СБОРНИК РАБОТ Часть 5 Формирование понятия «Предел числовой последовательности». Урок математики в 9 классе М.В. Безкишкина Лицей-интернат, г. Бийск АННОТАЦИЯ Особенностью проведения лекционных уроков является понятийный характер материала, где учащиеся должны получить представление о данной теме в связи со всей математической наукой о числовых последовательностях. Урок-лекция планируется для работы по группам, в которых ученики должны будут получить, «построить» свои знания, использовать математическую литературу. По форме проведения уроки требуют несколько больше времени, чем при традиционном обучении. Изучение данной темы позволяет: расширить круг решаемых математических задач, способствует формированию математического стиля мышления, научному рассмотрению вопросов геометрии о длине окружности и площади круга и доказательству формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии; послужит пропедевтикой для введения предела функции в точке в 10 классе. ОБ АВТОРЕ БЕЗКИШКИНА Марина Васильевна Педагог, Лицей-интернат г. Бийск
Целеполагание как один из компонентов учебной деятельности Н.В. Булашева МАОУ СОШ, с. Кутарбитка, Тюменская обл. АННОТАЦИЯ Статья посвящена актуальной проблеме формирования у учащихся способности к целеобразованию. Автор сравнивает понятия: целеполагание и целеобразование. В статье выделены основные компоненты целеобразования и группы целей участников учебного процесса. Рассматриваются различные аспекты проблемы, связанной с процессом целеполагания на уроке. Предложены различные методические приёмы, позволяющие формировать у учащихся способность принимать цель учителя и ставить перед собой цели. Материалы данной статьи могут быть использованы педагогами при планировании современного урока с целью формирования способности у учащихся к целеобразованию. ОБ АВТОРЕ БУЛАШЕВА Наталья Владимировна Учитель географии, МАОУ СОШ» с. Кутарбитка, Тюменская обл.
Профилактика конфликтов в школе Е.Н. Воронкова МОУ «СОШ №35 с УИОП», г. Воркута АННОТАЦИЯ Рассматриваются вопросы профилактики конфликтных ситуаций в школе. Как одним из средств обучения детей вопросам конфликтологии, в общем, и поведения в конфликте, в частности, может выступать модель примирительной комиссии. Привитие навыка конструктивного решения конфликтных ситуаций, умение вести диалог, слышать оппонента по спору позволит заложить основы успешной социализации обучающегося в будущем. ОБ АВТОРЕ ВОРОНКОВА Елена Николаевна Педагог-психолог МОУ «СОШ №35 с УИОП» г. Воркута
Совершенствование набора компетенций, необходимых для исследовательских действий Г.Р. Галиева, Ф.Г. Идрисова МОУДОД ЦДТТ «Биктырыш»,г.Уфа РБ АННОТАЦИЯ Представлен опыт сотрудничества учреждений высшего и дополнительного образования по совершенствованию научно-методической и опытно-экспериментальной работы, совершенствованию набора компетенций. Для реализации исследовательской деятельности педагогический коллектив ЦДТТ «Биктырыш» сотрудничает с ведущими ВУЗами республики Башкортостан. ОБ АВТОРАХ ГАЛИЕВА Гюзель Ринатовна Директор ИДРИСОВА Фания Гайзуллаевна Методист МОУДОД ЦДТТ «Биктырыш» г. Уфа, РБ
Концепция «Взаимосвязь учебного и социального проектирования на уроках иностранного языка» И.М. Гараева МОУ гимназия № 48, г. Тольятти АННОТАЦИЯ Творческая инновация учителя позволяет интегрировать систематизированные знания учащихся по немецкому, английскому языкам и основам проектной деятельности. Это дает ученику реальную возможность почувствовать и ощутить себя членом мирового сообщества, гражданином своей страны, мотивируя учащихся на активную деятельность в учебно-воспитательном процессе. В концепции учитель формулирует прогнозируемые результаты обучения и формируемые у учащихся компетентности. ОБ АВТОРЕ ГАРАЕВА Ирина Михайловна Учитель немецкого и английского языка, МОУ гимназия № 48 г. Тольятти Самарской области
Урок-соревнование как средство выбора уровня дифференцированного обучения С.В. Герасимова, П.И. Оберштейн МАОУ «Лицей № 37», г. Саратов АННОТАЦИЯ Рассматривается возможность использования нетрадиционного приема опроса учащихся - урок-соревнование как средство для выбора учащимися уровня дифференцированного обучения. Отражена его роль в процессе обучения учащихся, его воспитывающее, обучающее и развивающее значение. Представлена структура и описание организации проведения урока-соревнования в 7-ом классе на конкретном примере. Цель работы: показать необходимость и возможность комплексного использования урока-соревнования для проверки умений и навыков учащихся, для создания условий правильного выбора учащимися уровня дифференцированного обучения, для обобщения, закрепления и приведения в систему полученных знаний по определенной теме. ОБ АВТОРАХ ГЕРАСИМОВА Светлана Владимировна ОБЕРШТЕЙН Полина Иосифовна Учителя русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 37» г. Саратов
Использование методов социоигровой педагогики в процессе формирования коммуникативных учебных действий на уроке английского языка Л.В. Гнусарева МОУ «Гимназии № 2», г. Салават, РБ АННОТАЦИЯ Происходящие изменения в жизни мирового сообщества и стране заставляют школу модернизироваться. Изменяется содержание образования и методы работы учителей.. В статье излагается опыт использования некоторых методов социоигровой педагогики в процессе формирования коммуникативных учебных действий на уроке английского языка: социоигровое деление на малые группы, социоигровое приобщение к делу, прием «Волшебная палочка». ОБ АВТОРЕ ГНУСАРЕВА Лада Валерьевна Учитель английского языка, МОУ «Гимназия № 2» г. Салават, респ. Башкортостан
Развитие системы поддержки талантливых детей в предметной области «Информатика и ИКТ» Л.В. Говорова, Ю.В. Ложникова, Л.В. Мальцева МОУ лицей № 2, г. Иркутск АННОТАЦИЯ Представлен проект, позволяющий организовать и спланировать совместное сотрудничество учителя и учащихся по развитию способностей и одаренности последних. Проект позволяет создать оптимальные условия для реализации коммуникативных универсальных учебных действий, в результате которых учащиеся имеют возможность раскрыть свои таланты в предметной области «Информатика». ОБ АВТОРАХ ГОВОРОВА Лидия Владимировна Заместитель директора по ИКТ ЛОЖНИКОВА Юлия Владимировна МАЛЬЦЕВА Лариса Владимировна Учителя информатики МОУ лицей № 2 г. Иркутск
Роль проблемно-диалогового метода в процессе формирования навыка смыслового чтения Н.В. Григорьева, И.Ф. Шипнягова, Ю.Е. Слезак МОУ «Гимназия № 73» г. Новокузнецк, Кемеровская область АННОТАЦИЯ Рассматривается проблема воспитания грамотного читателя, способного к самостоятельному осмыслению художественного слова и явлений действительности. Отмечены особые приемы и методы взаимодействия с художественным текстом, среди которых основным назван проблемно-диалоговый метод, который развивает способность к смысловому пониманию художественной литературы, позволяет активизировать процесс познания и сотворчества. Материалы адресованы учителям русского языка и литературы, студентам-филологам. ОБ АВТОРАХ ГРИГОРЬЕВА Наталья Викторовна ШИПНЯГОВА Ирина Францевна Учителя русского языка и литературы СЛЕЗАК Юлия Евгеньевна Учитель информатики МОУ Гимназия № 73 г. Новокузнецк, Кемеровская область
Чтение – основа развития информационных умений учащегося В.Н. Григуленко, Г.С. Митинская МОУ СОШ № 288, г. Заозерск, Мурманская обл. АННОТАЦИЯ Чтение рассматривается как нахождение и восприятие информации посредством поиска, производимого в письменных и других источниках. Целенаправленная работа учителя по формированию информационной культуры школьника способствует росту познавательной (читательской) активности детей. Информационные вкусы, интересы, потребности, приёмы рациональной работы с информацией – суть общеучебных знаний, умений и навыков, которые призвана формировать школа. ОБ АВТОРАХ ГРИГУЛЕНКО Валентина Николаевна МИТИНСКАЯ Галина Степановна Учителя начальных классов МОУ СОШ № 288 г. Заозерск, Мурманская обл.
Создание условий для формирования исследовательской компетентности школьников в образовательном пространстве сельской школы Т.В. Давыдова МОУ СОШ № 1, с. Арзгир, Ставропольский кр. АННОТАЦИЯ Представлен опыт по формированию исследовательской компетентности учащихся. Опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта автора и внедрении основных положений технологии в урочную и внеурочную работу по истории и обществознанию. Новизна состоит в создании модели исследовательского пространства, где идёт многовекторный процесс формирования у сельских школьников потребности в созидательной деятельности; созданы оптимальные условия партнёрского взаимодействия школы, семьи, общественных организаций, субъектов социума. ОБ АВТОРЕ ДАВЫДОВА Татьяна Владимировна Учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 1 с. Арзгир Ставропольского края
Формирование языковой и социокультурной компетенции на уроках английского языка через поэтические тексты М.А. Данилова МОУ СОШ №5 г. Пыть-Ях, ХМАО-Югра АННОТАЦИЯ Рассматривается проблема коммуникативной компетенции и её аспекты на современном этапе преподавания иностранного языка. Рассматривается опыт использования стихотворений в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка. Раскрываются этапы работы над стихотворением. Описываются задания в работе над стихотворением. Представлены переводы стихотворений, выполненных учениками. ОБ АВТОРЕ ДАНИЛОВА Маргарита Алексеевна Учитель МОУ СОШ №5 г. Пыть-Ях, ХМАО-Югра
Урок-викторина «Сказка мудростью богата» Е.С. Дмитрюк МОУ «СОШ № 35», г. Ангарск АННОТАЦИЯ Представлена разработка урока, целями которого являются: закрепить знания обучающихся о видах сказок , проверить полученные знания через самостоятельную работу; развивать творческие способности, воображение, фантазию, смекалку, речь, эмоциональную сферу; формирование ответственности, умения работать в группе и самостоятельно. ОБ АВТОРЕ ДМИТРЮК Елена Сергеевна Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 35» г. Ангарск
Сценарий праздника «День Победы» Т.Г. Зайцева МОУ СОШ № 5, г. Воскресенск, Московская обл. АННОТАЦИЯ Разработка школьного праздника, посвященного встрече с ветеранами Великой Отечественной войны. Ц ель - благодарность за то, что отстояли свободу нашей Родины. Время неумолимо идёт вперёд, но оно не властно над памятью народа и сколько бы ни прошло десятилетий, мы снова будем возвращаться к Победе. ОБ АВТОРЕ ЗАЙЦЕВА Татьяна Григорьевна Педагог МОУ СОШ № 5 г. Воскресенск, Московская обл.
Урок с элементами практической работы Н.Ф. Зайцева МБОУ «Лицей № 1», г. Норильск АННОТАЦИЯ Представлена разработка урока, методическими целями которого являются воспроизведение знания учащихся о ПК Восточной Азии, общая характеристика с использованием опорного конспекта. На уроке обеспечивается на практике усвоение понятий, обучение использованию логических опор в качестве элемента изучения нового материала. ОБ АВТОРЕ ЗАЙЦЕВА Наталья Федоровна Учитель МБОУ «Лицей № 1» г. Норильск
Развитие самостоятельной читательской деятельности младших школьников Т.П. Заруцкая МБОУ «НОШ № 4», г. Мариинск АННОТАЦИЯ Модернизация образования требует перехода от воспроизводящей системы обучения, направленной на усвоение информации, к развивающему обучению, акцентирующему внимание на освоении способов деятельности, формировании творчески мыслящей личности, способной к культурному созиданию. ОБ АВТОРЕ ЗАРУЦКАЯ Татьяна Петровна Учитель начальных классов, МБОУ «НОШ № 4» г. Мариинск
Развитие рефлексных процессов, достижение высокого уровня понимания решения Н.В. Зинченко МОУ СОШ № 5, г. Лянтор, ХМАО-Югра АННОТАЦИЯ Представлен материал, посвященный развитию рефлексных процессов на уроках русского языка и литературы. Считает, что уроки русского языка и литературы открыты для введения средств ИКТ, соответствуя тем самым требованиям нового времени и концепции модернизации Российского образования. Один из модулей урока представляет алгоритм, где сопоставлялись правила написания НЕ и НИ с разными частями речи. Утверждает, что сочетание традиционных методов преподавания с возможностями ИКТ, безусловно, эффектно на уроках русского языка и литературы. Доказывает, что использование ИКТ на уроках позволяет сделать урок интересным и динамичным, снижает утомляемость обучающихся, в конечном счете, повышает результативность обучения. ОБ АВТОРЕ ЗИНЧЕНКО Наталья Викторовна Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5, г. Лянтор, ХМАО-Югра
Повышение коммуникативной направленности обучения английскому языку посредством использования драматизации и театрализации И.В. Золотухина МБОУ «Лицей № 1», г. Киселёвск, Кемеровская обл. АННОТАЦИЯ Данная статья посвящена эффективным средствам повышения коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам, приёмам создания условий для практического применения приобретенных знаний, навыков и умений – драматизации и театрализации. В статье описывается опыт использования драматизации в формате ролевой игры и метода конкретных ситуаций (кейс-метода) на уроках английского языка, а также описывается опыт руководства англоязычной школьной театральной студией. ОБ АВТОРЕ ЗОЛОТУХИНА Инесса Владимировна Учитель английского языка МБОУ «Лицей № 1» г. Киселёвск, Кемеровская обл.
Развитие литературной грамотности и читательской компетентности у младших школьников И.М. Зотьева МОУ СОШ № 110, г. Волгоград АННОТАЦИЯ Ребенка можно заставить читать настоящую литературу, апеллируя к чувству долга и ответственности, но передо мной встала проблема: как разнообразить свою деятельность, инновационно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал школьнику интересен сам по себе. ОБ АВТОРЕ ЗОТЬЕВА Ирина Михайловна Учитель начальных классов МОУ СОШ № 110 г. Волгоград
Изучаем себя Т.И. Кайгородова НМОУ «Гимназия № 44» г. Новокузнецк АННОТАЦИЯ Представлен программа для 5 класса «Режим дня и его роль в достижении учебных успехов» – часть разработанного курса «Технология учебного труда». Курс прошел практическое применение в 5-10 классах в течение 15 лет. Сначала он велся только в тех классах, где я преподавала математику, а затем подключились и другие учителя. В школе были организованы для них консультации, оказывалась методическая помощь. В связи с переходом на новые учебные планы курс перестал преподаваться и остался только в виде отдельных классных часов. ОБ АВТОРЕ КАЙГОРОДОВА Тамара Ивановна Учитель математики НМОУ «Гимназия № 44» г. Новокузнецк
|