Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Статистика

Просмотрено статей : 164867811
Сейчас на сайте находятся:
 гостей: 3390
Наши официальные сообщества в социальных сетях:

b f t  i

Исследовательская деятельность школьников как инструмент решения творческих задач

И.Н. Исакова

МАН ИБ, г. Обнинск

Рассматривается актуальность исследовательского обучения в современном мире.  Представлен опыт поисковой активности школьников при решении творческих задач. Раскрывается значимость практического применения исследовательских приемов в развитии творческого потенциала детей.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, поисковая активность, творческие способности, интеллектуально-личностный потенциал, конкурентноспособность,  гармоничное развитие.

Поисковая активность в сегодняшнем быстро меняющемся мире рассматривается как неотъемлемая характеристика личности. Универсальные умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку, потому что исследовательское поведение входит в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. Более того, уровень развития навыков исследовательской деятельности все больше определяет и образ жизни современного человека.

Развитие у ребенка навыков исследовательской деятельности, обучение его умениям и приемам исследовательского поиска является актуальной задачей современного образования. Если с самого раннего детства  ребенка осваивает навыки исследовательского поведения, значит, его  представления о мире формируются правильно, в соответствии с требованиями времени. В педагогической психологии и педагогике существует даже специальный термин – «исследовательское обучение». Так называется подход к обучению, основанный на стремлении ребёнка к самостоятельному изучению окружающей действительности. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать, применять и изменять новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Не секрет, что ребенок – исследователь по своей природе. Очень важно вовремя заметить этот природный дар, бережно сохранять его и грамотно развивать. Организация и реализация проектной и исследовательской деятельности детей требует научно-обоснованного подхода, создания особой образовательной среды, которая позволяет раскрывать творческие способности школьников, помогает в овладении отдельными специальными приемами развития поисковой активности. Эти задачи успешно решаются в Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», которая уже четверть века является одним из лидеров интеллектуально-творческого образования России. Коллектив педагогов-единомышленников, увлеченный идеями исследовательского обучения, создаёт ту образовательную среду, которая позволяет раскрыть потенциал детей, проявить их задатки, раскрыть способности. Для этого создана система творческих конкурсов, направленных на развитие различных сфер интеллектуального и личностного потенциала детей и подростков.

Одним из конкурсов, непосредственно развивающих навыки исследовательской деятельности, является конкурс «Мир сказок» для детей 1-3, 5-6-х классов. Задания этого конкурса помогают раскрывать секреты логического мышления, учат находить главную мысль в тексте, перекодировать и запоминать информацию. Содержание заданий является дополнительным стимулом для поддержания высокого познавательного интереса. Материал конкурса основан на сказках, притчах, поэтому дает возможность естественного, ненавязчивого приобщения развивающих методов к миру детских фантазий, увлеченности и творчества.

Присланные детьми работы подтверждают мнение многих педагогов-новаторов о том, что именно нестандартные, неординарные задания вызывают особый интерес школьников, повышают познавательный интерес, включают механизмы исследовательских способностей.

Участникам предлагались поисковые задачи с заранее неизвестным решением, некоторые из этих задач предполагали выполнение основных этапов, характерных для исследования: постановку проблемы, поиск и изучение вопросов, связанных с данной проблематикой, подбор методов исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.

Проанализируем некоторые из заданий конкурса с точки зрения его результативности для развития исследовательских навыков школьников.

«Задание «Сказочная последовательность». Развиваем сообразительность и логическое мышление. Продолжите последовательность. Объясните, из какой сказки эти герои.

С*З*В*М?»

Это задание оказалось для ребят самым трудным. С ним справились лишь 65% участников. Причем, все, кто угадал, что речь идет о самой, пожалуй, известной сказке, отметили, что поначалу никак не могли догадаться, какая же последовательность скрывается в задании? Зато потом пришло озарение – это же «Колобок»! «А ларчик  просто открывался», как выразилась одна из участниц конкурса. Исчерпывающий ответ прислал Дедов Кирилл, 3кл., г. Барнаул.

«Разгадывая логическую последовательность, я обращался ко многим сказкам: Андерсен Г.С. «Дикие лебеди», Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», народная сказка «Репка», Волкова «Семь подземных королей», к сказкам А.С. Пушкина и др. Я пытался понять, что именно зашифровано в последовательности букв: название сказки, имена героев или еще что-либо. Наконец, определил для себя, что каждая буква, вероятнее всего, обозначают первую букву имени героя сказки. Перебирая все известные мне сказки с большим количество героев, я решил, что зашифрованная сказка – это сказка «Колобок», поскольку последовательность расшифровывается следующим образом (с учетом очередности появления героев в сказке): С- старик;   С-старуха;    К-колобок;      З-заяц;            В-волк; М-медведь. Продолжил я последовательность буквой Л – лиса, так как она появляется в сказке последней и съедает колобка. К этому заданию я подошел творчески и героев сказки, зашифрованных в задании, я изготовил своими руками с помощью бумаги, клея и фломастеров. Вот что у меня получилось».

фото 1

foto1

В этом ответе четко прослеживается последовательность поисковой деятельности, результатом которой стала реализация творческого проекта. Сначала 3-классник определил поле поиска и осуществил его («я обращался ко многим сказкам»), затем проанализировал найденный материал («пытался понять»). Следующим этапом стало предположение верного ответа («определил для себя, что каждая буква, вероятнее всего, обозначает первую букву имени героя сказки»). И, наконец, поисковая работа приводит к решению («я решил, что зашифрованная сказка – это сказка «Колобок»). На этом примере мы видим, как выполнение, казалось бы, сугубо теоретической поисковой задачи продолжается в творческом проекте. Ребенок, воодушевленный собственным открытием, реализует свою потребность в самореализации посредством создания самостоятельного творческого продукта.

Рассмотрим еще одно интересное задание, включающее различные поисковые механизмы.

«Задание «Два упрямых козлика». Учимся перекодировать словесную информацию в графическую. Вспомните сказку про двух упрямых козликов, которые, не желая уступить друг другу, упали в воду. В этой сказке есть слово «упрямый», характеризующее каждого козлика. Синонимы к слову упрямый – упорный, непреклонный, настойчивый, твердокаменный. Изобразите напротив каждого слова-синонима  символы, фигуры, посмотрев на которые, вы сразу вспомните значение записанных слов. В оргкомитет пришлите данные слова с вашими символами».

Это задание ребята выполнили по-разному. Некоторые придумали и нарисовали собственные символы, другие занялись поиском и подбором уже готовых изображений. В любом случае это задание способствовало полету творческой фантазии. Ответы получились оригинальными, красочными, занимательными. Вот примеры некоторых из самых лучших работ:

Дедов Кирилл, 3 кл., г. Барнаул

«Упорный». Я выбрал крота и нарисовал его, поскольку ему приходится немало потрудиться, чтобы рыть под землей ходы в полной темноте. Трудно себе представить, сколько он перекапывает земли, чтобы вырыть большое количество ходов.

«Непреклонный». В качестве символа непреклонности у меня возникает русский солдат, который в тяжелейшей борьбе с врагом не преклонился перед ним и победил! Я нарисовал памятник русскому солдату.

На слово «настойчивый» похож дятел, так как бесконечно стучит клювом до тех пор, пока не достанет себе корм из под коры дерева. Я нарисовал дятла «за работой».

«Твердокаменный». Гранит является самым твердым камнем, который трудно расколоть. Именно поэтому он, по-моему, похож на слово «твердокаменный». Я изобразил с помощью фломастеров гранит, по которому бьют молотком».

Ещё один великолепный пример реализации творческого мышления и воображения прислала Филимонова Елизавета, 2 кл., г. Астрахань. Каждое из предложенных слов-синонимов Лиза сопоставила с геометрическим символом, подобрала к ним подходящие яркие фотографии и нарисовала выразительные иллюстрации. Такая объемная, по-настоящему вдохновенная работа вызывает искреннее восхищение. Предлагаем познакомиться с элементом этой работы. Вот как представляет девочка слово «непреклонный». Сначала она подбирает подходящее по смыслу изречение Д. Ибаррури, которое является отправной смысловой точкой для последующей исследовательской работы: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Затем работает по созданному ею алгоритму: геометрический символ, художественный образ, фотообраз.

фото 2

foto4

Выполнение этого задания потребовало от участников применения различных приемов исследовательской деятельности – поиск и сравнение аналогий, подбор и выражение подходящих образов в визуальном варианте.

Настоящими исследователями показали себя ребята в следующем задании.

«Задание «Рукодельница». Развиваем гибкость мышления, учимся наблюдать и делать выводы. Прочитайте отрывок из сказки.

«Между тем, Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё такая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок, да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…»

Проведите эксперимент. Проверьте, меняется ли качество воды от того, какие угли вы берёте, какой песок засыпаете в фильтр, от количества слоёв песка и углей. Результаты представьте на отдельном листе в виде таблицы».

Интересен подход к данному заданию. Отрывок из сказки подводит к достаточно серьезному испытанию легко и ненавязчиво. Создается нужный настрой – к обучению с увлечением. Если героиня сказки так ловко справилась с заданием, то почему бы и мне не попробовать?

Некоторые участники прислали не только таблицы с результатами, но и настоящие фоторепортажи эксперимента. Предлагаем в качестве примера ответ Петухова Михаила, 6 кл., г. Курск.

фото 3

foto5

«Вывод: В результате проведения данного эксперимента я убедился, что меняется качество воды от того, в каком порядке укладываются угли, песок и вата для фильтра. Лучше всего вода очищается, если сначала укладывается вата, затем активированный уголь, а сверху – песок. Во всяком случае, я эту очищенную воду с удовольствием выпил. Пока жив и здоров!»

Мы представили вашему вниманию лишь часть из присланных на конкурс «Мир сказок» ответов. Эти детские работы являются хорошей иллюстрацией оригинального подхода к развитию и применению исследовательской активности детей. Участие в творческих конкурсах, исследовательских работах готовит детей к будущей жизни, дает первый опыт конкурентноспособности, без которой в современном мире необычайно сложно достичь успеха.

Дети и подростки начинают создавать и пополняют свой портфолио. Напомним, что портфолио – обязательное требование для выпускника школы наряду с аттестатом об образовании. Для справки: портфолио – это индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Творческая и исследовательская деятельность повышает интерес ученика к познанию. Важно помнить, что учебная мотивация начинает формироваться еще в дошкольном детстве, и если не создавать условия для ее развития, то к концу начальной школы интерес к учебе падает, и самый лучший способ сохранить и развить этот интерес – увлечь ребенка творчеством. А в школе, к сожалению, не всегда есть время и возможности для творческого самовыражения. К тому же, задания конкурсов Малой академии наук «Интеллект будущего» уникальны, составлены с учетом психологических особенностей возраста и направлены на развитие интеллектуально-личностной сферы ребенка.

Разнообразие предлагаемых Общероссийской организацией МАН «Интеллект будущего» проектов предоставляет возможности для всестороннего развития детей и подростков. Если у ребенка гуманитарный склад мышления, ему стоит попробовать себя в конкурсах, например, естественнонаучной или математической направленности. И наоборот, школьнику, имеющему достижения в точных предметах, желательно испытать себя на гуманитарном поприще. Для развития исследовательского мышления, для гармоничного развития в целом детям просто необходим новый опыт!