Уважаемые коллеги!
Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» предлагает уникальный дистанционный курс «Методика  и содержание проектного образования школьников».
Курс предназначен для педагогов, осваивающих технологии проектной деятельности учащихся, прежде всего основной и старшей школы.
Курс начинается с 8 октября.
Автор курса и руководитель занятий - Красносельский Сергей Александрович, имеющий большой опыт проектных работ в вузе, школах и учреждениях дополнительного образовании. Создатель авторской методики обучения проектированию, автор двух учебных пособий по проектированию, большого числа статей.

Важнейшей задачей современной системы образования является создание мотивации учения, формирование способностей и умения решения проблем. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися  социо-культурного опыта проектной деятельности. При этом мотивация переносится с внешних на внутренние результаты учебной деятельности. А именно, с дальних результатов  – получения оценок, аттестата, и прочего, на получение проектных решений здесь и теперь. Происходит и качественное изменение мотивации. Вместо формализованной, отвлечённой от содержания изучаемых дисциплин, появляется мотивация направленная на качество выполнения проектной работы.
Проект в нашем подходе рассматривается как метод и алгоритм решения проблемы. В сущности, так же, как это происходило всегда и везде на протяжении человеческой истории. С той разницей, что в нашем подходе проект не решает в большинстве случаев никаких реальных технических или социальных проблем. У нас проекты моделируют эти решения. А решают они проблемы учебного характера.
Назначением такого обучения является не только само по себе обучение методам решения проблем, не только связанные с этим умения и способности. Но и формирование личностных качеств и черт характера, таких как воля, упорство, настойчивость, целеустремлённость, работоспособность. Словом, формирование личностных качеств решателя проблем. Это особенно важно в наше время, когда молодые люди защищены в большинстве случаев от решения сложных жизненных проблем. Отчего выходят в жизнь не подготовленными к её сложностям. И не учатся выбирать сложные и рискованные варианты решения проблем. Работа в проекте моделирует  риск и сложность реальных жизненных коллизий.
Основой методики обучения является сообщение основных теоретических основ авторского метода проектного обучения, изучение примеров проектов по широкому спектру тем. Создание оригинальных учебных проектов. Проекты, в зависимости от склонностей учащихся и специализации учителей, могут также разрабатываться в широком диапазоне тематик. Форма разработки может быть: теоретическая, модельная, макетная, игровая.
В этом курсе рассматриваются пути формирования учебных действий, которые лежат в основе проектной компетенции учащихся. В проектную деятельность необходимым элементом включаются исследовательские этапы.
Знакомство с материалом и методиками существенно обогатит ваш педагогический репертуар, позволит самостоятельно разрабатывать проектные работы с учащимися, развивать их инициативу и самостоятельность. Большое внимание в курсе уделено психолого-педагогическим аспектам технологии проектной деятельности учащихся, в первую очередь мотивации проектной деятельности, снятию зажимов и сомнений, овладению умением делать осознанный  выбор и принимать взвешенные решения.
Существенную работу должны провести с собой и педагоги. Дело в том, что проектная работа предусматривает возможность варианта, когда ученик оказывается информированее и грамотнее учителя. Ничего страшного – должны же они получать опыт самостоятельного творчества. С другой стороны это и облегчает положение учителя. Каждый проект имеет своего автора (или авторов) - учеников. Которые отвечают за всё. Основная роль учителя относится всё же к методической, а не содержательной стороне проекта.
Этапы работы над проектом: определение решаемой проблемы, формулирования целей проектирования, деструктурирование целей до уровня задач, определение требований к проектируемому объекту, составление технического задания на проектирование. В сущности, по принятым в технике правилам,  задание и есть краткое  описание будущего проекта. Описание весьма схематичное, достаточное для представления о выбранном решении, но не для его реализации. Но для учебного проекта в большинстве случаев реализации и не предвидится. Это обесценивает несколько полученный результат проектирования. Допуская недобросовестность в работе исполнителей. Но этого часто невозможно избежать во вполне реальных проектах. Здесь надо дать учащимся понимание ответственности перед самим собой за свою работу.
На этом процесс можно закончить. Но при желании и необходимости может быть разработан эскизный проект. А потом и технический проект. По мере возможности могут быть изготовлены макеты и модели. И наконец, проектная работа может заканчиваться опытным образцом изделия. Это возможно, когда существует доступная производственная база либо оплаченный заказ на  опытный образец.
Этапы проектирования в полном объёме может представлять себе учитель. Ученику вовсе не обязательно их все прорабатывать  и даже формулировать. Некоторые из них могут присутствовать в проекте в свёрнутом виде и просто подразумеваться. Вообще для школьника, усвоившего тему проектирования со слов учителя, проектирование может начинаться с мечты, идеи, представления об объекте. А воплощаться всё это может в виде рисунка, чертежа или макета без всяких теоретических обоснований.
Длительность занятий два месяца. Курс состоит из 7 занятий (лекций и методических приложений). Материалы,  которых рассылаются участникам еженедельно по электронной почте. В каждом занятии будет предложено практическое задание, которое поможет освоить теоретический материал, приобрести недостающие знания методического характера и приступить к следующему этапу проектной работы с вашими учениками. Необходимые информацию и материалы по содержанию проекта необходимо будет находить самостоятельно в доступных источниках информации. Самостоятельный поиск материалов является одним из необходимых условий обучения проектированию. Анализ выполнения заданий практикума представляется вместе со следующим заданием.
По окончании курса необходимо выполнить зачётную работу  (по желанию): подготовить проектную работу учащегося, провести анализ предложенной проектной работы учащегося, разработать проблемно-проектный урок и провести его на своём рабочем месте. При необходимости возможна индивидуальная консультация с руководителем курсов по электронной почте.
Участникам дистанционных курсов будет выслано учебное пособие автора курсов «Основы проектирования».

 

Содержание занятий дистанционного курса
«Методика  и содержание проектного образования школьников»


Лекции и практические занятия по темам

Количество часов
Лекция/практическое
задание

1

  • Актуальность проектной деятельности в Российской школе
  •  Образовательная технология «Проектная деятельность учащихся».
  •  Развитие универсальных учебных действий через проектную  деятельность.

4ч\4ч

2

  • Что такое проектирование. Его значение
  •  Определение проекта. Виды проектирования
  • Примеры проектов из различных областей деятельности

4ч\4ч

3

  • Проекты удачные и неудачные. Критерии оценки
  •  Принципы проектирования. От проблемы и прототипа
  •  Основы системного подхода

4ч\4ч

4

  • Этапы проектирования. Проблема проекта
  •  Цели и задачи проекта
  •  Требования к объекту проектирования. (ТТ)

4ч\4ч

5

  •  Задание на проектирование. (ТЗ)
  •  Эскизный проект. Макет или модель
  •  Другие этапы разработки проекта
  •  Функционально-стоимостной анализ
  •  Бизнес-проект.  Инвестиционный проект

4ч\4ч

6

  • Сбор материалов. Поиски прототипов
  •  Методы выработки проектных решений
  •  Экспериментальная и аналитическая проверка решений
  •  Экспертные оценки  принятых проектных решений

4ч\4ч

7

  • Примеры проектных проработок:
  • Проект барокамеры высокого давления.
  • Проект поиска клада Наполеона
  • Проект глубоководной съмочной камеры.
  • Проект робота – спасателя ПЛ
  • Проект Тура Хейердала – Кон-Тики
  • Проект Остапа Бендера по поиску миллионов Корейко

4ч\4ч

8

Итоговая работа

16 ч

Начало обучения  8 октября 2012 года.