Авторизация




Статистика

Просмотрено статей : 121358697
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 2911
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

Посеем семена добра…

Л.Н. Досова

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1, г.Черногорск

Предлагаем вашему вниманию эссе педагога Л.Н. Досовой, участника Всероссийского конкурса 2011г. «Образовательный потенциал». Автор выражает свои взгляды на создание образовательной среды. А что думаете Вы по этому вопросу? Присылайте рассказы об учителях, с которыми довелось встретиться в жизни.

Во все времена люди мечтали о человеке как целостной, гармонически развитой личности, способной мыслить самостоятельно, принимать решения. Но в какой же образовательной среде формируется личность педагога и учащегося? Абсолютную безусловную ценность детства признавали многие. Но ценностью является не детство само по себе, а наше отношение к нему. Вот поэтому-то так важно отстаивать духовный суверенитет детства. Смыслом учебной и воспитательной работы должны стать самообразование и самосовершенствование. Это и есть путь к успеху, который соткан не только из трудностей, но и из радости побед. Мы все: учителя, родители, каждый член российского общества – должны создать ту среду, где бы торжествовала духовность.

К 2012 году доработают окончательный вариант Закона РФ «Об образовании». Широкое обсуждение проекта дало возможность детально изучить нововведения. Но главное то, что образование становится обязательным средством успеха и самореализации каждого. Во все времена люди мечтали о человеке как целостной, гармонически развитой личности, способной мыслить самостоятельно, принимать решения. Но в какой же образовательной среде формируется личность педагога и учащегося? Ещё Януш Корчак выделил 4 основных типа образовательной среды:

  • «догматическая воспитывающая среда», способствующая развитию пассивности и зависимости ребёнка и педагога;
  • «среда внешнего лоска и карьеры» (учащиеся и педагоги активны и зависимы);

  • «среда безмятежного потребления» способствует свободному развитию и обуславливает пассивное поведение ребёнка и педагога;

  • «идейная воспитывающая среда» даёт возможность ученику и учителю чувствовать себя свободными.

Не вызывает затруднений ответ на вопрос: в какой же среде можно «получить» Хорошего Человека? Цели личности – это её духовность, средства достижения целей – это нравственность. Именно эта мысль заложена в «Кодексе Хорошего Человека», разработанном Иркутским лингвистическим институтом. Приведу несколько постулатов из данного Кодекса:

- Хороший Человек уважает жизнь.

- Хороший Человек уважает права другого человека.

- Хороший Человек правдив.

- Хороший Человек умнее своего обидчика: ответ злом на зло – для него абсурд.

- Хороший Человек проявляет терпимость к другим.

- Хороший Человек стремится к гармонии.

- Хороший Человек всегда делает добро.

Ведь и Я.Корчак говорил: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».

Говорят, что человечество вырождается нравственно за 3-4 поколения. Чтобы этого не произошло, интересы всестороннего развития и нравственного здоровья детей должны быть не только закреплены в законе, но и быть главными в душе каждого учителя, общества, наконец. И тогда мы сможем «возделать» Хорошего Человека. Образование не должно слишком просто решать задачи воспитания. Жизнь – это не сборник задач, где один ответ. «Ребёнок – это мотылёк над бурной рекой жизни. Что надо сделать, чтобы он летал безопасно? Ему надо помочь, чтобы у него отросли крепкие, упругие крылья». (Из дневника Я.Корчака.)

Законы не пишутся художественным стилем, в лирическом тоне. Но, читая проект федерального закона, «видишь» педагогическую концепцию, созданную великим педагогом Я.Корчаком: 1. «Цель воспитания: полное свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства». 2. Ребёнок – субъект воспитания: «воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует». 3. Диалог – основа воспитательной системы.

Абсолютную безусловную ценность детства признавали многие. «Каждый человек начинается с детства», - писал в своём дневнике Я.Корчак. Но ценностью является не детство само по себе, а наше отношение к нему. Хотя, наверное, это спорно. Но ведь именно в стране Детства мы научились радоваться и огорчаться, искать смысл и преодолевать трудности, учились любить и доверять окружающему нас миру. Вспомнив своё детство, каждый из нас сделает вывод: детство – это главная ценность. Каково общество, таково и детство. Вот поэтому-то так важно отстаивать каждой строчкой закона духовный суверенитет детства. Мы, педагоги, «награждены вечным детством» (так говорила А.А.Ахматова о Б.Л. Пастернаке). Мы должны сохранять детскую гениальность, не давать ей утрачиваться, ведь каждый ребёнок, по словам Сент-Экзюпери, - Моцарт. Сложные задачи поставлены перед образованием: развивать личность! Не создавать копию, подражание! Образованный, свободный человек будет активно решать задачи общества, страны. Но для этого нужна та, четвёртая по Корчаку, образовательная среда, взращивающая Радость и Счастье, Сострадание и Истину, Совесть и Благородство. А каждая современная школа должна стать хранительницей Детства, колыбелью Любви, Веры и Терпения. Вот тогда выйдут из неё Художники жизни, Творцы прекрасного, Ищущие и Дарящие.

Счастлив учитель, обучающий способных детей. Но рядом учатся и менее способные, с низкими учебными возможностями, а то и совсем слабые ученики. Причин много. Но одна из них – лень. По словам К.Д. Ушинского, иногда лень рождается «от неудачных попыток в ученье». Задача учителя – создать «территорию успеха», дать возможность каждому ученику поверить в себя, пережить радость успеха. Именно успех – один из источников внутренних сил ребёнка, рождающих желание учиться. В.А.Сухомлинский считал, что «ребёнок должен быть убеждён, что успехам он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, всё равно должна быть скрытой. Стоит ребёнку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя…радость успеха может померкнуть».

И ничего не нужно изобретать. Только умно, с душой, творчески использовать то богатство, что уже собрано в Педагогике мудрыми учителями. Это и современные образовательные технологии, и индивидуально-ориентированная система обучения, и личностно-ориентированное воспитание… Но смыслом учебной и воспитательной работы должны стать самообразование и самосовершенствование. Это и есть путь к успеху, который соткан не только из трудностей, но и из радости побед.

Хочу обратиться к урокам ещё одного великого гуманиста Л.И.Рувинского. Выдающийся ученый, талантливый человек, добрый, высокообразованный Леонид Изотович верой и правдой служил просвещению, всегда учил уважать личность ученика. Его с нами нет. Но идеи его живы! «Спрашивай чаще всего только желающего отвечать или готового к ответу и всегда с надеждой на хорошую оценку. Дай ученику шанс исправить неудачу. Обучать надо главному (зунов, которыми детям нужно на всю жизнь овладеть, не так уж и много, ум-то и надо обучать, их-то и надо выявлять и оценивать). Не снижай оценку за «шелуху», опрос и оценку проводи на сегодняшнюю радость ученика: спрашивай основное, стержневое. Вырви все корни противоречий и конфликтов с учениками…»

Все советы профессора проникнуты не просто добротой, заботой, но истинной душевностью, настоящей педагогичностью, гуманностью. А ведь школа, учитель как раз и призваны формировать человека гуманного, совестливого, интеллигентного. Анализ опросов родителей убедительно свидетельствует, что современные папы и мамы ценят в педагогах, прежде всего, этические качества и ожидают от школы серьезной помощи в нравственном воспитании ребёнка.

Известно, что нравственно ценный опыт поведения ребенок получает не только в результате ознакомления с общечеловеческими ценностями, а, прежде всего, в процессе общения со взрослыми. Время «империализма» взрослых прошло, и поведение школьников во многом обусловлено поведением педагогов. Наша профессия наделила нас счастьем не только давать знания детям, но и быть духовными наставниками. Недаром Бог дал человеку два колена: одно преклонить перед врачом, другое – перед учителем. Настоящий учитель «горит свечой во мгле И в класс идет, чтоб было вдоволь Добра и счастья на Земле». «Да, радует, когда школьный учитель несет своим ученикам духовность,- говорил Л.И.Рувинский. – Сознательная вера и стремление совершать добрые дела, естественно, наиболее успешно формируются у человека нравственного, интеллектуального, с положительными личностными качествами. А потому духовному воспитанию молодежи призвано способствовать качественное улучшение всей учебно-воспитательной работы… Стала даже крылатой фразой образная мысль: ученик не сосуд, наполняемый знаниями, а факел, который нужно зажечь благородным огнем самосовершенствования».

Давай вершить добро, пока есть силы…

Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, Д обозначалась словом Добро. Мудрые составители азбуки как бы призывали: «Люди Земли, мыслите и творите Добро!»

Педагог должен быть и священником, и психотерапевтом, и творцом Добра. Он – ваятель личности ребёнка, потому что работает, прежде всего, над образованием души. Не важно, происходит ли это в частной беседе, на уроке, на классном часе, важно понимать, что дети святы и чисты, и к ним надо относиться так, как будто они уже такие, какими бы мы хотели их видеть. «Каждый человек начинается с детства». Мы все: учителя, родители, каждый член российского общества – должны создать ту среду, где бы торжествовала духовность, ибо Духовность, основанная на Добре, – стержень развития личности. А развитие личности невозможно без духовного роста. Девизом нашего союза пусть станут слова:

Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем.

Литература

  1. Лифтон Бетти Джин. Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака. Copynight, 1988. Изд. на русском языке, 2004г. при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) — Россия в рамках программы «Толерантность».
  2. Рувинский Л.И. Сознательная вера и духовное совершенствование. – Москва – Сочи, 2005.
  3. www/readr/ru Дневник Я.Корчака.