ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ  ПЛОЩАДКИ  ОДОО МАН «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» И РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ 

С 2010 года Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» совместно с Российской академией образования приступили к развертыванию и реализации проекта по созданию ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК в соответствии с договором о совместной деятельности по реализации Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» между Российской академией образования и Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» (№ 117 от 26.02.2009 г.), который подписали Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров и Председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» Л.Ю. Ляшко.
Для обеспечения устойчивого будущего России требуется приход выпускников школ в инновационные профессии, которые, в первую очередь, связаны с исследовательским типом личности (инновационная инженерия, робототехника, информационные технологии, атомная энергетика, биотехнологии, и нанотехнологическая и аппаратная медицина). На сегодняшний день уже начинает наблюдаться кадровый дефицит в этих постиндустриальных сферах производства.
Инновационные профессии требуют ориентации на ценности развития, познания, этического служения будущему. В то же время новым поколениям необходимы вдохновляющие проекты, стимулирующие внутреннюю мотивацию. Вопрос социализации молодежи, «присвоение» ролевых социальных моделей и построение карьерных планов, связанных с инновационными профессиями современных старшеклассников, становится приоритетным направлением образовательных программ.
Перед российским образованием встает вопрос: должно ли исследовательское обучение носить массовый характер в современной школе? В ряде наших публикаций (например, Исследовательская деятельность учащихся как ролевая модель социализации талантливой молодежи в современной России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. №6(9). С. 7–34) обосновано, что исследовательское обучение как высокая образовательная технология:
– существенно повышает качество образования;
– развивает мыслительную деятельность учащихся в системе, положив в основу процесс формирования разных видов обобщенного знания и направлений теоретического мышления;
– усиливает технологичность компетентностного подхода в образовании;
– обеспечивает раннюю интеллектуальную профессионализацию в предметных областях.
Таким образом, инновационной моделью социализации талантливой молодежи в России становится исследовательское обучение школьников. Однако образовательные модели подобного типа требуют экспериментального обоснования, поэтому МАН «Интеллект будущего» совместно с Российской академией образования реализует проект по созданию экспериментальных площадок нового типа, соответствующих требованиям современности.
В э том году в октябре месяце будут подведены итоги экспериментальных площадок, которые включились в эксперимент в 2011-12 годах. Оценка эффективности работы площадок будет учитывать как количественные, так и качественные показатели.

Перечень экспериментальных площадок

ОДОО МАН «Интеллект будущего» и Российской академии образования

В 2014 году продолжили работать первые две площадки, которые стартовали в 2011 году. Руководители площадок предоставили материалы о количестве участвующих в проекте учащихся и их результативности.
1. Экспериментальная площадка на базе МОУ «Хохольский лицей» (п. Хохоль, Воронежская обл.). Тема опытно-экспериментальной работы – «Развитие интегративного потенциала инновационной личности в условиях сельского лицея» (2011–2014 г.). Авторы инициативы: Порядина Светлана Михайловна, директор МОУ «Хохольский лицей», кандидат педагогических наук; соруководитель ОЭР – Васильев Валерий Витальевич, кандидат педагогических наук, профессор ВОИПКиПРО (Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования); научный руководитель – Е.О. Федоровская, заместитель председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Среднерусского университета; координатор от РАО – доктор педагогических наук, профессор Л.В. Суходольская-Кулешова.
В этом учебном году организован и завершен этап констатирующего эксперимента, проанализированы особенности мировоззрения и мотивационной сферы старшеклассников.
В конкурсах МАН «Интеллект будущего», которые являются важным компонентом формирующего эксперимента, приняли участие 80 человек.
2. Экспериментальная площадка «Создание психолого-педагогических условий поддержки и развития одарённых детей» средней общеобразовательной школы № 7 г. Туймазы Республики Башкортостан (2011–2014 гг.). Авторы инициативы: А.В. Михеев, директор школы, С.Р. Тухватшина, зам. директора по УВР, А.И. Кагарманова, руководитель НОУ «Шонкар», С.Н. Минебаева, учитель начальных классов; научный руководитель от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; консультант от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.
В рамках формирования системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных школьников, их самореализации, профессионального самоопределения организован региональный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ среди учащихся и студенческой молодёжи «Юность. Наука. Культура – Туймазы». Этот конкурс является важной частью программы и обеспечивает создание высокоинтеллектуальной среды для одаренных детей Башкортостана. В 2012 году на конкурс были представлены 350 работ. Проведен опрос участников конференции, исследованы их мотивационные установки.
В 2014-2017 году на этой площадке стартует новая программа «Стратегия сопровождения одарённых детей и создание модели индивидуального образовательного маршрута школьника»
Продолжили работу площадки, которые начали свою экспериментальную деятельность в 2012/2013 учебном году:
1. Экспериментальная площадка «Создание модели сельской школы, способствующей становлению творческой, компетентной и конкурентоспособной личности через вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность» на базе Муниципального автономного образовательного учреждения СОШ №2 ст. Павловской (Павловский р-н Краснодарского края). Автор инициативы – Роман Вагифович Кадыров, директор МАОУ СОШ №2 ст. Павловской; научный руководитель, координатор от МАН «Интеллект будущего» – Татьяна Васильевна Ляшко, руководитель Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», лауреат премии Правительства РФ в области образования; координатор от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.
Тема опытно-экспериментальной работы – «Создание модели сельской школы, способствующей становлению творческой, компетентной и конкурентоспособной личности через вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность» – соответствует основным положениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010 г.), нацелена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), ФГОС основного общего образования (2011 г.). Коллектив МАОУ СОШ №2 ст. Павловской в течение предыдущих пяти лет вел работу с одаренными детьми по формированию исследовательских навыков, развитию интеллектуальных способностей и имеет возможность создать модель сельской школы, реализующую индивидуальные творческие запросы участников образовательного процесса.
2. Экспериментальная площадка «Технопарк – инновационная платформа исследовательского образования» на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «ПолиТехн. лицей» г. Мурманска. Автор инициативы – Татьяна Викторовна Шовская, директор МБОУ «Мурманский полиТехн. лицей», Заслуженный учитель РФ; соруководитель ОЭР – Андрей Геннадьевич Горельцев, проректор Мурманского государственного технического университета по социальной и организационно-воспитательной работе, кандидат педагогических наук, почетный работник сферы молодежной политики РФ; научный руководитель, координатор от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; научный руководитель от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.
Тема опытно-экспериментальной работы «Технопарк – инновационная платформа исследовательского образования» соответствует основным положениям «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (2000 г.), национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010 г.), нацелена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2009 г.), ФГОС основного общего образования (2011 г.).
Коллектив МБОУ МПЛ в течение предыдущих 10 лет вел работу с одаренными, способными и мотивированными детьми по формированию исследовательских навыков, развитию интеллекта и имеет возможность включить в этот процесс всех учащихся лицея с целью воспитания инновационной личности, повышения уровня конструкторско-технологической деятельности обучающихся, развитию навыков исследовательской деятельности.
3. Экспериментальная площадка «Исследовательский туризм как фактор развития одаренности детей (в условиях дополнительного образования)» на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей», г. Снежногорска. Автор инициативы – Евгения Сергеевна Хиневич, педагог дополнительного образования, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ ДОД ЦДОД; координатор от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; координатор от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.
Современные тенденции социального развития ставят перед учреждениями дополнительного образования новые задачи – отход от ориентации на «среднего» обучающегося, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия, развития их способностей в процессе образования. Главной задачей, таким образом, становится разработка программ, развивающих не столько одаренность, какие-то ее грани или функции, отдельные диагностированные способности или задатки, сколько в целом личность одаренного ребенка – носителя этой одаренности. Все дети по своей природе обладают какими-либо особыми способностями. Поэтому важно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую творческую, развивающую образовательную среду, при которой задатки ребенка становятся способностями, а это, в свою очередь, обеспечивается сохранением могучей, даруемой нам природой, познавательной потребностью.
Таким образом, актуальность создания экспериментальной площадки определяется:
– социальным заказом на самостоятельную личность, способную как к познанию окружающего мира (осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации), так и организовывать свою познавательную деятельность, проходя по её этапам – от осознания цели через планирование действий к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата;
– потребностью учреждений дополнительного образования в разработке педагогической технологии развития исследовательских умений у одаренных школьников;
– необходимостью обогащения существующей в учреждении дополнительного образования практики организации занятий исследовательской работой с одаренными детьми в рамках внеурочной занятости.
4. Экспериментальная площадка «Создание психолого-педагогических условий поддержки и развития одарённых детей» на базе государственного общеобразовательного учреждения «Тувинский лицей-интернат» Республики Тыва. Автор инициативы – И.Н. Биче-оол, директор Тувинского лицея-интерната; научный руководитель от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; координатор от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.
Программа этой экспериментальной площадки включает в себя комплексную работу с обучающимися, учителями и родителями. Организация обучения одаренных детей связана с внедрением передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок педагогических технологий, способствующих дальнейшему развитию творческих и интеллектуальных возможностей обучающихся, «вооружающих» их универсальными приемами, которые помогают находить нестандартные решения различных проблем. При этом приоритетное направление в развитии одаренности учащихся – это проектно-исследовательская деятельность и участие в олимпиадах российского и международного уровня.
Образовательное направление включает в себя:
1. Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах и к деятельности НОУ. К участию в олимпиадах привлекаются обучающиеся, проявившие свои способности по предметам по итогам лицейской олимпиады. Для участия в олимпиаде необходимо состоять в научном обществе лицея-интерната, быть членом олимпиадной группы и быть допущенным к участию в лицейской олимпиаде.
2. Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся. Проектная деятельность в учебном процессе особенно широко должна быть представлена в старшей профильной школе.
По итогам конференции лицея-интерната обучающие принимают участие в различных конкурсах, например:
 Заключительный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ среди обучающихся и студенческой молодёжи «Юность. Наука. Культура».
 Заключительный этап Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ среди обучающихся и студенческой молодёжи «Научный потенциал XXI века».

  • Российское соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее – Юниор», г. Москва.
  • Научная и инженерная выставка «Шаг в будущее», г. Москва.
  • Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», г. Москва.
  • Всероссийская олимпиада школьников «Шаг в будущее».
  • Российские заочные конкурсы-олимпиады – проект «Познание и творчество».

3. Организация летней академической практики, профильного лагеря. После проведения школьной и районной научно-практических конференций, обучающиеся выбирают тему научно-исследовательской работы по одному из представленных направлений. Разрабатывается план работы, список исследуемой литературы, схемы экспериментальных исследований, организуется предзащита исследовательских работ; обучающийся получает задание на летние каникулы. В течение лета ребята работают над выбранной темой. В июле организуется профильный лагерь «Олимпиец». Он открывается на базе лицея-интерната.

В 2013/14 учебном году стартовала еще одна экспериментальная площадка:
Экспериментальная площадка "Формирование общих и профессиональных компетенций у студентов посредством привлечения к исследовательской деятельности" на базе Государственного автономного бразовательного учреждения среднего профессионального образования
Нефтекамского нефтяного колледжа (г. Нефтекамск). Авторы инициативы – директор колледжа Казырбаев Фуат Муталипович и Виля Рафаиловна Вильданова, руководитель научно-методического отдела; научный руководитель, координатор от МАН «Интеллект будущего» – Е.О. Федоровская; координатор от РАО – Л.В. Суходольская-Кулешова.
Главной целью этой площадки является разработка программы и опытно-экспериментальной методики, которая обеспечит формирование общих и профессиональных компетенций у студентов посредством привлечения к исследовательской деятельности.