ТАЙНЫ ЗВУКА Электронная почта для отправки материалов на конкурс Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. Стоимость участия - 290 руб.
Что такое высота и громкость звука? В природе очень много различных звуков. Мы слышим шелест листьев и рёв реактивного самолёта, плеск воды, музыку, голоса животных, речь человека, но множество звуков мы не слышим совсем. Высокие звуки (например, мышиный писк или свист) дают предметы с быстрой частотой колебаний, а низкие звуки (например, урчание мотора) - с медленной. Таблица 1. Уровни громкости различных шумов
А знаешь ли ты, для чего нужно звуковое общение животным? Животные используют различные звуки для сообщения об опасности, поиска брачного партнера, для общения родителей и детенышей, мечения территории. То есть птицы поют, чтобы обозначить границы своего участка. Кто как слышит Известно, что человеческое ухо способно услышать самый низкий звук, частота которого составляет 16 Герц, и самый высокий звук – частота которого составляет 20 000 Герц. В диапазоне этого звучания и находится предел слышимости человеком. У многих животных способность восприятия звука намного выше нашей. Собака может слышать звуки в диапазоне частот от 80 000 до 100 000 Герц, Именно эту способность используют при дрессировке со специальным свистком. Кузнечики могут издавать и слышать звуки частотой до 90 000 Герц, навозные жуки – до 40 000 Герц, а у многих ночных бабочек диапазон восприятия слуха начинается там, где он заканчивается у человеческого уха, и самый верхний его предел равняется целым 175 000 Герц. Таблица 2. Частотный диапазон звуков, воспринимаемых животными
Известный итальянский учёный Спалланцани еще в 1790 году заинтересовался, почему летучие мыши так хорошо ориентируются в темноте. Если в темную комнату поместить сову, то она в отличие от летучих мышей в таких условиях будет натыкаться на стену. А летучим мышам удается ловко маневрировать в воздухе между предметами, но, если им капнуть воск в уши, то способность ориентироваться в темноте исчезнет. Попробуй ответить на этот вопрос. Распространение и скорость звука в разных средах Звук передается не только воздухом. Наверное, все знают, что если приложить ухо к стене, то можно услышать разговоры в соседней комнате. В данном случае звук передается стеною. Звуки распространяются и в воде, и в других средах. Более того, распространение звука в различных средах происходит по-разному. Скорость звука различается в зависимости от вещества. Плотность и проводимость воды больше, чем у воздуха, но меньше, чем у металла. Соответственно, и звук передается по-разному. При переходе из одной среды в другую скорость звука меняется. Длина звуковой волны также меняется при ее переходе из одной среды в другую. Прежней остается лишь ее частота. Но именно поэтому мы и можем различить, кто конкретно говорит даже сквозь стены. Таблица 3. Скорость распространения звука в различных средах
А теперь проведем простые, но очень интересные опыты со звуком. Опыт 1. Проследим, как распространяется звук. Для опыта нужна пластиковая бутылка, у которой срезана нижняя часть и закрыта куском пакета или пленки, прикрепленного с помощью резинки. Зажги свечу и кончиками пальцев стукни по пленке, направив горлышко бутылки на пламя. Оно должно погаснуть. Объясни, что произошло. Опыт 2.Можно ли определить направление источника звука? Предложи поучаствовать в этом опыте членам семьи или одноклассн6икам. Каждый человек по очереди садится на стул, ему завязывают глаза и за его спиной в разных углах комнаты гремят банкой с сухой фасолью или горохом. Он должен угадать, откуда доносится звук. У человека два уха, поэтому мозг может сравнивать громкость звуков и вычислять, откуда именно идет звук. Когда источник звука находится на одинаковом расстоянии от обоих ушей, трудно судить, насколько он далек. Проверь это в опыте. Опыт 3. «Говорящая веревочка». Этот опыт показывает, что твердые тела могут проводить звук. В двух пластиковых стаканчиках надо сделать небольшие отверстия в донышках, концы веревки пропустить в эти отверстия и завязать узелки. Два человека натягивают бечевку потуже, один приставляет стаканчик к уху, другой говорит что-нибудь шепотом, а потом участники эксперимента меняются ролями. Определи, звук лучше предается по воздуху или по веревочке. Попробуй взять веревки разной длины. При какой длине лучше всего слышно? Опыт 4. Можно ли издать звук так, чтобы услышать его дважды? Для этого опыта найди при прогулке длинный железный решетчатый забор. Чем длиннее забор, тем лучше. Оставь одного человека у начала забора, а сам пройди вдоль него шагов сто, приложи ухо плотно к железному пруту забора и попроси товарища ударить по решетке. Ты услышишь два звука один за другим. Объясни, почему так происходит. Если тебе интересно изучать тайны звука, то можно провести дополнительные опыты Опыт 5. Давай определим, зависит ли частота звука от длины колеблющегося тела? Теперь сдвинь линейку так, чтобы за край стола выступала меньшая ее часть. Изменяется ли звук и скорость колебаний свободного конца линейки? Почему это происходит? А будет ли влиять на высоту звука материал, из которого сделана линейка? Проведи такой опыт с деревянной линейкой и сделай выводы. Опыт 6.
Опыт 7.
Опыт 8.
Средним или указательным пальцем правой руки начни вкруговую водить по краю бокала. Через несколько секунд ты услышишь мелодичный звук. Если это получилось, то налей в бокал чистую воду, немного не доходя до края, и продолжай водить пальцем. Звук будет значительно ниже того, который был без воды. Продолжая круговые движения пальцем, посмотри на поверхность воды – ты увидишь маленькие волны. Они произошли от колеблющихся, звучащих стенок бокала. Если постепенно удалять воду из бокала небольшими порциями, то звук будет повышаться. Самый высокий будет у пустого бокала. Если взять разные бокалы, то можно заметить, что даже очень небольшая разница в толщине стенок бокалов влияет на высоту звука. Попробуй подобрать бокалы и уровень воды в них, чтобы получилась мелодия. Практическая работа «Определение остроты слуха». Это очень интересное настоящее научное исследование. Его можно затем оформить и выступить на конференции учащихся. Но для этого нужно не только желание, такая работа потребует времени, сил, ее надо проводить со всеми учениками класса. В исследовании должны принять участие не менее 15-20 человек. Внимание! Правильные результаты можно получить, если в классе будут только экспериментатор и испытуемый, а не все ученики сразу. В помещении должна быть абсолютная тишина. Попроси учителя помочь тебе с организацией эксперимента. Ход эксперимента. Каждый учащийся садится по очереди за стол, закрывает глаза, его руки свободно лежат на столе. Экспериментатор приближает часы средних размеров или секундомер к уху испытуемого. Как только ученик услышит тиканье часов, он начинает средним пальцем правой или левой руки (как ему удобнее) отбивать ритм «тиканья» (контроль слышимого звука). Как только это произошло, надо измерить расстояние между часами и ухом и записать результаты в тетрадь. После этого к уху того же ученика надо поднести часы и постепенно отдалять их. Когда испытуемый перестанет слышать звук, он должен снова постучать пальцем по столу. Экспериментатор снова измеряет расстояние и записывает данные. Если что-то не получилось, то опыт надо повторить. ( Сначала лучше немного потренироваться, чтобы потом четко провести весь эксперимент). Внимание! Лучше не говорить испытуемым их результаты сразу после опыта, чтобы они не обсуждали их, а сообщить после окончания всего исследования. Обработка результатов. Из двух измерений для каждого ученика надо получить среднее арифметическое значение. Затем можно посчитать среднее арифметическое для всего класса, отдельно для мальчиков и девочек или для тех, кто часто слушает музыку через наушники, и кто слушает редко. Попробуй проанализировать и сравнить эти данные. Еще интереснее попросить старшеклассников или учителей поучаствовать в твоей исследовательской работе. Так можно выяснить, в каком возрасте острота слуха лучше. Проанализируй результаты: обычно здоровые люди с нормальным слухом способны слышать тиканье часов на расстоянии 10-15 см. Сделай вывод: у кого результаты выше нормы, у кого результаты ниже нормы. Следует задуматься над возможными причинами ухудшения слуха. Ответы на 10 теоретических вопросов конкурса надо занести в таблицу. Ответы должны быть одержательными, но краткими ( несколько фраз). После таблицы в файле должны быть описания экспериментов, их объяснения и несколько фотографий. Если вы будете выполнять исследование остроты слуха, то надо сделать таблицу 1 с индивидуальными данными для каждого участника ( имя и фамилии полностью указывать нельзя, только инициалы) и таблицу 2 со средними арифметическими значениями, а также проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Таблица вопросов и ответов
Образцы таблиц Таблица 1. Индивидуальные значения остроты слуха учащихся.
Таблица 2. Средние арифметические значения остроты слуха.
Пожалуйста, напиши отзыв о конкурсе. Какие задания для тебя были самыми легкими, самыми трудными, наиболее интересными? О чем бы ты хотел узнать в следующих конкурсах?
|
Новости
13.09.2024Всероссийский творческий конкурс «Восхождение к образу»
Приглашаем школьников принять участие во Всероссийском творческом конкурсе «Восхождение к образу». |
Читать полностью... |
12.09.2024Осенний старт! Уважаемые педагоги! Приглашаем учащихся Вашего учреждения принять участие в осенних онлайн-турнирах "Секреты русского языка", "Математический Олимп", "Тайны биологии". Будем рады видеть Ваших ребят на наших онлайн-турнирах! Спешите подать свою заявку! |
10.09.2024Российский онлайн-конкурс чтецов "Осенняя улыбка года" Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Приглашаем учащихся Вашего учреждения принять участие Российском онлайн-конкурсе чтецов "Осенняя улыбка года", который состоится 13 сентября 2024 в 13.00 по мск. Будем рады видеть |
28.08.2024ИМИ ГОРОДИТСЯ РОССИЯ!
Уважаемые коллеги, учащиеся и родители! Рады сообщить, что информация о достижениях учащихся, педагогов и организаций включена в серию, состоящую из 10 книг, по итогам Международной образовательной программы «SmartPlanet» и её составной части - Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»! |
Читать полностью... |
26.08.2024XII Всероссийский педагогический фестиваль "Современное образование: опыт, инновации, перспективы" Уважаемые педагоги! Приглашаем Вас с 6 по 10 октября 2024 года в г. Сочи на XII Всероссийский педагогический фестиваль "Современное образование: опыт, инновации, перспективы", который пройдёт в отеле "Жемчужина". Успейте подать свою заявку, ждём Вас! |
21.08.2024Российский онлайн-конкурс чтецов "Осенняя улыбка года" Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Приглашаем учащихся 1-11 классов принять участие в Российском онлайн-конкурсе чтецов "Осенняя улыбка года", который состоится 12-13 сентября 2024 года в онлайн формате. |
20.08.2024IQ-Чемпион: разминка Дорогие друзья - отличная новость! Вы можете проверить на себе слова римского императора, полководца Юлия Цезаря: "Пришел. Увидел. Победил!". Это – девиз участников проекта "IQ-Чемпион"!
Всё просто: выбрал конкурс - прошел тест - получил диплом. Спешите участвовать!
|