Авторизация




Статистика

Просмотрено статей : 121244591
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 4741
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

Как воспитать юного исследователя (рекомендации для любящих родителей)

С самого рождения ребенка роль родителей в исследовательской деятельности малыша трудно переоценить. Самый естественный образ действий ребёнка c самого рождения и далее – это исследование. Дети изучают окружающую обстановку, звуки, предметы, возможности своего тела, голоса, эмоциональные проявления…

Если близкие поддерживают интерес к этим исследованиям, откликаются на просьбы ребёнка к совместной деятельности, делятся, при необходимости, своим опытом, знаниями, при этом оставляя простор для самостоятельных исследований, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и с удовольствием отправится в «путешествие за знаниями».

В дошкольном возрасте почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат. Примером является поведение «почемучек» - бесконечные детские «как?», «зачем?» и «почему?». Умные родители не отталкивают детей («отстань» не знаю!», «как ты надоел со своими вопросами!», «когда ты только помолчишь!»), но и не дают прямых ответов. Мудро поступают те мамы и папы, которые пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать. Это и есть истоки формирования личности юного исследователя.

Иногда в школе непривычные к интеллектуальному труду дети (или дети с повышенной утомляемостью), сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, быстро устают «думать». Тогда происходит процесс «экранирования», «отражения». «отталкивания» «лишних» знаний. Остается только необходимый минимум для себя (закон энергосбережения). Так формируются здоровые «середнячки», которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке.
Интеллектуально тренированным ученикам для полной нагрузки не хватает тех знаний и заданий, которые дают в школе. Они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают «тосковать», «скучать» на уроках, постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд «шалунов». Они придумывают себе посторонние дела на уроке, когда все задания выполнены. Они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд даже не «хорошистов», а «способных, но ленивых, троечников».

Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала «тоски» по интеллектуальной загрузке.
Как можно раньше вовлекайте детей в исследовательскую работу. Уже с первого класса ребенок может участвовать в мини-исследованиях. Можно использовать все предметные области начальной школы и даже брать темы из других сфер познания. В первом и втором классе работы, как правило, носят коллективный характер, велика доля участия взрослых или сверстников-соавторов. Важно, чтобы ребенок научился вносить свой вклад в общую работу, это приучает работать в команде, ставить общие интересы выше своих. К третьему и четвёртому классу юный исследователь должен уже знать, какой предмет ему интересен, может самостоятельно выбрать тему исследования. Родители могут лишь “подтолкнуть” ребенка к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
  • Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет родителей, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому известно, что многие дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своим примером, интересом к новым знаниям старайтесь направить деятельность ребенка в нужном и полезном для него направлении. Дети ведут себя по-разному: кто-то активен, с азартом ищет информацию для своих исследований по разным источникам. Другие привлекают к своей работе родителей. Есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи, чтобы заинтересовать исследованием. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь и незаметно втягивается в поисковую деятельность.

Хорошо совместно найденный материал просмотреть, попутно выяснить, что еще нужно сделать, например, провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать необходимые рисунки, фотографии, составить таблицы. Готовый материал оформляйте вместе, помогите ребенку подготовиться к выступлению в школе или на конференции. Естественно, ваша помощь ребенку необходима. Тщательно продумайте, что и как вы будете делать, а дети обязательно должны получить положительный результат.

При организации исследования предложите ребенку следующий план работы:

1. Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?

2. Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

3. Цель. Что я хочу исследовать?

4. Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

5. Задачи исследования.

6. Дата и место проведения моего исследования.

7. Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

8. Описание работы. Мои результаты исследования.

9. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

10. Использованная литература.

11. Приложения.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Такие конференции проводит «Интеллект будущего». Каждую работу независимо от её качества необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети теряются во время публичного выступления. Очень хорошо помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка. Научите ребенка пользоваться электронной презентацией. А еще хорошо бы вам присутствовать на выступлении, это успокоит ребенка и укрепит вашу связь со школой.

Исследовательский метод очень важен в интеллектуальном развитии ребенка, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию, направленную на творческое развитие личности. Ребенок накапливает достоверные конкретно-образные представления об окружающей действительности. Получает фактические знания, которые являются основой для последующего умственного развития. Юный исследователь осознает, обогащает, раскрывает причины и взаимосвязи в окружающем мире. Реализуя исследование, младший школьник овладевает рядом практических умений и навыков, выявляет характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
Если исследовательская деятельность организована правильно, дети незаметно для себя усваивают некоторые важные нравственные нормы, моральные требования. У них развиваются позитивные нравственные чувства, закрепляются определённые полезные формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – вот далеко не полный перечень качеств личности, которые воспитываются в результате приобщения детей к исследовательской работе.
Если у вас естьвозможность - организуйте исследования в группах. Здесь каждый ребенок, и сильный, и слабый, сможет проявить и развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности рождает чувство собственной значимости, повышает уверенность в себе, а это, безусловно, позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ребенок, когда вместе с родителями находится в захватывающем поиске познавательных истин! Что может быть интереснее для родителя, чем следить за рождением мысли, за творческим поиском своего ребенка, иногда направлять его по верному пути познания, а иногда и просто не мешать, вовремя отойти в сторону, дать возможность юному исследователю насладиться радостью своего открытия.

И.Н. Исакова, педагог-психолог МАН "Интеллект будущего"