Вы находитесь на старой версии сайта. Чтобы перейти на новую версию, нажмите на ссылку new.future4you.ru

Как стимулировать развитие творческой личности

Наверное, каждый родитель хотел бы увидеть своего ребенка вторым Бетховеном, Рафаэлем или Гюго. Некоторые считают, что гениальность присутствует в каждом человеке с рождения, вот только нужно определить ее сферу, правильно вырастить и всячески помогать ее оберегать. К сожалению, это вряд ли можно назвать правдой. Гениальны от природы далеко не все, но у каждого человека есть свои определенные таланты, развивая которые, можно добиться неплохих творческих успехов.

Истоки творчества ребенка лежат непосредственно в его детстве, в первоначальном обучении, эмоциональном насыщении детских лет. Для того, чтобы творчески развить ребенка, измениться нужно в первую очередь самим взрослым. В выращивании творческой жилки у ребенка нужно по мере сил включиться в детскую жизнь ребенка, его игры, отказаться от стандартов «взрослого поведения». В обучении ребенка не следуйте стереотипу, откажитесь от идеи фикс воспитать гения, поставьте себе задачу просто максимально разнообразить и развить его внутренний духовный мир.

Обратите внимание на то, чем интересуется ваш ребенок. Гораздо проще развивать какую-то одну сторону творчества, чем пытаться включить его во все сферы искусства. Ребенок заполонил дом рисунками вас, кота, бабушки, дедушки, соседей, всю скатерть перепачкал мелками и гуашью, а на картофельном пюре с утра нарисовал рожицу? Отлично, постарайтесь его меньше ругать за вымазанное белье и сильнее радоваться каждому абстрактному этюду под названием «Мой любимый двор», ведь у вас растет маленький Пикассо. Малыш замучил круглосуточными песенками собственного сочинения на все лады? Подпевайте ему – и получите нового Диму Билана или Леди Гага.

В играх ребенок учится всему: и вниманию, и увлеченности, и логическому мышлению, и творчеству. Как ни странно звучит, творческое мышление гораздо лучше развивают игрушки простые, даже где-то банальные и скучные. Это не значит, что нужно претворять в жизнь шутку про «деревянные игрушки, прибитые к полу». Но вместо ярких книжек-раскрасок, где почти все уже придумано и сделано за ребенка, лучше предложить ему игры, где нужно самостоятельно придумывать картины, составлять узоры, сюжеты, рифмы. Шейте игрушки вместе с ребенком, раскрашивайте и перекрашивайте кубики и фигурки, придумывайте сюжеты для игр, сценарии, театральные постановки и кукольные концерты.

Немало факторов мешает ребенку в творческом развитии. Первое, с чем сталкивается юный творец – родители. Часто мама и папа приучают малыша к тому, что выучить намного проще, чем придумать самому. Да и лишние замечания по поводу беспорядка («разлил воду», «вымазал ковер», «испортил обои») охоты к созиданию не прибавляют.

Следующий этап – детский сад. Здесь малыш попадает под шквал стандартов и рамок: «лепим зайцев», «танцуем по кругу», «рисуем желтые листья». Появляются сразу две вакансии для ребенка – лидер и исполнитель. Первая не приветствуется со стороны взрослых, вторая – никак не помогает в развитии.

И, наконец, третий этап – школа. В стенах базового учебного заведения только 30% детей получают возможность успешно развивать свои способности. Сильные дети видят, что ушли далеко от школьной программы, расслабляются и теряют тонус. Ребенку со средними способностями обычно неинтересно учиться в школе, и он просто выполняет требования. Ну, а слабые дети мигом зачисляются в отстающих и «затухают».

Как же поощрить фантазию и воображение ребенка, а тем самым создать творческий стимул для ребенка?

  1. – Меньше слова «нет». Кто сказал, что смешивать гуашь с манкой, а потом красить получившейся жижей кота нельзя? Да, придется отмывать кота, ковер и ребенка. Зато какое поле для воображения! Конечно, устраивать повсеместные беспорядки не стоит, поэтому неплохо приучить ребенка и убрать за собой все свои «художества».
  2. – Предоставьте ребенку все необходимое для творчества. Если Микеланджело просил 12 кистей для работы, то ему приносили 12. Если ваш малыш просит цветные карандаши и старый рулон обоев – уж будьте добры, удовлетворите просьбу гения. Желательно, чтобы все инструменты были заранее наготове, чтобы не бегать потом по магазинам, оставив ребенка наедине с творческим порывом. Канцелярские принадлежности, а также музыкальные баночки, шарики, всевозможные тряпочки и обрывки из журналов лучше держать в одном месте.
  3. - Не спешите за удачей. И приучите к этому ребенка. Не успел вырезать и склеить куклу до конца? Не беда. Не получилось сыграть мелодию и подпеть? Не страшно.
  4. – Не отказывайтесь от инноваций. Компьютер и виртуальные игры также могут неплохо помочь в прививании творческого духа ребенку. Покупайте специальные игры и программы, направленные на развитие и применение творческих талантов. Разнообразные музыкальные симуляторы и программы (FLStudio), художественные программы (CorelDraw, Photoshop), а также игровые симуляторы (Sims 2, Sims 3) могут стать полезными не только в развития творчества, но и дадут навыки, полезные в будущей профессии ребенка.
  5. – Творите вместе с ребенком. Ваше поощрение – лучший стимул для малыша. Слушайте вместе с ним музыку (причем не стоит ограничиваться детскими песенками, дети неплохо воспринимают и фолк, и джаз, и поп-музыку, и классику), ходите на выставки, концерты, в театр, кино.

Не переживайте, если ваш сын или дочь не станут Шопеном и Ванессой Мэй. Разнообразие и богатство внутреннего мира, которое они получат в процессе правильного воспитания, многим важнее мировой славы и всеобщего признания.