Авторизация




Статистика

Просмотрено статей : 121393423
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 11819
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

Рождественское чудо Всероссийском Конкурсе исследовательских работ «Юный исследователь»)

В этой статье мне хочется поделиться впечатлениями о Всероссийском конкурсе «Юный исследователь», в котором участвовали дети 1-4 классов и 5-6 классов. Свыше 500 ребят прислали на этот конкурс свои исследовательские работы. Участникам были предложены номинации:

  • астрономия и космонавтика, физика, техническое творчество и изобретательство.
  • математика и информационные технологии.
  • биология, экология.
  • история, краеведение, география, этнография.
  • лингвистика (языки: русский, английский); литературоведение; искусствоведение.
  • педагогика и психология;
  • право;
  • экономика;
  • философия.

По итогам заочного конкурса была проведена конференция в рамках традиционного Рождественского фестиваля.

Как представителю жюри Конкурса мне довелось быть свидетелем настоящего праздника детского творчества на секции «Педагогика и психология». Поэтому речь пойдет о работах, представленных по этой тематике. Удивляет разнообразие выбранных детьми тем и та увлеченность, с какой юные исследователи вели свою познавательно-поисковую деятельность. И тут необходимо напомнить, что младший школьный возраст – пожалуй, самое благодатное время для активного развития исследовательских способностей. В интеллектуальной сфере детей 7-12 лет удачно сочетаются компоненты наглядно-образного и логического мышления. Наглядно-образная составляющая придает работам детей яркую эмоциональность, свежесть и непосредственность идей, а формирующееся логическое мышление позволяет некоторым исследованиям соревноваться с работами взрослых в четкости поставленных задач, в обоснованности выводов, в практической направленности полученных результатов.

Работа Назаровой Инессы, г. Армавир, «Как стать добрее?» признана лучшей в секции «Педагогика и психология». Исследование поразило своим размахом, масштабностью. Обосновывая актуальность выбранной темы, Инесса пишет: «Важным нравственным качеством, без которого человек не может быть человеком, является доброта. Но научиться по-настоящему быть добрым трудно. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте, но без добрых дел нет доброго имени. Поэтому актуальность выбранной нами темы исследования заключается в том, что важное место в воспитании младших школьников должно уделяться формированию качества доброты». И здесь для нас, людей взрослых и приземленных, конечно, момент дискуссионный – можно ли доброту сформировать с помощью коррекционной программы?.. Но искренняя убежденность автора в своей правоте, приведенные ею примеры, горящие от восторга глаза слушателей, таких же немного «волшебников» и фантазеров - все это призывает и умудренных опытом членов жюри поверить в чудо: доброту можно взрастить как удивительный цветок – бережно и кропотливо.

Рис. 1. Вот так представляют доброту дети.

ped1

А эти строки – еще одно подтверждение в пользу автора:

«В настоящее время, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты, которая чаще всего проявляется при общении людей. Это, конечно, очень странно звучит. Вдруг рядом со словом “проблема” ставятся слова “нравственность”, “добро”, “теплота”. Но, к сожалению, особенно сейчас стало необходимо чаще задумываться над этим, ибо надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Черствость души — самая страшная болезнь на свете. А.П. Чехов говорил: “Спешите делать добро”[1]. Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество — способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. После потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности. Такой человек способен уже на все. Необходимо бороться с этим, не допускать перерождения человека…

Добро воспитывает и возвеличивает человека, а злость и равнодушие унижают его. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека».

А это – некоторые фотофакты из работы Назаровой Инессы.

Фото 2, 3, 4. Проблемы ещё есть (!), НО есть и результат (!!!)

ped2

Чёрненькая Дарья, с. Беломестное, посвятила свое исследование обучающему методу интеллект-карт. Не случайно ее работа называется «Я учусь учиться! Я учусь учиться! Я учусь учиться!». Вот что пишет автор:

«Я часто слышала фразу: "Учись учиться!" Понять до конца ее не могла. В октябре 2010 года на уроке окружающего мира я нашла ответ. Оказывается, можно учиться с увлечением, с нетерпением ждать встречи с одноклассниками и учителем! Помогает интеллект-карта, которую научила составлять моя учительница Давыденко Мария Михайловна. Автором интеллект-карт является Тони Бьюзен. Он пытался сделать обучение эффективным. У меня интеллект-карты получаются четырех видов: информационные, творческие, систематизации знаний, карты Силы. В день я составляю одну карту. Эта работа доставляет большую радость. Хочется творить, искать, общаться, создавать!».

Вот как представляет свой проект Даша в одной из созданных ею интеллект-карт.

Рис. 5. Интеллект- карта проекта Д.Черненькой.

ped3

Лауреатом 1 степени стал Исаков Михаил, г. Обнинск. В своей работе «Современные дети и рыцари» автор поделился результатами исследования, посвященного восприятию 3-классниками образа рыцаря.

Рис. 6. Вот как по-разному ребята представляют внешний облик рыцаря. Здесь и почти настоящий рыцарь, и герой мультфильма смешарик, и рыцарь – фанат футбола.

ped4

Одним из положительных моментов данной работы явилась практическая часть – турнир «Рыцари и дамы сердца». Под руководством педагога Е.А. Макаровой было проведено игровое погружение в эпоху рыцарства с целью выявления интеллектуальных и физических способностей детей; развития творческих способностей и эстетического восприятия мира, чувства солидарности и здорового соперничества.

Удивляет и радует разнообразие тем, выбранных участниками секции «Педагогика и психология». Вот лишь некоторые примеры:

Голубчикова Анна, «Аэрофобия: как от неё избавиться?», Белгород

Гусакова Лидия, «Как победить страхи?», Армавир

Жуйкова Ольга, «Мальчики и девочки: похожи или разные (8-9 лет)», Барнаул

Камина Пётр, «Влияние фольклора на ребенка», Самара

Смирнов Данила, «Детский фольклор как средство воспитания и развития личности

Школьника», Самара

Спиридонова Елизавета, «Влияние режима дня на успеваемость школьника», Рыбинск

Темников Андрей, «Как помочь ребенку в выборе профессии», Самара

Филин-Колдаков Никита, «Как помочь леворукому ребёнку адаптироваться в праворуком мире?», Армавир

Хасанова Надежда, «Влияние приёма запоминания «Пиктограмма» на продуктивность

работы памяти», Армавир

Чупина Виктория, «Оптические иллюзии. Всегда ли мы видим то, что видим», Рыбинск

Ведь в школе нет предметов, на которых дети подробно изучают данные темы. Значит, круг вопросов, интересующих современных юных исследователей, гораздо шире, чем обычные уроки, учебные предметы! Это свидетельствует о том, что многим детям становится тесновато в рамках школьной программы, им необходим интеллектуально-познавательный простор. Мало того, такие творчески активные ребята просто нуждаются в том, чтобы поделиться исследовательскими достижениями со сверстниками, донести до единомышленников свои размышления, выводы, поспорить, подискутировать, задать вопросы оппонентам. Надо было видеть, как на протяжении нескольких часов горели неугасающей любознательностью глаза детей, казалось бы, еще совсем маленьких! Но, думается, что многих взрослых удивили бы мощное стремление к новому, высокая познавательная мотивация, инициативность, доброжелательность и терпение наших участников. Так что, дорогие родители, если вы еще не знаете, что такое радость совместного творчества – смелее, зажгите для своих детей Рождественскую звезду познания и творчества!

Пишите нам!  Адрес электронной почты Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.



[1] Цит. по: Гин С. И. Мир человека - М: Вита Пресс, 2007. – с.19