РАЗВИВАЕМ ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Многие наши конкурсы помогают раскрывать логические секреты, учат находить главную мысль в тексте, перекодировать и запоминать информацию, тренируют гибкость мышления в целом. Предлагаем познакомиться с ответами участников конкурса «МИР СКАЗОК», которые показывают, КАК именно нужно заниматься с детьми, чтобы запустить механизм творчества. Данные примеры помогут родителям использовать творческие технологии для развития своих детей. Прежде всего, именно нестандартные, неординарные задания вызывают особый интерес школьников, повышают познавательный интерес, включают механизмы исследовательских способностей.

Задание «Сказочная последовательность».
Развиваем сообразительность и логическое мышление. Продолжите последовательность. Объясните, из какой сказки эти герои. С С К В М?
Это задание оказалось для ребят самым трудным. С ним справились лишь 65% участников. Причем, все, кто угадал, что речь идет о самой, пожалуй, известной сказке, отметили, что поначалу никак не могли догадаться, какая же последовательность скрывается в задании? Зато потом пришло озарение – это же «Колобок»! «А ларчик просто открывался», как выразилась одна из участниц конкурса. Исчерпывающий ответ прислал
Дедов Кирилл, 3кл., г. Барнаул.
«Разгадывая логическую последовательность, я обращался ко многим сказкам: Андерсен Г.С.  «Дикие лебеди», Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», народная сказка «Репка», Волкова «Семь подземных королей», к сказкам А.С. Пушкина и др. Я пытался понять, что именно зашифровано в последовательности букв: название сказки, имена героев или еще что-либо. Наконец, определил для себя, что каждая буква, вероятнее всего, обозначают первую букву имени героя сказки. Перебирая все известные мне сказки с большим количество героев, я решил, что зашифрованная сказка – это сказка «Колобок», поскольку последовательность расшифровывается следующим образом (с учетом очередности появления героев в сказке): С- старик; С-старуха; К-колобок; З-заяц; В-волк; М-медведь. Продолжил я последовательность буквой Л – лиса, так как она появляется в сказке последней и съедает колобка. К этому заданию я подошел творчески и героев сказки, зашифрованных в задании, я изготовил своими руками с помощью бумаги, клея и фломастеров. Вот что у меня получилось:

Задание «Перевёртыши».
Развиваем логическое мышление. Здесь спрятаны названия сказок. В названиях всё наоборот.
1. «Быль о серенькой курочке».
2. «Егорово счастье».
3. «Страшное заточение Сильвы и её домашних куриц».
4. «На острове подготовленных заданий».
Расшифруйте текст. Запишите в ответ сказку, в названии которой отсутствуют шипящие звуки.
С этим заданием неплохо справились все ребята. Ниже приведены названия зашифрованных сказок:
1. Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке».
2. Чуковский К. И. «Федорино горе».
3. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
4. Гераскина Л. «В стране невыученных уроков».

Задание «К.Д. Ушинский. Два плуга».

Учимся выделять в тексте главное.

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны  два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже лучше, чем в то время, когда он только  что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

– Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

– От труда, мой милый, – отвечал тот, – а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Выберите пословицу, которая соответствует основной мысли текста:
1. Труд человека кормит, а лень – портит.
2. Муравей не велик, а горы копает.
3. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
4. Не внешность красит, а труд.
5. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Это задание вызвало целую дискуссию. Некоторые участники считали, что основной мысли текста соответствует пословица «Труд человека кормит, а лень – портит». Мнение большинства – смысл текста раскрывает пословица «Не внешность красит, а труд». И это наиболее правильный ответ, хотя и другие варианты оценивались достаточным количеством баллов, т.к. мы всегда приветствуем вариативность и гибкость мышления.

Задание «Два упрямых козлика».
Учимся перекодировать словесную информацию в графическую. Вспомните сказку про двух упрямых козликов, которые, не желая уступить друг другу, упали в воду. В этой сказке есть слово «упрямый», характеризующее каждого козлика. Синонимы к слову упрямый – упорный, непреклонный, настойчивый, твердокаменный. Изобразите напротив каждого слова-синонима символы, фигуры, посмотрев на которые, вы сразу вспомните значение записанных слов. В оргкомитет пришлите данные слова с вашими символами.
Это задание ребята выполнили по-разному. Некоторые придумали и нарисовали  собственные символы, другие занялись поиском и подбором уже готовых изображений. В любом случае это задание способствовало полету фантазии. Ответы получились оригинальными, красочными, занимательными. Вот один из примеров:

Дедов Кирилл, 3 кл., г. Барнаул

«Упорный. Я выбрал крота и нарисовал его, поскольку ему приходится немало потрудиться, чтобы рыть под землей ходы в полной темноте. Трудно себе представить, сколько он перекапывает земли, чтобы вырыть большое количество ходов.

Непреклонный. В качестве символа непреклонности у меня возникает русский солдат, который в тяжелейшей борьбе с врагом не преклонился перед ним и победил! Я нарисовал памятник русскому солдату.

На слово «настойчивый» похож дятел, так как бесконечно стучит клювом до тех пор, пока не достанет себе корм из под коры дерева. Я нарисовал дятла «за работой».

Твердокаменный. Гранит является самым твердым камнем, который трудно расколоть. Именно поэтому он, по-моему, похож на слово «твердокаменный». Я изобразил с помощью фломастеров гранит, по которому бьют молотком.

Задание «Строитель искусный и строитель расторопный».  Сказка народов мбунду.

Учимся быть гибкими в мышлении, видеть две стороны одного явления – хорошее и плохое.

Жили двое строителей – искусный и расторопный. Пошли они в город. По дороге их застигла гроза. Расторопный строитель быстренько смастерил себе шалаш, и спрятался в нём. А строитель искусный возводил шалаш медленно, старательно, и промок до нитки…
Закончите сказку одной фразой, которая бы стала выводом.

Самый содержательный ответ прислала Мещерякова Софья , 3 кл., г. Оренбург
Фраза: Дорога ложка к обеду.
Объяснение: так как в сказке народов мбунду, на мой взгляд, речь идет о своевременности, важности чего-либо (того же шалаша) именно в определённый момент времени (укрыться во время дождя), то эта фраза подходит как нельзя лучше. Даже несмотря на такое хорошее качество, как «искусность», иногда не менее важна «расторопность».

Задание «Рукодельница».

Развиваем гибкость мышления, учимся наблюдать и делать выводы.

«Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё такая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок, да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»

Проведите эксперимент. Проверьте, меняется ли качество воды от того, какие угли вы берёте, какой песок засыпаете в фильтр, от количества слоёв песка и углей.
При выполнении этого экспериментального задания все ребята показали себя настоящими исследователями. Выполнить это задание некоторым помогли взрослые, другие справились сами. Отличались работы представлением результатов.

Предлагаем ответ Петухова Михаила, 6 кл., г. Курск.
«Вывод: В результате проведения данного эксперимента я убедился, что меняется качество воды от того, в каком порядке укладываются угли, песок и вата для фильтра. Лучше всего вода очищается, если сначала укладывается вата, затем активированный уголь, а сверху – песок. Во всяком случае, я эту очищенную воду с удовольствием выпил. Пока жив и здоров!»