Итоги Российского форума «Образование: взгляд в будущее» (EduCamp – 2013). С 15 по 18 октября состоялся Всероссийский открытый форум «Образование: взгляд в будущее» (EduCamp – 2013). Форум проходил в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», реализуемой Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего».
В работе Форума приняли участие более 150 педагогов, учёных, научных руководителей из 56 городов Российской Федерации. Участники форума в рамках мастер-классов, лекций, обучающих игр, секционных заседаний ознакомились с современным технологиям развития исследовательских и информационных компетенций, креативности, коммуникативности. Инновационные учреждениями России представили современные образовательные практики.
При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Партнёры форума: Российская академия образования, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», Московский институт открытого образования и другие организации. Форум проходил на базе СПА-пансионата «Бекасово».
На Форуме обсуждались вопросы образования будущего по нескольким основным направлениям:
- Будущее гуманной педагогики. Педагогика Ш.А. Амонашвили.
- Альтернативные образовательные модели.
- Сопровождения одаренных детей, талантливой молодежи.
- Взгляд в будущее: игровое образование.
- Исследовательская деятельность, научные общества учащихся, малые академии наук: стратегия развития.
- Научный потенциал: образование и наука. Конференция и школа для молодых учёных и специалистов.
Форум предусматривал различные формы (форматы) работы:
- Лекции ведущих учёных по актуальным темам образования.
- EduCamp — неформальная конференция, которая станет площадкой для тех, кто развивает новые подходы к образованию. К участию приглашены лучшие теоретики и практики, занятые в различных сферах образования, науки, культуры, бизнеса, IT-технологий.
- Научно-практическая конференция «Лучшие педагогические практики 21 века».
- Курсы повышения квалификации. Современные перспективные образовательные технологии.
- Заседание Центрального совета Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», развитие региональной сети.
В работе Форума приняли участие люди, определяющие формы и содержание образования будущего: образовательные инноваторы, эксперты в области развития образования, представители ведущих школ и ВУЗов России и многие другие.
Презентации выступлений
Открыл Форум Ляшко Лев Юрьевич, председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Он рассказал о задачах Российского Форума «Образование: взгляд в будущее». Ключевой фигурой Форума был Шалва Александрович Амонашвили, педагог-новатор, Почётный Президент Международного Центра Гуманной педагогики, научный руководитель лаборатории гуманной педагогики МГПУ, академик РАО, автор научно-педагогической концепции «Школа Жизни», лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, почетный профессор ГБОУ ВПО МГПУ, почетный профессор Пражского университета, Софийского государственного университета, Санкт-Петербургского университета им. Герцена, Тбилисского, Новосибирского, Тюменского университетов, иностранный член Академии педагогических наук Украины. Шалва Александрович выступил на пленарном заседании. Тема его выступления - «Гуманная педагогика как путь в будущее». Встреча с классиком педагогики прошла в обстановке дружелюбия, гуманизма и вызвала огромный интерес среди участников Форума. Александрова Вера Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор МГПУ, Рыцарь Гуманной педагогики ярко представила Шалву Александровича Амонашвили, его педагогику. Ш.А. Амонашвили вручил диплом за лучшую работу победителю Всероссийского конкурса «Педагогический диалог. Диалог с Ш.А. Амонашвили» - Непогодиной Наталье Федоровне из Ижевска. Об итогах Всероссийского конкурса «Педагогический диалог. Диалог с Ш.А. Амонашвили» рассказала Волкова Марина Всеволодовна, кандидат психологических наук, доцент Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова, почетный работник общего образования РФ, ведущая семинаров и тренингов, директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего» На второй день Шалва Александрович участвовал в работе секции «Гуманная педагогика». На этой секции выступили участники конкурса «Педагогические диалоги. Диалоги с Амонашвили».
Большой интерес вызвал пленарный доклад «О проектах «Форсайт компетенций» и «Атлас новых профессий», который сделал Лукша Павел Олегович, кандидат экономических наук, профессор практики МШУ СКОЛКОВО. Павел Лукша ежегодно принимает участие в работе форумов «Образование: взгляд в будущее».
Вечером в первый день Форума состоялась встреча с Дмитрием Морозовым - профессиональным педагогом и психологом, писателем, автором книг о воспитании детей, автором системы воспитания «Метапедагогика», кавалером Ордена Почета РФ и создателем уникального сообщества для развития детей – посёлка «Китеж». В этот же вечер с темой "Рифы и паруса образования. Принципиальная новизна ноосферного образования" выступила Маслова Наталия Владимировна, доктор психологических наук, автор концепции ноосферного (природосообразного) образования, действительный член Российской академии естественных наук.
Во второй и третий дни Форума на пленарных заседаниях выступили: Голованов Виктор Петрович - главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Российской Федерации с докладом по теме «Дополнительное образование детей как фактор инновационного развития образования»; Мансурова Клара Шарафовна, председатель Международного общественного движения «Родительская забота», кандидат химических наук, доцент, помощник депутата Государственной Думы России по теме «Родители как участники образовательного процесса»; Суходольская-Кулешова Лариса Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, главный специалист Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО), руководитель Международного Центра кросс-культурных исследований в образовании, Лауреат Премии Правительства РФ в области образования, её тема выступления «Научно-педагогические условия развития системы привлечения школьников и молодежи в науку в контексте стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года». Пиявский Семён Авраамович - доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной математики и вычислительной техники Самарской государственной архитектурно-строительной академии «Информационные технологии в реализации национальной системы поиска, поддержки, развития и закрепления в стране одаренной молодежи» Лачашвили Ренальд Александрович - директор Института системной педагогики, кандидат технических наук, доцент, научный руководитель НМЦ «Школа нового поколения» «Школа инженерной культуры» Пахомова Нинель Юловна – заведующая лабораторией и доцент МИОО, научный консультант Педсообщества учебного проектирования, кандидат педагогических наук «Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности». Панюкова Светлана Валерьевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры дистанционных образовательных технологий Рязанского государственного радиотехнического университета «Инновационные формы и методы обучения на базе облачных технологий: проблемы и решения». Панченко Ольга Григорьевна – профессор АПКиППРО, кандидат философских наук «Инновационный потенциал проекта «Строим школу будущего». Зарецкая Инесса Исааковна – доктор педагогических наук, профессор АПКи ППРО «Сущность и принципы организации проектной деятельности учащихся». Соколов Ричард Валентинович, академик АПСН, кандидат социологических наук «Опыт С.Т. Шацкого и современное образование». Ляшко Татьяна Васильевна, директор образовательных программ МАН «Интеллект будущего», Лауреат Премии Правительства РФ в области образования «Творческое применение знаний».
Отдельным важным большим элементом Форума была игра в формате Нетворкинг. В ходе игры прошло активное знакомство, обмен лучшими практиками в образовании, были разработаны 14 моделей новой школы – школы будущего. Руководитель игры: Осовский Максим Ефимович – преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) и Британской высшей школы дизайна. Под руководством Максима Осовского на Форуме состоялось обсуждение перспектив развития образования «Из прошлого – в будущее» (тема Учитель).
Форум предоставил возможность познакомиться с различными современными образовательными технологиями. В дни работы Форума были проведены следующие мастер-классы: 1. Владимир Сидельников и Наталья Чеботарь – создатели сайта Edutainme про будущее образования и технологии, которые его меняют «Образовательные сервисы, которыми учителя могут пользоваться уже сейчас». 2. Комиссаров Андрей Александрович - создатель образовательной программы "Mosaikum", разработчик образовательной игры "Веселая генетика" «Игровое образование». 3. Панюкова Светлана Валерьевна – доктор педагогических наук, профессор, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, профессор кафедры дистанционных образовательных технологий Рязанского государственного радиотехнического университета, научный руководитель проекта 4portfolio.ru "Использование технологии веб-портфолио в учебном процессе". 4. Пиявский Семён Авраамович – доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной математики и вычислительной техники Самарской государственной архитектурно-строительной академии Мастер-класс "Включиться и организовать дистанционное научное консультирование индивидуальных проектов одаренных школьников". 5. Крысов Виктор Владимирович – преподаватель, кандидат географических наук, редактор, журналист, разработчик новых проектов «Визуальный язык, матричное мышление и гарантированное обучение». 6. Федоровская Елена Олеговна – кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии СУГТИ, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования Мастер-класс "Исследовательская игра для педагогов "Игровая и учебная мотивация". 7.Коновалова Светлана Григорьевна – преподаватель ИАТЭ, преподаватель гимназии, эксперт МАН «Интеллект будущего» Мастер-класс «Технологии ТРИЗ в образовании, или как стать гением». 8. Андрей Стёганцев (Москва) - ректор Сетевой Академии Игропрактики, Президент Российского Союза Бизнес-тренеров, консультантов, коучей, руководитель игровой практики компании «Тренинг-Бутик». Александр Овчинников (Красноярск) - проректор Сетевой Академии Игропрактики, ведущий специалист Агентства образовательных решений «Новые стратегии». Мастер-класс «Образование со смыслом или от образовательных игр к игровому образованию» 9. Маслова Наталия Владимировна – доктор психологических наук, автор концепции ноосферного (природосообразного) образования, действительный член Российской академии естественных наук "Практический инструментарий ноосферного образования: биоадекватные учебники, методика, переподготовка кадров". 10. Маленкова Людмила Ивановна – профессор Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук "Воспитание как фактор развития успешности и жизнестойкости личности в условиях вызовов современности" 11. Волкова Марина Всеволодовна – кандидат психологических наук; доцент Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова, почетный работник общего образования РФ, ведущая семинаров и тренингов, директор по профессиональным коммуникациям МАН «Интеллект будущего». Мастер-класс «Технологии и практики работы с одаренными детьми» 12. Пахомова Нинель Юловна, Денисова Ирина Васильевна, Дмитриева Наталья Владимировна, МИИО Мастер-класс «Рефлексия учителя проектного обучения».
В рамках Форума состоялась научно-практическая конференция, на которой выступили участники со своим опытом работы в сфере образования. Работали следующие секции конференции: Секция «Будущее гуманной педагогики». Руководители: Амонашвили Шалва Александрович, Александрова Вера Геннадьевна, Мансурова Клара Шарафовна, Волкова Марина Всеволодовна. Секция «Альтернативные образовательные модели» Руководители: Маслова Наталия Владимировна, Панченко Ольга Григорьевна, Осовский Максим Ефимович. Секция «Исследовательская деятельность школьников, научные общества учащихся» Руководители: Суходольская-Кулешова Лариса Васильевна, Федоровская Елена Олеговна, Ляшко Лев Юрьевич. Секция «Обретение одаренности: теория и практика сопровождения одаренных детей» Руководители: Голованов Виктор Петрович, Волкова Марина Всеволодовна, Ляшко Татьяна Васильевна. Секция «Теория и практика современного образования» Руководители: Зарецкая Инесса Иссаковна, Маленкова Людмила Ивановна.
В рамках Форума проходила Всероссийская конференция и школа для молодых учёных и специалистов «Функциональные полимерные и композитные материалы и изделия для промышленности и атомной техники: достижения, проблемы, перспективы применения». Руководитель школы-конференции: Смолянский Александр Сергеевич, ведущий научный сотрудник Федерального государственного унитарного предприятия «Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова». В рамках школы перед участниками выступили с лекциями: Островский Виктор Ефимович, заведующий сектором Федерального государственного унитарного предприятия «Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова», кандидат химических наук, старший научный сотрудник Зотов Владимир Александрович, профессор кафедры высшей математики Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего профессионального учреждения «МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского», доктор физико-математических наук, профессор Магомедбеков Эльдар Парпачевич, директор Института материалов современной энергетики нанотехнологий (ИМСЭН – ИФХ) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», кандидат химических наук, доцент. Состоялись и другие лекции учёных.
Во время Форума состоялось открытое заседание Центрального совета Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», на котором обсуждались следующие вопросы:
- Работа общероссийской организации как организации входящей в Федеральный реестр (особенности, ответственность, перспективы).
- Работа в регионах по линии МАН «Интеллект будущего» (семинары, конференции, лектории, акции и т.д.), развитие региональной сети.
- Взаимодействие МАН «Интеллект будущего» с федеральными и региональными органами государственной власти.
- О подготовке к 30-летию конференции «Юность, наука, культура».
В заключительный вечер Форума перед участниками выступил ансамбль «Медуница» (Калужская область, Жуковский район), состоялось вручение сертификатов о повышении квалификации, методических изданий МАН «Интеллект будущего».
На следующий день участники школы-конференции и все желающие посетили Технопарк СКОЛКОВО.
В работе Форума приняли участие следующие делегации: Аксу (Казахстан), ГУ СОШ №7; Альметьевск (Республика Татарстан), МБДОУ комбинированного вида № 22 "Алсу"; Белгород, ГБОУ ДОД БелОДЭБЦ; МАОУ "Лицей № 38"; Брянск, МБОУ СОШ №2; Бугуруслан (Оренбургская область), МОАУ "Гимназия №1"; Волгоград, МОУ СОШ №111; НОУ СОШ «Поколение»; Воронеж, ВГПУ; Глазов (Удмуртская Республика), МБОУ ДОД "ДЮЦ"; Долгодеревенское (Челябинская область), МОУ Долгодеревенская СОШ; Заречный (Пензенская обл.), ОАО «Институт реакторных материалов» Иваново, ФГБОУ ВПО ИГХТУ Ижевск (Удмуртская Республика), МБОУ спортивный лицей №82; Йошкар-Ола (Республика Марий Эл), ГБОУ РМЭ Лицей "Мегатех"; Катанов (Республика Хакасия), МБОУ Катановская СОШ; Кондрово (Калужская обл.), Отдел образования и спорта администрации Дзержинского района; Краснодар, МБОУ ДОД ЦДОД "Малая академия"; Краснотурьинск (Свердловская область), МБОУ ДОД "ЦДТ"; Красноярск, АНО ДО "Инсайт", МБОУ СОШ №149; Кызыл (Республика Тыва), ГБОУ Аграрный лицей РТ; Лисий Нос (Ленинградская облалсть), ГБОУ ДОД Центр "Интеллект"; Льва Толстого (Калужская обл.), МКОУ "ЛТСОШ"; Манзарас (Республика Татарстан), МБОУ "СОШ им.С.А. Ахтямова с. Манзарас"; Москва, РАО; АПКиППРО, МПГУ; МГПУ, МШУ СКОЛКОВО, ФГНУ Институт психолого-педагогических проблем детства; РАЕН; НИФХИ им. Л.Я. Карпова; РХТУ им. Д.И. Менделеева; МАТИ – РГТУ им. К.Э. Циолковского; "Мозаикум"; ГАОУ ВПО "МИОО"; ГБОУ СОШ №156; ГБОУ СОШ №1747; ЧОУ СОШ "Ломоносовская школа"; СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова; НИЯУ МИФИ; Российское общественное движение "Родительская забота"; Москва ФГУП «ВНИИА»; ОАО «НИКИЭТ; ОАО «Атомэнергопроект»; ОАО «НИИграфит» Мурманск, МБОУ МПЛ Набережные Челны (Республика Татарстан), МБОУ "СОШ №25"; Нижний Тагил (Свердловская область), МБОУ СОШ №50; Новониколаевский (Волгоградская область), МБОУ "Новониколаевская СОШ №2"; Нугуш (Республика Башкортостан), МОБУ СОШ; Обнинск (Калужская область), МАН «Интеллект будущего», НОУ СОШ "Обнинский колледж"; Омск, Лицей №137; Оренбург (Оренбургская область), ФГОУ ВПО ОГАУ; Подольск (Московская область), МОУ "СОШ №24"; МОУ СОШ №12; ЧОУ СПО ГТК "Знание"; Псков, ГБОУ ДОДПО "Псковский областной центр развития одарённых детей и юношества"; МБОУ "СОШ №17"; Ревда (Свердловская область), МАОУ "СОШ №3"; Рязань, Рязанский государственный радиотехнический университет; Самара, Самарская государственная архитектурно-строительная академия; Санкт-Петербург, НОУ "СПб гимназия "Альма-Матер", РГПУ им А.И. Герцена; Саратов, МОУ "СОШ №72"; Сосновый Бор (Ленинградская область), ФГУП «НИТИ им. А.П. Александрова; Сочи (Краснодарский край), МОБУ Гимназия № 6; Ставрополь, ФГБОУ ВПО "Ставропольский ГАУ"; Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), МБОУ Гимназия "Лаборатория Салахова"; Тавда (Свердловская область), МАОУ СОШ №7; Туймазы (Республика Башкортостан), МБОУ СОШ №7; Тюмень, МАОУ Лицей №34; Усмань (Липецкая область), Г(О)БОУ СПО "Усманский промышленно-технологический колледж"; Уфа (Республика Башкортостан), ФГБОУ ВПО "УГАТУ"; ГАОУ ДПО ИРО РБ; Ханты-Мансийск, МБОУ СОШ №2; Чапаевск (Самарская область), ГБОУ СПО ЧГК ОП ОО; Чебоксары (Чувашская Республика), МАОУ "Лицей №4" г. Чебоксары; Чекмагуш (Республика Башкортостан), МБОУ Гимназия с. Чекмагуш; Черкесск (Карачаево-Черкесская Республика), МКОУ "Гимназия №9 им. Хапсирокова К.Г.Х."; Шамонино (Республика Башкортостан), МОБУ СОШ д. Шамонино; Элиста (Республика Калмыкия), МБОУ "Элистинский лицей"; Юбилейный (Московская область), МОУ "Гимназия №5". Ярославль, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Участники отметили, что форум дал очень много для развития образовательных процессов во многих учебных заведениях России.
С отзывами участников Форума можно ознакомиться на педагогическом сайте МАН «Интеллект будущего».
При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
|