Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164727212
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 789
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t i

Анализ результатов Заочного тура

VIII Всероссийского конкурса педагогов

«Образовательный потенциал России»

На заседании конкурсного жюри были подведены итоги Заочного тура VIII Всероссийского конкурса «Образование: взгляд в будущее» – 2011-2012 («Образовательный потенциал России»). Конкурс был инициирован Общероссийской общественной организацией «Малая академия наук «Интеллект будущего», Научно-образовательным Центром «Росинтал» и Центром развития образования, науки и культуры «Обнинский полис». Конкурс проводился при участии Российской академии образования в соответствии с договором о совместной деятельности по реализации Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» между Российской академией образования и Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» (№117 от 26.02.2009 г.).

В конкурсное жюри вошли постоянные эксперты Общероссийской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего»: председатель МАН «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук Лев Юрьевич Ляшко; член Центрального совета и научный консультант МАН «Интеллект будущего», кандидат биологических наук Елена Олеговна Федоровская; руководитель Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» Татьяна Васильевна Ляшко; эксперт всероссийских педагогических конкурсов, почетный работник общего образования РФ, педагог-психолог Инга Николаевна Исакова; практический психолог Даниил Игоревич Федоренко; от Российской академии образования – доктор педагогических наук, профессор Лариса Васильевна Суходольская-Кулешова.

В восьмом конкурсе педагогов приняли участие 911 педагогов из 288 населенных пунктов, принадлежащих 70 субъектам Российской Федерации. В конкурсе участвовали учителя из самых восточных городов нашей страны: Благовещенска, Владивостока, Улан-Удэ; из городов западных: Калининграда и Санкт-Петербурга; из самых южных: Анапы, Нальчика, Пятигорска; самых северных: Лянтора, Норильска, Мурманска, Якутска, Мирного.

Приводим список городов, чьи представители участвовали в конкурсе:

Абакан, Акбулак, Алейск, Александровск, Алзамай, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Анна, Апатиты, Арзамас, Армавир, Арсеньев, Арья, Астрахань, Бадажки, Балахна, Балахоновское, Барнаул, Батайск, Башмак, Белгород, Белебей, Белово, Белогорск, Белоярск, Белоярский, Березники, Березовский, Бижбуляк, Бийск, Бирюч, Благовещенск, Ближняя Игуменка, Боготольский, Братск, Брянск, Валуйки, Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Волжский, Волчиха, Воскресенское, Восточный, Воткинск, Вохтога, Вытегра, Вышний Волочек, Гаджиево, Глазов, Гонохово, Горноправдинск, Городовиковск, Губкин, Губкинский, Двинской, Дегтярск, Дубна, Екатеринбург, Елец, Енисейск, Енисейское, Ессентуки, Ефремов, Железногорск, Железнодорожный, Жигулевск, Заволжье, Заинск, Заречный, Заря Свободы, ЗАТО Сибирский, Звездный, Зеленогорск, Зерноград, Знаменка, Золотоношка, Ивня, Ижевск, Инта, Кагальницкая, Казанская, Казань, Калининград, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Катунское, Качканар, Кашхатау, Кез, Кемерово, Кемеш-Куль, Кингисепп, Кинель, Киренск, Киров, Киселевск, Клин, Когалым, Кондопога, Коноково, Коротчаево, Котово, Кочетовка, Красногвардейское, Краснодар, Краснозаводск, Краснотурьинск, Красноярск, Красный Чикой, Кротовка, Кузнецк, Курганинск, Куровское, Курсавка, Лабытнанги, Лаишево, Лаптев Лог, Лебедевка, Ленинск-Кузнецкий, Ленск, Липецк, Литвиновка, Луговской, Львовка, Лямина, Лянтор, Магнитогорск, Майский, Малиновое Озеро, Мамадыш, Мариинск, Междуреченск, Миллерово, Мирный, Михайло-Павловск, Мичуринский, Можга, Москаленский, Москва, Мужи, Муравленко, Мурманск, Муром, Муслюмово, Мыс Каменный, Набережные Челны, Надым, Нальчик, Намцы, Нарьян-Мар, Нежинка, Нердва, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Куранах, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новокуйбышевск, Новополтавка, Новосибирск, Новотроицк, Новоуральск, Новочебоксарск, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Нягань, Обнинск, Октябрьский, Оленья Губа, Ольгинская, Ольховатка, Ольховка, Омск, Орел, Оренбург, Орехово-Зуево, Орлов, Осинники, Осташков, Отрадный, Очер, Павловка, Панаевск, Пенза, Пермь, Петровск, Полысаево, Похвистнево, Правохеттинский, Приютово, Прокопьевск, Пугачев, Пурпе, Пыть-Ях, Пятигорск, Радужный, Ревда, Розовка, Рощинский, Русско-Высоцкое, Рыбинск, Рязань, Саввушка, Савруха, Салехард, Самара, Самбург, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Саров, Саскылах, Светлоград, Северобайкальск, Северск, Семеновка, Серафимовское, Серноводск, Се-Яха, Скородное, Снежинск, Снежногорск, Совхоза Татарстан, Соликамск, Солнечный, Сорум, Сосново-Озерское, Старощербиновская, Старый Оскол, Стерлитамак, Суксун, Сургут, Сухово, Суходол, Сызрань, Сыктывкар, Тавда, Таганрог, Тарко-Сале, Тобольск, Толька, Тольятти, Топольное, Торбеево, Тында, Тюмень, Угловское, Угут, Улан-Удэ, Ульяновск, Урюпинск, Усинск, Усть-Джегута, Усть-Илимск, Уфа, Фоки, Хабез, Харп, Хвалынск, Цементный, Чайковский, Чапаевск, Чебоксары, Челно-Вершины, Челябинск, Черемное, Черемхово, Череповец, Черлак, Черногорск, Чернышевский, Чульман, Шайковка, Шебекино, Шерегеш, Шереметьевка, Югорск, Юрга, Якутск.

Наибольшее количество работ поступило из Кемеровской области – 101 работа, Ямало-ненецкого округа – 83 работы, из Красноярского края – 54 работы, из Ханты-Мансийского автономного округа – 40 работ, из Волгоградской области – 31 работа, из Иркутской и Свердловской областей – по 28 работ, из Самарской области – 26 работ.

Больше всего работ на конкурс поступило из поселка Волчиха Алтайского края – 35 работ, Москвы и Московской области – 26 работ, из Новокузнецка – 24 работы, из Кемерово – 21 работа, из Лянтора, Норильска, Муравленко – по 19 работ.

Учительский коллектив МОУ СОШ №2 с. Волчиха Алтайского края (30 участников конкурса) награждается специальным дипломом за активное участие в педагогическом конкурсе «Образовательный потенциал» и Грамотой Президента РАО.

Уровень работ, обеспокоенность их авторов проблематикой образования растут год от года. Наличие большого количества высококачественных незаурядных работ свидетельствует о росте мастерства участников наших конкурсных.

Хочется сказать, что эта часть отечественного учительства является носителем передового опыта в образовании. 441 работа получила высшую оценку, а их авторы – звание Лауреатов первой степени, 309 – Лауреатов второй степени и 152 конкурсанта получили звание Лауреатов третьей степени.

Работы, удостоенные высшей оценки, как правило, удовлетворяли всем критериям: соответствовали выбранной тематике, имели конструктивное содержание, отличались аргументацией и глубиной изложения, содержали в себе новизну и креативные подходы, а также были связаны с современными тенденциями развития образования.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКУРСА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

  1. 1. НАПРАВЛЕНИЕ «ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ».

Главной целью этого направления было определение наиболее активных людей и организаций, готовых реализовывать систему привлечения молодежи в науку. В настоящее время совместно с Российской академией образования подготовлены все документы об Экспериментальных площадках МАН «Интеллект будущего».

Участниками этого направления были предложены интересные проекты, посвященные сохранению здоровья, нравственному воспитанию, а также проекты обучения учащихся, учитывающие личные психологические особенности. К сожалению, не было ни одного проекта, посвященного исследовательскому обучению.

Грамотами президента РАО награждаются следующие конкурсанты:

  1. Костромина Нина Ивановна (г. Пятигорск, МОУ СОШ № 5 им. А.М. Дубинного). Тема её работы «Творческий проект - Школа доброго Здоровья и высокого Интеллекта». В проекте предлагается экспериментальная площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе ХI века.
  2. Саютина Ольга Яковлевна (Лянтор, МОУ «Лянторская СОШ № 4»). Экспериментальная площадка по теме «Технология учета индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) как дидактический и управленческий ресурс учителя». Автор демонстрирует личный инновационный педагогический опыт использования индивидуальных стилей и психологических особенностей учащихся для достижения целей обучения.

Так как эти темы важны для поддержки интеллектуально одаренных учащихся, то по итогам конкурса мы приглашаем победителей к участию в научно-исследовательской опытно-экспериментальной работе в рамках проекта совместно с РАО.

Авторам шести работ присвоено звание Лауреата I степени.

 

2. НАПРАВЛЕНИЕ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ».

Основным требованием по этой номинации было наличие исследования или анализа результатов педагогической деятельности. Авторам 13-ти работ присвоено звание Лауреата I степени.

Лучшими признаны авторы пяти работ, которые награждаются грамотами президента РАО:

  1. Артеменко Элина Валентиновна (Ангарск, МОУ «Гимназия № 1»). Тема её работы «Технология проблемного диалога на уроках английского языка в начальной школе». Замечательные разработки проблемных уроков английского языка и анализ их эффективности. Эта работа является примером роста педагогического мастерства, которое невозможно без новаторства.
  2. Самсонов Павел Иванович (Москва, ГБОУ СОШ № 129 «Школа Здоровья»). «Методика предупреждения математических ошибок школьников, вызванных неверной ассоциативной связью». Это практико-ориентированное исследование отличает высокий профессионализм. Владение учителем методикой предупреждения ошибок позволяет не только повысить качество обученности учащихся, но и существенным образом экономить учебное время урока, решать с учениками содержательные задачи.
  3. Воронцова Ирина Алексеевна (Калуга, МОУ Лицей № 36). «Развитие предметных математических способностей учащихся в условиях профильного обучения – результат педагогического мастерства учителя». Автор убедительно доказывает, что избирательность предметно-специфичного содержания указывает направление, в котором концентрируются мыслительные усилия ученика, сформированность мыслительных действий, очерчивает ту предметную область, в которой умственные ресурсы школьника могут реализоваться с максимальной эффективностью, в которой возможны наиболее значимые динамические изменения в развитии предметных способностей и соответственно профессионального определения старшеклассника в условиях профильной школы.
  4. Навет Надежда Тарасовна (Губкинский, МОУ СОШ № 5). «Особенности работы педагога-психолога с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения». Большая по объему работа посвящена сущности проблемы диагностики развития талантливых детей и их адаптации в социальной среде; определению уровней творческой одаренности обучающихся, выявлению наиболее талантливых из них; изучению интеллектуальных особенностей одаренных детей, их личностных характеристик.
  5. Рыжкина Ирина Богдановна (Елец, МОУ Гимназия № 11). «Bocприятие как объект развивающего аспекта при овладении иноязычной культурой младшими школьниками». В статье показана необходимость и возможность учета возрастных особенностей ученика на примере младшего школьника.

3. НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

В этом направлении участвовали 47 авторов. Основным требованием по этой номинации была актуальность проблем современной школы и образования.

Среди участников конкурса, как всегда, были опытные педагоги, понимающие теоретические основы педагогической деятельности. Авторам 36-ти работ присвоено звание Лауреата I степени.

Лучшими были признаны работы трёх авторов, которые награждаются грамотами президента РАО:

  1. Базанова Галина Сергеевна (Москва, ГОУ Гимназия № 1592) с темой работы «Дистанционный центр как модель интегрированной учебно-методической среды». Профессионально описано создание и осуществление модели информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, специализированные тренажеры, систему контроля знаний и информационно-справочные системы.
  2. Булатов Салават Хызырович (Сургут, МБОУ СОШ № 3). Его тема работы «Опыты по моделированию формулы индивидуальной правовой культуры на секции школьного научного общества учащихся “Право”». Эта актуальная работа посвящена описанию работы небольшой секции, созданной в 2004 году, которая превратилась в школьную мини-лабораторию по изучению тенденций формирования правовой культуры школьников. Материалы, обобщенные первыми исследователями вопросов правовой культуры, получают ежегодное развитие и дополнение в работе следующих поколений исследователей.
  3. Ступина Оксана Анатольевна (Москва, ГОУ СОШ № 19 с УИОП им. В.Г. Белинского). «Индивидуальная образовательная траектория как средство подготовки к ЕГЭ по обществознанию». В статье представлено теоретическое обоснование необходимости составления индивидуальной образовательной траектории по обществознанию с целью повышения качества образования, подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена и поступлению в вуз, поддержки одаренных детей.

4. НАПРАВЛЕНИЕ «МЕТОДИКИ И АЛГОРИТМЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ».

Это направление набирает актуальность в современном Российском образовании. Авторам 25-ти работ присвоено звание Лауреата I степени.

Лучшими признаны работы пяти авторов, которые награждаются грамотами президента РАО:

  1. Баркарова Елена Викторовна (Бийск, МОУ СОШ № 8). «Методика развития универсальных учебных действий по русскому языку у учащихся 9-х классов». Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Данная методика является частью модифицированной рабочей учебной программы, разработанной на основе примерной учебной программы по русскому языку для основной общеобразовательной школы.
  2. Гагиева Марина Викторовна (Норильск, МБОУ ДОД «СЮТ»). «Исследовательский эксперимент как средство обучения учащихся в учреждении дополнительного образования детей эколого-биологической направленности». Автором показана роль учебных занятий творческого объединения детей «Исследователи природы» эколого-биологической направленности, которые проходят в лаборатории на Станции юных техников города Норильска, на которых часто используются методы технологии проблемного обучения для формирования УУД.
  3. Ефремова Татьяна Петровна (Якутск, МОУ «Физико-технический лицей им. В.П. Ларионова»). «Надпредметная программа как форма компетентностно-ориентированного обучения» (из опыта работы Физико-технического лицея им. В.П.Ларионова г.Якутска В статье описывается сущность и алгоритм создания надпредметных программ как формы деятельности по формированию ключевых компетентностей учащихся средней школы. В статье даны характеристики надпредметных программ, описан алгоритм деятельности надпредметной программы.
  4. Русакова Светлана Викторовна (Арзамас, МОУ «Лицей»). «Учимся мыслить, решая задачи». В статье описываются различные методические приемы работы над задачей, которые способствуют продуктивной деятельности учащихся, направленной на формирование умения решать текстовые задачи. Предложенные задания выполняют очень важную функцию: они являются полезным средством развития у детей логического мышления, умений проводить анализ и синтез, учат обобщать, абстрагироваться и конкретизировать задание, раскрывая связи между рассматриваемыми явлениями. В результате систематического использования данных технологий дети преодолевают трудности, развивают умственные способности с легкостью и радостью.
  5. Томилина Людмила Николаевна (Котово, МБОУ СОШ № 6). «Программа надпредметного курса развивающей направленности “Учусь познавать мир”». Автором предложена программа надпредметного курса, формирующая УУД. Особенностью курса является интеграция знаний из разных областей науки, опора на специфику региона. Приоритетным видом деятельности при проведении занятий является работа в малых творческих группах сменного состава.

5. НАПРАВЛЕНИЕ «НАВЫКИ БУДУЩЕГО»

Следует отметить, что это направление связано с актуальной проблемой смены парадигмы образования в 21 веке, с появлением новых видов деятельностей, основанных на умении работать с информацией, самостоятельно добывать информацию, моделировать и исследовать различные аспекты действительности.

Авторам 11-ти работ присвоено звание Лауреата I степени.

Лучшими признаны работы трёх авторов, которые награждаются грамотами президента РАО:

  1. Кузнецова Галина Ивановна (Березники, МОУ ДОД ДМЦ «Нептун»). «Исследовательская и проектная деятельность как средство развития ключевых компетенций обучающихся». В статье рассматриваются методы и формы, применяемые для формирования ключевых компетенций посредством организации исследовательской и проектной деятельности в объединении флотской направленности.
  2. Шкуро Марина Эмильевна (Пятигорск, МОУ СОШ № 5 им. А.М. Дубинного). «Осмысление лингвистических понятий через их моделирование». В статье рассказывается о моделировании лингвистических понятий в конкретно-практической деятельности учащихся начальных классов индивидуально, в парах или в группах. Особая ценность статьи связана с разбором практических примеров.
  3. Шуруто Валентина Викторовна (Нижневартовск, МБОУ «СОШ № 14»). «Интернет как средство расширения образовательного пространства для самообразования и саморазвития младших школьников». В статье представлен опыт работы учителя начальных классов по развитию у учащихся главного навыка будущего – стремления к самообразованию и саморазвитию. Показано, как с помощью Интернета можно расширить образовательное пространство учеников. Рассмотрены виды работы в данном направлении: пример учителя, использование классного блога, дистанционные конкурсы, сетевые проекты, дистанционные уроки и внеклассные мероприятия.

6. НАПРАВЛЕНИЕ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ».

В этом направлении рассматривались статьи 51 автора, представляющие:

– перспективы и проблемы исследовательской деятельности учащихся;

– уникальные технологии привлечения детей в науку;

– размышления, раздумья, диалоги и монологи; осмысление того, что сделано, для чего это нужно лично автору, как согласуются полученные результаты с тем, что задумывалось;

– интервью с «участниками процесса»: «Научное общество учащихся (НОУ) для меня – это…»;

– педагогический анализ статистических данных: какое количество школьников прошли через систему НОУ, профессиональные достижения, влияние НОУ на выбор профессии…;

– традиции НОУ; от НОУ к научной школе;

– исследовательская деятельность учащихся – наука или игра в науку? – «за» и «против».

– роль НОУ в жизни педагога.

Авторам 36-ти работ присвоено звание Лауреата I степени.

Лучшими признаны работы четырёх авторов, которые награждаются грамотами президента РАО:

  1. Гудинова Валентина Вениаминовна (Санкт-Петербург, ГОУ Гимназия № 628 «Александрийская гимназия»). «Интеграция ресурсов гимназии и вуза в исследовательской деятельности учащихся». Данная конкурсная работа знакомит с опытом сотрудничества гимназии и вуза в области исследовательской деятельности учащихся и профориентационной работе.
  2. Бойко Ирина Геннадьевна (Красноярск, МОУ СОШ № 79). «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских». Статья Ирины Геннадьевны является ярким примером увлеченности самого педагога раскрытием человеческого потенциала. Цель этих учебных мастерских – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые будут необходимы в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.
  3. Давлетшина Неля Вазитовна (Нефтекамск, ГОУ СПО Нефтекамский нефтяной колледж).

«Студенческая научно-практическая конференция по теме “Обнимая небо”». Данная работа включает в себя один из фрагментов научно-исследовательской деятельности студентов 1–4 курсов колледжа в тесной интеграции. В работе рассмотрена студенческая научно-практическая конференция, посвященная 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина, на которой представлены результаты работы студенческих конструкторских бюро «Физика и наука», «Эколог» и «Электромеханик».

  1. Сумарокова Ольга Дмитриевна (Двинской, МОУ «Двинская СОШ»). «Химический эксперимент как составляющая часть научно-исследовательской деятельности учащихся». В данной статье говорится о важности химического эксперимента, которому в настоящее время в связи с уменьшением количества часов, выделяемых на изучение химии в школе, уделяется недостаточно внимания. Чтобы исправить эту ситуацию, автор статьи уделяет повышенное внимание химическому эксперименту во внеклассной работе по предмету: при проведении занятий кружка «Юный химик» и элективных курсов для учащихся 9 класса, при организации исследовательской деятельности учащихся.

 

7. НАПРАВЛЕНИЕ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

В этом году количество участников направления «Одаренные дети» увеличилось. В нем приняли участие 28 человек, при этом основной тематикой конкурсных работ уже традиционно стали теоретические вопросы детской одаренности, ее выявления и поддержки. Большинство участников поделились обобщенным опытом своих образовательных учреждений по данному направлению. Поскольку работы имеют во многом обобщающе-теоретический характер, хотелось бы в будущем видеть больше практических наработок по данной тематике.

  1. Гулевич Галина Ивановна (Кемерово, МБОУ «СОШ №37») стала победителем в данной номинации и удостоена грамоты президента РАО. Тема её работы «Детская одаренность. Пути ее развития».

Это одна из самых достойных работ в номинации. Работу выгодно отличает переосмысление теории в сочетании с примером практического опыта развития одаренности. Представлена олимпиада по литературному чтению, направленная на выявление и поддержку способных детей.

Авторам четырех работ присвоено звание Лауреата I степени.

 

8. НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Это важнейшее направление в современном образовательном пространстве. Содержание тематики связано с возрастанием требований к творческой инициативе, к самостоятельности человека, когда для достижения профессионального успеха ему необходимо реализовать имеющиеся у него способности. Организация профориентационной работы является необходимым условием для оказания детям эффективной помощи в подготовке к будущему профессиональному образованию, дальнейшей трудовой деятельности.

Авторам шести работ присвоено звание Лауреата I степени.

Среди работ данной номинации лучшей оказалась работа по теме «Профессиональная направленность обучающихся с дефектами зрения», автор – Крахмелец Людмила Александровна (Новокузнецк, Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №106 для слепых и слабовидящих детей). В статье раскрыты основные виды профориентационной деятельности коррекционного учреждения, направленной на социализацию лиц с дефектами зрения и их последующую адаптацию в современном обществе. Крахмелец Людмила Александровна стала победителем в данной номинации и удостоена грамоты президента РАО.

 

9. НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Развитие творческих способностей детей, активизация познавательной, исследовательской, творческой деятельности школьников и дошкольников – это одна из самых актуальных задач современного образования. И понимание этого ярко отражено в конкурсных работах участников.

Педагоги школьных и дошкольных образовательных учреждений представили свой опыт применения различных эффективных технологий развития творческих способностей детей: метод проектов, творческие мастерские, технологии развития критического мышления, игровые технологии, современные технологии развития общих и специальных способностей с помощью организации продуктивной творческой деятельности.

Авторам 36-ти работ присвоено звание Лауреата I степени.

Победителями данного направления, удостоенными грамотами президента РАО, стали:

  1. Ваторопина Елена Васильевна (Екатеринбург, МОУ СОШ № 67). «Развитие творческих способностей учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке». Живой, органичный, интересный проект, по-настоящему развивающий креативные способности детей.
  2. Калашникова Наталья Алексеевна (Норильск, МБОУ "СОШ № 23"). «Инновационный проект «Развитие творческих способностей детей при изучении курса биологии через использование элементов традиций народной экологии». Наталья Алексеевна показывает пример творческого подхода к приобщению учащихся к ценностям русской духовной культуры.
  3. Савинкова Светлана Ивановна (Санкт-Петербург, ГОУ ЦО № 633). Проект «Школа социального успеха. Социально-познавательный проект «Школьный журнал “Муравейник”», школьная газета “Мое поколение”, целью которого является создание условий для гражданского и личностного становления, развитие творческих и лидерских способностей учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за личный выбор.
  4. Фёдорова Вера Александровна (Санкт-Петербург, ГОУ СОШ "Тутти"). «Поддержка и развитие чтения в современном образовательном учреждении» – настоящий социально ориентированные проект, направленный на повышение престижа чтения как одного из общекультурных процессов развития, влияющих на формирование личности человека.

 

10. НАПРАВЛЕНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

В этом направлении участвовал 161 педагог. Конкурсные работы этого направления отличаются высокой мотивацией учителей к профессиональному росту, особой заинтересованностью участников в получении обратной связи от учеников, великолепным оформлением большинства материалов, применением самых современных эффективных технологий, удивительным разнообразием форм обучения.

Авторам 53-х работ присвоено звание Лауреата I степени.

Победителями номинации, удостоенными грамотами президента РАО, стали:

  1. Кляшторная Ольга Ивановна (Муравленко, МОУ СОШ № 5). Разработка урока математики по теме «Решение задач. Скорость удаления». Представленный урок удивительно гармоничен, призван формировать навык работы в группе при взаимодействии с одноклассниками. Учитель выступает как консультант, направляющий мыслительную деятельность учащихся в нужное русло. Учащиеся учатся читать схемы, делать выводы, находить алгоритм решения. Таким образом, развиваются все УУД – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
  2. Кинасова Каринэ Борисовна (Пятигорск, МОУ СОШ № 5 им. А.М. Дубинного). Каринэ Борисовна удачно соединяет три предмета в уроке литературного чтения в 3-м классе по теме «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Обобщение». Прекрасно оформленный урок несет мощный нравственно-эстетический заряд.
  3. Лапина Людмила Владимировна (Барнаул, МОУ СОШ № 89). «Приём повышения орфографической грамотности младших школьников через использование моделирования». Присланные ею материалы – о формировании умения использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, для создания схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  4. Петрова Татьяна Ивановна (Осташков, МБОУ «Гимназия № 2»). «Интегрированный урок по ознакомлению с окружающим миром и технологии». Автор использует игровую, коммуникативную, здоровьесберегающую технологию, групповую и индивидуальную формы работы учащихся. У учащихся развивается логическое мышление, память, речь. Одновременно на уроке учащиеся выполняют аппликации из разных материалов, что позволяет им развивать технологические навыки.
  5. Семенченко Татьяна Васильевна (Волчиха, МОУ «Волчихинская средняя школа №1»). Татьяна Васильевна представила добротно выстроенный практико-ориентированный урок с использованием современных технологий по теме «Для чего нужен компас?».
  6. Кунделева Оксана Евгеньевна (Гаджиево, МБОУ НОШ № 279 им. Героя Советского Союза контр-адмирала Н.А. Лунина). Оксана Евгеньевна в конспекте интегрированного урока математики, окружающего мира, музейной педагогики «Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. Музеи Санкт-Петербурга» показывает, как с помощью информационно-коммуникационных технологий можно активизировать познавательную деятельность учащихся.
  7. Костина Анна Александровна (Набережные Челны, МАОУ ДОД «ДЮЦ № 14»). Методическая разработка для начальной школы «Космос – наша Вселенная», присланная Анной Александровной является одним из хороших примеров качественного воспитательного мероприятия, учитывающего возрастные особенности детей.
  8. Передерина Людмила Андреевна (Абакан, МБОУ "СОШ № 12"). «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника». Актуальная работа, связанная с необходимостью формировать мотивацию к самостоятельному познанию и обучению.

 

11. НАПРАВЛЕНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРЕДМЕТАМ»

Самое большое количество конкурсных работ (354) было прислано участниками на это направление конкурса. Практически все школьные предметы достойно представлены учителями основного и старшего звена. Образовательные учреждения разных типов могут гордиться своими педагогами, которые используют в работе новейшие технологии преподавания, творчески переосмысливают традиционные приемы и методы педагогики. Большинство разработок участников направлено на формирование творческой личности ребенка с учетом новых образовательных стандартов. Педагоги создают условия для формирования и развития таких ключевых компетенций учащихся, как учебно-познавательная, коммуникативная, информационная и др. Нестандартный подход к обучению, применение принципов личностно ориентированной педагогики, раскрытие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка – вот основные особенности конкурсной деятельности участников номинации «Методические разработки по предметам». Авторам 170-ти работ присвоено звание Лауреата I степени,

Победителями, удостоенными грамотами президента РАО, стали:

  1. Антонова Инна Валентиновна (Сыктывкар, МОУ СОШ № 16). Веб-квест по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «А не заехать ли нам, братец, к Онегину?» Разработка направлена на повышение учебной мотивации, учит детей использовать информационное пространство сети Интернет продуктивно, помогает сформировать и закрепить навык работы в команде.
  2. Белоусова Галина Павловна (Железногорск, КГБООУ «Железногорская санаторная школа-интернат»). Учебный проект по физике «Использование энергии Солнца и ветра». В основе этого проекта – особенности преподавания физики для детей-инвалидов, обучающихся на дому. Автор комплексно раскрывает возможности создания условий для развития инициативы и творческой самостоятельности школьников через систему участия в методе проектной деятельности.
  3. Ильина Ирина Юрьевна (Альметьевск, НОУ ОСШ № 23 "Менеджер"). Урок математики в 5 классе, построенный по технологии деятельностного метода, тема «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». В основе урока – стандарты второго поколения, рекомендующие учитывать «рефлексию самоорганизации». Одним из плюсов работы является то, что на каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий.
  4. Колесникова Татьяна Павловна (Воткинск, МОУ СОШ № 1). Учебный проект «Магия тел вращения», направленный на совершенствование навыков исследовательской работы, формирование исследовательской компетентности, на поиск новых идей в преподавании геометрии в 11 классе.
  5. Нестерова Галина Анатольевна (Рязань, МОУ "СОШ № 38"). Проект «Рабочая тетрадь для учащихся 5–8 классов “Литературная Рязань”». Это серьезная объемная работа, цель которой – помощь детям и педагогам при изучении регионального компонента, выполнении проектов, творческих и поисковых заданий.
  6. Витухина Татьяна Викторовна (Нижний Тагил, МБОУ СОШ № 75/42). Методическая разработка по химии, тема «Прошлое, настоящее и будущее железа». Автор удачно применяет методику формирования информационной и коммуникативной компетенции.
  7. Илющихина Марина Ивановна (Миллерово, МОУ гимназия №1 им. Пенькова М.И.). Методическая разработка интегрированного урока по физике на тему: «Путешествие в мир Силы тяжести». Это четкий, компактный, продуманный на всех этапах педагогический процесс, создающий комфортные условия для ребенка как личности, повышающий успешность обучения.
  8. Каткова Елена Александровна (Электросталь, ГОУ ЦО № 354). «Дальтон-задание “Смежные и вертикальные углы”» – полезная альтернатива традиционной классно-урочной системе, гармонично сочетающая достижения и традиции существующих образовательных систем с принципами личностно ориентированной педагогики.
  9. Котова Елена Александровна (Урюпинск, МБОУ Гимназия). «Этико-правовые аспекты лидерства». В методической разработке представлен вариант нестандартного урока по курсу обществознания в 11 классе.
  10. Наговицына Наталья Николаевна (Ижевск, МОУ "СОШ № 27"). Урок географии «Чудо природы во всех отношениях» по теме “Байкал”». Методическая разработка основана на применении технологии «французских мастерских». На данном уроке учащимся предоставлена возможность для конструирования собственного знания, для реализации возможности самооценки и самокоррекции, для осмысления нового знания, для формирования коммуникативных навыков.
  11. Николенко Галина Ивановна (Новокузнецк, НМОУ "Гимназия №62"). Урок литературы в 7 классе «И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл рассказа раскрывается с помощью метода интеллект-карт.
  12. Щепина Светлана Викторовна (Глазов, МБОУ "Физико-математический лицей"). «Мастерская ценностных ориентаций “Добро и зло”». Работа о формировании нравственных категорий через мастерские самопознания, цель которых – создание условий для развития ценностного отношения к нравственным качествам человека.
  13. Гусейнова Наталья Сергеевна (Муром, МОУ СОШ № 7). «Учимся говорить и писать связно». Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 10-х классов». Актуальная разработка для старшей школы.
  14. Баланова Светлана Эрастовна (Москва, ГОУ ЦО № 1296) «Педагогическое сценирование урока. Методическая разработка».
  15. Рахимов Нуратдин Аташевич (Нефтекамск, ГАОУ СПО Нефтекамский нефтяной колледж). «Методические разработки уроков по физике». Новизна данной методической разработки по физике заключается в применении компетентностного подхода как основы обновления содержания данной темы через реализацию социальных компетенций. Комплекс состоит из нескольких программ, которые скоординировано работают на разных компьютерах, соединенных в общую сеть. Уроки посвящены Году 50-летия полета в космос Ю.А. Гагарина.

12. НАПРАВЛЕНИЕ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС»

Авторам восьми работ присвоено звание Лауреата I степени.

Лучшими были признаны три работы, авторы которых отмечены грамотами президента РАО:

  1. Аюпова Вера Григорьевна (Сургут, МОУ СОШ № 13). «Математическое лото». В ходе интеллектуально-познавательной игры учащиеся в увлекательной форме узнают об областях знаний математики: арифметике, геометрии, алгебре; об истории возникновения чисел. Повторяется материал из этих областей знаний, пройденный на данный период. Подобранные задания носят развивающий характер.
  2. Самохвалов Андрей Сергеевич (Санкт-Петербург, ГОУ НПО ПУ № 30). Творческий конкурс Интеллектуальная игра по предмету «химия» – «Юный химик». Развивающий конкурс, мотивирующий интерес к химии.
  3. Морозова Ирина Львовна (Клин, ГОУ СПО МО КПЭТ) Деловая игра «Ты избиратель!» (по избирательному праву и избирательному процессу).

 

13. НАПРАВЛЕНИЕ «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Участникам этого направления предлагалось прислать на конкурс статью в любом жанре для публикации в журнале «Интеллект будущего», других журналах. Всего поступило 49 работ.

Авторам 22-х работ присвоено звание Лауреата I степени.

Основная тематика конкурсных материалов этой номинации – теория и практика воспитательной работы в современной школе, здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе, личностно ориентированная педагогика. Особенность большинства работ связана с переосмысливанием авторами социальных изменений в нашем обществе. Это подтверждает искреннюю заинтересованность большинства участников данной номинации в том, чтобы наша современная школа способствовала становлению самостоятельной творческой личности. Однако хотелось бы отметить, что в некоторых работах было представлено подробное обобщение теории и лишь упоминание о конкретном опыте использования этой теории в собственной практике. А именно этот уникальный опыт и является главным результатом вашего творчества.

Лучшими были признаны работы четырёх авторов, которые отмечены грамотами президента РАО:

  1. Прудникова Татьяна Васильевна (Северобайкальск, МОУ "Гимназия № 5"). Педагогический проект «Содружество “Вместе весело шагать!”». В проекте представлена система воспитательной работы в классном коллективе, центром которой является социально значимый проект, способствующий эффективному внедрению в российскую школу компетентностного подхода. Проект направлен на формирование личности, готовой применить свои знания в различных областях за пределами образования.
  2. Осколова Анна Петровна (Белоярский, МБОУ ОС(П)Ш № 1). «Выбор адекватной модели воспитания через социальное проектирование». Обоснованно, интересно раскрывается суть организации воспитательной работы в школе по программе «Я – Планета», описывается опыт реализации инновационного проекта «Школа самоопределения и самореализации».
  3. Валиуллина Рамзия Хашимовна (Казань, МАОУ "Центр образования № 178"). «Воспитательная система класса как составляющая воспитательной системы школы». Системообразующим компонентом воспитательной деятельности педагога стала идея позитивного сценария развития ребенка.
  4. Соловьева Анна Васильевна (Можга, МОУ СОШ № 6). «Концепция воспитательной работы “Я, ты, он, она – вместе дружная семья”» – пример кропотливой систематической работы педагога, искренне любящего детей и желающего раскрыть личностный потенциал каждого ребенка.

 

14. НАПРАВЛЕНИЕ «КИНО В ШКОЛЕ»

Содержание работ этого направления связано с пониманием авторами важной роли кино в современном образовании. Пока участников немного, но мы надеемся, что в дальнейшем это направление будут все больше интересовать наших авторов.

Авторам пяти работ присвоено звание Лауреата I степени.

Лучшими были признаны работы трёх авторов, которые отмечены грамотами президента РАО:

  1. Пырырко Любовь Прокопьевна (Белоярск, МОШИ БШИС(П)ОО). «Роль кинообразования в воспитательном процессе в условиях интерната семейного типа». Основываясь на работах О.А. Баранова, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко и других ведущих ученых в области кинопедагогики, автор выстраивает целую систему, структуру кинообразования в указанном учреждении.
  2. Пойманова Елена Вячеславовна (Москва, ГБОУ СОШ "Школа Здоровья" №129). «Ученический документальный ролик как новая форма работы с историческими документами при обучении истории в общеобразовательной школе». Представлен творческий подход к развитию творческой и самостоятельной деятельности; к формированию готовности использовать нестандартные способы решения, инновации.

 

15. НАПРАВЛЕНИЕ «ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Педагоги дошкольного образования только начинают активное участие во Всероссийских педагогических конкурсах МАН «Интеллект будущего». В этом году прислали свои работы 38 человек. Но это лишь начало, которое говорит об искреннем желании участников соответствовать уровню современных требований к профессионализму не только в школьной, но и в дошкольной педагогике.

Авторам девяти работ присвоено звание Лауреата I степени.

Победителями данной номинации, удостоенными грамотами президента РАО, стали:

  1. Держак Наталья Владимировна (Тольятти, Детский сад № 160 «Дубравушка»). В работе «Формирование мотивации к певческой деятельности у дошкольников» автор увлеченно рассказывает о своем творческом опыте.
  2. Белицкая Наталия Юрьевна (Краснотурьинск, МОУ ДОД "ЦДТ"). В методической разработке «Развитие связной речи посредством сочинения сказок» автор представила опыт реализации программы «Развитие речи» для детей 6–7 лет в рамках студии развивающего обучения «Росток».
  3. Соромотина Зинаида Васильевна (Зеленогорск, МБОУ ДОД ЦДОД "Перспектива"). Зинаида Васильевна рассказала об интересном опыте работы «Организация продуктивной деятельности дошкольников в Школе раннего развития “Малышок” на основе реализации программы “Первые шаги к творчеству”».

 

16. НАПРАВЛЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА»

На это конкурсное направление принимались творческие статьи, посвященные современному педагогу и проблемам, с которыми он встречается в образовании.

Всего поступила 31 авторская работа.

Авторам 14-ти работ присвоено звание Лауреата I степени.

Лучшими были признаны работы пяти авторов, которые отмечены грамотами президента РАО:

  1. Смагина Алина Анатольевна (Екатеринбург, МБОУ Гимназия №5). «Формирование мировоззрения через урок истории: трансформация представлений о направленности личности». Алина Анатольевна сквозь призму собственного опыта рассматривает вопросы об особенностях социализации обучающихся через уроки истории и внеурочную деятельность по предмету; предлагает анализ школьного учебника истории России как социокультурного феномена.
  2. Никонорова Елена Чеславовна (Нижний Новгород, МОУ СОШ №187). «Духовное развитие школьников через развитие речи и использование языка народа как носителя национальной культуры». Елена Чеславовна считает: «…В наших детях живет национальный дух, чувство доброго и прекрасного. Надо только помочь им это понять и сохранить».
  3. Нечаева Марина Альбертовна (Нижний Тагил, МБОУ СОШ №75/42). Эссе «Мое призвание – педагог». Марина Альбертовна пишет: «Имея дело с детьми, всегда нужно помнить о том, что их юные умы очень восприимчивы к окружающему миру, нервная система не защищена от внешних факторов стеной равнодушия… Я чувствую, что мне хорошо с детьми, а им хорошо со мной. Невозможно не любить ребенка, если он сам тянется к общению, сам к тебе привязан».
  4. Грекова Елена Владимировна (Хвалынск, МОУ ДОД ДДТ "Одаренные дети"). Философское эссе на очень спорную и вечно актуальную тему – тему сотворения личности «Ценить бесценных». Автор ставит вопрос о критериях и возможности оценки личности учителя, о критериях оценки личности вообще, о проблеме технологизирования процесса воспитания. Материал работы автобиографичен.
  5. Досова Любовь Николаевна (Черногорск, МБОУ СОШ №1). Эссе «Посеем семена добра…». Позиция педагога выражена в словах: «Вспомнив своё детство, каждый из нас сделает вывод: детство – это главная ценность. Каково общество, таково и детство. Вот поэтому-то так важно отстаивать каждой строчкой закона духовный суверенитет детства. Мы, педагоги, «награждены вечным детством» (так говорила А.А. Ахматова о Б.Л. Пастернаке). Мы должны сохранять детскую гениальность, не давать ей утрачиваться, ведь каждый ребёнок, по словам Сент-Экзюпери, – Моцарт…».

 

Конкурс «Образовательный потенциал России» – преемник конкурса «Образование: взгляд в будущее» – проводился в восьмой раз. В этом году увеличилось суммарное количество участников заочных конкурсов и форумов, прошедших в первом полугодии 20011-2012 учебного года. Более 1500 педагогов представили свои авторские работы и уникальные методические разработки. Общий уровень работ очень высок. Примечательно, что существенно увеличилось количество работ, в которых уделено внимание новейшим педагогическим концепциям: универсальным учебным действиям, метапредметным компетенциям, использованию ИКТ во всех сферах образовательного процесса, научно-ориентированному образованию учащихся. Все большее количество учителей обращается к таким технологиям и методам, как проблемное обучение, игровой подход, создание образовательных веб-квестов, Дальтон-подход, кейс-метод, ИКТ в изучении гуманитарных предметов, исследовательское обучение, портфолио, как метод измерения компетенций. Для всех членов жюри прошедший конкурс явился демонстрацией роста заинтересованности отечественного учительства в освоении современных методов и их внедрении в педагогическую практику. Такой интерес к конкурсу также является свидетельством того, что движение творческих педагогов становится крупнейшим коммуникативным сетевым пространством, которое помогает обмениваться опытом, ускоряет распространения знаний, алгоритмов и технологий в современной России.

Раскрытие потенциала будущих поколений невозможно без творческого энтузиазма современного учителя.

Авторы работ, ставшие Лауреатами конкурса, приглашаются на очный Всероссийский Форум «Педагогический олимп». Победители в номинации «Новое поколение» (до 25-ти лет) будут номинированы на премию для поддержки талантливой молодежи (60 000 и 30 000 рублей). Остальные конкурсанты в номинации «Педагогическое мастерство» будут претендовать на премию Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» в размере 30 000 рублей. По итогам очного тура участникам выдается свидетельство повышения квалификации (144 часа). Форум «Педагогический олимп» состоится с 29 июня по 4 июля в г. Анапе на базе санатория «Россиянка». Более подробная информация о летнем Форуме на сайте http://pedagog.future4you.ru.

 

 

Председатель МАН «Интеллект будущего», к.п.н.                                                  Ляшко Л.Ю.

Председатель конкурсной комиссии, к.б.н.                                                              Федоровская Е.О.