относили бы к физическим свойствам. А вот черты вашего характера, например, говорите ли вы «спасибо», встав из-за стола после обеда, являлись бы вашими химическими свойствами.

Контрольный вопрос 4:
Прочитайте внимательно текст. Выпишите в два столбика физические и химические свойства воды.
Вода при комнатной температуре существует в виде жидкости. Если мы охладим воду до 0 , она замерзнет и превратится в лед. Если мы нагреем воду до 100 , она начнет превращаться в пар. Если мы пропустим через воду углекислый газ, то получим слабый раствор угольной кислоты.

Вещества, взаимодействуя друг с другом, превращаются, и таким образом происходят химические реакции. Как правило, химические реакции заметны по внешним признакам, либо мы можем использовать приборы или вспомогательные вещества. Признаки химической реакции могут быть следующие:

  • Выпадение осадка
  • Выделение газа (часто с запахом)
  • Изменение температуры
  • Взрыв
  • Горение
  • Изменение цвета

Контрольный вопрос 5:
Какие признаки химической реакции вы видите на картинке?
А. х5                   Б. х6

Дополнительные вопросы (ответы заполнять в таблице ниже):
6. Какое химическое превращение известно человеку еще с древнейших времен?
7.Какой химический элемент самый распространенный в земной коре?
8. Каких химических элементов больше всего в организме человека?
9. Железный человек из произведения «Волшебник изумрудного города» состоял из железа. Есть ли железо в нашем организме? Для чего оно нужно?

Ответы на контрольные вопросы:

   1     
2  
3  
4              Физические свойства                           Химические свойства            

 

 

 
5 А Б

 

 

 
6  
7  
8  
9  

 

Часть 2. Химия и другие науки.
1. Химические элементы имеют разнообразные названия, найдите химические элементы, названные в честь:
1) Небесных светил и планет
2) Стран
3) Известных ученых

2. Названия многих химических элементов фигурируют в устойчивых выражениях и в названиях произведений. Вставьте пропущенные слова в словосочетания и напишите рядом знак соответствующего химического элемента.
1) ……… тучи
2) …………… лихорадка
3) хозяйка………… горы
4) ………… иней
5) стойкий………… солдатик

3. Некоторые химически реакции тоже имеют названия. Эта реакция названа так из-за яркого синего цвета получающегося раствора, и в ее названии фигурирует название крупного города. Она называется ………… лазурь. Вставьте в ответе фотографию этого города и эффекта реакции.

Ответ на вопрос
1  
2  
3  

 Часть 3. Химические реакции дома.

Ниже приведены описания простых опытов, которые вы можете сделать дома или же попросить преподавателя химии в вашей школе о помощи и сделать их в настоящей лаборатории. Обязательно точно выполняйте инструкцию, а также правила безопасности:
a. Не пробуйте вещества на вкус, если этого нет в задании, не проливайте, не просыпайте на себя.
b. Опыты проводите в присутствии взрослых: родителей или учителя.
c. Соблюдайте чистоту рабочего места при выполнении опытов и обязательно уберите все, закончив работу.
d. В опыте, где используются спички, соблюдайте все меры предосторожности при обращении с огнем


Для оформления опытов используйте таблицу. Обязательно сфотографируйте ваш опыт и вставьте фотографии в файл. Если это для вас затруднительно, сделайте рисунок.
1. Дымящийся вулкан из соды. Для первого опыта вам понадобится: пищевая сода, столовый уксус, чистый стакан, чистая тарелка.
Ход выполнения работы:
1) на тарелку насыпьте горкой пару столовых ложек соды
2) отлейте небольшое количество уксуса в стакан
3) тонкой струйкой вылейте уксус на горку соды
4) сделайте фотографию
5) запишите наблюдения и выводы

2. Как очистить чайник от накипи.
Для опыта вам понадобится: лимонная кислота (она продается в магазине),стакан воды, накипь из чайника, чистый стакан.
1) Разведите в стакане воды порошок лимонной кислоты
2) В чистый сухой стакан поместите накипь из чайника
3) Залейте накипь небольшим количеством раствора лимонной кислоты
4) Можете попробовать залить раствором лимонной кислоты весь чайник и помочь родителям в хозяйстве.
5) Прокипятите воду с лимонной кислотой в чайнике. Что произошло с накипью?
6) Сделайте фотографию.
7) Запишите наблюдения и выводы

Ответьте на вопрос: в чем сходство проведенных вами опытов?

3. Горение свечи.
Для опыта вам понадобится: свеча, гуашь, спички, небольшая стеклянная банка, миска (лучше прозрачная).
Выполнение опыта:
1) Поставьте свечу в миску и закрепите ее.
2) Зажгите свечу.
3) Налейте в миску немного воды (примерно на 3 см) и подкрасьте ее краской (для этого можно использовать также зеленку, чернила или йод).
4) Накройте свечу сверху банкой.
5) Дождитесь, пока свеча погаснет.
6) Сделайте фото.
7) Запишите ваши наблюдения и выводы. В выводах ответьте на вопрос: является ли горение химической реакцией?

Попробуйте найти ответ на вопрос: что горит в пламени свечи? Можете использовать литературу или ресурсы сети Интернет (мы рекомендуем использовать сайт журнала «Химия и жизнь»).

4. Медное покрытие.
Для опыта вам понадобится: железный гвоздь (можно гайку и т.п. но не покрытые напылением скрепки, канцелярские кнопки и т.п.), раствор медного купороса (его можно купить или просто попросить немного в кабинете химии), небольшая емкость.
Выполнение опыта:
1) Если у вас кристаллы медного купороса, приготовьте раствор: для этого растворите кристаллы в воде.
2) Если гвоздь немного покрыт ржавчиной, удалите ее наждачной бумагой.
3) Опустите очищенный гвоздь в раствор медного купороса и оставьте на длительное время (не меньше часа).
4) Время от времени смотрите, что происходит с гвоздями и раствором медного купороса.
5) Сделайте фотографии в начале опыта и в конце опыта.
6) Запишите ваши наблюдения и выводы.

5. Признаки химических реакций повсюду. Опыт проводится на кухне в присутствии взрослых.
Для опыта вам понадобится: кухонная плита, сковорода, хлеб.
Выполнение опыта:
1) включите плиту, поставьте сковородку на конфорку
2) отрежьте ломтик хлеба (нагляднее, если хлеб будет белый)
3) положите ломтик хлеба на сковородку и поджарьте
4) запишите ваши наблюдения и ответьте на вопрос: происходят ли химические превращения при поджаривании хлеба? Как можно это доказать?

Для тех, кому особо интересна химия, мы предлагаем сделать простое, но интересное исследование. Напоминаем, что за это вы получите больше баллов в конкурсе, а возможно, на основе этих опытов вам захочется расширить и дополнить работу и выступить на конференции. 

Исследовательская работа.
Вы проводили опыт с образованием медного покрытия на гвоздях. Мы предлагаем вам поэкспериментировать. Обратите внимание на инструкцию к опыту 4. Но попробуйте взять другие металлические предметы: гвозди, гайки, саморезы, канцелярские принадлежности и так далее. Обратите внимание, сколько потребовалось времени на опыт, какое получилось покрытие, образовалось ли оно вообще. Ждем ваших результатов!

В файле работы, которую вы пришлете на конкурс, вначале должна быть таблица ответов на вопросы части 1, ответы на вопросы части 2, описание и объяснение опытов и фотографии, описание исследовательской работы и выводы ( если вы ее выполняли).
Желаем интересной работы. Ждем ваших результатов!

Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету.

Анкета.
1. Откуда вы узнали о нашем конкурсе?

2. Вы участвуете в конкурсе в первый раз или уже были участником?

3. Почему вы выбрали именно этот конкурс?

4. Какие науки вас больше всего интересуют?

5. Какие конкурсы вы бы хотели видеть в будущем?

6. Собираетесь ли вы приехать летом на турнир – конференцию?