Уважаемые педагоги и родители! Дорогие ребята!

Предлагаем Вам и Вашим ученикам принять участие в конкурсе «Креатив-призвание». Конкурс проводится в рамках Национальной образовательной программы "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ"

Выбор профессии глазами детей

О чем думают наши дети при выборе своего жизненного пути? Какие профессии кажутся им наиболее привлекательными? Какие личные человеческие качества ребята считают самыми важными в той или иной профессии?

Одним из новых конкурсных направлений МАН «Интеллект будущего» являются семейные конкурсы. Среди них - «Креатив-призвание».

По мнению специалистов в области современной профориентации, наиболее эффективной является технология активизации процессов профессионального и личностного самосознания. Только такой подход может привести юного человека к осознанному и самостоятельному выбору профессии. Необходимо помнить, что в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Важно создать условия, стимулирующие рост человека, а в результате этого роста человек уже сам мог бы взять на себя ответственность за свой выбор. Выполнение заданий конкурса «Креатив-призвание» способствует личностному росту участников, поиску возможных действий для разрешения проблем профессионального выбора,  намечает конкретные шаги к успеху.

Содержание конкурса погружает участников в мир профессий.  Впервые в одном конкурсе появилась возможность решения нескольких важных задач: развитие интеллектуально-творческого потенциала, расширение кругозора в сфере мира профессий и активизация поисковой познавательной деятельности, которая является хорошей подготовкой к выбору жизненного пути. Задания прежде всего служат опорой для самостоятельного творческого поиска, ориентирами для проведения первоначальной профессиональной самоориентации участников.

Знакомство с работами показывает, что большинство ребят с 5 по 11 классы уже сегодня, так или иначе, задумываются  о своем будущем. Человека всегда интересовало, чем ему лучше заниматься, на что он способен. Как найти свое призвание, что для этого нужно? Выполняя задания конкурса, участники отвечают на эти и многие другие вопросы, испытывают свою эрудицию, воображение, интуицию, наблюдательность, самооценку. Для того, чтобы осознанно выполнить предлагаемые задания,  каждому конкурсанту довелось заглянуть в себя, в свой внутренний мир.

Посмотрим, как приоткрывается дверь в огромный мир профессий, как участники сделали условную примерку на себя различных профессий.

Одно из заданий конкурса: «Представьте, что вы уже получили какую-то профессию. Выберите из предложенного списка одно, самое важное для вас, качество, которое необходимо в вашей профессии. Запишите в таблицу ответ на вопрос: «Почему это качество необходимо в профессии …?»

Предлагался такой список качеств

Такое, на первый взгляд, достаточно ограниченное количество вариантов ответов побудило  участников более глубоко и ответственно проанализировать привлекательную профессию, ее содержание. Всем понятно, что любая профессия включает в себя целый комплекс профессионально значимых личных качеств. Но смысл данного задания – эмоционально сосредоточиться на самом важном, обосновать свое собственное мнение, мысленно «примерив» на себя профессиональные обязанности. Известно, что при выборе профессии очень важна личная мотивация оптанта (выбирающего профессию). Подобные задания концентрируют ребенка. Ведь нужно осмыслить большой объем знаний, сведений и  отобрать самое главное для себя. Кроме этого, письменное оформление в ответе небольшого объема  (это ведь не школьное сочинение) позволяет  развивать логику мышления, учит отделять «зерна от плевел», обращать внимание на самое значимое, важное лично для себя. Выполняя задание, участники смогли задуматься над тем, есть ли у них выбранное для конкретной профессии «главное» качество или необходимо  развивать его, либо подумать о другом выборе.

Врач

Черемискина  Анастасия, Колывань, МБОУ  КСОШ № 3     

Врач – это  тот, кто готов отдать все свои силы на благо людям и посвятить жизнь заботе об их здоровье. Что может быть драгоценнее и удивительней, чем человеческая жизнь? А ведь именно за неё он несет ответственность. Поэтому профессия врача считается самой нужной, благородной и гуманной на этой планете! Какие же качества должны быть у человека, избравшего эту нелегкую, но такую необходимую для всех людей профессию врача?

Самое основные качества - это любовь к людям и милосердие. При необходимости можно получить отличные знания и не бояться трудностей этой работы, но без сострадания и любви к людям нет хорошего врача. Ведь облегчать мучения и боль, спасать людей от смерти становится делом всей его жизни.

Литвинова Елизавета, Новосибирск, МАОУ «ВНГ»

Я хочу стать врачом. Для профессии врача важны очень многие качества. Это терпение, честность, знание, мудрость, внимание, мышление, воображение, аналитический ум, быстрая реакция, наблюдательность, интуиция, ответственность, эмоциональная устойчивость.

   Самым важным качеством врача я считаю мудрость. Недаром с древнейших времён врачами становились самые мудрые люди, изучившие много книг, понимающие людей. Я считаю, что мудрость сочетает в себе все важные для врача качества.

   Мудрость — это одно из свойств разума человека, которая характеризуется способностью уместно применять глубокие знания, учитывая конкретную ситуацию, находить способы решения проблем, опираясь на чужой и свой опыт. Ведь для того, чтобы стать врачом, требуется знание многих предметов: химии, физики, биологии, анатомии, физиологии, генетики. А для работы со сложной медицинской аппаратурой необходимы технические знания.

Человека можно назвать мудрым, если он может находить верное решение проблем, способен анализировать ситуацию, правильно оценивать препятствия, стоящие на пути решения. Всё это необходимо врачу.

Апачанова    Дарья, Норильск МАОУ «Гимназия № 48»

Профессия врача. Ответственность, обязанность отвечать за поступки и  действия, а также их последствия, способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты. Потому что ты отвечаешь за жизнь ЧЕЛОВЕКА! 

 

Учитель

Ионцев Михаил, Наумовка, МОБУ СОШ

  Я выбрал профессию учитель.  Для профессии   учителя очень важно иметь такое качество как  мудрость.  Мудрость – понятие многогранное.  В толковом словаре можно прочитать, что мудрость — это одно из свойств разума человека, которое характеризуется способностью уместно применять глубокие знания, учитывая конкретную ситуацию.  Мудрый человек – это тот, кто хорошо понимает, что жизнь непредсказуема, и развитие ситуации зависит от множества обстоятельств и учитывает это, принимая решения. Каждый день учитель  общается с большим количеством детей. Каждый ребенок   уникален.  Он имеет  ряд особенных черт характера, свойственных только ему. Есть дети-отличники, которые прилежны в учебе, обходительны с взрослыми, трудолюбивы. Есть двоечники, нежелающие учиться, грубые в общении. Но  плохих детей не бывает. Чаще всего  ученики-грубияны и двоечники лишены внимания со стороны родителей, близких людей, сверстников или непонятые.   Мудрость учителя, на мой взгляд, заключается в умении   найти к каждому ребенку индивидуальный подход,  умение выслушать.  Не торопиться ставить двойку в журнал, а дать шанс ответить в следующий раз.  Проявить терпение, выслушать и спокойно ответить ученику-грубияну. Обладать высоким интеллектом, большим объемом знаний, быть тактичным. Никогда не ругать ученика в присутствии других учеников.

Годин Максим, Белгород, МАОУ "Лицей № 38"

Терпение - главное качество учителя. Как говорил православный философ Иван Ильин: “Терпеливо делает гусеница свое дело – и превращается в бабочку с дивными крыльями. И у человека вырастут еще прекраснейшие крылья, если он будет творить с истинным терпением, он сумеет нести нечеловеческие бремена и создавать на земле великое и чудесное”. Вот и учителя, благодаря их терпению, растят из нас, не вполне самостоятельных, не совсем ответственных, не умеющих четко выражать свои мысли "гусениц" - грамотных, образованных, саморазвивающихся, обладающих положительными человеческими качествами,   "бабочек", проходя при этом через капризы, непонимание, непослушание, а где-то даже через грубость и унижение. И как тут обойтись без ТЕРПЕНИЯ?

Григорьев Иван, Чебоксары, МБОУ «СОШ № 64»

Я бы выбрал профессию учителя истории, а самым важным качеством в этой профессии  является любовь, потому что именно это качество должно быть решающим при выборе данной профессии, так как любовь к детям, любовь к выбранному делу является главной составляющей профессии «учитель». Если нет любви – нет человека в этой профессии. «Бездушный робот» никогда не станет хорошим учителем!

 

Юрист

Зверева Кристина, Усмань, Г(О)БОУ СПО Усманский промышленно-технологический колледж 

Так получилось, что профессию я уже выбрала – обучаюсь на первом курсе колледжа по специальности «Право и организация социального обеспечения». Я – будущий юрист. Сейчас совершаю первые шаги к своей профессии. Многому еще предстоит научиться на этом пути, но понимаю, что уже сегодня мне необходимо знать, какими профессионально важными качествами юриста я должна обладать.

Главное в профессии юриста:

  • высокий уровень правосознания

  • честность

  • гражданское мужество

  • совестливость

  • принципиальность

  • обязательность

  • добросовестность

  • исполнительность

  • дисциплинированность

Перечисленные выше качества не предлагались в задании, но что же я возьму для своей профессии из предложенного?! УПОРСТВО, ТЕРПЕНИЕ, МУДРОСТЬ И ОПТИМИЗМ! Это те качества, которые, несомненно, важны в моей профессии.

Но, подумав еще немного, я решила взять с собой в путь ХРАБРОСТЬ, которая не позволит мне повернуть назад при встрече с опасностью, ЛЮБОВЬ к своему делу, ВЕРУ в справедливость, НАДЕЖДУ на лучшее, ИСКРЕННОСТЬ И ДРУЖЕЛЮБИЕ, которые важны в любой профессии.  Все эти качества я буду стараться пробуждать и развивать в себе.

 

Профессия военного

Гирис Дмитрий, Оренбург, СОШ № 54

В профессии военного, которую я выбрал, важно многое из перечисленных качеств, но важнее всего, я считаю, упорство. Когда кончается упрямство, в ход идет упорство. И порой упорство помогает там, где даже чудо оказалось бессильно. Если я с упорством буду учиться, заниматься спортом, постоянно развиваться, то я обязательно достигну высоких результатов. Как говорил Джон Колвин Кулидж: «Ничем в мире нельзя заменить упорство. Его не может заменить талант - никого не встретишь так часто, как талантливого неудачника. Его не может заменить гениальность – непризнанные гении почти вошли в пословицу. Одного образование тоже недостаточно – мир полон образованных изгоев. Только упорство и решимость всесильны». И я с ним полностью согласен, только упорный человек достигает высот.

Зотов Илья, Чебоксары, МБОУ «СОШ № 64»

Если взять профессию военного, то, как мне кажется, необходимо иметь такое качество, как храбрость. Трус не может быть профессиональным военным. Эта профессия связана с риском для жизни. Часто от умелых действий военного зависят и жизни  людей, которые нуждаются в его помощи, а также  подчинённых, которыми данный военный руководит. Трус не сможет взять ответственность за чужие жизни на себя! Это сможет сделать только храбрый человек!

Лётчик

Кримашевская Ксения,  Лакинск, МБОУ СОШ № 2

К сожалению, девушек в лётчики обычно не берут. А хотелось бы. Разрезать железными крыльями облака, слышать, как ветер бьётся об обшивку… Но некоторым страшно набирать высоту. Самолёт же такой тяжёлый, но летает, и некоторые люди думают, что он в любой момент может упасть. Тем более, что, чем выше ты поднимаешься, тем меньше кислорода в воздухе. Следовательно, дышать становится тяжелее. Да и много других препятствий ломают характер людей, которые хотят стать лётчиками. Многим просто не хватает храбрости. Вот и всё. Ведь все лётчики – очень храбрые люди. Их характер не сломал ни один факт, ни одна преграда.

По-моему, самая важная черта для лётчиков – храбрость. По пути к небу встречается много препятствий, но только по-настоящему храбрый человек сможет пройти через них и стать лётчиком!

Спасатель

Скажутина Влада, Норильск, р-н Талнах,  МБОУ  «СОШ № 43»

Человек выбирает профессиональную деятельность в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Я уже выбрала себе профессию – спасатель МЧС.

Во всем мире службы спасения пользуются глубоким доверием народа. Профессия  считается одной из самых ответственных и опасных  в мире, поэтому я считаю, что главным качеством  для спасателя является храбрость. Ведь служебная деятельность напрямую связана с каждодневным риском.    Профессия спасателя трудна и опасна, и только храбрый человек способен выдержать все трудности нелегкой службы. «Человек героической профессии» - так говорят о людях, чья служебная деятельность – это спасать жизни людей и животных. Неважно, где произошла природная или производственная катастрофа, террористический акт или возникла любая другая ситуация, способная унести жизни людей, отряды спасателей немедленно отправляются на помощь. Им приходится погружаться в глубину озер, рек и морей, чтобы спасти тонущих; «разрезать» пострадавшие при аварии автомобили и вытаскивать раненых. Эта работа только для храбрых и отважных людей, готовых пожертвовать своей жизнью ради других. Возможно, этим меня и привлекла героическая профессия Спасатель.

 

Ученый

Алексеев Артур, Нижнекамск МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр»

Я мечтаю стать великим ученым-первооткрывателем. Мне нравятся такие предметы как физика, математика, биология, химия. И я хочу работать в крупном научно-исследовательском институте  биохимии. Думаю, что одно из важных качеств для исследователя – это оптимизм, ведь  приходится предлагать даже самые нелепые и абсурдные, на первый взгляд, гипотезы и потом их многократно проверять на опытах, не всегда оканчивающихся удачно. Иногда получаешь и отрицательный результат. Но мне только это придает дополнительный интерес к изучаемой проблеме. Я думаю, что все великие ученые - это непобедимые оптимисты, ведь иначе трудно себе объяснить, как, например, многие врачи и аптекари испытывали действие новых препаратов на себе. Конструкторы и изобретатели новых машин и аппаратов, веря в их надежность, сами становились первыми испытателями собственных идей.

 

Художник

Искандаров Артём, Уфа, МАОУ гимназия № 115 

Мечта – это качество, которое необходимо художнику. Если есть мечта, то ты размышляешь о том, как её осуществить, продумываешь различные подходы, варианты. Таким образом, развивается фантазия, без которой художнику не обойтись.

 

Программист

Малицын Андрей, Волгоград, МОУ Лицей № 10

Когда я вырасту, хочу стать программистом. Считаю, что из указанных в задании качеств больше всего для моей будущей профессии необходимо ТЕРПЕНИЕ. Чтобы создать хорошую программу для компьютера, необходимо проработать и рассмотреть очень много  различных вариантов, не сразу получится необходимый результат, поэтому необходимо проявить ТЕРПЕНИЕ.

 

Продавец

Савчук Любовь, Воркута, МОУ «Гимназия № 6»

В наше время совершенно обыденным стали походы по магазинам за нужными вещами и продуктами. Многие не задумываются, насколько сложно стоять за прилавком и обслуживать разных людей с разнообразными потребностями, желанием и характером. Поэтому я считаю, что в профессии продавец наиболее необходимое качество – это дружелюбие. Чтобы у продавца купили товар, нужно ведь не только его показать покупателю, но и рассказать о нём, быть вежливым, дружелюбным. Нужно не просто продать, но и заинтересовать покупателя, чтобы он почувствовал ваше участие в его покупке – этого достигают только продавцы дружелюбные. Ведь если человек улыбается, то и ему улыбаются в ответ.

Таким образом, на примерах выполнения этого задания   мы видим, как эмоционально-познавательное погружение в мир профессий способствует развитию представлений детей о будущем выборе жизненного пути.

Только за один этап 2013-2014 учебного года в конкурсе «Креатив-призвание» приняли участие более 1200 школьников. Наиболее часто ребята выбирали профессии врача (19%), учителя (16%), юриста (14%), военного (11%). Сегодня, как и прежде, дети мечтают о «вечных» профессиях, о профессиях на все времена.

Общероссийская детская общественная организация Малая академия наук «Интеллект будущего» с 1997 года входит в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся поддержкой государства. Одной из задач организации является выявление и поддержка талантливых детей и молодежи. Кроме этого, вся деятельность «Интеллекта будущего» направлена на формирование исследовательского мышления и раннюю профилизацию в сфере науки. Поэтому многие ребята, участвующие в наших проектах (28%) планируют связать  свой жизненный путь с исследовательской деятельностью, причем зачастую независимо от характера профессии, ведь позиция исследователя может быть и у врача, и у учителя, и у представителей многих других профессий.

Задания конкурса «Креатив-призвание» представляет собой дистанционные профессиональные пробы, которые постепенно расширяют представления детей о мире профессий, позволяют образно «примерить» на себя ту или иную профессию.

Думается, что, чем раньше дети получат такой опыт, тем успешнее осуществится  реальный выбор жизненного пути.