Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164864892
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2598
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

Игровые технологии «Интеллекта будущего» для раскрытия личностно-интеллектуального потенциала школьников

 Динамично меняющийся мир требует новых форм обучения и мышления. Игровые технологии в современном образовании являются эффективным инструментом обучения и развития. Педагогические игры активизируют мыслительную деятельность школьников, повышают интерес к познавательному процессу, открывают новые перспективы в эмоциональной и интеллектуальной сферах, способствуют личностному росту детей. По словам   Л.С. Выготского, игра ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, так как   психологические механизмы игровой деятельности основаны на ключевых потребностях личности в самоопределении, саморегуляции, самореализации. Тот факт, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольный период, нисколько не уменьшает роли игровых технологий во все последующие возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности: и младший школьный возраст (учебная деятельность), и средний (общественно полезная деятельность), и старший школьный возраст (учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс становления ребенка и подростка. В этом и заключаются универсальные возможности игровых технологий.

Известно, что игровой подход в образовании естественным образом обеспечивает интеллектуально-познавательное партнерство с педагогами и сверстниками, создает ту образовательную среду развития, которая дает возможность эффективного самоопределения детей и подростков, повышает мотивацию саморазвития, способствует командообразованию и личностному росту каждого участника.

В последнее время в образовательном пространстве всё более востребована теория множественности интеллекта Ховарда Гарднера, который утверждает, что не существует единого интеллекта, а существуют множественные, независимые друг от друга интеллекты. Эти типы интеллекта представляют собой не отдельные мыслительные способности, а умения, которые возможно и необходимо целенаправленно развивать: в детском саду, в школе, во время профессиональной подготовки, на работе. Сегодня теория множественного интеллекта может с успехом применяться для формирования ключевых компетентностей. В современной педагогике ключевые компетентности – это   интегрированное свойство личности, которое включает взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, и, что особенно важно, готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости. Практика показывает, что умения и знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны.

Как же организовать деятельность детей, специально направленную на развитие различных типов интеллекта? Наиболее эффективно это активное раскрытие интеллектуально-творческого потенциала обеспечивается в специально созданных условиях. Такие условия создаются для участников Общероссийской организацией «Малая академия наук «Интеллект будущего» в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Раскроем технологию проведения командной интеллектуально-творческой игры «Квазар», в основе создания которой – теория множественного интеллекта Х. Гарднера.

Наша игра посвящена тайнам интеллекта. В данной игре при прохождении игровых этапов задействуются различные стороны интеллектуальной сферы участников: лингвистический интеллект; визуально-пространственный интеллект; моторно-двигательный интеллект; музыкальный интеллект; межличностный интеллект; внутриличностный интеллект; натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя), практический интеллект.

Такое представление расширяет возможности человека в раскрытии собственного потенциала. В игре участники получают представления и оценивают свои способности слушать, двигаться, понимать музыку, общаться со сверстниками, анализировать свою деятельность. На каждом этапе игры в той или иной степени проявляется определённый вид интеллекта. Именно к этому стремится каждый участник команды. Ведь если посмотреть на работу любой команды, то в ней нужны люди с различными развитыми способностями: одни готовы разрабатывать идеи, другие могут систематизировать информацию, третьи организуют людей на достижение цели, четвёртые хорошо проведут анализ, учтут плюсы и минусы… Во время игры участникам нужно будет испытать свои возможности в разных сферах познания и творчества, попробовать себя в разных видах деятельности, а также распределить возможности каждого члена команды в зависимости от требований каждого этапа.

Усиливают необычную интригу данной игровой программы ее динамичность и необычность заданий каждого этапа.

Плюс этой игры в том, что каждый участник может раскрыть свои возможности в индивидуальном порядке, но без страха на ошибку, т.к. все результаты зависят от команды в целом и развивают командную сплоченность. Поскольку в игре предлагаются многовариативные задания, каждый участник сможет потренировать разные сферы интеллекта, повысить эмоциональную и психологическую «устойчивость», самооценку и в игровой форме преодолеть очередную ступеньку личного успеха.

Кроме этого, прохождение различных игровых этапов позволяет детям ненавязчиво задуматься о будущей деятельности, ведь успешность или затруднения в использовании той или иной особенности индивидуального развития свидетельствует о целесообразности верного выбора профессии. Таким образом, в игре школьники получают своеобразные профессиональные пробы, ориентируются в применении своих возможностей на практике, приобретают опыт социальной адаптации.

Определенную пользу такая игра может принести и родителям, которые могут использовать ее полностью или фрагментарно для развития своих детей дома. Зная о различных видах интеллекта, можно подобрать такой подход к обучению и развитию вашего ребенка, который лучше всего подойдет именно ему. Знание о множественном интеллекте позволяет сосредотачивать внимание на сильных сторонах познавательной сферы ребёнка, вместо того, чтобы расстраиваться по поводу его слабых сторон.

Итак, рассмотрим технологию проведения различных этапов игры.

«Семантические раскопки». На данном этапе потребуется лингвистический интеллект, необходимый для выполнения разнообразной работы с текстами. Современная педагогическая практика наиболее интенсивно обращается к развитию именно этого вида интеллекта. В школе дети чаще всего слушают, пишут, читают и говорят. Способность оперировать словами устно наиболее важна для рассказчиков, ораторов, политиков, педагогов. Письменное проявление лингвистического интеллекта необходимо поэтам, писателям, драматургам, журналистам, редакторам и представителям других профессий..

Каждая команда получает бланк,   шифр и по 10 зашифрованных фразеологизмов. Задача команды – как можно быстрее разгадать фразеологизмы и записать их в бланк. За каждую правильно разгаданную и записанную фразу команда получает по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 10.

Фразеологизмы можно зашифровать разными способами. Один из вариантов – перестановка слогов, слов (например, РОГДО АД ЛОТНИКЗО ЛАМ – мал золотник, да дорог). Еще один вариант – представить фразеологизмы в виде картинок. В таком случае на данном этапе потребуется использование не только лингвистического интеллекта, но и, к примеру, визуально-пространственного. Например, картинка, на которой изображены облака, ангел, и  лифт с табличкой 7 (этаж) означает "Спуститься с небес на землю"

«Ассоциации». Для выполнения заданий этого этапа потребуется активизация визуально-пространственного интеллекта. Способности воспринимать мир в зрительных образах и проводить анализ этой информации нужны охотникам, скаутам, гидам. А если при этом необходимо также изменить пространство, то речь идет о таких профессиях, как архитектор, художник, дизайнер, изобретатель. Человек с развитым визуально-пространственным типом интеллекта чутко воспринимает цвет, форму, линии, отношения между объектами в пространстве, ему легко графически выражать свои идеи.

Команда получает рисунок, в котором спрятаны различные формы. Примеры картинок можно найти в наших конкурсах. Необходимо рассмотреть рисунок и увидеть в нем как можно больше определенных образов, связанных с конкретной темой. Например: как можно связать эти образы с опытом воспитания, полученным вами в школе? Возникшие ассоциации нужно записать в таблицу (не менее 15 ассоциаций). Например, «жираф – как символ стремления к высоким достижениям», «мушкетер, передающий подвески королеве – умение рисковать, находить выход из трудных ситуаций»… Чем активнее воображение участников, тем успешнее выполнение задания. Ответы детей отличаются большим разнообразием, глубиной ассоциативного мышления, оригинальной трактовкой образов, увлеченностью при выполнении этого задания. В рамках данной статьи представляем вашему вниманию лишь один из многих удивительных ответов (Котова Светлана, МБОУ "Лицей №1", Киселевск)

  1. 1)Сердце - символ любви, добра, искренности, милосердия.
  2. 2)Песочные часы - символ, напоминающий о том, что наше время не безгранично; побуждение к тому, чтобы успеть в своей жизни сделать как можно больше важного и полезного.
  3. 3)Звериная лапа – символ хваткости, грации, умения брать всё под свой контроль.
  4. 4)Флаг- символ патриотизма.
  5. 5)Жираф – символ способности смотреть на происходящее свысока, замечать то, чего не замечают другие.
  6. 6)Улитка-символ нерасторопного, размеренного образа жизни с ограниченным кругом интересов.
  7. 7)Месяц – символ спокойствия, мудрости, сновидений, полных тайн.
  8. 8)Кувшин с водой – символ прохлады, возрождения; глоток свежести, побуждающий к рождению новых идей, мыслей.
  9. 9)Рыба – символ способности совладать с мощной стихией, достижения мастерства в определённой области.
  10. 10)Воздушный шар – символ восторженной детской радости, лёгкости.
  11. 11)Крыло дракона – символ безграничного покорения пространства, захватывающих и волнующих приключений.
  12. 12)Язык змеи – символ хладнокровного врага, способного «укусить» в самый неожиданный момент и отравить жизнь колким, ядовитым словом.

«Танцевальные бои». На этапе находятся две команды. Задание этого этапа учитывает возможности моторно-двигательного интеллекта и музыкального интеллекта, которые проявляются в выразительности и оригинальности танцевальных движений, в чувствительности восприятия музыки. Речь идет о способности воспринимать музыку, оценивать ее, трансформировать, создавать музыку, исполнять. Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек тонко чувствует мелодии, способен воспроизвести с помощью движений определенную музыкальную тему и восприимчив к ритму. Такие качества необходимы, например, музыкальным критикам, композиторам, диджеям. Моторно-двигательные способности, умения с помощью своего тела выразить себя, передавать эмоции и чувства движениями нужны атлету, танцору, актеру. Использование рук для трансформации разнообразных вещей понадобятся механику, ремесленнику, скульптору, хирургу.

На этом этапе необходимо следующее оборудование: музыкальная техника, подборка с выразительными танцевальными мелодиями различных жанров. Две команды располагаются напротив друг друга. Вперед выходят по одному ведущему от каждой команды, это те участники, кто сможет показывать танцевальные движения. Включаются отрывки веселых мелодий. В каждой команде один участник стоит чуть впереди остальных и показывает движения. Важно, чтобы движения не повторялись и были необычными на каждую мелодию. Требования - танцуют все, оценивается оригинальность и точность исполнения. За каждый музыкальный отрезок балл присуждается той или иной стороне. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

«Аромапантомима». Натуралистический интеллект, или интеллект естествоиспытателя, проявляется в сферах биологии, экологии, химии и др. Этап предполагает умение опытным путем достигать поставленных экспериментальных задач. Человек с развитым интеллектом натуралиста хорошо ориентируется среди многих живых организмов, кроме этого, обладает высокой чувствительностью и внимательностью, интересом к определенным характеристикам окружающего мира. Интеллект естествоиспытателя необходим представителям профессий ветеринара, ботаника, лесника, метеоролога, геолога, археолога. Кроме этого, при выполнении данного задания требуются возможности и других типов интеллекта (визуально-пространственного, межличностного).

На этапе находятся две команды, каждая получает набор из 5 пронумерованных коробочек с запахами (например, корица, обугленный в огне кусочек картофеля, мята, ванилин, лаванда). Игрокам требуется отгадать запахи и записать ответы в 1 графе бланка. Затем нужно определить, с каким цветом у них ассоциируется каждый запах и записать ассоциацию во 2 графу бланка. После этого команда получает один из номеров запахов и после короткого обсуждения пытается показать его в застывшей пантомиме - другой команде. Другая команда угадывает запах. Пантомима фотографируется (с целью последующего сравнения результатов разных команд). За каждый правильно угаданный запах – по 1 баллу. За все цветовые ассоциации – 1 балл. Если показанная пантомима угадана командой-соперником, то за показ – 3 балла. Максимальное количество баллов – 10.

«Противоквадратье». На этом этапе участники должны проявить практический интеллект, используя все доступные средства для достижения конкретной практической задачи. Для выполнения задания этого этапа необходимо следующее оборудование: фигурки животных или других предметов (20-30, обязательно четное количество для равных условий команд), очерченные на поверхности квадраты для команд. Размер квадрата примерно 1,5 х 1,5 м (для команды из 10-12 чел.).

Все участники каждой команды располагаются в своем очерченном квадрате. Запрещено выходить за границы квадрата, за нарушение правил команда получает штраф (минус балл). Задача команд - собрать предметы, лежащие вокруг на разном расстоянии от квадратов. Кто соберет больше предметов, тот и побеждает. Фигурки животных лежат так, что дотянуться до них трудно. В пределах досягаемости - равное количество предметов, и некоторая часть лежит на одинаковом расстоянии между командами. Таким образом, все решает овладение этими "спорными предметами". Разрешается пользоваться любыми подручными средствами, которые оказались внутри квадрата (т.е. можно использовать содержимое карманов, друг друга и т.п.). Сбор максимального количества предметов и отсутствие штрафов позволяет команде получить 10 баллов.

«Портрет в лучах солнца». Задание этого этапа направлено на активизацию внутриличностного интеллекта, подразумевающего способность самопознания, самооценивания, позитивного самоотношения. Кроме этого, при выполнении этого задания задействован также межличностный интеллект, который включает умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей, способность наладить эффективную коммуникацию, т.е. обмен информацией с другими людьми.

Оборудование: бумага для флипчарта, по числу команд, листы цветной бумаги на каждого участника (размер примерно 10х10 см), ножницы для каждого участника команды, цветные маркеры, клей. Желательно – музыкальное оформление (спокойная приятная, возможно, медитативная музыка). Каждый участник команды получает небольшие разноцветные листы бумаги, ножницы и клей. Участникам необходимо нарисовать солнце, записать в центре свое имя, на каждом луче записать не менее 7 своих положительных личностных качеств. Затем игроки вместе создают общий портрет личностных свойств всей команды. Необходимо разместить при помощи клея листы с индивидуальными качествами каждого участника на флипчарт таким образом, чтобы получился какой-либо яркий и выразительный образ, характеризующий команду в целом. Оценивается количество написанных каждым участником качеств, а также оригинальность и выразительность созданного командой зрительного образа. Если участники записали по 7 качеств, команда получает 9 баллов. Если все участники запишут по 10 своих качеств и создадут яркий красивый образ, то команда получает 10 баллов.

Количество этапов и их содержание в игре «Квазар» может корректироваться в зависимости от целей проведения. При подведении итогов возможны варианты. Можно определить победителя по количеству заработанных баллов. Для повышения игровой и познавательной мотивации участников перед началом игры можно сообщить о том, что при прохождении этапов необходимо получать подсказки, которые помогут угадать ключевое слово. Тогда на каждом этапе после правильного выполнения заданий игроки получают подсказки-ассоциации. Например, для ключевого слова «ОТКРЫТИЕ» предлагаются ассоциации «Эврика» (произносится как синоним научного ОТКРЫТИЯ), «Скрипичный ключ» (ключ как слово-омоним служит для ОТКРЫТИЯ), бутылка с закрытой крышкой, которую надо ОТКРЫТЬ, яблоко, упавшее на голову Архимеду и послужившее толчком для великого ОТКРЫТИЯ, открытка, дверь, которые можно ОТКРЫТЬ, ленточка, которую разрезают при торжественном ОТКРЫТИИ какого-либо объекта.

Общероссийская организация «Малая академия наук «Интеллект будущего» на протяжении многих лет с успехом применяет игровые технологии для раскрытия творческого, интеллектуально-личностного потенциала детей и взрослых. Опыт применения такой игры, построенной с учетом теории множественного интеллекта Гарднера, позволяет многим педагогам понять, что с ее помощью можно повысить мотивацию и познавательную активность учащихся. Такой подход открывает новые возможности индивидуализации обучения, обогащает педагогический арсенал помощи детям в развитии различных сторон их мыслительных способностей. Древняя китайская мудрость гласит: «Расти должны все цветы». И этот девиз как нельзя лучше подходит к теме использования игровых технологий на основе теории Гарднера. Играйте со своими учениками, позвольте им получить ценный опыт интеллектуального самоопределения, а затем посмотрите со стороны и любуйтесь красотой и разнообразием выращенных с вашей помощью цветов.