Развитие социального интеллекта

в  проектной  деятельности

 Одна из главных целей современного образования сегодня – научить человека  осмысленно ориентироваться в окружающей социальной среде, в меняющихся социальных отношениях, в людях, в их поведении. Другими словами, чтобы стать востребованным специалистом и просто счастливым человеком, необходим развитый социальный интеллект.  И если идеи развития интеллекта в целом  не новы, то  различным аспектам развития именно социального интеллекта сегодня уделяется особое внимание. Представители инновационного образования активно занимаются вопросами взаимосвязи социального интеллекта с общим уровнем развития ребенка, его психологической культурой,  ролью в социализации личности.   

Изучению социального интеллекта способствовали работы Ю.Н. Емельянова, В.Н. Кунициной, А.П. Лобанова, Э. Торндайка, Х. Гарднера, Дж. Гилфорда, Г. Оллпорта и др. Учёные подходили к социальному интеллекту с разными задачами и с различных теоретических позиций.

Социальный интеллект предполагает способность человека правильно понимать себя, своё поведение и поведение других людей, распознавать намерения, чувства и эмоциональное состояние человека по его невербальным проявлениям. А главное – эти способности необходимы для того, чтобы дети научились эффективно взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, что является важнейшим показателем успешной социальной адаптации.

Новый проект Малой Академии наук «Интеллект будущего» называется «Созидание и творчество». Главные задачи этого мероприятия – собрать вместе юных авторов именно проектных работ и организовать единое творческое пространство для детей, родителей и педагогов. Проектная деятельность школьников с ее конкретным замыслом и получением практического результата свидетельствует о социальной направленности такой работы и способствует развитию социального интеллекта. Дело в том, что исследовательские и проектные ученические работы имеют свои отличительные особенности на всех этапах реализации, да и оцениваться должны по-разному, с учетом собственных определенных критериев. Вот почему появилась необходимость дифференцирования исследовательских и проектных конференций. На этом фестивале проектов были представлены десятки разнообразных интереснейших работ, которые объединены социальной ориентированностью и иллюстрируют развитие различных аспектов социального интеллекта их авторов. Вот некоторые из проектов:   

  • «Проект стадиона в Нижнем Новгороде к Чемпионату мира по футболу 2018», Дергунов Кирилл, Саров, МБОУ "Лицей №15";
  • Социальный проект "Мы за них в ответе - соседей на планете", коллектив авторов, Лесной, МБОУ "СОШ №71";
  • Проект «Обзорная экскурсия по городу Тайшету», Колесникова Александра, Тайшет, Школа-интернат №24 ОАО "РЖД";
  • «Как сэкономить семейный бюджет на лекарствах», Галяутдинова Юлия, Уфа, ГАОУ ДПО ИРО РБ;
  • «Интерактивный тренажер по русскому языку для учащихся 5-7 классов», Митупова Марина, Алханай, МБОУ "АСОШ". 

Одним из основных мероприятий на проекте была конференция, на которой школьники представили свои проекты. При подведении итогов выступили не только эксперты, но и сами докладчики, отмечая, как повлиял на них сам процесс подготовки проекта и непосредственно очное выступление на фестивале, какие работы им понравились и почему. Приводим некоторые отзывы. 

«Работа над проектом дала мне новый опыт. То, что в начале казалось невыполнимым, стало легким и простым в конце. Я почувствовал себя оратором. Это тоже новый опыт. Моя будущая профессия предполагает то, что я должна быть оратором, поэтому опыт выступления очень важен для меня. Из конференции я сделала выводы, как нужно и как не нужно выступать. И, конечно же, новый опыт в программировании. И еще я почувствовала, что моя работа действительно значима, потому что учителя из моей школы, из других городов, организаторы заинтересовались ею». (Ельяшова Елизавета, г. Тайшет, Школа-интернат №24 ОАО "РЖД").

«У меня появился опыт выступлений, я научился представлять работу, оценивать работы других людей. Я понял, что никогда не надо стесняться, бояться что-либо сказать, бояться, что о тебе подумают как-то не так, что тебя засмеют».(Муфазалов Артем, г. Уфа, ГАОУ ДПО ИРО РБ).

 

«Работа над проектом дала мне новые знания, в ходе конференции выделила идеи для продолжения проекта, также я научилась обрабатывать информацию, определять главное, получила опыт».(Шайдова Валерия, г. Тула, ГОУ ДОД ТО ОЭБЦу).

«Благодаря своей работе, я помог своему папе рассчитать толщину утеплителя для нашего дома, выяснил, какой утеплитель самый оптимальный. Я стал ближе с папой и это - самое главное». (Нуркаев Арслан, г. Туймазы, МБОУ СОШ №6).

К тому же, участие родителей и педагогов как полноправных участников командных игр, конкурсов, тренингов открывает новые горизонты для совместного творчества всех участников педагогического процесса, являясь удобным и эффективным инструментом взаиморазвития и взаимовоспитания.

Одним из конкурсных элементов фестиваля были командные интеллектуально-творческие игры. 

 

Конкурсная игра «Слово» предполагала освоение в процессе игры алгоритмов работы со словарными словами. Была подключена и мнемотехника, и графическое представление слова в виде изографа, и изображение букв слова в виде пантомимы, где каждый человек – отдельная буква, и включение сложных слов в потешку.

Приведём примеры.
Многие путают написание слов ЧУВСТВОВАТЬ И УЧАСТВОВАТЬ. Каждый раз всплывает вопрос, где писать букву «В», а где нет. Ребята придумали такую фразу для запоминания: ЧУВкать можно, а ЧАВкать – нельзя. Соответственно, можно написать ЧУВствовать, но при написании второго слова вспоминаем – ЧАВкать – нельзя: значит – пишем уЧАствовать. 

 

Возьмём два других слова:  далеко (даль)  и долина (дол – ровное место).

Составим с этими словами предложения, которые помогут запомнить правильное написание этих слов.

ДАлеко в дали художник Дали рисовал дали.

По ДОЛу, по ровному месту, в ДОЛине гуляли ОЛя с ПОЛиной.

Одна из команд представила такое графическое решение для запоминания слова ПОПОЛАМ: лимон разрезан пополам, и на срезе видны две буквы О.

В задании под условным названием «Люди как буквы» каждая буква в слове представлялась одним или двумя людьми, а «ошибкоопасная» буква выделялась своим нарядом. Вот так было представлено словарное слово ПОЯС. 

А потом началась эстафета грамотеев. Нужно было на карточках со словарными словами вписать нужные буквы. Всего предлагались 72 карточки с теми словами, которые были «проработаны» в ходе игры. Посмотрите,  как сосредоточенно и даже с азартом дети и взрослые старались первыми правильно выполнить задание.

По итогам каждая команда подготовила презентацию о способах запоминания правильного написания словарных слов. 

Игра «Слово» показала школьникам, педагогам и родителям, что работать со словарными словами можно весело и эффективно. 
Ещё одна метапредметная творческая игра «К вершинам Олимпа» была предназначена для учащихся 1-4-х и 5-9-х классов и разработана с учетом теории «множественного интеллекта» Говарда Гарднера. Согласно его представлениям, каждый человек может проявлять себя через разные виды интеллекта. В данной игре при прохождении игровых испытаний задействуются различные стороны интеллектуально-познавательной сферы участников: лингвистический интеллект; визуально-пространственный интеллект; моторно-двигательный интеллект; музыкальный интеллект; межличностный интеллект; внутриличностный интеллект; практический интеллект. Основная содержательная тема – продвижение команд на вершину горы Олимп по ходу выполнения испытаний, которые приготовили для участников боги Древней Греции. Общая задача участников – добраться до вершины горы Олимп.  В содержании игры использован материал из различных сфер познания и творчества (история, география, литература, биология, лингвистика, изобразительное искусство, ораторское искусство, пантомима, межличностные отношения). Участие в игре родителей как полноправных участников команд расширяет возможности каждого ребенка в раскрытии собственного потенциала, в развитии социального интеллекта. В игре участники фестиваля смогли оценить свои способности общаться со сверстниками и взрослыми, анализировать свою деятельность, предлагать различные идеи. Каждый  постарался внести свой вклад в общее дело. Ведь в команде нужны люди с различными развитыми способностями: одни готовы разрабатывать идеи, другие могут систематизировать информацию, третьи организуют людей на достижение цели, четвёртые хорошо проведут анализ, учтут плюсы и минусы. Во  время игры взрослые и дети в совместной деятельности  не только испытывали свои возможности в разных сферах познания и творчества, пробовали себя в разных заданиях, но и помогали друг другу распределять возможности каждого члена команды в зависимости от требований этапов игры.

Усиливали интригу данной игровой программы ее динамичность и необходимость импровизации. Плюс этой игры в том, что каждый  человек может попробовать раскрыть свои возможности в индивидуальном порядке, не опасаясь  ошибок, т.к.  все результаты зависят от команды в целом и развивают командную сплоченность. Совместное развитие разных сфер интеллекта в разновозрастных командах, возможность для каждого потренировать, повысить эмоциональную и психологическую «устойчивость», самооценку и в игровой форме преодолеть очередную ступеньку личного успеха – все эти условия благоприятно отразились на формировании и совершенствовании социального интеллекта участников.   

Вот некоторые примеры. На  одном из этапов игры командам нужно было направить агрессию коварного и вероломного  бога войны Ареса в мирное русло. Для этого взрослым и детям предстояло выполнить задание: «Буквы решили немного пошалить. Они разбежались. А раньше из них можно было составить несколько слов. Вам предстоит найти эти слова. Здесь таятся зимние виды спорта». 

  • Х е н к  б с и л о й  к о л н б й л г о и р о н о р а т ё г и б н е с у б д к

 Эта часть задания потребовала от участников сосредоточения внимания и знания зимних видов спорта.

Затем участники показывали с помощью пантомимы какой-либо вид спорта. А соперники должны были угадать. Помощь взрослых оказалась очень кстати в этом задании. Кто-то из детей изображал ружье в биатлоне, кто-то - гранитные снаряды («камни») в кёрлинге, а кому-то досталась роль управляемых саней в бобслее. Подобные задания развивают способность человека правильно оценивать невербальные проявления людей, учат взаимопониманию, чуткости восприятия каждого члена команды.

Бог солнечного света, гармонии и красоты Аполлон «предложил» участникам творческое задание: «За 2-3 минуты сочините 4-стишие – пожелание командам-соперникам по теме игры со словами «вершина», «созидание». В этом задании нужно было преодолеть стереотипы представлений о том, что для выполнения творческих заданий обычно требуется много времени. На самом деле это не всегда так. Азарт и желание показать детям личный пример добавили вдохновения участникам. Вот какое 4-стишие получилось у одной из команд (г. Саров, МБОУ "Лицей №15 им. академика Ю.Б. Харитона»):

Не соперники вы, а друзья по познанию!

Мы желаем всем достичь вершины созидания.

Пусть помогут вам таланты, мудрость и успех –

В «Интеллекте будущего» есть возможности для всех!

Заключительная творческая игра «Рождение звезды» в полной мере показала возможности погружения в активно развивающую среду фестиваля. Основной игровой сюжет заключается в том, что каждая команда должна пройти испытания древнегреческих муз, «заработать» как можно больше символов-лучей и создать свою уникальную, неповторимую звезду в Созвездии талантов. Психологический смысл игры – в том, чтобы каждый игрок испытал свои личностные и интеллектуальные возможности в разных сферах познания и искусства и в символическом плане реализовал внутреннюю потребность в личностном росте. Песни, танцы-экспромты на заданную тему, стихи, театрализация, задания на эрудицию – вот далеко не полный перечень интересных заданий, в которых раскрывался творческий потенциал участников.   

 

Музы Мельпомена, покровительница театра, и Талия, покровительница комедии и легкой поэзии, приготовили с виду шуточное, но очень содержательное в психологическом плане задание: «Подготовьте заключительную сценку сказки «Колобок» с положительным финалом, в котором герой не съеден лисой. На подготовку – 3 минуты».

В этом задании оценивались способность участников прогнозировать и понимать логику развития ситуации взаимодействия, речевая и невербальная экспрессия, оригинальность придуманного сюжета. С помощью взрослых участники за короткое время смогли экспромтом создать яркие, зрелищные театральные зарисовки с использованием различных выразительных средств: актерского мастерства, подручных материалов, креативного подхода к сюжету всем известной сказки.

Такие совместные детско-взрослые проекты как «Созидание и творчество», безусловно, укрепляют связь семьи и школы, открывают новые полезные формы досуга, способствуют личностному и интеллектуальному росту детей и взрослых.

Что дает участие в совместных проектах педагогам? Во-первых, совершенствуются универсальные компетенции педагога в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов: в игровых творческих мероприятиях учителя вместе с детьми и родителями получают богатейший опыт педагогического и межличностного общения, происходит творческий взаимообмен идеями, мыслями, эмоциями. Появляется возможность активного вовлечения родителей в познавательный процесс, это – эффективный инструмент воспитательной работы с детьми, это единое пространство для развития социального интеллекта всех участников образовательного процесса.

Что дает участие в семейно-педагогических проектах родителям? Творческие, активные родители, находящиеся в постоянном процессе личностного роста, желающие обеспечить благоприятный микроклимат в своей семье, получают серьезную психологическую поддержку своим начинаниям. Показывая детям пример, такие родители реализуют свой творческий потенциал, устанавливая диалог с детьми и педагогами. И, конечно, в итоге, новые интересные формы семейного досуга повышают уровень родительской и социальной компетентности.

А дети, проникаясь энергией взрослых, получают незабываемый урок со-творчества, созидания, взаимной поддержки. Такое взаимодействие дает мощный толчок познавательной мотивации, запускает механизмы творчества и самовыражения, помогает детям, родителям и педагогам объединиться в совместной поисково-исследовательской деятельности. И, безусловно, фестиваль проектов позволяет детям получить серьезную поддержку для развития социального интеллекта методом погружения в специально организованную творческую среду. Первый совместный познавательно-объединяющий проект Малой Академии наук «Интеллект будущего» «Созидание и творчество» успешно состоялся. Впереди – новые цели и свершения.